Научная статья на тему 'Об одной параллели: тема Христа и Великого инквизитора в романе В. Тендрякова "Покушение на миражи"'

Об одной параллели: тема Христа и Великого инквизитора в романе В. Тендрякова "Покушение на миражи" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
286
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Габдуллина В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об одной параллели: тема Христа и Великого инквизитора в романе В. Тендрякова "Покушение на миражи"»

Габдуллина В.И. (Барнаул)

ОБ ОДНОЙ ПАРАЛЛЕЛИ: ТЕМА ХРИСТА И ВЕЛИКОГО ИНКВИЗИТОРА В РОМАНЕ В. ТЕНДРЯКОВА "ПОКУШЕНИЕ НА МИРАЖИ"

В последнее время много говорят и пишут о "феномене конца столетия", отмеченном социальными и политическими катаклизмами, особым напряжением в области философской и политической мысли. Последний роман В. Тендрякова "Покушение на миражи" (1982), как и последний роман Ф. Достоевского "Братья Карамазовы" (1880), создавался в эпоху предчувствий и пророчеств накануне рубежа веков. Неслучайной представляется перекличка этих романов, возникающая не только как следствие исторических аналогий, но и как результат обращения писателя XX века к художественному опыту автора "Братьев Карамазовых".

Годы работы В.Тендрякова над романом "Покушение на миражи" были временем

изживания социальных иллюзий.

И. Золотусский в статье, посвященной литературе 80-х годов, пишет: "Талант

В.Тендрякова взрезает жизнь, как нож, и та разваливается, обнаруживая свое страшное нутро" [1]. Изображение симптомов "рассеивания миражей" появилось у В. Тендрякова задолго до начала 80х, когда писатель забил тревогу по поводу нравственных "перевертышей" в сознании современных людей. В поисках ответа на тревожные вопросы В. Тендряков обращается к классике. По признанию самого писателя, Лев Толстой стал для него "самым авторитетным консультантом по человеческим вопросам": "Чем больше я задумываюсь над тем, что ждет нас впереди, тем внимательнее прислушиваюсь к тому, что говорил он, Толстой, из прошлого" [2]. Наряду с Толстым "великим собеседником" Тендрякова был и Достоевский: герои Тендрякова как бы продолжают испытание идей, владевших героями Достоевского.

Иногда установка на диалог с Достоевским заявлена в произведении Тендрякова открыто, как, например, в повести "Расплата", сюжет которой во многом построен на реминисценциях из романа "Преступление и наказание". Идеи Достоевского и их искаженное прочтение в духе писаревской статьи "Борьба за жизнь" сопряжены в судьбе подростка; убившего своего отца, "чтобы жить". В романе "Покушение на миражи" имя Достоевского ни разу не упоминается и, на первый взгляд, нет основания для аналогий. Между тем, анализ позволяет утверждать, что "Легенда о Великом инквизиторе" из романа "Братья Карамазовы" — метатекст, обнаруживаемый в романе "Покушение на миражи".

Роман В.Тендрякова насквозь полемичен и диалогичен. Автор включает в круг своих "собеседников" Пушкина, Белинского, Аристотеля, Эйнштейна, Кампанеллу. "Чужой" текст преломляется в тексте романа в форме многочисленных цитат, реминисценций, своеобразной "перелицовки" известных библейских и литературных сюжетов. Установить текстуальные связи романа Тендрякова с Евангелием; или с утопией Томмазо Кампанеллы не составляет труда — они указаны самим автором. Связь же с "Легендой о Великом Инквизиторе" обнаруживается на глубинном уровне взаимодействия текстов, порождающем ассоциации и реминисценции.

Герой Тендрякова профессор Гребин проводит лабораторный эксперимент над историей человечества, заложив в компьютер программу истории "без кода Христа". Этот сюжетный ход, казалось бы, возможный только в произведении конца XX века, вызывает в памяти другую историю об изгнании Христа, рассказанную Иваном Карамазовым в романе Достоевского. Великий Инквизитор устраняет Христа из своей "программы", провозгласив в государстве принципы "чуда", "власти" и "авторитета", от которых во имя свободы людей отказался Христос, искушаемый дьяволом в пустыне. С образом Великого инквизитора перекликается в романе Тендрякова образ Павла, которым пытаются заменить Христа авторы компьютерного эксперимента. Идеи Павла во многих пунктах напоминают идеи Великого инквизитора. Как и Великий инквизитор, Павел отрицает возможность свободы для человека: "Всякая душа да будет покорна высшим властям... Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч... И потому надо повиноваться не только из страха наказаний, но и по совести" [3]. Поистине, казуистика, достойная Великого инквизитора, который рассуждает: ”О, мы убедим их, что они тогда только и станут свободными, когда откажутся от свободы своей для нас и нам покорятся ... Они будут дивиться и ужасаться на нас и гордиться тем, что мы так могучи и так умны, что могли усмирить такое буйное стадо” [4].

Отрекшись от Христа, Великий Инквизитор пошел на сделку со "страшным и премудрым духом": "Мы не с тобой, а с ним, вот наша тайна” - признается инквизитор (14, 234). В

"Легенде" Ивана Карамазова используются элементы бродячего сюжета о "договоре человека с дьяволом", с той разницей, что в результате этого договора на гибель обречен не один человек, а весь мир, так как инквизитор и ему подобные идут на сговор с "духом самоуничтожения и небытия" во имя призрачного "всемирного счастья людей". Павел, "не ведающий Христа" из "Сказания" Тендрякова также вступает на этот путь. Создатели программы истории "без Христа", окончательно запутавшись в казуистике Павла, вынуждены признать, что ”у дерзновенного Павла был враг, с каким часто сталкиваются недюжинные люди, — он сам" (19). Двойственность Павла сродни раздвоенности героев Достоевского, вынашивающих идею — "великая цель оправдывается любыми средствами". ВРАГ Павла — это ЧЕРТ Ивана Карамазова. Не случайно создатели компьютерной программы, пытаясь разобраться в проповеди Павла, поминают черта: "Черт возьми!" (101).

Идея Великого Инквизитора — "человечество без Христа" — проходит испытание в романе Тендрякова дважды: через компьютерную программу, которая в конечном итоге Христа" (это доказывает, по мысли автора, что человечеству необходим идеал Любви. Красоты и истинной свободы; сравните с мыслью Достоевского: "Христос был вековечный, от века идеал, к которому стремится и по закону природы должен стремиться человек") и через картину модели человечества, автором которой был великий утопист Томмазо Кампанелла, ставший одним из действующих лиц романа Тендрякова.

В сказании "Прощание с градом Осиянным" создатель утопии Кампанелла мечтает о Городе Солнца, где "все будут счастливые, подчинившись общему порядку, в основе которого лежит идея нивелировки личности. Парадокс в том, что фра Томмазо сам жертва инквизиции, создает план, в деталях буквально повторяющий проект Великого инквизитора. Движимый не презрением, а любовью к людям, которая дает ему силы жить пока не закончена книга-завещание, Томмазо верит, что нашел единственно правильный рецепт спасения человечества. Главное, по его мнению, всех накормить, избавить людей от каждодневных забот о хлебе насущном, взять на себя заботу регулирования труда и отдыха людей. Обо всем должны позаботиться верховные правители. В предсмертном сне Томмазо Кампанелла попадает в Город Солнца и видит осуществление своего плана.

В Городе Солнца царит запустение, хаос и смерть, его встречают "радостные" нищие, а те, кто не желает радоваться в этом государстве "счастливых" людей, висят на городской стене. Сам создатель этого мира попадает в темницу, где бывший верховный правитель Сол объясняет ему, что "всем виной был слишком простой взгляд на жизнь": ''Простота — недомыслие... Если недомыслие начинает руководить людьми, то люди становятся сами себе врагами” (170). Об этом предупреждал Достоевский: ”Тогда как дай им хлеба, и они от скуки, пожалуй, станут врагами друг другу' (29, кн.2, 35).

В 1879 году на одном из литературных вечеров Достоевский объяснял идею главы "Великий инквизитор": ”Смысл тот, что если исказишь Христову веру, соединив ее с целями мира сего, то разом утратишь и весь смысл христианства, ум, несомненно, должен впасть в безверие, вместо великого Христова идеала созиждется лишь новая Вавилонская башня. Высокий взгляд христианства на человечество понижается до взгляда как бы на звериное стадо, и под видом социальной любви к человечеству является уже не замаскированное презрение к нему (15,198). А несколькими годами ранее в 1875 году в письме к В.А. Алексееву Достоевский рассуждал: 'Нынешний социализм в Европе, да и у нас, везде устраняет Христа и хлопочет прежде всего о Хлебе, призывает науку и утверждает, что причиною всех бедствий человеческих одно - нищета, борьба за существование” (29, кн. 2,85).

Мир, в котором христианские идеалы Свободы и Любви подменены идеалом мудрой власти и неосознанной несвободы массы, в романе В. Тендрякова обречен на гибель. Фра Томмазо Кампанелла В.Тендрякова — это великий инквизитор Достоевского, увидевший воплощение своей теории. Гибелью мира и смертью его создателя заканчивается сказание о великой утопии.

Примечания

1. Золотусский И. Крушение абстракций // Новый мир. 1989. № 1. С. 239.

2. Тендряков В.Ф. Божеское и человеческое Льва Толстого // Л.Н. Толстой и русская литературнообщественная мысль. Л., 1979. С. 274.

3. Тендряков В.Ф. Покушение на мира», М.,1987. С. 102. Далее цитируется по этому изданию, в скобках указывается страница.

4. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 Т. Т.14. Л.. 1976. С. 235-236. Далее цитируется по этому изданию, в скобках указывается том и страница.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.