Научная статья на тему 'ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ РАЦИОНАЛЬНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ЛЕСНЫХ ПОЖАРНО-ХИМИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ С УЧЕТОМ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЛЕСОТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ'

ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ РАЦИОНАЛЬНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ЛЕСНЫХ ПОЖАРНО-ХИМИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ С УЧЕТОМ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЛЕСОТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
5
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лесные пожары / лесотранспортная сеть / лесные пожарно-химические станции / логистический подход / эффективность охраны и защиты лесов / forest fires / forest transport network / forest fire and chemical stations / logistical approach / efficiency of forest conservation and protection

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — О.Б. Монгуш, М.А. Васильев, М.А.Морозов, И.М. Еналеева-Бандура

В статье определены причины неэффективности доставки наземных сил и средств пожаротушения к очагам возгорания; указана роль оптимального месторасположения пожарно-химических станций в процессе достижения эффективности функционирования системы охраны и защиты лесов от пожаров; выявлена необходимость разработки методологического аппарата, обеспечивающего определение оптимального месторасположения лесных пожарно-химических станций с учетом уровня развития лесотранспортной сети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — О.Б. Монгуш, М.А. Васильев, М.А.Морозов, И.М. Еналеева-Бандура

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE DETERMINATION OF THE RATIONAL LOCATION OF FOREST FIRE AND CHEMICAL STATIONS, ACCORDING TO THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF THE FOREST TRANSPORTATION NETWORK

The article identifies the reasons for the inefficiency of the delivery of ground forces and fire extinguishing equipment to the fires; the role of the optimal location of fire-chemical stations in the process of achieving the effectiveness of the functioning of the system of protection and protection of forests from fires is indicated; the necessity of developing a methodological apparatus that ensures the determination of the optimal location of forest fire and chemical stations, taking into account the level of development of the forest transport network, has been identified.

Текст научной работы на тему «ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ РАЦИОНАЛЬНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ЛЕСНЫХ ПОЖАРНО-ХИМИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ С УЧЕТОМ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЛЕСОТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ»

Секция «Экологическая безопасность»

УДК 630*432.19: 164.01

ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ РАЦИОНАЛЬНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ЛЕСНЫХ ПОЖАРНО-ХИМИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ С УЧЕТОМ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ

ЛЕСОТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ

О.Б. Монгуш, М.А. Васильев, М.А.Морозов Научный руководитель - И.М. Еналеева-Бандура

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: melnikov1978@inbox.ru

В статье определены причины неэффективности доставки наземных сил и средств пожаротушения к очагам возгорания; указана роль оптимального месторасположения пожарно-химических станций в процессе достижения эффективности функционирования системы охраны и защиты лесов от пожаров; выявлена необходимость разработки методологического аппарата, обеспечивающего определение оптимального месторасположения лесных пожарно-химических станций с учетом уровня развития лесотранспортной сети.

Ключевые слова: лесные пожары, лесотранспортная сеть, лесные пожарно-химические станции, логистический подход, эффективность охраны и защиты лесов.

ON THE DETERMINATION OF THE RATIONAL LOCATION OF FOREST FIRE

AND CHEMICAL STATIONS, ACCORDING TO THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF THE FOREST TRANSPORTATION NETWORK

O.B. Mongush, M.A. Vasiliev, M.A. Morozov

Scientific supervisor - I.M. Enaleeva-Bandura

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: melnikov1978@inbox.ru

The article identifies the reasons for the inefficiency of the delivery of ground forces and fire extinguishing equipment to the fires; the role of the optimal location of fire-chemical stations in the process of achieving the effectiveness of the functioning of the system of protection and protection of forests from fires is indicated; the necessity of developing a methodological apparatus that ensures the determination of the optimal location of forest fire and chemical stations, taking into account the level of development of the forest transport network, has been identified.

Key words: forest fires, forest transport network, forest fire and chemical stations, logistical approach, efficiency of forest conservation and protection.

Лесные пожары - можно обозначить, как одну из наиболее мощных экологических катастроф и определить, как один из сильнейших негативных факторов, оказывающих разрушительное воздействие на лесные экосистемы. В этой связи тушение лесных пожаров необходимо, но с привлечением к тушению очагов возгорания воздушных сил высоко затратно [3]. Преимущественно привлечение к ликвидации лесных пожаров воздушных сил связано: с недостаточной эффективностью использования наземных сил и средств охраны и

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 2

защиты лесов; а также обуславливается слабой развитостью транспортной инфраструктуры лесных территорий. В этой связи, очевидно, что повышение эффективности применения в целях ликвидации лесных пожаров наземных сил и средств пожаротушения является актуальной не только научной, но и практической задачей. Повышение отмеченной эффективности во многом зависит от своевременной доставки сил и средств пожаротушения к очагу возгорания. В свою очередь доставка спецтехники и пожарных бригад, не выходящая за нормативные временные пределы, находится в прямой зависимости от рационального территориального размещения пожарно-химических станций (ПХС). Учитывая обозначенное обстоятельство выбор месторасположения данных станций должен носить объективный, научно обоснованный характер в целях эффективной интеграции всех лесопожарных сил для успешной борьбы с пожарами, в которой ключевую роль играет уровень развития лесотранспортной сети.

Очевидно, что своевременность доставки наземных сил и средств пожаротушения к очагу возгорания преимущественно зависит от уровня развития транспортной сети на территории лесного фонда и рационального размещения инфраструктурных объектов, связанных с охраной и защитой лесов. Среди отмеченных инфраструктурных объектов основными на территориях лесного фонда являются пожарно-химические станции.

ПХС представляют собой территориальные специализированные подразделения в районах использования наземных сил и средств пожаротушения. Задачи своевременного обнаружения лесного пожара и его успешной ликвидации лежат именно на ПХС. Данное обстоятельство определяет высокую важность указанного инфраструктурного объекта в системе охраны и защиты лесов и обусловливает необходимость научного обоснования в аспекте принятия решений касательно географического размещения данных станций [1-2].

Обзор научной литературы по обозначенной тематике [4-8] выявил, что большинство исследований в области оптимизации функционирования системы охраны и защиты лесов посвящено разработке эффективных комплексов организационно-технических мероприятий, ориентированных на успешную борьбу с лесными пожарами. Например, в работах [6-8 и др.] представлены сравнительный анализ эколого-экономической эффективности и расчет нормативов технического оснащения ПХС. В научном труде [4] по данному вопросу отмечено следующее «Бесспорно, эколого-экономические аспекты и оптимизация важны при проектировании ПХС, но при этом отсутствует обоснование рационального территориального размещения станций ПХС». Также ученые-исследователи [4] отмечают, что при планировании размещения ПХС необходимо учитывать степень пожарной опасности охраняемого объекта; уровень развития лесотранспортной сети и временные нормативы доставки спецтехники и пожарных бригад к очагу возгорания. Разработанная в источнике [4] математическая модель, несомненно, обладает весомыми преимуществами, ввиду учета в ней вышеперечисленных факторов. Но аспект взаимозависимости лесотранспортной сети и временных затрат на доставку сил и средств пожаротушения в данной модели учтен недостаточно подробно, ввиду отсутствия в методологической разработке показателей изменения: скоростного режима (а также факторов снижения среднетехнических скоростей) спецтехники и пожарных бригад при движении по различным ступеням существующей лесной транспортной сети; временных пределов на доставку сил и средств пожаротушения в зависимости от изменения природно-климатических условий в регионе. В этой связи, остался недостаточно раскрытым и вопрос определения эффективного плеча доставки сил и средств пожаротушения к очагу возгорания.

Таким образом, выявлена необходимость разработки методологического аппарата, обеспечивающего определение оптимального месторасположения лесных пожарно-химических станций на базе расчета эффективного плеча доставки сил и средств пожаротушения к очагу горения с учетом уровня развития транспортных сетей на территории лесного фонда.

Секция «Экологичсааая безопасность»»

Библиографические ссылки

1. Российская Федерация. Законы. «Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64299/ (дата обращения 23.09.2021г.)

2. Методическими рекомендациями по применению сил и средств для тушения лесных пожаров (утв. МЧС России № 2-4-87-9-18 от 16.07.2014 г.) .- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_246655/ (дата обращения 28.09.2021г.)

3. Лесные пожары в России. Статистика и антирекорды // ТАСС-ДОСЬЕ. 29.07.2019. https://tass.ru/info/6712527

4. Оптимизация территориального размещения лесных пожарно-химических станций / Н.А. Тюрин, Л.Я. Громская, Т.С. Антонова, О.В. Зубова, В.В. Силецкий // Известия Санкт-петербургской лесотехнической академии. № 227 .- 2019. - С. 224-235

5. Момот А. В. Проектирование противопожарных лесных дорог по критерию времени доставки сил и средств пожаротушения // Лесотехнический журнал 1 (2016): С.116-122

6. Сныткин Г. В. Лесные пожары и борьба с ними на Крайнем Северо-Востоке Сибири // дис... д-ра с.-х. наук, М:-2002.- 314с.

7. Использование модели транспортной сети региона для оценки времени и расстояния наземной доставки сил и средств до лесных пожаров / Е.С. Подольская, К.А. Ковганко, Д.В. Ершов, П.П. Шуляк, А.И. Сучков // Вопросы лесной науки. Т 2 (1). 2019.- С. 1-28

8. Матвеева А. А., Рулев А. С. Эколого-экономические аспекты проектирования региональной сети ПХС для регулирования пожароопасной обстановки // Вестник АПК Ставрополья. 2016 № 3 (23). С. 251-255.

© Монгуш О Б., Васильев М.А., Морозов М.А., Еналеева-Бандура И.М., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.