Научная статья на тему 'Об одной задаче равновесного состояния вала гидростатического подшипника-уплотнения'

Об одной задаче равновесного состояния вала гидростатического подшипника-уплотнения Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
69
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИДРОСТАТИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК-УПЛОТНЕНИЕ / РАВНОВЕСНОЕ СОСТОЯНИЕ ВАЛА / HYDROSTATIC BEARING-SEAL / EQUILIBRIUM STATE OF THE SHAFT

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Саримов Н. Н.

Рассматривается задача равновесного состояния вала гидростатического подшипника-уплотнения, находящегося под нагрузкой. Доказывается существование угла эксцентриситета, удовлетворяющего условию равновесного состояния вала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Саримов Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

We consider the problem of the equilibrium state of the shaft of the hydrostatic bearing-seal under load. We prove the existence of the angle of eccentricity, satisfying the equilibrium state of the shaft

Текст научной работы на тему «Об одной задаче равновесного состояния вала гидростатического подшипника-уплотнения»

УДК 621.822.5.032

Н. Н. Саримов

ОБ ОДНОЙ ЗАДАЧЕ РАВНОВЕСНОГО СОСТОЯНИЯ ВАЛА ГИДРОСТАТИЧЕСКОГО ПОДШИПНИКА-УПЛОТНЕНИЯ

Ключевые слова: гидростатический подшипник-уплотнение, равновесное состояние вала.

Рассматривается задача равновесного состояния вала гидростатического подшипника-уплотнения, находящегося под нагрузкой. Доказывается существование угла эксцентриситета, удовлетворяющего условию равновесного состояния вала.

Keywords: hydrostatic bearing-seal, equilibrium state of the shaft.

We consider the problem of the equilibrium state of the shaft of the hydrostatic bearing-seal under load. We prove the existence of the angle of eccentricity, satisfying the equilibrium state of the shaft.

Рассматривается задача равновесного состояния вала гидростатического подшипника-уплотнения (ГСПУ, Рис. 1), находящегося под нагрузкой, направленной по оси ОХ. Равновесное состояние вала определяется параметрами е - эксцентриситетом вала (величиной смещения оси вала от оси подшипника) и 0 - углом эксцентриситета, отсчитываемым от оси ОХ. Сами эти параметры зависят, в свою очередь, от величины нагрузки на вал и от распределения давления в тонком смазочном слое между валом и втулкой подшипника.

Рис. 1 - Схема ГСПУ: 1 - втулка подшипника, 2 -вал подшипника, 3 - гидростатические камеры, 4 - дросселирующие элементы

Математическая постановка задачи

Математически задача формулируется в изотермической постановке в безразмерных величинах следующим образом.

1. Распределение давления в тонком смазочном слое будем описывать, следуя [1,2], классическим уравнением Рейнольдса.

Пусть О = (- 1,1)х[0,2п") - область, соответствующая рабочей поверхности подшипника с границами Г, ={- 1}х[0,2п") и Г2 = {1}х [0,2п") (Г1, Г2 -торцы подшипника). Область О содержит непересекающиеся подобласти Ка а = 1,..., т, соответствующие т гидростатическим камерам с границами ___ т _

Га, Ка = Ка у Га , К = у Ка . Тогда функция

а=1

р(ф, z) - распределение давления в тонком смазочном слое о \ К считается удовлетворяющей уравнению Рейнольдса:

дф

( hi Р Л у дф

Я dz

( hi dp Л у dz

= -А

дф'.

(1)

(ф, z) е О \ К

Здесь у - вязкость смазки (в изотермической постановке постоянна), Л - величина, характеризующая скорость вращения вала, - геометрические параметры подшипника, Л(ф) = 1 - е соэ(ф - 0) - безразмерная величина зазора между валом и втулкой подшипника, е е (0,1), 0 е [0,2п").

п

Рис. 2 - Область, соответствующая рабочей поверхности ГСПУ

(2)

2. На торцах подшипника давление считается заданным:

р(ф,z)= pi, (ф,z)е Г1, р(ф, z)= р2, (ф, z)e Г2 '

3. Давление в пределах каждой из гидростатических камер считается величиной постоянной

р(ф, z) = ра = const, (ф, z) е Ka, (3) определяемой уравнением баланса расхода смазочного вещества через гидростатические камеры

Z

X

^ * - АЛ

3

cosín,^ —cos(n, z) /2 у dz

dy

, (4)

у дф

= Qa (pa ) a = 1.....m

где Qa (pa) - поток смазочного вещества через дросселирующий элемент с номером a, зависит от конструкции дросселирующего элемента, давления подачи смазки и давления в самой гидростатической камере.

4. Для определения равновесного состояния вала (параметров e и o) система уравнений (1)-(4) дополняется уравнениями:

Jx (0, e)+P = 0, (5)

J у (o, e) = 0 , (6)

где Jx (o, e) = j p cos ydy dz - проекция на ось OX n

(Рис. 1) сил давления на вал со стороны смазочного слоя, P - безразмерная величина нагрузки на вал, направленной вдоль оси OX,

J у (o, e) = j p sin ф dф dz есть горизонтальная со-n

ставляющая (вдоль оси OY) сил давления на вал со стороны смазочного слоя.

Понятие обобщенного решения задачи

Сформулируем понятие обобщенного решения задачи (1)-(4). Введем в рассмотрение множество M (n) =

¡П е H 1(Q): j

дп дф

dфdz = 0 ¡

(7)

где Н 1(£1) - подпространство 2п -периодических по

0

ф функций пространства (о) интегрируемых с квадратом первой обобщенной производной и равных нулю на Г1 и Г2 функций. В работе [3] показано, что М (о) является гильбертовым пространством со скалярным произведением

/ \ г(ди дч ди дчЛ , ,

(и,у)М = 11--+--№фбг и

v 'М JI дф дф дг дг )

нормой

IIМ = д/(у] . Обобщенным решением задачи (1)-(4) назовем функцию р е М(о), удовлетворяющую интегральному тождеству

h3 dp дпЛ

n - \ у дф дф /2 у dz dz

( п) г [ ^ * д1 v ' J_l у дф дф

dфdz +

a=1 mes Ka -

j Qa (p)nd dz

(8)

Л j h -^d dz = 0 Vn е M(n)

n \ к

дф

В [3] доказана также эвивалентность задач (8) и (1)-(4) при налагаемых на решение задачи (8)

дополнительных условий гладкости и доказаны существование и единственность решения задачи (8) при фиксированных е е (0,1) и 0 е [0,2п) следующей теоремой.

Теорема 1. (См. [1]). Пусть Оа(р) - непрерывные, монотонные на (- ю,+ю) и |Оа(р) < С Ур е(-да,+да), а = 1,...т, тогда для любых 0 е [0,2п] и е е (0,1) существует единственное решение р е М (о) задачи (8).

Существование угла равновесного состояния вала

Докажем существование угла равновесного состояния вала для фиксированной величины эксцентриситета е е (0,1), т.е. докажем существование величины 0 е [0,2п) и соответствующего ей поля распределения давления р0 е М(о), удовлетворяющих уравнениям (6), (8).

Для этого введем оператор Т : О ^ 0{ = {(ф, г): ф = ф +t,г = г; (ф, г) е о} поворота поверхности цилиндра о вокруг оси на заданный угол t.

Определение 1. Систему (6), (8) назовем t -периодической, если для заданного t е [0,2п) существует такое целое п < т (т - число камер), что ТКа = Ка+п , Оа (р) Оа+п () Уа = 1,., т .

Замечание 1. В определении 1 подразумевается, естественно, что нумерация камер по окружности периодически повторяется. Если а + п > т , то номер полагается равным а + п - т , и наоборот, если а - п < 1, то а - п + т .

Замечание 2. Очевидно, что t -периодическая система будет к • t -периодической для любых целых к .

Теорема 2. Если система (6), (8) t -периодическая, то для решения ро задачи (8) имеет место равенство р0+г (ф, г) = р0 ( - t, г).

Доказательство. В уравнении (8) произведем замену переменных ф = ф -1, г = г , тогда оно примет вид

j

лУМ A Éñdф dz+

T (n \ K )

у дф дф

Г h3 ((- f) ^ дйцф d¿+

J\к) /2у ^ ^

m i

Х mesr^ Г Qa-n (po

(9)

a=1mes T-a tk

Л j h(-1)—ndфdz = 0 Vn е M(Tn)

t (\к) дф

Здесь

po (ф, z)=po (ф -1, z\ п(ф, z)=п(ф -1, z).

2

2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

+

+

1

a

a

В силу t -периодичности системы для слагаемых в уравнении (9) справедливы следующие преобразования:

,з/а А ^ ^ Л ^ ^Л

Л3 (ф -1) др0 дп Л3 (ф -1) др дп

р дф дф Я р дZ дZ

Иф dZ =

Т (О\К ) ^ т т "Г у

-.з(~ Л ^ иЗГл Л ^ ^А

Л3 (ф -1) др0 дп Л3 (ф -1) др дп

О\К 1

р

дф дф

Яр дZ дZ

дф dZ;

1

I тез ТК 1 °а" р

а=1те& 1Ка+п ТК

У * =

I:

1

а=1 теБ ТКа тк

| О-п (Ро №фд

V =

т+п 1

I те^к-1 О рп дф л

=1+п тей ка к т 1

1 те^ 1 О р )п1ф ^

а=1 теБ ка к

(1 ф - = 1 -

Т (о\к ) ^ О\К ^

Учитывая предыдущие преобразования, произвольность функции п и то, что м (то)=м (о) , из уравнения (9) получим

Г дпdфdz+

р дф дф о \ к и V г

Л3 (ф -1) дро дп Яр дz дz

О \ к н

1 —V ldфdz +

т 1

1 тек-1 Оар ^

(10)

а=1те5 Ка к

Л 1 Л(ф -1)дфdфdz = 0 Уп е м(о)

О \ к

Но, так как Л(ф -1) = 1- е соэ(ф - 0 -1), решением задачи (10) будет функция р0+: (ф, z). Таким образом, в силу единственности решения задачи (10) будем иметь

ро (ф, z) = ро (ф - :, z) = ро+: (ф, z)

Теорема доказана.

Замечание 3. Смысл теоремы 1 в том, что распределение давления в смазочном слое инвариантно относительно поворота втулки подшипника на угол :.

Следствие 1. Пусть выполнены условия теоремы 2, тогда для любого целого к справедлива формула

иу( + к:, е) = 1 ро (ф, z)эт(ф + к:)dфdz (11)

О

Доказательство. В силу : -периодичности системы (6), (8) и замечания 2

иу(о + к:, е)= 1 ро+и(ф, z)sin dфdz =

1 ро (ф - к:, z)sin фdфdz =

0

1 ро (ф, z ^п(ф + № )dфdz

Замечание 4. Формула (11) показывает, что

для

вычисления значения функционала и у (о, е)

из

(6) в точке о + к: при любом целом к достаточно знать распределение давления лишь для одного угла эксцентриситета о .

Теорема 3. Пусть выполнены условия теоремы 1, тогда решение задачи (8) непрерывно зависит от параметра о в М(о) и имеет место неравенство |ро - рд||м < С|о - в, где ро и р^ решения

задачи (8) для углов эксцентриситета о ив соответственно.

Доказательство. Составим разность двух уравнений вида (8) с различными параметрами о и в

(

О \ К

ЛЗ дро_ - Л3 р. р дф р дф

дпdlфdz +

д

1

о \ к

Я р дz Я р дz

—dфdz + дz

I тек" Цоа (р о )-Оа р ^ф^

а=1т^ Ка к

Л 1 (( - ))dфdz = 0 Уп е М(о)

О \ к

Произведя тождественные преобразования и положив п = ро - рр , получим

дро - рв дф

1 Я

дро - рр

dфdz +

I Лз - р

О \ к ^

II т^К 1 [®а ( )-Оа (рр )рро - рр )dФlZ =

а=1т^ Ка к

= Л

О\К

1 ( -!\К

- Пр р р

дро - рр дф

dфdz +

др£ дро - рр + др£ дро- рр V.

дф дф Я дz дz ) '

В силу монотонности функций Оа (р) и ограниченности функции Л будем иметь

а

а

а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ce J_

n \ K

дPe -pß | + fdpe-p^

i h~"ß\

д

- hß

дz

d (pdz <

n \ K

дPe - pß

д

d(pdz +

n \ K

hi - hi y y

= (1 - e)3

dpß ^e - pß +1 dpß ^e - pß

д д

1

A2 дz дz

d(pdz,

где Со = ^-'— тЫ1,—!>.

У I И2 ]

Применив в правой части формулу Эйлера и оценив производую функции Л, продолжим это неравенство

Ce J_

n \ K

'dpe - pß I2 fp-fy Л2

д

;|Л| - |e - ß\ J

n\J

С \e - ß\ J

dpe - pß

д

dz

d(pdz +

d (pdz <

n \ K

dpß

д

Ope - pß + dpß dpe - pß Л

дф dz dz У

d dz,

^ 12 L 1 l

где C1 = — maxИ— \.

1 У l Л2 J

Далее, воспользовавшись неравенством Коши-Буняковского и определением пространства M (Q) , получим

ceipe - pßlIM < (mesQ + CÂpß

M

)- |e - ß|-I

pe - pß\

M

откуда ||ре - рр\\M < C|0 - в, где

С = (A|Vmes û + СЦpp\m )/С .

Теорема доказана.

Разрешимость задачи (6), (8) устанавливается следующей теоремой.

Теорема 4. Пусть t -периодическая система (6), (8) такая, что найдется целое k , для которого k • t = п . Пусть далее выполнены условия теоремы

1, тогда существует хотя бы одно значение 9 е [0,П"], удовлетворяющее уравнениям (6), (8).

Доказательство. Покажем сначала непрерывность функции иу (9, е) по 9 . Действительно,

используя неравенства Коши-Буняковского и Фрид-рихса, будем иметь

Jy (e e)- Jy ( e)

sin (p d(pdz

< J|Pe - Pß\ • |s¡n<¡0\d(pdz < pe - pß|m, n

откуда в силу теоремы 3 получаем

Jy (0, е)- Jy (ß, е)< C3 0 - ß\.

Осталось убедиться в том, что непрерывная

по 0 функция меняет знак на [0,п ].

В силу условий теоремы существует k такое, что k • t = п, поэтому

Jy (п, е) = J рп sin (pdcpdz = J p0 sin( + п)d(pdz =

n n

= -J p0 sin (pd(p dz =- Jy (0, е)

n

Теорема доказана.

Литература

1. Подольский, М.Е. Упорные подшипники скольжения: Теория и расчет / М.Е. Подольский. - Л.: Машиностроение, Ленингр. отд-е, 1981. - 261 с.

2. Саримов, Н.Н. Определение характеристик гидростатического подшипника-уплотнения / Н.Н. Саримов, С. Л. Фосс, М.М. Карчевский, А.В. Палладий // Исследование гидростатических опор и уплотнений двигателей летательных аппаратов. - Межвуз. темат. сборник научных трудов, 1986. - С. 138-145.

3. Карчевский, М.М. Метод фиктивных областей для одной задачи теории смазки подшипников скольжения / М. М. Карчевский, Н. Н. Саримов // Сеточные методы решения задач метематической физики. - Казань, 1984. - С. 75-80.

4. Хисамеев И.Г. Разработка механизма движения поршневого компрессора, исследование газораспределительной ступени// Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. -№17. -С. 194-198.

+

© H. Н. Саримов - капд. физ.-мат. паук, зав. каф. информационных систем и технологий ИХТИ КБИТУ, nazyf@inbox.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.