Научная статья на тему 'Об опыте экспериментальной проверки функциональности комплексно-видовых наборов методов экспертной деятельности'

Об опыте экспериментальной проверки функциональности комплексно-видовых наборов методов экспертной деятельности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
108
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНО-ВИДОВОЙ НАБОР / МЕТОД / ЛИНГВОЭКСПЕРТОЛОГИЯ / ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COMPLEX-SPECIES SET / METHOD / FORENSIC LINGUISTICS / EXTREMIST ACTIVITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хохловская Ольга Геннадьевна, Гандау Кристина Александровна

Данная статья посвящена реализации комплексно-видовых наборов методов в лингвоэкспертной практике при производстве экспертных заключений, связанных с делами о побуждении к экстремистской деятельности. В статье описан алгоритм функциональной верификации методов исследования текста и отражена апробация видовых комплексов на примере конкретного вида экспертизы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Хохловская Ольга Геннадьевна, Гандау Кристина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the experience of experimental inspection of the functionality of complex-species sets of expert activity methods

This article is devoted to the implementation of omplex-specific sets of methods in linguistic practice in the production of expert opinions related to cases of incitement to extremist activity. The algorithm of functional verification of methods of text research is developed in the article and approbation of species complexes is carried out on the example of a specific type of examination.

Текст научной работы на тему «Об опыте экспериментальной проверки функциональности комплексно-видовых наборов методов экспертной деятельности»

Вестник Челябинского государственного университета.

2018. № 1 (411). Филологические науки. Вып. 111. С. 91—99.

УДК 811.11

ББК 81. 411.2

ОБ ОПЫТЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ КОМПЛЕКСНО-ВИДОВЫХ НАБОРОВ МЕТОДОВ ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О. Г. Хохловская, К. А. Гандау

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Данная статья посвящена реализации комплексно-видовых наборов методов в лингвоэкспертной практике при производстве экспертных заключений, связанных с делами о побуждении к экстремистской деятельности. В статье описан алгоритм функциональной верификации методов исследования текста и отражена апробация видовых комплексов на примере конкретного вида экспертизы.

Ключевые слова: комплексно-видовой набор, метод, лингвоэкспертология, экстремистская деятельность.

В настоящей статье осуществляется демонстрация применения разработанных нами для решения исследовательских задач в рамках экспертной деятельности комплексно-видовых наборов. Целью данного эксперимента является задача проверки функциональности предлагаемых нами комплексов эмпирическим путем.

Алгоритм функциональной верификации комплексно-видовых наборов, на наш взгляд, должен состоять из следующих шагов:

1) подбирается текст, обладающий признаками потенциального правового конфликта;

2) относительно характера потенциального правового конфликта формулируются предполагаемые экспертные задачи, выраженные в форме вопросов к эксперту;

3) на основе сформулированных вопросов реализуется лингвистическое исследование выбранного текста, сопровождающееся методологическим комментарием.

Для осуществления апробации предлагаемых видовых комплексов выбраны материалы интернет страниц в социальной сети «ВКонтакте». В частности, для исследования выбрано:

1. Изображение в электронном виде индивидуальной интернет-страницы пользователя А. С. в социальной сети «ВКонтакте» (44 файла);

2. Изображение в электронном виде индивидуальной интернет-страницы пользователя С. М. в социальной сети «ВКонтакте» (48 файлов) [13].

Вопрос, который может быть поставлен перед экспертом, звучит следующим образом: «Содержат ли представленные материалы выраженное различными средствами побуждение к осуществлению экстремистской деятельности?»

Объектами исследования в данном случае являются креолизованные тексты, представляющие собой «сложные семиотические образования, по -строенные на основе, с одной стороны, знаковой системы естественного человеческого языка и, с другой, стороны, любой другой знаковой системы (рисунков, фотографий, музыки и так далее)» [7. С. 122]: скриншоты со страниц А. С. и С. М., изображения, содержащие машинописный текст с фотографиями.

Файлы, обращение к которым продиктовано задачей конкретного экспертного исследования, имеют электронный вид. В качестве иллюстрации будет проанализирована лишь часть записей и картинок, которые наиболее полно и ярко отражают суть проблемы.

Первичный осмотр объектов, представленных на экспертизу, позволяет сделать выводы, которые были сформулированы с учетом использования лексико-семантического метода, о возможности производства лингвистической экспертизы. Во-первых, все объекты относятся к речевой деятельности человека. Во-вторых, все объекты по своему содержанию относятся к коммуникативной деятельности (фрагменты страниц социальной сети «ВКонтакте»). В ходе первичного ос -мотра объектов с использованием общенаучных методов было замечено, что многие из представленных записей А. С. и С. М. со страниц разнообразных сообществ «ВКонтакте» имеют в своем наличии операцию «репост».

С целью объективной оценки ситуации следует анализировать вопрос, поставленный на рассмотрение эксперта, с разных сторон, так как материал для экспертизы включает и материал

со страниц А. С. и С. М., и записи в группах «ВКонтакте», имеющие опосредованное отношение к указанным лицам. Наша логика «преобразования» вопроса продиктована стремлением разграничить материалы, размещенные администраторами групп на публичных страницах социальной сети, и записи с репостами и фотографиями на виртуальных страницах указанных лиц.

1. Содержат ли записи, размещенные на страницах «ВКонтакте» А. С. и С. М., выраженное различными средствами побуждение к осуществлению экстремистской деятельности?

а) записи А. С., размещенные на странице «ВКонтакте»;

б) записи С. М., размещенные на странице «ВКонтакте».

2. Содержат ли материалы, размещенные в сообществах «ВКонтакте» «Железный крест», «Тысячелетний рейх» и [NSidea], выраженное различными средствами побуждение к осуществлению экстремистской деятельности?

Для ответа на первый вопрос целесообразно обращение к лексико-семантическому методу [1] и подбор материалов, которые могут свидетельствовать о побуждении к осуществлению экстремистской деятельности, соответственно, стать основанием для возбуждения уголовного дела. Ориентируясь на комментарий к статье 282 «Возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства» и Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями и дополнениями) [12] обозначим, что входит в определение «экстремистская деятельность»:

• насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

• публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

• возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

• пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

• нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

• воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

• воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

• пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;

• публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

• публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

• организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

• финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении [2].

Так как представленные материалы выложены в Интернете, который является объектом общественной коммуникации, можно утверждать, что они имеют статус публично размещенных. Подтверждением тому может являться демонстрация некоторых записей спорного содержания на личных страницах указанных лиц в социальной сети «ВКонтакте» с подписями, адресованными широкой аудитории («Доброй ночи, мои дорогие камарден и партай-геноссен»), что свидетельствует о массовом характере адресата.

Анализ личной страницы А. С. На личной странице А. С. в разделе «Любимые цитаты» содержится запись следующего содержания: «Россию спасет только массовые расстрелы и ковровое бомбометание» (рис. 1).

Уйм

<- Я

А Hau

Ü vk.con

Какого цвета платье?

Все объявления

ЬБГеИИМ-АНТОН

2 родственника

Друзья онлайн

86 друзей

Интересные страницы

260 страниц

Вдохновляют: Личная информация

Деятельность:

Интересы: Любимая музыка:

Любимые фильмы: Любимые книги:

Любимые игры: Любимые цитаты:

Преподаватель, историк. Член Ассоциации исследователей Гражданской войны в России, Российской ассоциации политической науки История, наука, философия, компьютерные игры

Corvus Corax, Djembe, Falkenbach, HMKids, Tanzwut, Within Temptation, Nightwish, Oomph!, Rammstein, Кино, Дорога Бодана, Hay, средневековая музыка, фолк-металл Терминатор 1-2, Апокалипсис сегодня, Цельнометаллическая оболчка. Карты деньги два ствола

Практически все...очень люблю читать. Вудхаус, Джером, Желязны, Мзареулов, Перумов, английские писатели викторианской эпохи

Warhammer 40 ООО, GTA, Total war. Блицкриг, Battlefield

Россию спасет только массовые расстрелы и

ковровое бомбометание

Невинных нет, есть лишь разные степени вины

Ничего нет только у мертвого. У того, кто

жив, есть хотя бы жизнь

Воспитай человека без веры и получишь

разуМНОГО лрипи^^

vk.com/^^^^

Рис. 1

Данное выражение обозначает точку зрения автора на политический/экономический строй государства. А. С. говорит о насильственном изменении основ конституционного строя, вооруженном конфликте и нарушении целостности Российской Федерации. Его выражение можно квалифицировать как желание оказать воздействие на пользователей сети «ВКонтакте», несмотря на имплицитный характер выражения, отсутствие императивов (глаголов в повелительном наклонении) и обращений к конкретному адресату. Использование в данном случае метода интерпретации и грамматического метода [14] позволяет анализировать как содержательную, так и формальную сторону высказывания.

Пользуясь коммуникативным методом, который позволяет проанализировать ситуацию, способ воздействия на потенциальную аудиторию, а также обращаясь к опыту психологов и прибегая к их специфическим методам исследования при анализе возможной реакции на подобные заявления, можно выявить коммуникативную цель говорящего. Суть представленной цитаты сводится к призыву насильственно изменить существующий политический строй, требует обращения к трансформационному методу и может быть выражена речевой формулой «если — то»: «Если ты хочешь спасти Россию, то прими участие в массовых расстрелах и ковровом бомбометании». Данный силлогизм связан с апелляцией А. С. к ложному патриотизму: желание воздействовать на общество и призывать его к массовым насиль-

ственным действиям, за которыми стоит «благородная» цель — спасение страны, связано с реали -зацией акта призыва [3], сущность которого раскрывается при анализе текста с использованием данных теории речевых актов [9]. Анализируемое высказывание в данном случае может быть признано призывом, так как «отвечает следующим критериям: 1) обсуждаемые действия являются частью общественно-значимой деятельности; 2) коммуниканты — политические субъекты или их представители (сторонники националистического движения»; 3) сам РА — часть общественно-политической коммуникации» [3. С. 143].

Обращение к теории речевых актов также обусловлено особенностями осуществляемой коммуникации: побуждение к действиям реализуется в форме косвенного речевого акта, а именно, цитирования. Для автора страницы это является не только средством убеждения, но и эмоционального воздействия.

При анализе материалов также уместно обращение к данным психолингвистики, которые «по -зволяют выявлять коммуникативные намерения адресанта и коммуникативный отклик (со стороны реципиента)», а «речевая деятельность участников коммуникации, включающая потребность, мотив, замысел и установку, предполагает в первую очередь целенаправленное воздействие на аудиторию» [5].

Исследуемые материалы содержат и изображения, напрямую связанные с подписями и авторскими заметками к ним, соответственно, пред-

ставляют собой креолизованные тексты. Так, на странице А. С. размещена картинка, на которой изображено кольцо с высеченным символом фашизма — свастикой, и личный комментарий данного пользователя: «Ой, какая прелесть! А, главное, продается...».

Данные материалы могут свидетельствовать о пропаганде, публичном демонстрировании и распространении нацистской символики. Несмотря на то, что данное изображение является одним из древнейших символов человечества, население Европы и США связывает его прежде всего с Третьим Рейхом и идеологией нацизма. Коммуникативное намерение и цель пользователя в данном случае можно проанализировать с опорой на контекстологический метод [4]: совокупность экспертируемых материалов позволяет говорить об употреблении свастики и распространении материалов экстремистского содержания. В данном случае было бы оправдано обращение к историкам, искусствоведам и религиоведам, которые могут дать обстоятельный и грамотный комментарий, применяя специфические для своей науки методы, и производство комплексной экспертизы стало бы закономерным этапом в создании текста заключения.

Аудиозаписи, которые А. С. размещает от своего имени на виртуальной странице С. М., с про-вокативными названиями «Вы хотите тотальной войны?», изображения реальных исторических лиц, чья деятельность связывается с идеологией фашизма (Гитлер), персонажей мультипликационных фильмов и аниме, облаченных в форму СС, надписи на немецком языке, призывающие к не-

однозначным действиям по отношению к «врагам», и так далее, — те факторы, которые способствуют выявлению призывов.

При анализе информации со страницы пользователя уместно обращение к методу контент-анализа [4], с помощью которого возможно определить частотность размещения провокационных материалов, по ключевым словам и символам. Данный метод позволит определить степень заинтересованности А. С. в распространении экстремистских материалов. Записи, связанные с распространением фашистской символики, встречаются на его виртуальной странице неоднократно: пользователь периодически делает ре-посты, где призывает приобрести «уникальный» товар. Из 24 файлов, представленных на экспертизу и связанных с демонстрацией ценностных ориентиров конкретного пользователя, целых пять содержат репосты с объявлением о продаже символов фашизма (рис. 2).

Анализ личной страницы С. М. Анализируя информацию со страницы С. М., следует обратить внимание на никнейм (с англ. «кличка», «прозвище») — «Хунхуз» (банды налетчиков в Китае) [11]. Лексико-семантический метод [1] в данном случае позволяет расширить представление о специфическом историческом явлении. В широком смысле хунхуз — любой преступник, промышляющий разбоем. Соответственно, данный пользователь позиционирует себя как человека, способного совершить неправомерное деяние, в том числе оказать разрушительное воздействие на окружающих, применяя насильственные методы.

Помимо никнейма на личной странице С. М. фигурирует видеофайл «Deutsche Wermacht Holle marsch» с записью марша солдат гитлеровской Германии, а также репосты со страниц групп, которые направлены на восхваление национал-социалистического движения: репосты пользователя со страниц группы «Тысячелетний рейх» с комментарием пользователя «Тысячелетний рейх. Доброе утро» позволяют расценивать поведение указанного лица как противоречащее нормам и законам государства, в котором он живет: одобрение деятельности националистическо -го движения связано с использованием известно -го клише «доброе утро!», которое имеет положительную коннотацию. В разделе «любимые книги» данный пользователь указывает запрещенное произведение «Mein Kampf», что свидетельствует о личностных ориентирах С. М. и является ценностным фактором в его менталитете. Интерпретационный метод, используемый при анализе личной страницы пользователя, позволяет сделать определенные выводы относительно призывов к осуществлению экстремистской деятельности. Если позиция и политические предпочтения С. М. преподносятся как факт в разделе «любимые книги», «политические предпочтения» и так далее, то размещение репостов и видеозаписей (косвенный речевой акт), в которых усматриваются призывы к уничтожению противников национал-социалистов, свидетельствуют о распространении информации экстремистского содержания.

На личной странице С. М. содержится несколько операций «репост» с сообществ, имеющих отношение к пропаганде национализма / фашизма. Наиболее частотными в информационной ленте пользователя оказываются сообщения о возможности заказа и изготовления фашистской симво-

лики (кольца с изображением штурмового знака, бюст Гитлера, флаги с соответствующей символикой), что попадает под пункт кодекса «пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики».

Таким образом, среди материалов со страницы пользователей А. С. и С. М. выделяются записи, свидетельствующие о распространении призывов к осуществлению экстремистской деятельности.

Для ответа на второй вопрос представим классификацию записей из «спорных» групп.

Записи на страницах групп (посты), в которых может содержаться информация, имеющая отношение к экстремизму, может быть подразделена на несколько видов. С помощью метода контент-анализа нами установлено процентное соотношение представленных материалов относительно различных форм подачи информации в интернете. Результат см. в таблице.

Таким образом, в вышеуказанных группах «ВКонтакте» присутствуют записи разного содержания, преследующие вполне определенную цель — убедить целевую аудиторию (в данном случае подписчиков групп) в том, что национал-социалистическое движение, фашизм могут стать «идеологией будущего». Большой процент записей, на наш взгляд, содержит вербальные и вер-бально-невербальные комплексы, в которых авторами утверждается национальная, религиозная и расовая исключительность.

Материалы, в которых может содержаться побуждение к экстремистской деятельности, представлены в качестве изображений, снабженных письменным текстом.

Информационный ресурс (группа «ВКонтакте») [NSidea] содержит картинку с изображением космического пространства и комментарием «С каждым лайком умирает хач».

Критерий (основание) Железный крест [NS idea]

Количество файлов % Количество файлов %

Продажа и распространение сувенирной продукции с изображением фашистских символов 7 21,8 4 8,8

Фактический материал, фотографии, описание исторических событий (цитаты из книг) 14 43,7 21 46,6

Распространение картинок и демотиваторов, направленных на дискредитацию строя, не имеющего отношения к национал-социализму; утверждение национальной, религиозной и расовой исключительности 11 34,3 25 55,5

Всего файлов 32 100 45 100

В данном случае уместно произвести лексико-семантический анализ, обратившись к научным источникам с целью толкования слова «хач», а также использовать интерпретационный метод [1] при анализе целеустановки создателей изображения с учетом вербальной и невербальной составляющей. Наиболее популярное в последнее время изображение космоса связывается с экспликацией следующего смысла: «космическое» — то, что вызывает восхищение, высшая форма переживания какой-либо эмоции (Ты просто космос — по отношению к человеку). В данном случае очевидно обращение к методу анализа пресуппозиций [3], который позволяет выявить общий компонент знаний для говорящего и слушающего: автор текста рассчитывает на то, что аудитория уже имеет представление о характере изображения. Слово «хач» имеет в русском языке отрицательную коннотацию; в толковом словаре ненормативной лексики русского языка помечается как «жаргонное» и обозначает жителя Армении («Хачи как поднялись и вломили ему по полной программе») [8. С. 676]. «Хач» относится, по Жельвису, к одному из разрядов инвективной лексики и квалифицируется как «ксенофобская кличка» [6. С. 236], поэтому употребление данного слова свидетельствует о разжигании межнациональной розни.

При обращении к лингвостилистическому анализу, который позволяет выявить единицы языка, передающие различные коннотации в процессе их реализации в конкретном тексте, становится понятна установка автора. Анализируемый текст на фоне изображения космоса приобретает оче-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

видный смысл: те, кто поставил лаик, «космически совершенны», так как одобряют смерть «ха-чей». Выраженное имплицитно намерение администраторов группы, призывающих «поставить лайк», а значит, согласиться с мнением о том, что «хачи» достойны смерти, фактически становится призывом.

Соответственно, данное выражение, размещенное в группе сайта «ВКонтакте» в неразрывной связи с фоном, на котором написан текст, можно квалифицировать как побуждение к осуществлению экстремистской деятельности.

Подобная задача администраторов группы [NSidea] реализуется и в тексте «С нацистов по лайку», снабженном картинкой фашистского символа — свастики.

Данная запись представляет собой призыв реципиентов к выбору идеологий. Данное изображение содержит следующую интенцию: приверженцы нацизма подтверждают свою политическую позицию, нажав соответствующую кнопку на клавиатуре. Призыв, который определяется здесь в первую очередь с помощью отсылки к теории речевых актов, «направлен на процедуру идеологической самоидентификации путем визуализации идеи через оперирование символикой».

Интенция одобрения национал-социалистического движения содержится также в следующей записи, опубликованной в Интернет-сообществе «Железный крест»: «KEEP CALM AND JOIN THE WEHRMACHT» (рис. 3).

Использование метода компонентного анализа связано с необходимостью перевода текста на

___________Лт * 1

1 «- Я С vk.com Лента сШм^ф Q ★) i

^ Наверх +1JI зш? Железный Крест

+ 1011 11 1 J L

+4Р +17 О П Г KEEP CALM K2QI 0 Ы

AND й •М'

JOIN THE

WEHRMACHT щ ш н1

31 минуту назад | Комментировать Поделиться 8 Мне нравится 52

1 2 1

русский язык. Подстрочный перевод выглядит следующим образом:

Keep (англ.) — сохранять, поддерживать, вести, обеспечивать;

Calm (англ.) — спокойный, тихий, мирный;

And (англ.) — и;

Join (англ.) — присоединяться, присоединиться, приобщить;

The (англ.) [средство связи слов в предложении, перевода не имеет];

Wehrmacht — вооруженные силы; Wehr — «оружие, оборона, сопротивление», Macht — «сила, мощь, власть, влияние, войско») [9].

С точки зрения грамматики английского языка фраза переводится так: «Сохраняй спокойствие и присоединяйся к Вермахту». Грамматический метод важен в определении характера высказывания: текст является побудительным, так как «утвердительная форма побудительного наклонения совпадает по форме с инфинитивом (без частицы to)». Данная фраза является призывом, так как в русскоязычном варианте она строится в императивной форме: «Сохраняй спокойствие, вступай». Усиливает значение призыва графическое написание фразы: все буквы заглавные, что подтверждает неоспоримую важность содержания анализируемого текста для его создателей.

Данный эпизод, на наш взгляд, является публичным призывом к осуществлению экстремистской деятельности, поскольку «Вермахт» (вооруженные силы нацисткой Германии в 1935— 1945 гг.) создает оппозицию по отношению к Советскому Союзу и действующему политическому режиму и провозглашает агрессию, о чем свидетельствует использование лексико-семанти-ческого метода: сама семантика слова Wehrmacht «включает в себя элементы агрессии: оружие, сопротивление, сила, влияние, войско» [9. С. 612].

В исследуемых материалах группы [NSidea] также присутствует изображение человека в форме солдата СС (элитные войска нацисткой Германии, которые участвовали в военных действиях и осуществляли геноцид).

Сопровождается иллюстрация текстом: «Зачем любить? Зачем страдать? Вступай в СС — пойдем стрелять».

Анализ высказывания с опорой на известный Интернет-мем, строящийся по похожей схеме («Зачем любить? Зачем страдать? Пойду поем и лягу спать», «Зачем любить? Зачем страдать? Берем кота — идем играть» и так далее), требует применения грамматического метода, который имеет в данном случае принципиальное значение: построение текста в рамках предложенной формы делает его узнаваемым — аудитория информационного ресурса (подписчики указанного Интернет-сообщества), апеллируя к своему «читательскому опыту», воспринимает новые смыслы, который вкладывает автор в свой демотива-тор. Определяющим оказывается наличие в тексте императивов («вступай»). Анализ использования форм изъявительного наклонения для выражения значения побудительного (функционально-семантическая категория модальности, по Бондарко) позволяет убедиться в безусловной важности грамматического метода: глагол, употребленный в форме множественного числа, — «пойдем» — в данном контексте расценивается как призыв к агрессивному поведению, осуществлению неправомерных действий экстремистской направленности.

Таким образом, ответ на первоначальный вопрос о том, содержат ли представленные материалы выраженное различными средствами побуждение к осуществлению экстремистской деятельности, положительный.

В заключение следует отметить, что эмпирическая верификация предлагаемых методических комплексов показала основополагающую роль следующих методов: лексико-семантического метода, метода компонентного анализа, грамматического, лингвостилистического методов, а также метода контент-анализа. Выбор каждого метода осуществлен с опорой на специфику материала — вербальных и вербально-невербальных комплексов — и характер экспертных вопросов.

Список литературы

1. Базылев, В. Н. Общее языкознание : учеб. пособие / В. Н. Базылев. — М., 2007. — 285 с.

2. Баранов, А. Н. Лингвистический анализ текста / А. Н. Баранов. — С. 412-421.

3. Баранов, А. Н. Лингвистическая экспертиза текста: теория и практика : учеб. пособие / А. Н. Баранов. — М., 2007. — 592 с.

4. Болотнова, Н. С. Филологический анализ текста : учеб. пособие / Н. С. Болотнова. — М., 2009. — 520 с.

5. Глухов, В. П. Основы психолингвистики : учеб. пособие для студентов педвузов / В. П. Глухов. — М., 2005.

6. Жельвис, В. И. Поле брани: Сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира / В. И. Жельвис. — М., 2001.

7. Леонтович, О. А. Методы коммуникативных исследований / О. А. Леонтович. — М., 2011.

8. Мокиенко, В. М. Большой словарь русского жаргона / В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина. — СПб., 2001. — 717 с.

9. Мюллер, В. К. Англо-русский словарь / В. К. Мюллер, С. К. Боянус. — М., 2007.

10. Серль, Дж. Теория речевых актов / Дж. Серль. — М., 1998.

11. Толковый словарь русского языка : в 4 т. / под ред. Д. Ушакова — М., 2007. — 752 с.

12. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями и дополнениями).

13. Хохловская, О. Г. Анализ текста экспертного заключения, связанного с проблемой выявления призывов к осуществлению экстремистской деятельности / О. Г. Хохловская. — Челябинск, 2016.

14. Хроленко, А. Т. Теория языка : учеб. пособие / А. Т. Хроленко, В. Д. Бондалетов. — М., 2004.

Сведения об авторах

Хохловская Ольга Геннадьевна — кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. khokh-olga@yandex.ru

Гандау Кристина Александровна — преподаватель кафедры русского языка и литературы, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. kristina_gandau@mail.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2018. No. 1 (411). Philology Sciences. Iss. 111. Pp. 91—99.

ON THE EXPERIENCE OF EXPERIMENTAL INSPECTION OF THE FUNCTIONALITY OF COMPLEX-SPECIES SETS OF EXPERT ACTIVITY METHODS

O. G. Hohlovskaya

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. khokh-olga@yandex.ru

K. A. Gandau

Chelyabinsk State University. Chelyabinsk, Russia. kristina_gandau@mail.ru

This article is devoted to the implementation of omplex-specific sets of methods in linguistic practice in the production of expert opinions related to cases of incitement to extremist activity. The algorithm of functional verification of methods of text research is developed in the article and approbation of species complexes is carried out on the example of a specific type of examination.

Keywords: complex-species set, method, forensic linguistics, extremist activity.

References

1. Bazylev V.N. Obshchee yazykoznanie [General linguistics]. Moscow, 2007. 285 p. (In Russ.).

2. Baranov A.N. Lingvisticheskij analiz teksta [Linguistic analysis of the text]. Moscow, 2007. Pp. 412-421. (In Russ.).

3. Baranov A.N. Lingvisticheskaya ehkspertiza teksta: teoriya ipraktika [Linguistic examination of the text: theory and practice]. Moscow, 2007. 592 p. (In Russ.).

4. Bolotnova N. S. Filologicheskij analiz teksta [Philological analysis of the text]. Moscow, 2009. 520 p. (In Russ.).

5. Gluhov V.P. Osnovypsiholingvistiki [Fundamentals of psycholinguistics]. Moscow, 2005. (In Russ.).

6. Zhel'vis V.I. Pole brani: Skvernoslovie kak social'nayaproblema v yazykah i kul'turah mira [Stricken field: Foul language as a social problem in the languages and cultures of the world]. Moscow, 2001. (In Russ.).

06 onume эксneрuмeнmaп.bнou npoBepKU $yHKy.uoHan.bHocmu mMmeKCHO-BudoBbix Ha6opoB..

99

7. Leontovich O.A. Metody kommunikativnyh issledovanij [Methods of communicative research]. Moscow, 2011. (In Russ.).

8. Mokienko V.M., Nikitina T.G. Bol 'shoj slovar' russkogo zhargona [A large dictionary of Russian jargon]. St. Petersburg, 2001. 717 p. (In Russ.).

9. Myuller V.K. Anglo-russkij slovar' [English-Russian dictionary]. Moscow, 2007. (In Russ.).

10. Serl Dzh. Teoriya rechevyh aktov [The theory of speech acts]. Moscow, 1998. (In Russ.).

11. Ushakov D. (ed.). Tolkovyj slovar' russkogo yazyka : v 4 t. [Dictionary of Russian language in 4 vol.]. Moscow, 2007. 752 p. (In Russ.).

12. Federal'nyj zakon ot 25 iyulya 2002 g. №114-FZ «O protivodejstvii ehkstremistskoj deyatel>nosti» (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Federal Law No. 114-FZ of July 25, 2002 "On Counteracting Extremist Activity" (as amended and supplemented)]. Moscow, 2016. (In Russ.).

13. Hohlovskaya O.G. Analiz teksta ehkspertnogo zaklyucheniya, svyazannogo sproblemoj vyyavleniyapri-zyvov k osushchestvleniyu ehkstremistskoj deyatel 'nosti [Analysis of the text of the expert opinion related to the identification of calls for the implementation of extremist activities]. Chelyabinsk, 2016. (In Russ.).

14. Hrolenko A.T., Bondaletov V.D. Teoriya yazyka [Language theory]. Moscow, 2004. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.