DOI 10.47643/1815-1337_2023_6_262 УДК 347.2
ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ МОМЕНТА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ
НА ДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО ON DETERMINING THE MOMENT OF THE EMERGENCE OF THE OWNERSHIP RIGHT ON MOVABLE PROPERTY
КАЗАКОВА Ирина Александровна,
кандидат юридических наук, доцент факультета юриспруденции и правового регулирования Российского государственного социального университета (РГСУ), г. Москва. 129226, Россия, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, 4, стр. 1. E-mail: [email protected];
KAZAKOVA Irina Alexandrovna,
Candidate of Law, Associate Professor of the Faculty of Jurisprudence and Legal Regulation of the Russian State Social University (RSSU), Moscow. 4 Wilhelm Peak str., p. 1, Moscow, 129226, Russia. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: Статья посвящена вопросу рассмотрения момента возникновения права собственности на движимое имущество. В качестве примера движимого имущества проанализированы транспортные средства. Приведены примеры судебных ошибок при рассмотрении дел по исследуемому вопросу и законодательно обоснованы пути их решения. Сделан вывод об установлении момента возникновения права собственности на транспортное средство.
Abstract: The article is devoted to the issue of considering the moment of the emergence of ownership of movable property. Vehicles are analyzed as an example of movable property. Examples of judicial errors in the consideration of cases on the issue under study are given and the ways of their solution are legally substantiated. The conclusion is made about the establishment of the moment of the emergence of ownership of the vehicle.
Ключевые слова: право собственности, движимое имущество, учёт, постановка на учёт, снятие с учёта, транспортное средство, купля-продажа, договор.
Keywords: ownership, movable property, accounting, registration, deregistration, vehicle, purchase and sale, contract.
Для цитирования: Казакова И.А. Об определении момента возникновения права собственности на движимое имущество // Право и государство: теория и практика. 2023. № 6(222). С. 262-264. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_262.
For citation: Kazakova I.A. On determining the moment of the emergence of the ownership of movable property // Law and state: theory and practice. 2023. No. 6(222). pp. 262-264. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_262.
Статья поступила в редакцию: 16.05.2023
Отчуждение движимых вещей и правовое регулирование данного института относятся к числу тем, которые актуальны во все времена. С тех пор как экономика общества основана на обмене, в нем ежедневно совершаются миллионы сделок, направленных на перемещение движимого имущества от одного лица к другому.
Оборот недвижимости тесно связан с государственной регистрацией прав на неё, которая призвана защитить интересы хозяйствующих субъектов. А движимые вещи обычно переходят в собственность другого лица свободно, так что каждый субъект правоотношений сам несёт риски, связанные со своими необдуманными действиями или недобросовестностью контрагентов [1].
Фундаментальными основами современного российского государства является свобода договора и неприкосновенность частной собственности. Так в ст. 35 Конституции РФ [2] регламентировано право каждого иметь имущество в собственности, а также владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Декларируется охрана законом права частной собственности.
Гражданское законодательство Российской Федерации (п.1. ст. 1 ГК РФ) также основывается на институтах неприкосновенности собственности и свободы договора [3].
Разнообразие сделок, направленных на приобретение движимого имущества, требует однозначного определения момента возникновения права собственности, что необходимо для защиты интересов как участвующих в сделке сторон, так и третьи лиц.
От времени возникновения права собственности зависят практические последствия. К их числу относится момент возникновения права на распоряжение движимым имуществом. Так как по общему правилу именно собственник может распоряжаться принадлежащим ему имуществом, необходимо точно установить, когда данного права лишается продавец и когда данное право получает приобретатель.
Актуальны и вопросы, связанные с определением момента перехода риска случайной гибели вещи. По общему правилу, собственник несёт риск как случайного повреждения имущества, так и случайной гибели, согласно положениям ст. 211 ГК РФ. Отметим, что гражданское законодательство в большинстве случаев не разделяет такие моменты как момент перехода права собственности на имущество и момент перехода риска случайной гибели вещи. Однако в сделке купли-продажи движимого имущества (которая является наиболее распространённой среди всех видов сделок) эти моменты разделены. Это вытекает из сравнительного толкования положений ст. 224 и ст. 459 ГК РФ. По общему правилу риск случайного повреждения товара или его случайной гибели переходит на покупателя с того момента, когда продавец исполнил свою обязанность по передаче товара покупателю в соответствии с договором или законом (ч.1 ст. 459 ГК РФ) [4].
Точное установление момента возникновения права собственности необходимо и для распределения издержек, связанных с вещью (ст. 210 ГК РФ), в том числе вопросы, связанные с исчислением и уплатой налога.
Частно-правовые (цивилистические) науки
И один из немаловажных аспектов - это допустимость страхования имущества в пользу приобретателя и в случае наступления страхового случая право лица на получения страхового возмещения. Поскольку существует много видов движимого имущества и охватить их все в рамках данной статьи не представляется возможным, рассмотрим в качестве примера момент возникновения права собственности на транспортные средства, количество которых возрастает с каждым годом.
По оценке экспертов агентства «Автостат» и АО «Электронный паспорт» на 1 июля 2022 года на территории Российской Федерации было зарегистрировано 53,84 миллионов единиц автомобильной техники. Более 84% от этого количества или 45,42 миллионов единиц составили легковые автомобили. На втором месте был сегмент легких коммерческих автомобилей - 4,23 миллионов машин (около 8%), на третьем - грузовики (3,78 миллионов единиц или 7%), на четвёртом - автобусы (около 410 тысяч или менее 1%).
Юридические лица и граждане (физические лица) в своём интересе и своей волей приобретают и осуществляют свои гражданские права согласно п. 2 ст. 1 ГК РФ. На основании заключенного договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора они свободны в установлении своих прав и обязанностей. При этом возможно ограничение гражданских прав в необходимом объёме для целей защиты основ конституционного строя, обеспечения безопасности государства и обороны страны, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Имущество, которым владеет собственник, может быть приобретено по договору купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества иным лицом в соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ.
По правилу п. 1 ст. 223 ГК РФ момент передачи вещи является моментом возникновения права собственности у приобретателя вещи, если иное не обозначено в законе или договоре. В случае обязательной регистрации при отчуждении имущества у приобретателя право собственности может возникать и с момента государственной регистрации (п. 2 ст. 223 ГК РФ). Так, в силу п. 1 ст. 131 ГК РФ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. Пункт 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относит участки недр, земельные участки, и всё, что прочно связано с землёй, то есть те объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. В п. 2 ст. 130 ГК РФ установлено, что вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.
Исходя из толкования ст.130, п. 1 ст. 131, п. 2 ст. 218, ст. 233, п. 1 ст. 454 Гражданского кодекса Российской Федерации транспортные средства являются движимым имуществом и не отнесены к объектам недвижимости, в связи с этим действует общее правило о возникновении права собственности у приобретателя при их отчуждении, а именно с момента передачи ему этого транспортного средства. Например, по договору купли-продажи (п. 1 ст. 454 ГК РФ) одна сторона (продавец) обязуется передать в собственность товар, вещь другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определённую денежную сумму (цену).
В материалах судебной практики неоднократно встречаются случаи, когда суды определяют момент возникновения права собственности на транспортное средство именно по дате его государственной регистрации, а если она не произведена, то отказывают в признании права собственности за покупателем на автомобиль. К примеру, в открытом судебном заседании Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе гр. В. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 26 июля 2022 года. Данным судом постановлено признать гр. П. добросовестным приобретателем автомобиля, купленным по договору купли-продажи от 2 июля 2021 года. Решение городского суда отменено.
Судебная коллегия исходила из того, что не исполненная продавцом и покупателем обязанность снять и поставить транспортное средство на регистрационный учёт в установленный законом срок, при отсутствии доказательств наличия уважительных причин, свидетельствует о недоказанности факта реального совершения сделки купли-продажи автомобиля, а именно действий по его передачи продавцом и принятию покупателем.
«Действия, с которыми истец связывает момент возникновения у него права собственности на автомобиль (дата заключенного договора купли-продажи 2 июля 2021 года), не свидетельствуют о прекращении права собственности на это транспортное средство у продавца и, соответственно, не влечёт возникновение такого права у истца.
Принимая во внимание, что истец не предпринял предусмотренных мер по переоформлению транспортного средства в установленный законодателем срок, то есть, не сообщил государственным органам об изменении титульного собственника транспортных средств, достоверные доказательства возникновения у него права собственности на спорный автомобиль не представлены, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что доводы о добросовестности приобретателя как основание для отмены ограничительной меры в отношении транспортного средства подлежат отклонению». [5]
Подобные решения грубо нарушают права участников сделки и противоречат положениям действующего законодательства. Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ [6] к участию в дорожном движении допускается транспортное средство в случае, если оно состоит на государственном учёте, его государственный учёт не прекращён и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации.
Согласно Федерального закона «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 № 283-ФЗ [7] постановка на государственный учёт транспортного сред-
ства - это включение в государственный реестр транспортных средств записи, содержащей регистрационные данные транспортного средства и иные данные (п.1. ч.4. ст. 10), а прекращение государственного учёта - это включение в соответствующую запись государственного реестра транспортных средств информации о временном прекращении допуска транспортного средства к участию в дорожном движении (п. 3. ч. 4. ст. 10).
Таким образом, регистрация транспортных средств носит только учётный характер, допускает их к участию в дорожном движении, и совсем не является обязательным условием для возникновения на них права собственности. Кроме того, постановка транспортного средства на государственный учёт или прекращение государственного учёта не подтверждает факт перехода права собственности на иное лицо, а лишь отражает это обстоятельство путём включения в государственный реестр транспортных средств соответствующей записи.
Согласно п. 28 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях государственной инспекции Безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации «документами, являющимися основаниями для постановки транспортного средства на государственный учёт за его владельцем, являются документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, а также документы, удостоверяющие иные права владельца транспортного средства в соответствии с законодательством Российской Федерации» [8]. Таким образом для постановки транспортного средства на государственный учёт обязательным условием является уже наличие права собственности, которое удостоверяется предоставляемыми документами (например, договор купли-продажи), а не наоборот.
Гражданский кодекс Российской Федерации и другие федеральные законы не содержат норм, которые бы ограничивали правомочия собственника по распоряжению транспортным средством в случаях, когда им не снято с регистрационного учёта транспортное средство.
Отсутствуют в законодательстве и нормы о том, что у нового приобретателя транспортного средства по договору не возникает на него право собственности, в случае если прежний собственник не снял его с регистрационного учёта. Данная правовая позиция была изложена в пункте 6 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2017), утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 апреля 2017 г. [9].
К аналогичным выводам пришёл Верховный Суд Российской Федерации по иску Бернарделли В.П. к страховому акционерному обществу «ВСК» [10]. В своем Постановлении от 17.12.2020 № 16-4085/2020 Седьмой кассационный суд общей юрисдикции также указывает на недопустимость определения момента возникновения права собственности в зависимости от времени постановки или снятия с учёта [11].
Таким образом, право собственности на автомобиль возникает с момента передачи его новому собственнику на основании договора купли-продажи, а не с момента его государственной регистрации. В целях устранения имеющихся ошибок в судебной практике по данному вопросу, считаем необходимым отражение данного вывода в законодательстве и неукоснительное соблюдение судами Российской Федерации разъяснений Верховного суда РФ при рассмотрении дел.
Библиогра фия:
1. Васильев Г. С. Переход права собственности на движимые вещи по договору: Дис. ...канд.юрид.наук: 12:00:03. Спб., 2006, С.1. 237 с.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410.
5. Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан 15.12.2022 по делу № 33-16460/2022. -[Электронный доступ]: http://vs.tat.sudrf.ru/
6. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 29.11.2021, с изм. от 27.10.2022) «О безопасности дорожного движения» // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4873.
7. Федеральный закон от 03.08.2018 № 283-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2018. № 32 (часть I). Ст. 5076.
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 № 1764 (ред. от 02.12.2022) «О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Правилами государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации») // СЗ РФ. 2019. № 52 (часть II). Ст. 7999.
9. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017) // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2017. № 6 (Извлечение).
10. Определение Верховного Суда Российской Федерации № 78-КГ22-8-КЗ от 12.04.2022. - [Электронный доступ]: https://www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=2109992
11. Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17.12.2020 по делу № 16-4085/2020. - [Электронный доступ]: https://www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=2109992
References:
1. Vasiliev G.S. Transfer of ownership of movable things under the contract: Dis. ...Candidate of Legal Sciences: 12:00:03. St. Petersburg, 2006, p.1. 237 p.
2. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020) // Official Internet portal of Legal Information http://pravo.gov.ru , 06.10.2022.
3. The Civil Code of the Russian Federation (part one) of 30.11.1994 No. 51-FZ (ed. of 16.04.2022) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1994. No. 32.
St. 3301.
4. The Civil Code of the Russian Federation (Part Two) of 26.01.1996 No. 14-FZ (ed. of 01.07.2021, with amendments. from 08.07.2021) (with amendments and additions, intro. effective from 01.01.2022) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1996. N 5. St. 410.
5. Appellate determination of the Judicial Board for Civil Cases of the Supreme Court of the Republic of Tatarstan on 15.12.2022 in case No. 33-16460/2022. - [Electronic access]: http://vs.tat.sudrf.ru /
6. Federal Law No. 196-FZ of 10.12.1995 (ed. from 11/29/2021, with ed. dated 27.10.2022) "On road safety" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1995. No. 50. St. 4873.
7. Federal Law No. 283-FZ of 03.08.2018 (as amended on 30.12.2021) "On State Registration of vehicles in the Russian Federation and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2018. No. 32 (Part I). Article 5076.
8. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 1764 of December 21, 2019 (as amended on December 02, 2022) "On State Registration of Vehicles in the Registration Units of the State Road Safety Inspectorate of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation" (together with the "Rules of State Registration of Vehicles in the Registration units of the State Road Safety Inspectorate of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation") // Collection of legislation of the Russian Federation. 2019. No. 52 (Part II). Article 7999.
9. Review of judicial practice of the Supreme Court of the Russian Federation No. 2 (2017) (approved by the Presidium of the Supreme Court of the Russian Federation on 04/26/2017) // Bulletin of Labor and Social Legislation of the Russian Federation. 2017. No. 6 (Extract).
10. Ruling of the Supreme Court of the Russian Federation No. 78-KG22-8-KZ of 12.04.2022. - [Electronic access]: https://www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=2109992
11. Resolution of the Seventh Cassation Court of General Jurisdiction of 17.12.2020 in case No. 16-4085/2020. - [Electronic access]: https://www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=2109992