Научная статья на тему 'ОБ ОДНОЙ ГРУППЕ РУССКИХ СУНДУКОВ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX В.)'

ОБ ОДНОЙ ГРУППЕ РУССКИХ СУНДУКОВ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX В.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
56
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУНДУК / МУЗЕЙНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ / РЕМЕСЛО / НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / СУНДУЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пудов Глеб Александрович

Несмотря на очевидный интерес к русскому сундуку, который имеет место в настоящее время, в его истории немало нерешенных проблем и вопросов. Остаются неизвестными не только отдельные центры производства, но и виды их продукции. В статье рассматривается большая группа сундуков, ранее не привлекавшая внимание исследователей. Эти изделия не были выявлены среди русской сундучной продукции. На фоне массы изделий крупных сундучных центров они встречаются нечасто (как в музейных собраниях, так и на электронных площадках). В настоящей работе проанализированы два типа таких сундуков. Они имели несколько разновидностей, отличающихся по конструкции, размерам и художественному оформлению. Наиболее общим признаком является форма крышки - покатая или плоская. Касательно стиля обоих типов сундуков отмечается, что в их внешнем облике просматривается влияние европейского сундучного дела. В качестве параллелей приводятся итальянские сундуки и английские «стандарты». Автором также констатируется связь технологии изготовления и стиля сундуков с промышленным производством. В настоящее время не представляется возможным точно определить место производства сундуков данной группы, поэтому в статье предлагается две версии их происхождения: одна связана с Москвой, другая - с Русским Севером. В связи с этим уточняется и датировка - конец XIX - первые десятилетия XX в. Сундуки имеют ярко выраженные внешние особенности, поэтому четко выделяются на фоне других сундучных изделий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT A GROUP OF RUSSIAN CHESTS (LATE 19TH - EARLY 20TH CENTURY)

Despite the obvious interest in the Russian chest, which is taking place at the present time, there are many unresolved issues and questions in its history. Not only the different centers remain unknown, but also the types of their products. This paper considers a large group of chests that had not previously attracted the attention of researchers. These items were not identified among the Russian chest products. Against the background of the mass of products of large chest centers, they are found infrequently (both in museum collections and on electronic platforms). The study looks at two types of such chests. They had several varieties, differing in design, size and artistic decoration. The most common feature is the shape of the lid - sloping or flat. Regarding the style of both types of these chests, the paper shows that the influence of European chests is visible in their appearance. Italian chests and English “standards” given as parallels. The author also states the connection of the manufacturing technology and style of chests with industrial production. Since it is problematic to determine the place of production of chests of this group, the study suggests two versions of their origin: one is connected with Moscow, the other is connected with the Russian north. In this regard, the dating is also being clarified: the end of the 19th - the first decades of the 20th century. These chests have pronounced external features, so they stand out clearly against the background of other chest products.

Текст научной работы на тему «ОБ ОДНОЙ ГРУППЕ РУССКИХ СУНДУКОВ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX В.)»

Искусствоведение History of Arts

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-66-286-295 © I

УДК 749

ББК 85.126(2)53

Научная статья / Research Article

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

© 2022 г. Г. А. Пудов

г. Санкт-Петербург, Россия

ОБ ОДНОЙ ГРУППЕ РУССКИХ СУНДУКОВ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX В.)

Аннотация: Несмотря на очевидный интерес к русскому сундуку, который имеет место в настоящее время, в его истории немало нерешенных проблем и вопросов. Остаются неизвестными не только отдельные центры производства, но и виды их продукции. В статье рассматривается большая группа сундуков, ранее не привлекавшая внимание исследователей. Эти изделия не были выявлены среди русской сундучной продукции. На фоне массы изделий крупных сундучных центров они встречаются нечасто (как в музейных собраниях, так и на электронных площадках). В настоящей работе проанализированы два типа таких сундуков. Они имели несколько разновидностей, отличающихся по конструкции, размерам и художественному оформлению. Наиболее общим признаком является форма крышки — покатая или плоская. Касательно стиля обоих типов сундуков отмечается, что в их внешнем облике просматривается влияние европейского сундучного дела. В качестве параллелей приводятся итальянские сундуки и английские «стандарты». Автором также констатируется связь технологии изготовления и стиля сундуков с промышленным производством. В настоящее время не представляется возможным точно определить место производства сундуков данной группы, поэтому в статье предлагается две версии их происхождения: одна связана с Москвой, другая — с Русским Севером. В связи с этим уточняется и датировка — конец XIX - первые десятилетия XX в. Сундуки имеют ярко выраженные внешние особенности, поэтому четко выделяются на фоне других сундучных изделий. Ключевые слова: сундук, музейная коллекция, ремесло, народное искусство, сундучное производство.

Информация об авторе: Глеб Александрович Пудов — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Отдела народного искусства, Государственный Русский музей, ул. Инженерная, д. 4, 191198 г. Санкт-Петербург, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7270-8065 E-mail: narodnik80@list.ru Дата поступления статьи: 29.07.2021 Дата одобрения рецензентами: 30.09.2021 Дата публикации: 28.12.2022

Для цитирования: Пудов Г. А. Об одной группе русских сундуков (конец XIX -начало XX в.) // Вестник славянских культур. 2022. Т. 66. С. 286-295. https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-66-286-295

Введение

В настоящее время интерес к русскому сундучному производству возрастает: появляются новые статьи и монографии [1; 2, с. 64-72; 4, с. 246-257; 5; 6], проводятся выставки, в которых сундуки предстают не только как вспомогательный экспозиционный материал, но и как основной объект показа1. Тем не менее история русского сундука остается малоизученной: древнерусский период полон «белых пятен», выявлены далеко не все мастерские XVШ-XX вв., недостаточно проанализированы связи русского сундучного дела с аналогичными явлениями за рубежом, существует путаница в терминологии, известны не все центры сундучного производства.

Группа сундуков, о которой пойдет речь в предлагаемой статье, не привлекала внимание исследователей. Несмотря на яркие внешние особенности, эти сундуки не были выделены в массе других. В музейных собраниях они встречаются редко (сегодня в Государственном музейном каталоге РФ зафиксировано 5471 сундучное изделие, из них рассматриваемых сундуков 31, что составляет 0,57% от общего числа).

В большинстве случаев место их производства не указано совсем, в двенадцати определено весьма расплывчато — Россия, в одном — очень точно: село Рыбрека (но, скорее всего, это — место приобретения, а не создания2). В качестве датировки встречаются «I половина XIX века», «конец XIX - начало XX века», «XIX век», «конец XIX века», «1900-1970-е», «начало XX века». Лишь в одном случае точно зафиксирован год изготовления сундука — 1898 (указан на изделии)3.

Что касается материала и техники, то в музейных описаниях, как правило, всегда отмечается использование дерева4 и металла (жести), а далее — значительное разнообразие вариантов, включающих упоминание кожи, ткани, сурика, столярной и слесарной работы, чеканки, тиснения, окраски, монтировки, а также заводского, кустарного и артельного производства.

И, наконец, следует упомянуть о размерах. Несмотря на то что они в описаниях отличаются, просматривается несколько стандартных цифр, соответствующих разным вариантам сундуков в рамках одного типа. В отличие от других русских сундучных центров, в рассматриваемом очаге производства на данный момент не выявлено шкатулок (которые бы отличались от сундуков лишь размерами).

Таким образом, сундуки, о которых идет речь, атрибутированы весьма расплывчато5 и, как указывалось выше, не выделены в особую группу изделий.

Цель настоящей статьи — уточнение их атрибуции и определение роли среди других русских сундучных изделий. Основные задачи — обобщение информации

1 Например, «Во всех ты, душенька, нарядах хороша» (женский народный костюм в России XVШ-XX веков) (ГРМ, 5 марта 2014 - 12 мая 2014 г.); «Про сундук. Свадебные сундуки второй половины XIX - начала XX века» (ВМДПНИ, 12 июня 2019 - 14 августа 2019 г.).

2 Рыбрека — село в Прионежском районе Карелии, впервые упоминается в 1496 г.

3 Такие сундуки можно встретить на онлайн-аукционах. Доверять информации о месте и времени их создания, размещенной на этих сайтах, не следует.

4 Порода дерева (сосна) не указывается.

5 Атрибуцию затрудняет не только плохая сохранность большинства сундуков, но и почти полное отсутствие клейм, рекламных этикеток и каких-либо надписей. Встречено лишь два сундука с надписями: на одном указано — 1898, на другом инициалы — ИИМ. В последнем случае надпись, скорее всего, сделана не мастером, а владельцем сундука.

об этих сундуках и анализ конкретных предметов. Материалом исследования стали вещи из государственных и частных коллекций, а также сундуки с онлайн-аукционов.

Следует подчеркнуть, что работа над темой не завершена. На данном этапе возможны лишь предварительные выводы, поэтому в дальнейшем не исключены уточнения.

Разновидности сундуков рассматриваемой группы

Как указывалось выше, в рассматриваемой группе сундуков можно выделить несколько видов. Наиболее общим признаком является форма крышки — покатая или плоская.

Первый тип

Один из самых примечательных образцов этого типа — сундук из коллекции историко-культурного музея-заповедника «Коломенский кремль»6. Он имеет покатую крышку, прямые стенки и резные ножки. На передней стенке — большая прямоугольная пластина и литая петля, форма которой типична для таких изделий. Поверхности сундука покрыты кожей красного цвета, которая прикреплена жестяными полосами с узором, выполненным в технике гравировки. Орнамент состоит из геометрических и растительных мотивов. Особо следует отметить композицию, включающую вазу с цветами и кистями винограда. В углах крышки размещены пластины с растительным орнаментом. В целом набор декоративных мотивов невелик и представляет устойчивое сочетание нескольких элементов. Во внешнем облике этого сундука просматривается влияние европейского сундучного дела. В качестве параллелей — итальянские сундуки7 и английские «стандарты» [7, р. 141-162].

В рамках первого типа сундуков встречаются разные варианты. Предметы могут быть декорированы только с лицевой стороны и крышки (боковые и задняя стенки окрашивались красной краской — суриком)8, могут быть покрыты листами жести с «морозом» янтарного цвета9. В последнем случае они прикреплялись латунными гвоздями с фигурными шляпками (заводское производство). Кроме того, их отличал иной набор орнаментальных мотивов, например, углы крышки были декорированы не изображениями букетов цветов, а большими розетками10; низ фасадной стенки украшался изображениями наподобие ламбрекенов11.

Петля, как у всех без исключения сундуков этой группы, была каплевидной формы, она изготавливалась в технике литья из латуни и украшалась гравировкой (ил. 1). Количество петель находилось в зависимости от размеров сундуков (на боль-

6 № ККМ ОФ 2547.

7 Например, небольшой сундук из коллекции Музея декоративно-прикладного искусства (г. Будапешт). Инв. № 59.1104.1. Атрибутируется как венецианская работа XVII в.

8 Сундуки из Государственного Ростово-Ярославского архитектурно-художественного музея-заповедника (№ ДБ-1155), Объединенного мемориального музея Ю. А. Гагарина (Смоленская область, № ММГ К-2332), музейно-краеведческого комплекса «Стольный город Боровск» (№ Д-94), Московского государственного объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника (№ Э-325).

9 Сундук из коллекции музея-заповедника «Александровская Слобода» (№ Д-185).

10 Сундук из собрания Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника (№ ИБ-838).

11 Сундук из собрания Московского государственного объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника (№ О-2222).

ших предметах встречаются две литые петли и врезной замок)12. Справа прикреплялся металлический держатель крышки.

Иллюстрация 1 - Сундучная петля Figure 1 - The Chest Hinge

Порой сундуки полностью окрашивались (вероятно, в целях их «реставрации», что характерно для вещей из частных собраний), и теперь уже невозможно установить их первоначальный внешний вид. Однако следует отметить, что не у всех изделий жестяные полосы имели гравированный орнамент; не все были покрыты листами жести; некоторые имели ножки простой формы. Как правило, это сундуки меньших размеров.

В рамках первого типа сундуков варьировались размеры, от которых зависело количество петель, ручек, наличие/отсутствие ножек, а также количество жестяных полос на внешних поверхностях. Временами встречаются отличия в пропорциях. Изнутри сундуки обивались тканью (как правило, это — льняной холст) или окрашивались. В последнем случае на внутреннюю поверхность крышки приклеивалось множество рекламных этикеток, вырезок из журналов и пр.

12 Вряд ли можно утверждать, как это иногда делается в иностранной литературе, что три замка указывают на церковное назначение сундука. Количество замков в данном случае — лишь средство повысить надежность.

Таким образом, можно констатировать, что первый тип сундуков (с покатой крышкой) имел разнообразное художественное оформление с использованием нескольких материалов и техник, размеры (от весьма крупных вещей до предметов средних размеров). Конструкция и техника изготовления не отличались от принятых в других центрах и вполне типичны для второй половины Х1Х-ХХ вв.

Второй тип

Этот вид сундуков получил не меньшее распространение, чем первый. Главное его отличие — плоская крышка. Интересен сундук из собрания Государственного музея истории космонавтики им. К. Э. Циолковского (г. Калуга)13. Он имеет значительные размеры, поставлен на широкие ножки. Жестяными листами обиты все поверхности. Несмотря на большие размеры, сундук имеет по одной ручке с обеих сторон и одну литую петлю на передней стенке. Справа прикреплен держатель крышки, приголовка нет.

Как и на других изделиях этой группы, стенки, крышка и дно сундука собраны из нескольких досок (крышка с внутренней стороны дополнительно укреплена поперечной планкой). Вероятно, мастерами ощущалась недостаточная надежность такой конструкции, поэтому предмет обит большим количеством жестяных полос. Стало быть, они предназначались не только для декорирования, но и для укрепления. Тем не менее на них нанесены растительные мотивы в виде ваз с букетами цветов и стилизованных кистей винограда14. На углах крышки прикреплены четыре прямоугольные пластины, на каждой из которых размещена симметричная композиция из изображений цветов с лепестками. Если на листах между орнаментированными полосами ранее был «мороз» по жести, то он не сохранился (однако весьма сомнительно, что он использовался).

Очевидно, что рассмотренный сундук — один из «простых» вариантов второго типа: его конструкция упрощена, а декор минимален. И все же можно сделать несколько выводов. Набор орнаментальных мотивов, техника изготовления (кроме крышки) не отличаются от сундуков первого типа. Поэтому все замечания, касающиеся последних, можно отнести и к сундукам с плоской крышкой. Приведем несколько примеров для подтверждения этого.

Большой сундук из Государственного музея Л. Н. Толстого15 обит жестяными полосами только с фасадной стороны и крышки, боковые и задняя стенки окрашены суриком. Боковых ручек две, петля — одна. Изнутри сундук обит льняным холстом. Он декорирован стандартными мотивами: ваза с цветами и кистями винограда, «ламбрекенами». Сундук из музейно-краеведческого комплекса «Стольный град Боровск» (Калужская область)16 подобен ему, но имеет меньшие размеры.

Примечателен сундук из частного собрания (г. Москва). Он имеет значительные размеры, поставлен на резные ножки. Сундук снабжен музыкальным замком, огромной петлей и сверху обит листами «морозной» жести янтарного цвета. На полосы нанесены в технике тиснения растительные орнаменты (ил. 2; одинаковые вышеописанным). Это сделано очень тщательно. Изделие дает возможность оценить разнообразие декоративного оформления второго типа рассматриваемых сундуков (ил. 3).

13 Инв. № Д 184. Почти полные его подобия — сундуки из Тверского государственного объединенного музея (№ ТГОМ ВВФ КП-1992) и Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (№ 24002).

14 Подобный орнамент был, вероятно, и на замочной пластине, но он очень плохо сохранился, поэтому ничего определенного о нем сказать невозможно.

15 № ДЛТ-3115.

16 Инв. № Д-95.

Иллюстрация 2 - Орнамент на жестяных полосах Figure 2 - The Ornament on tin Strips

Иллюстрация 3 - Орнамент на прямоугольной пластине Figure 3 - The Ornament on a Rectangular Plate

Происхождение

В настоящее время точно определить место производства этих сундуков невозможно, вопрос остается в области догадок и предположений. Ниже предложены две версии. Подчеркнем, что ни одна из них не заключает в себе «последнего», решающего аргумента, поэтому в дальнейшем возможны новые, возможно, лучшие варианты.

Русский Север

Предположение о Русском Севере как месте производства анализируемых сундуков имеет под собой следующие основания.

1 Использование кожи и жестяных листов с «морозом» типично для сундучного дела Русского Севера. Об этом свидетельствуют массы сундучных изделий, находящиеся ныне в музейных собраниях, особенно их много в коллекциях музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, Кириллова, Тотьмы, Великого Устюга.

2 Система расположения жестяных полос подобна принятой на Русском Севере. Например, сундуки из собрания Государственного исторического музея, Карго-польского историко-архитектурного и художественного музея и музея фресок Дионисия17.

3 Декоративные мотивы (речь идет о вазе с цветами и кистями винограда, ил. 4) находят параллели в вологодских росписях по дереву. Надо, кстати, отметить, что обработка кожи и дерева — традиционные отрасли промышленности Вологды и Вологодской губернии [3, с. 85-148].

Иллюстрация 4 - Орнамент на замочной пластине и жестяных полосах Figure 4 - The Ornament on the Key Plate and Tin Strips

4 Многие места хранения сундуков связаны с дорогой, соединяющей Вологду и Москву. Не исключено, что столица была местом сбыта сундуков рассматриваемой группы. Оттуда они расходились по Москве и округе. На оборотной стороне крышки сундука из Государственного музея Л. Н. Толстого приклеена этикетка зеленого цвета, на которой указано: «Лавка в Кушачном ряду ряд № 20, 21, Никифора Иванова Спиридонова. Продажа разных сундуков в Москве»18.

17 Инв. № Д-ГУ-1676, Д-261 и Д-676 соответственно.

18 № ДЛТ — 3000.

5 Техника изготовления и стиль сундуков свидетельствует о связях с промышленным производством. Мастера использовали одни и те же полосы для разных видов сундуков. Не испытывая недостатка в материале, они щедро покрывали поверхности изделий жестью. Подобное явление имело место в других сундучных центрах, связанных с железообрабатывающей промышленностью, например, в Белой Холунице (Вятская губерния), Невьянске и Нижнем Тагиле (Средний Урал). В Вологодской губернии существовали железоделательные заводы. Таким образом, согласно этой версии, сундуки могли быть изготовлены на Русском Севере, в частности, в Вологде или Вологодской губернии.

Москва

Согласно второй версии, эти сундуки могли делаться в Москве. Хотя большинство их не вызывает ассоциаций с произведениями прикладного искусства из крупного культурного центра, московские мастера изготавливали сундуки на разный вкус и кошелек. Итак, вторая версия появилась благодаря следующим фактам:

1 Подавляющее большинство сундуков находится в собраниях Москвы, ближайшей округи и соседних областей: Калужской, Ярославской, Смоленской, Тульской и Тверской (это касается как государственных, так и частных коллекций).

2 Упомянутый выше купец Никифор Иванович Спиридонов мог торговать сундуками, произведенными в самой Москве, а не привозимыми из разных регионов страны. Это было бы экономичнее. Упоминание Москвы на этикетке сундука Спиридонова — единственное на сегодняшний момент надежное географическое указание, касающееся этих изделий.

3 Москва — крупный промышленный центр, в котором существовало большое количество железоделательных заводов, поэтому мастера могли свободно располагать материалом.

Выводы

Рассмотренные сундуки составляют самостоятельную группу произведений на фоне остальной продукции русских мастеров. В настоящее время автору известно приблизительно полсотни предметов (учитывая в совокупности как государственные, так и частные собрания). Однако, вероятнее всего, их значительно больше.

Период существования производства ограничивается концом XIX - первыми десятилетиями ХХ в. (вероятнее всего, такие сундуки делали короткое время, до революции 1917 г.). Что касается происхождения, то если придерживаться первой версии, речь может идти об обнаружении нового центра сундучного ремесла, а если отдавать предпочтение второй — об очередном подтверждении значительной роли Москвы в культурной жизни России, в том числе в сундучном деле.

Сундуки обнаруживают связь с промышленным производством. Это касается как стиля, так и техники изготовления. Приблизительно одинаковый уровень исполнения свидетельствует о мастерских, тесно связанных между собой и существовавших в одинаковых условиях.

По особенностям конструкции и декоративного оформления рассматриваемые сундуки — типичные произведения русского сундучного ремесла второй половины XIX - начала XX столетия. Они хорошо помещаются в ряд изделий названного периода.

Сундуки четко выделяются на фоне русской сундучной продукции, поскольку имеют ярко выраженные внешние особенности. К основным относятся: наличие литой

латунной петли, имеющей каплевидную форму и украшенной гравировкой; использование устойчивого набора декоративных мотивов (самый часто встречающийся — изображение вазы с цветами и кистей винограда); одновременное и «равноправное» существование двух форм крышек: плоской и покатой.

Большинство изделий этой группы смотрятся невыразительно на фоне высокохудожественных произведений русских мастеров-сундучников. Тем не менее и они имеют особенности и достоинства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Гончарова Н. Н. Русские расписные сундуки XVII-XVIII веков в собрании Исторического музея. М.: Исторический музей, 2018. 312 с.: ил.

2 Кодрицки А. Л., Мешкова В. М. Судьба семьи сквозь призму веков (невьянские сундучники Селянкины и их потомки) // Веси. 2015. № 9. С. 64-72.

3 Козина Г. Н. Вологодские купцы — фабриканты и заводчики (XVIII - начало XX века) // Вологда: краеведческий альманах. Вологда: Русь, 1997. Вып. 2. С. 85-148.

4 Пудов Г. А. О сундучных изделиях Великого Новгорода // Вестник славянских культур. 2020. Т. 57. С. 246-257. https://doi.org/10.37816/2073-9567-2020-57-246-257

5 Пудов Г. А. Муромский сундук: Очерк истории. [Б.м.]: Издат. решения, 2020. 172 с.

6 Пудов Г. А. Производство сундуков в Вятской губернии (XIX - начало XX века). История. Мастера. Произведения. [Б.м.]: Издат. решения, 2021. 80 с.

7 Pickvance C. G. A study of medieval iron-bound «domed standard» chests in Kent //

Archaeologia Cantiana. 2015. № 136. P. 141-162

***

© 2022. Gleb A. Pudov

St. Petersburg, Russia

ABOUT A GROUP OF RUSSIAN CHESTS (LATE 19th - EARLY 20th CENTURY)

Abstract: Despite the obvious interest in the Russian chest, which is taking place at the present time, there are many unresolved issues and questions in its history. Not only the different centers remain unknown, but also the types of their products. This paper considers a large group of chests that had not previously attracted the attention of researchers. These items were not identified among the Russian chest products. Against the background of the mass of products of large chest centers, they are found infrequently (both in museum collections and on electronic platforms). The study looks at two types of such chests. They had several varieties, differing in design, size and artistic decoration. The most common feature is the shape of the lid — sloping or flat. Regarding the style of both types of these chests, the paper shows that the influence of European chests is visible in their appearance. Italian chests and English "standards" given as parallels. The author also states the connection of the manufacturing technology and style of chests with industrial production. Since it is problematic to determine the

place of production of chests of this group, the study suggests two versions of their origin: one is connected with Moscow, the other is connected with the Russian north. In this regard, the dating is also being clarified: the end of the 19th - the first decades of the 20th century. These chests have pronounced external features, so they stand out clearly against the background of other chest products.

Keywords: Chest, Museum Collection, Craft, Folk Art, Chest Production. Information about the author: Gleb A. Pudov — PhD in Art History, Senior Curator of the Department of Folk Art, The State Russian Museum, Engineering St., 4, 191198 St. Petersburg, Russia.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7270-8065

E-mail: narodnik80@list.ru

Received: July 29, 2021

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Approved after reviewing: September 30, 2021

Date of publication: December 28, 2022

For citation: Pudov G. A. About a Group of Russian Chests (Late 19th - Early 20th Century). Vestnik slavianskikh kul'tur, 2022, vol. 66, pp. 286-295. (In Russian) https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-66-286-295

REFERENCES

1 Goncharova N. N. Russkie raspisnye sunduki XVII-XVIII vekov v sobranii Istoricheskogo muzeia [Russian Painted Chests of the 17th-18th Centuries in the Collection of the Historical Museum]. Moscow, Istoricheskii muzei Publ., 2018. 312 p.: il. (In Russian)

2 Kodritski A. L., Meshkova V. M. Sud'ba sem'i skvoz' prizmu vekov (nev'ianskie sunduchniki Seliankiny i ikh potomki) [The Fate of the Family through the Prism of Centuries (Nevyansk Masters Selyankins and their Descendants)]. Vesi, 2015, no 9, pp. 64-72. (In Russian)

3 Kozina G. N. Vologodskie kuptsy — fabrikanty i zavodchiki (18th - nachalo 20th veka) [Vologda Merchants — Manufacturers and Factory Owners (18th - Early 20th Century)]. In: Vologda: kraevedcheskii al'manakh [Vologda: Local History Almanac]. Vologda, Rus' Publ., 1997, vol. 2, pp. 85-148. (In Russian)

4 Pudov G. A. O sunduchnykh izdeliiakh Velikogo Novgoroda [About the Chest Products of Veliky Novgorod]. Vestnik slavianskikh kul'tur, 2020, vol. 57, pp. 246-257. https://doi.org/10.37816/2073-9567-2020-57-246-257 (In Russian)

5 Pudov G. A. Muromskii sunduk: Ocherk istorii [The Murom Chest: An Essay of History]. [B.m], Izdatel'skie resheniia Publ., 2020. 172 p. (In Russian)

6 Pudov G. A. Proizvodstvo sundukov v Viatskoi gubernii (XIX - nachalo XX veka). Istoriia. Mastera. Proizvedeniya [Production of Chests in Vyatka province (19th -early 20th century). History. Masters. Works]. [B.m.], Izdatel'skie resheniia Publ., 2021. 80 p. (In Russian)

7 Pickvance C. G. A Study of Medieval Iron-bound "Domed Standard" Chests in Kent. Archaeologia Cantiana. 2015, no 136, pp. 141-162(In English)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.