DOI 10.24411 /2076-1503-2020-10811 ГУНЬКО Татьяна Владимировна,
Ростовский государственный экономический
университет (РИНХ), e-mail: [email protected]
ОБ ОПТИМАЛЬНОМ СОГЛАСОВАНИИ ПУБЛИЧНОГО ЧАСТНОГО ИНТЕРЕСА В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ
Аннотация. Актуальность исследования вызвана продолжающимся в теории цивилистики поиском оптимального баланса частных и публичных интересов в гражданских правоотношениях. На основе анализа и обобщения имеющихся в теории гражданского права подходов, преимущественно отстаивающих позицию о том что гражданско-правовое регулирование осуществляется на основе сочетания частных и публичных интересов, автором делается попытка сформулировать собственный взгляд на проблему соотношения публичного частного интереса в гражданском праве, посредством закрепления новой конструкции - «согласование публичного и частного интереса», обосновывая это тем, что такая корректировка взглядов о соотношении публичного и частного интереса по направлению их оптимального согласования будет способствовать более полному удовлетворению и обеспечению интересов государства, общества и личности в гражданских правоотношениях.
Ключевые слова: гражданские правоотношения, публичный и частный интерес, принципа сочетания частных и публичных интересов, защита интересов.
GUNKO Tatiana Vladimirovna,
Rostov State Economic University (RINH)
ON THE OPTIMAL AGREEMENT OF PUBLIC PRIVATE INTEREST
IN CIVIL LAW
Annotation. The relevance of the study is due to the ongoing search in the theory of civil law for the optimal balance of private and public interests in civil relations. Based on the analysis and generalization of the approaches available in the theory of civil law, mainly defending the position that civil law regulation is carried out on the basis of a combination of private and public interests, the author makes an attempt to formulate his own view on the problem of the correlation of public private interest in civil law, by consolidating a new constructions - «coordination of public and private interests», justifying this by the fact that such an adjustment of views on the ratio of public and private interests in the direction of their optimal coordination will contribute to more complete satisfaction and ensuring the interests of the state, society and the individual in civil relations.
Key words: civil relations, public and private interest, the principle of combining private and public interests, protection of interests.
Актуальность представленной темы обусловлена тем, что на всём протяжении существования права, теоретики и практики ищут оптимальный баланс частных и публичных интересов. Наиболее важное значение этот вопрос имеет в процессе правотворчества и совершенствования законодательства. Особое значение проблема согласования публичного и частного интереса имеет в нормах гражданского законодательства, так как в нём наиболее полно прослеживается интеграция частноправовых и публично-правовых начал [12, с. 7]. При этом, по-прежнему, в гражданском законодательстве остался ряд проблем в контексте реализации принципа сочетания частных и публичных интере-
сов, попытки решить которые предпринимались многими цивилистами [10, с. 97]. В данной статье, автором делается попытка сформулировать собственный взгляд на проблему согласования публичного частного интереса в гражданском праве.
Первоначально обратимся к существующим в цивилистике подходам о понятиях «публичный» и «частный» интерес и их соотношении.
В цивилистике устоявшимся мнением считается, что система принципов гражданского права предполагает одновременное применение как частноправовых, так и публично-правовых начал при регулировании гражданских правоотношений (имущественных и личных неимущественных
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020
отношений). В подтверждение этого приводятся положения статьи первой Гражданского кодекса Российской Федерации [5], где помимо частноправовых начал, предполагается публично-правовые [2, с. 42]. В этом контексте, представляет интерес позиция профессора Т.Т Алиева, указывающего на то, что в статье первой Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствует прямое текстуальное закрепление принципа сочетания частных и публичных интересов. Авторитетный ученый отмечает, что вне рамок этой статьи остались и иные общесоциальные принципы, изложенные в других статьях гражданского законодательства и структурно-функционально связаны с принципом сочетания публичного и частного интереса, причём достаточно часто не в пользу последнего[1, с. 8]. Например, в статье 421 ГК РФ изложен принцип свободы договора, однако законодатель допускает множество изъятий из этого принципа, прежде всего в публичных интересах, что позволяет сделать вывод об относительной условности этой свободы. Ярким примером такого положения является наличием в гражданском законодательстве категории «публичный договор», закреплённой в статье 426 ГК РФ. Действительно, понуждение к заключению договора, исходя из принципов гражданского законодательства не допустимо, исключение - случаи, конкретно, установленные законодателем или обязательством. Однако, публичный договор, который сегодня широко распространён в хозяйственно обороте, предполагает, что коммерческая организация обязана его заключить при наличии известных условий, так как в силу положений пункта 3 статьи 426, отказ от его заключения «при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается». Можно привести и ряд других положений гражданского законодательства о публичном договоре, которые в целях обеспечения публичных интересов ограничивают общий принципа свободы договора[9, с. 19]. Например, что цена товаров, работ и услуг и другие условия публичного договора должны быть одинаковы для всех потребителей (исключение -льготы для отдельных категорий потребителей, установленные законом). Цель данного положения - обеспечение публичных интересов по обеспечению условий, которые должны быть едины для всех без исключения потребителей с одной стороны, а с другой - обеспечение льгот для тех, кто в этом нуждается.
Несмотря на различие в имеющихся подходах, все исследователи согласны тем, что к особенности основных начал гражданского законодательства относится то, что гражданско-правовое регулирование осуществляется на основе сочета-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020
ния частных и публичных интересов[6, с. 23]. Заметим, что сочетание различных интересов участников общественных отношений, регулируемых правом можно обнаружить еще в Декларации прав человека и гражданина 1789 года, где оно было закреплено опосредованным образом. Это следует из положения о том, что свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому, следовательно, осуществление естественных прав каждого человека может быть ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом.
Разделение права на публичное и частное, в контексте выделения последнего, по мнению специалистов означает, что в определённых сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в гражданско-правовых отношениях, прямое вмешательство государства значительно ограниченно, а в отдельных случаях и запрещено. Иными словами, в частноправовой сфере, государство не должно определять содержание решений, принимаемых субъектами правоотношений, а только охраняет из, обеспечивая действия и решения, принятые указанными субъектами посредством взаимной договоренности [8, с. 57].
Ряд авторов указывает о том, что в современный период имеется опасность значительной «публицизации» гражданского права. Такой подход, на наш взгляд, не приемлем. Так как публичные начала гражданского законодательства направлены прежде всего обеспечение потребности в обеспечении защиты интересов экономически слабой стороны, что не расходится с интересами всего общества, которое заинтересовано в защите прав построителей от недобросовестных производителей, от агрессивных методов деятельности монополий и многих других негативных факторов, которые имеют место в современном гражданском обороте[3, с. 17]. Исходя из этого, можно констатировать, что излишней «публициза-ции» частно-правовых отношений быть не может. В гражданском законодательстве не могут отсутствовать нормы, направленные на учет и обеспечение публичных интересов, что делается в целях защиты интереса частного, который следует воспринимать в качестве совокупности прав, которые охватывают своим содержанием действия и решения частных лиц, регулируя имущественные и личные неимущественные отношения граждан.
Именно признание и защиту субъективных прав, можно определить в качестве из одной самых значимых задач современного права. При этом не следует забывать и о наличии публичных интересов, без которых не может существовать ни одно государство, а также интересов обществен-
ных, отражающих потребности социума. На практике, указанные интересы могут вступать в противоречие по многим позициям. Именно поэтому, представители цивилистической науки уже долгое время ведут полемику относительно оптимального соотношения публичного и частного интереса, прежде всего в частноправовых отраслях, таких как гражданское право[7, с. 60].
Рискуя, вызвать шквал критических замечаний, выскажем мнение, что эта дискуссия является в некоторой степени искусственно надуманной, так как не может существовать частноправовой интерес в отрыве от публичного. В любом гражданском правоотношении можно выделить наличие публичного интереса. Исходя из этого, полагаем, что говорить о балансе частного и публичного интереса необоснованно, можно вести речь лишь об их оптимальном согласовании.
Именно оптимальное согласование частного и публичного интереса имеет принципиальное значение в гражданских правоотношениях, а для этого необходимо четко определить основания и пределы правомерного ограничения прав как субъекта гражданского правоотношения, так и государства.
В этом контексте представляет интерес позиция Б.М. Гонгало, который отмечает, что «широко распространено мнение о необходимости (или даже существовании) «оптимального» сочетания (баланса) частных и публичных интересов. На самом деле это только тот идеал, к которому следует стремиться, отдавая себе отчет в том, что оптимального сочетания (баланса) нет и вряд ли будет[4, с. 78]. В целом данное мнение вполне обосновано, только более целесообразным использовать не термин «сочетание», а согласование публичного и частного интересов, которое должно быть оптимальным. Это следует из того, что публичное право выражает интересы всего общества, а, следовательно, и интересы индивида, так как он - член этого общества. При этом у них много общего, и прежде всего то, что и тот и другой формируются личностно. Посредством индивидуального осознания создаются интересы, которые составляют как общее, так и индивидуальное благо. Публичные интересы удовлетворяются через удовлетворение интересов индивидов.
Приведём еще одно интересное мнение, высказанное в литературе о том, что «сочетание частных и публичных интересов в сфере гражданско-правового регулирования вряд ли возможно, точно так же как невозможна в полной мере реализация научной конструкции идеального правового государства»[11, с. 7]. С этим трудно не согласиться, но изложенное не исключает, а,
думается, предполагает возможность использование конструкции оптимальное согласование публичного и правового интереса, что в рассматриваемом контексте может выступить в качестве фактора, определяющего цель и содержание этого механизма.
В процессе реализации этих интересов пользу получает конкретный субъект частноправовых отношений. При этом взаимоотношение этих интересов не является величиной постоянной и неизменной. Они не подчинены друг другу, так как не входят друг в друга, а существуют параллельно, но при этом могут выступать в единстве взаимосвязей и поэтому не могут быть противопоставлены. Они влияют друг на друга, дополняя и взаимодействуя и поэтому можно говорить об их неразрывности и необходимости оптимального согласования. При этом указанное оптимальное согласование, не может быть определено абстрактно, в отрыве от конкретного гражданского правоотношения, в том числе и спорного, так как очевидно, что, реализуя свои частные интересы в гражданском обороте, его участники не должны причинять вред интересам публичным, ведь в противном случае под угрозу будет поставлена устойчивость и стабильность гражданского оборота, а в более широком контексте и всего экономического состояния государства.
Подводя итоги, необходимо отметить, что реализация публичных интересов позволяет более полно обеспечивать частные интересы, то есть интересы каждого отдельного индивидуального субъекта гражданских правоотношений, именно поэтому их следует рассматривать в контексте необходимости оптимального согласования, с позиции, что защита частных интересов обеспечивается посредством частных и публичных правовых норм, а реализация публичных интересов опосредствуют частноправовые отношения, что требует их оптимального согласования с целью удовлетворения непосредственно публичного интереса, что может быть достигнуто посредством удовлетворения частного интереса.
Предложенная корректировка взглядов о соотношении публичного и частного интереса по направлению их оптимального согласования будет способствовать устойчивому экономическому росту. Чем развитие общество, тем сложнее взаимосвязь между частным и публичным интересами и в связи с этим важное значение приобретает динамика развития законодательства в этой сфере, так как в перспективе необходимо прийти к осознанию и закреплению необходимости оптимального согласования в гражданских правоотношениях интересов государства, общества и личности.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020
Список литературы:
[1] Алиев Т.Т. Соотношение частных и публичных интересов в законодательстве Российской Федерации Современное право. 2011. № 1.
- С. 6 -11.
[2] Волков И.А. К вопросу о сущности публичного интереса: нормативный и теоретический аспекты // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2019. №13. - С. 40-46.
[3] Воронов Е.Н. Экспансия публичного права в сферу гражданско-правового регулирования // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2017. Т. 7. № 3 (24). С. 16-22.
[4] Гонгало Б.М. Идеи частного права: должное и сущее // Цивилистические записки. Межвуз. сб. науч. трудов. - М.: Статут, 2004. - С. 74-97.
[5] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ. -1994. - № 32. - Ст. 3301.
[6] Грудцына Л.Ю., Галушкин А.А. Развитие гражданского общества в аспекте конвергенции частного и публичного права // Право и управление. XXI век. 2014. № 2 (31). - С. 20-27
[7] Ермаков Д.А. О соотношении публичных и частных интересов в гражданском праве //Право в современном мире. Сборник научных статей по итогам работы II международного круглого стола.
- Донецк, 2019. - С. 59-63.
[8] Иванова Е. В. Гражданское право. Общая часть. Учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2019. - 257 с.
[9] Иванов Н.В., Людвиг С.Д. Проблемы публичности и публичного договора в гражданском праве // Закон и власть. 2019. № 1. - С. 18-21
[10] Коломиец Е.А. О соотношении публичных и частных начал в имущественном обороте // Власть Закона. 2016. № 3 (27). - С. 96-101.
[11] Суханов Е.А. О частных и публичных интересах в развитии корпоративного права // Журнал российского права. 2013. № 1 (193). - С. 5-9.
[12] Суханов Е.А. Гражданский кодекс в поиске баланса частных и публичных интересов // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. 2019. № 6. - С. 3-12.
Spisok literatury:
[1] Aliev T.T. Sootnoshenie chastny'x i publich-ny'x interesov v zakonodatel'stve Rossijskoj Feder-acii Sovremennoe pravo. 2011. № 1. - S. 6 -11.
[2] Volkov I.A. K voprosu o sushhnosti publich-nogo interesa: normativny'j i teoreticheskij aspekty' // Ucheny'e zapiski Tambovskogo otdeleniya RoSMU. 2019. №13. - S. 40-46.
[3] Voronov E.N. E'kspansiya publichnogo prava v sferu grazhdansko-pravovogo regulirovaniya // Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo uni-versiteta. Seriya: Istoriya i pravo. 2017. T. 7. № 3 (24). S. 16-22.
[4] Gongalo B.M. Idei chastnogo prava: dolzh-noe i sushhee // Civilisticheskie zapiski. Mezhvuz. sb. nauch. trudov. - M.: Statut, 2004. - S. 74-97.
[5] Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chasf pervaya) ot 30.11.1994 № 51-FZ (red. ot 31.07.2020) // Sobranie zakonodatePstva RF. - 1994. - № 32. - St. 3301.
[6] Grudcina L.Yu., Galushkin A.A. Razvitie grazhdanskogo obshhestva v aspekte konvergencii chastnogo i publichnogo prava // Pravo i upravlenie. XXI vek. 2014. № 2 (31). - S. 20-27
[7] Ermakov D.A. O sootnoshenii publichny'x i chastny'x interesov v grazhdanskom prave // Pravo v sovremennom mire. Sbornik nauchny'x statej po ito-gam raboty' II mezhdunarodnogo kruglogo stola. -Doneczk, 2019. - S. 59-63.
[8] Ivanova E. V. Grazhdanskoe pravo. Obsh-haya chast\ Uchebnik i praktikum dlya vuzov. M.: Yurajt, 2019. - 257 s.
[9] Ivanov N.V., Lyudvig S.D. Problemy' pub-lichnosti i publichnogo dogovora v grazhdanskom prave // Zakon i vlast\ 2019. № 1. - S. 18-21
[10] Kolomiecz E.A. O sootnoshenii publichny'x i chastny'x nachal v imushhestvennom oborote // Vlasf Zakona. 2016. № 3 (27). - S. 96-101.
[11] Suxanov E.A. O chastny'x i publichny'x interesax v razvitii korporativnogo prava // Zhurnal rossijskogo prava. 2013. № 1 (193). - S. 5-9.
[12] Suxanov E.A. Grazhdanskij kodeks v poiske balansa chastny'x i publichny'x interesov // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 11: Pravo. 2019. № 6. - S. 3-12.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020