Научная статья на тему 'Об одной методике итоговой оценки студентов бакалавриата'

Об одной методике итоговой оценки студентов бакалавриата Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MOTIVATION / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ГОСЭКЗАМЕНА / МЕТОДИКА РАСЧЕТА НАБРАННЫХ БАЛЛОВ / МОТИВАЦИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТА / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ / METHOD OF CALCULATION OF SCORES / STUDENT WORK / ASSESSMENT METHODOLOGY OF THE QUALIFICATION WORK / STATE EXAM ASSESSMENT METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дадян Эдуард Григорьевич

В работе предлагается методика повышения объективности оценивания государственного экзамена и выпускной квалификационной работы студентов бакалавриата, реализованная с помощью разработанной автором специальной информационной системы как приложение системы «1C: Предприятие».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дадян Эдуард Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On a method of final grade undergraduate students

This paper proposes methods to increase the objectivity of assessment of graduation examination and the graduation qualifying work of bachelor, realized by using a special information system developed by author as an application of the system “1C: Enterprise”.

Текст научной работы на тему «Об одной методике итоговой оценки студентов бакалавриата»

Педагогика

УДК 37

DOI 10.21661/r-112497

Э.Г. Дадян

Об одной методике итоговой оценки студентов бакалавриата

Аннотация

В работе предлагается методика повышения объективности оценивания государственного экзамена и выпускной квалификационной работы студентов бакалавриата, реализованная с помощью разработанной автором специальной информационной системы как приложение системы «1С: Предприятие».

I

Ключевые слова: методика оценки Госэкзамена, методика расчета набранных баллов, мотивация работы студента, методика оценки выпускной квалификационной работы.

E.G. Dadyan

On a method of final grade undergraduate students

Abstract

This paper proposes methods to increase the objectivity of assessment of graduation examination and the graduation qualifying work of bachelor, realized by using a special information system developed by author as an application of the system "1C: Enterprise".

I

Keywords: motivation, state exam assessment method, method of calculation of scores, student work, assessment methodology of the qualification work.

Цель данной работы - разработка информационной системы в среде «1С: Предприятие» I и специальной методики расчета оценок государственного экзамена, и выпускной квалификационной работы студентов бакалавриата для повышения объективности оценивания.

Методика оценки Госэкзамена Предлагаемая методика [1; 2] базируется на алгоритм оценки промежуточных экзаменов, утвержденный Ученым Советом Финансового университета.

Методика оценки промежуточных экзаменов хорошо зарекомендовала себя в течение многих лет непосредственного применения в стенах нашего университета. Фактически она предполагает подготовку к экзамену в течение всего аттестационного периода, выделяя, как правило, 40 баллов на оценку работы студента за время до собственно экзамена и 60 баллов на оценку студента непосредственно за экзамен.

Для оценки Госэкзамена предлагается применить и сохранить такое же распределение баллов, но уже соотнесенных ко всему времени обучения студента в университете и собственно Госэкзамену. Таким образом, предлагается выделить 40 баллов на оценку работы студента за все время обучения в Университете и 60 баллов собственно на Госэкзамен.

Предлагается следующий алгоритм расчета набранных баллов студентом за все время обучения в университете:

1. К Госэкзамену деканатом осуществляется подсчет процентного состава отличных, хороших и удовлетворительных оценок по каждому студенту за все время обучения.

2. Количество баллов, набранных студентом за все время обучения в университете (S1), зная его успеваемость за все время обучения, можно определить по следующей формуле:

S1 = ОКРУГЛВВЕРХ(( 5 * P5 + 4 * P4 + 3 * P3 - 300) / 5 ; 0), где: S1 - количество баллов, набранных студентом за все время обучения в Университете, ОКРУГЛВВЕРХ (число; число_разрядов) - округляет число до ближайшего большего по модулю, P5, P4, P3 - процент отличных, хороших и удовлетворительных баллов соответственно, набранных студентом за все время обучения в Университете.

Для мотивации работы студента мы предлагаем исключить из рассмотрения баллы, которые могли бы быть набраны студентом, имеющим только удовлетворительные оценки (S13):

S13 = 3 * P3 =3 * 100 =300.

Pedagogy

Из формулы для S1 легко рассчитывается S1max=40 и S1min=0.

Предлагается следующий алгоритм расчета набранных баллов студентом за Госэкзамен:

1. Госэкзаменационный билет содержит N вопросов.

2. Каждый вопрос экспертно оценивается максимально в В1 баллов из расчета:

х Bi = 60 (где i=1^N).

3. Ответ студента на 1-ый вопрос должен оцениваться, как минимум, одним экзаменатором. Признаком оценивания j-ым экзаменатором ответа студента на 1-ый вопрос являются выставленные данным экзаменатором в соответствующей графе ведомости баллы от 1 до В1.

4. Ответ студента на 1-ый вопрос может к-ым экзаменатором не оцениваться (по разным причинам). В этом случае в соответствующей графе к-ым экзаменатором выставляются нуль баллов.

5. Окончательно баллы оценки ответа студента на ьый вопрос (ОЦЕНКА1_сред) вычисляются путем усреднения выставленных экзаменаторами баллов, причем нулевые баллы в расчетах не принимают участия.

6. Количество набранных студентом баллов по 60 балльной шкале ^2) вычисляется по формуле:

Б2 = X (ОЦЕНШсред),

где 1 = 1 ^ N

N - количество вопросов.

Итоговая сумма набранных баллов в сто бальной шкале составляет:

S = Б1 + Б2

Оценка в 5 балльной шкале вычисляется по разработанной в Финансовом университете и утвержденной ее Ученым Советом методике оценки промежуточных экзаменов. В таблице 1 приведено соответствие сто и пяти бальных шкал.

Таблица 1

Соответствие шкал оценок

Диапазон набранных баллов Оценка прописью Оценка цифрой

0-50 неуд. 2

51-65 удовл. 3

66-85 хорошо 4

86-100 отлично 5

0-50 незачтено

51-100 зачтено

Методика оценки выпускной квалификационной работы

Для оценки защиты студентом выпускной квалификационной работы предлагается следующая методика [2]:

1. Предварительно сформулировать показатели оценки (ПО1), например:

- теоретическая подготовка (оценка за Госэкзамен) (ПО1);

- доклад (ПО2);

- ответы на вопросы (ПО3);

- оформление выпускной квалификационной работы (ПО4);

- корректность приводимых расчетов (ПО5);

-...............................................(ПО1).

2. Количество и семантика показателей оценки выпускной квалификационной работы определяются Методическим Советом университета и могут быть дополнены Госкомиссией.

3. Каждый показатель оценивается по 100-балльной шкале.

4. В процессе защиты выпускной квалификационной работы 1-ый показатель должен оцениваться, как минимум, одним членом ГАК. Признаком оценивания j-ым членом ГАК 1-ого показателя являются выставленные данным членом ГАК в соответствующей графе ведомости баллы от 1 до 100.

5. В процессе защиты выпускной квалификационной работы 1-ый показатель может к-ым членом ГАК не оцениваться (по разным причинам). В этом случае

в соответствующей графе к-ым членом ГАК выставляется нуль баллов.

6. Окончательные усредненные баллы оценки по 1-ому показателю (ПО1_сред) вычисляются путем усреднения выставленных членами ГАК баллов, причем нулевые баллы в расчетах не принимают участия.

7. Каждый усредненный показатель имеет свой весовой коэффициент сложности (ВК1), определяемый экспертно Методическим Советом и (или) Госкомиссией, - из расчета, что:

X вю = 1.

Окончательно, количество набранных студентом баллов по 100-балльной шкале вычисляется по формуле:

S = X (ВЮ* ПО_сред),

где i = 1 ^ N

N - Количество показателей оценки.

Окончательная оценка в 5 балльной шкале вычисляется по разработанной в Финансовом университете методике, представленной в таблице 1 [3-5].

Автором разработана автоматизированная система анализа и расчета набранных баллов студентом за Госэкзамен и оценки выпускной квалификационной работы в системе «1С:Предприятие» [5-10]. Исходные данные (выставленные членами комиссий баллы) вводятся в компьютер секретарем комиссии. Таким образом, процесс подсчета соответствующих оценок автоматизируется, и, при необходимости, генерируются необходимые отчеты по проведенным мероприятиям.

Interactive science | 6 • 2016

25

Педагогика

Литература

1. Дадян Э.Г. Информационная система расчета оценки Госэкзамена как приложение платформы «1С: Предприятие», доклад на ежегодной конференции «Использование программных продуктов 1С в учебных заведениях» в рамках Десятой Международной Научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании». - М., 2011.

2. Дадян Э.Г. Информационная система расчета оценки выпускной квалификационной работы как приложение платформы «1С: Предприятие 8», доклад на ежегодной конференции «Использование программных продуктов 1С в учебных заведениях» в рамках Десятой Международной Научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании». - М., 2011.

3. Дадян Э.Г. Информационная система расчета оценок государственного экзамена и выпускной квалификационной работы бакалавра // V Международный научный студенческий конгресс на тему: «Развитие Российской экономики: проблемы и перспективы» (февраль-апрель 2014) / Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.

4. Дадян Э.Г. Дисциплина по выбору: «Программирование учетных и аналитических задач в системе «1С:Пред-приятие» // Новые информационные технологии в образовании. Ч. 1: Сборник научных трудов одиннадцатой Международной научно-практической конференции «Развитие инновационной инфраструктуры образовательных учреждений с использованием технологий «1С» (1-2 февраля 2011 г.) / Под общ. ред. Д. В. Чистова. - М., 2011.

5. Дадян Э.Г. Преподавание дисциплины «Разработка учетных приложений в «1С» в Финансовом университете при Правительстве РФ // Новые информационные технологии в образовании. Сборник научных трудов 13-й Международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании» (Технологии «1С» для эффективного обучения и подготовки кадров в целях повышения производительности труда) 929-30 января 2013 г.). Ч. 1. / Под общ. ред. Д.В. Чистова. - М.: ООО «1С-Паблишинг», 2013.

6. Дадян Э.Г. Привлечение инновационных методов в учебном процессе на примере дисциплины «Проектирование бизнес приложений в системе 1С:Предприятие» // Информационные технологии в Финансово-экономической сфере: прошлое, настоящее, будущее: Международная научная конференция. - М. - С. 195-199.

7. Дадян Э.Г. Применение инновационных технологий в системе профессионального образования // Информатика и образование. - 2014. - №9.

8. Дадян Э.Г. Проектирование бизнес-приложений в системе «1С:Предприятие 8»: Учеб. пособие. - М.: ИН-ФРА-М, 2013.

9. Дадян Э.Г. Разработка учетных приложений в «1С»: рабочая программа дисциплины. Для студентов, обучающихся по направлению 230700.62 «Прикладная информатика» (программа подготовки бакалавра). - М.: Финуниверситет, 2013.

10. Дадян Э.Г. В поисках новых моделей финансового рынка и образовательной деятельности: Монография / Э.Г. Дадян, А.В. Быцкевич. - М.: ИНФРА-М., 2016.

11. Дадян Э.Г. Формирование электронного журнала в среде «1С:Предприятие 8» // Доклад на ежегодной конференции «Использование программных продуктов «1С» в учебных заведениях» в рамках Десятой Международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании» (2-3 февраля 2010 г.).

12. Дадян Э.Г. Дисциплины // Разработка учетных и аналитических приложений в системе «1С :Предприятие», бакалавриат, 230700.62 «Прикладная информатика», профиль «Прикладная информатика в экономике». Рабочая программа дисциплины. - 2014.

13. Дадян Э.Г. 1С: Предприятие. Проектирование приложений: Учебное пособие. - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2015. - 288 с.

14. Государственный университет управления, 1919-2009. научная деятельность в вузе. Подразделения, обеспечивающие учебный процесс / Редкол.: А.М. Лялин (гл. ред.) [и др.]. - М., 2009.

15. Даровских В.Д. Что нас ждет впереди (опыт внедрения образовательного стандарта ЕСТ^ в учебный процесс) машиностроитель. - 2015. - №8. - С. 35-47.

16. Новикова Д.М. Методика применения зачетных единиц в учебном процессе для совершенствования организации учебного процесса в вузах // Вопросы гуманитарных наук. - 2009. - №3 (41). - С. 230.

17. Ефанова О.А. Мнение студентов РАГС об организации и качестве учебного процесса (результаты социологического мониторинга качества учебного процесса).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.