Научная статья на тему 'Об охране археологических памятников на Алтае в 1940-1950-е гг'

Об охране археологических памятников на Алтае в 1940-1950-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
47
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об охране археологических памятников на Алтае в 1940-1950-е гг»

Разгон А.М., Ельницкий Л.А. Археологические музеи // Советская историческая энциклопедия. M., 1966. Т. 9. С. 762-763.

Разгон A.M., Ельницкий Л.А. Археологические музеи // Большая советская энциклопедия. M., 1972. Т. 10. С. 563.

Тематика школьных экскурсий и уроков на материалах Алтайского краевого краеведческого музея на 1972-1973 гг. // Научный архив Алтайского государственного краеведческого музея (АГКМ).

Тетрадь учета экскурсий и уроков по отделу истории досоветского периода за 1976-1987 гг. // Научный архив АГКМ.

Тетрадь учета экскурсий и лекций в отделе досоветской истории АККМ за 1988-1990-е гг. // Научный архив АГКМ.

Т.С. Паршикова

Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия

ОБ ОХРАНЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ НА АЛТАЕ в 1940-1950-е гг.

Работа выполнена при поддержке гранта Министерства образования и науки РФ (постановление №220), полученного ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» (проект №2013-220-04-129 «Древнейшее заселение Сибири:

формирование и динамика культур на территории Северной Азии»)

Важным направлением в деле охраны историко-культурного наследия является выявление, систематизация и изучение памятников археологии. На территории Алтайского края такие работы ведутся на протяжении более чем 150 лет. Исследования 1940-х гг. открыли для общества уникальные памятники, многие из которых в настоящее время отнесены к мировым сокровищам культуры.

В 1947-1949 гг. были предприняты работы Северо-Алтайской экспедиции Государственного Эрмитажа и Института истории материальной культуры под руководством М.П. Грязнова на Ближних Елбанах у с. Большая Речка. Полученные материалы позволили представить историю культуры древних племен Верхней Оби [Грязнов, 1956]. Существенные исследования проводились в Горном Алтае, главной задачей которых стало изучение «царских» курганов. В 1947-1949 гг. С.И. Руденко осуществил раскопки четырех больших курганов в урочище Пазырык [Шмидт, 2004, с. 61-84]. Начиная с 1950-х гг. объем археологических изысканий на территории региона значительно увеличивается. Отличительной особенностью этого периода стало то, что в исследованиях объектов принимали участие не только центральные научные учреждения страны (экспедиции под руководством С.И. Руденко, С.С. Сорокина), но и местные культурно-образовательные центры в лице А.П. Уман-ского и Б.Х. Кадикова [Паршикова, 2012, с. 23-25].

Работы данного времени осуществлялись в русле государственной политики охраны памятников истории и культуры. Постановление Совета Министров СССР от 14.10.1948 г. №3898 «О мерах улучшения охраны памятников культуры» утверждало охранные мероприятия, по которым местным органам власти предписывалось:

1) осуществлять надзор за тем, чтобы археологические разведки и раскопки производились лицами, имеющими на то право в соответствии с полученными ими разрешениями («Открытыми листами»);

2) не допускать использования памятников в каких-либо хозяйственных целях (в качестве строительного материала, а также распашки или разрытия);

3) установить вокруг археологических памятников охранные зоны;

4) решительно пресекать самовольные раскопки и другие действия, влекущие разрушение археологических памятников [Каширина, 2006, с. 77-78].

Кроме этого, постановлением Совета Министров РСФСР от 28 мая 1949 г. №373 была утверждена «Инструкция о порядке учета, регистрации и содержания археологических и исторических памятников на территории РСФСР».

На территории Алтайского края проводились работы по выявлению, регистрации, составлению списков и паспортизации памятников истории и культуры. Регулирование данной деятельности осуществлялось отделом культурно-просветительской работы крайисполкома, Горно-Алтайским облисполкомом, городскими, районными и сельскими исполнительными комитетами. Краеведческие музеи (Алтайский краевой краеведческий музей (АККМ), Бийский краеведческий музей (БКМ), Горно-Алтайский областной краеведческий музей (ГАОКМ), Каменский краеведческий музей, районные музеи) были ответственными за выполнение работ, как наиболее компетентные организации в данной области.

Основное внимание отводилось объектам историко-революционного характера (братским могилам, обелискам, памятникам Гражданской войны). В списке памятников республиканского значения, находящихся на территории Алтайского края (1949 г.), археологические объекты не значились. Однако работы по их учету велись. В 1949 г. в списке учтенных и запа-спартизированных памятников на территории Алтайского края обозначено 57 позиций, среди которых №19 - комплекс памятников в урочище Ближние Елбаны, №26 - тюркское изваяние «Кезер», №35 - пять «царских» курганов урочища Пазырык, №36 - древний оросительный канал в Курайской степи (Кош-Агачский район) и др. [ГААК. Ф. 1041. Оп. 1. Д. 113. Л. 86].

Одновременно с осуществлением государственного учета и паспортизации определялись охранные зоны исторических и археологических памятников. Согласно «Инструкции...» на каждый объект составлялся «Акт технического осмотра» и «Охранное обязательство». Ответственность за сохранность памятников возлагалась на местные Советы, колхо-

зы и организации, на территории которых они располагались. Все учтенные объекты утверждались районными и городскими исполкомами с указанием размеров охранных зон, режима использования и персональной ответственности за их сохранность. Паспортизацией охватывались из учтенных лишь те памятники, данные о которые отвечали указанным требованиям. По этой причине паспорта были составлены на 180 исторических и 57 археологических памятников, тогда как учтено соответственно - 253 и 66 [ГААК. Ф. 1041. Оп. 1. Д. 47. Л. 80-82].

В документах отмечается, что при работе по учету объектов, музеи обращались за помощью к археологам из центральных научных учреждений. Так, например, М.П. Грязнов неоднократно осматривал археологическую коллекцию Аккм, которая была выставлена на одной витрине и включала в себя материалы, полученные в разные годы с территории края, вносил необходимые поправки в определение отдельных предметов [ГААК. Ф. 1041. Оп. 1. Д. 105. Л. 16]. А.П. Уманский в своих воспоминаниях указывал на то, что при содействии михаила Петровича одним из первых был составлен паспорт на комплекс памятников урочища Ближние Елбаны [Тишкин, 2008, с. 184]. Что касается С.И. Руденко, то, как отмечается в отчете ГАОКМ за 1949 г., ученый часто посещал музей и давал консультации относительно размещения предметов и составления сопроводительных текстов [ГААК. Ф. 1041. Оп. 1. Д. 106. Л. 17].

В отчете о работе музеев и охране памятников за 1950 г. [ГААК. Ф. 1041. Оп. 1. Д. 34. Л. 70] отмечалось, что археологические комплексы, представленные древними курганами, стоянками, городищами, каменными изваяниями и другими объектами, выявлены на территории ГорноАлтайской автономной области, Быстроистокского, Сросткинского, Старо-бардинского, Топчихинского, Усть-Пристанского районов и в окрестностях г. Бийска. Наибольшее количество объектов было зафиксировано в Онгу-дайском, Улаганском, Кош-Агачском и Шебалинском аймаках. Учтенные археологические памятники были обследованы и в ряде случаев частично раскопаны. Для изучения отдельных объектов организовывались научные командировки работников музеев. Они на местах уточняли имеющиеся данные, составляли характеристики, определяли топографическое положение.

В конце 1950-х гг. внимание стало уделяться памятникам, находящимся в аварийном состоянии. Управление музеев и охраны памятников Министерства культуры запрашивало у местных органов информацию о памятниках археологии, подвергающихся разрушению (распашке, размывке реками и т.д.). Так, на охрану памятников истории, археологии и искусства в 1959 г. краю выделялось 315 тысяч рублей, 35 из которых предназначались на исследование объектов древней истории, находящихся в аварийном состоянии [ГААК. Ф. 1041. Оп. 1. Д. 379. Л. 13-14].

Анализ отчетных материалов музеев за указанный период показал, что основная деятельность по выявлению и исследованию памятников археологии приходится на конец 1940-х - начало 1950-х гг., когда охран-

ные мероприятия получили соответствующую законодательную базу. Информация, полученная об археологических объектах в данный период, сыграла большую роль для дальнейшего их изучения. Однако, несмотря на значительную проделанную работу, общая проблема охраны памятников полностью так и не была разрешена. начатая деятельность была прервана сокращением списков охраняемых государством объектов и резким снижением ассигнований на реставрационные и восстановительные работы. дальнейшее развитие охраны памятников приходится на вторую половину 1960-х гг., когда в вопросах сохранения наследия наметились положительные тенденции, одной из которых стала организация Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК).

Библиографический список

Грязнов М.П. История древних племен Верхней Оби по раскопкам близ с. Большая Речка. М.; Л., 1956. 160 с. (МИА. №48).

Каширина Л.В. Мероприятия по охране памятников археологии на Алтае в 1940-х гг. // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул, 2006. Вып. XV. С. 77-79.

Краевое государственное казенное учреждение «Государственный архив Алтайского края» (КГКУ ГААК). Ф. 1041. Оп. 1. Д. 34.

КГКУ ГААК. Ф. 1041 Оп. 1. д. 47.

кГкУ ГААк. Ф. 1041 Оп. 1. д. 105

КГКУ ГААК. Ф. 1041 Оп. 1. д. 106

КГКУ ГААК. Ф. 1041 Оп. 1. д. 113.

КГКУ ГААК. Ф. 1041 Оп. 1. д. 379

Паршикова Т.С. Археологические исследования на Алтае в 1950-е гг. // Диалог культур и цивилизаций. Тобольск, 2012. С. 23-25.

Тишкин А.А. Встречи с А.П. Уманским // Вопросы археологии и этнографии Сибири: памяти профессора А.П. Уманского. Барнаул, 2008. С. 179-207.

Шмидт О.Г. Археологические исследования Сергея Ивановича Руденко // Жизненный путь, творчество, научное наследие Сергея Ивановича Руденко и деятельность его коллег: сб. науч. ст. Барнаул, 2004. С. 61-84.

A.A. тишкин

Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия

научный потенциал археологического собрания змеиногорского музея

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект №14-11-22001 «Энциклопедия музеев Алтайского края»)

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Музей истории развития горного производства им. А. Демидова» находится в г. Змеиногорске Змеиногорского района Алтайского края и составляет важную часть обширного наследия, позволяющего в перспективе реали-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.