Научная статья на тему 'Об одном подобии Святой Троицы'

Об одном подобии Святой Троицы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
252
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об одном подобии Святой Троицы»

ЧЕБЫШЕВСКИЙ СБОРНИК Том 12 Выпуск 4 (2011)

ОБ ОДНОМ ПОДОБИИ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ

X. М. Салиба (Ливан, г. Бейрут)

Догмат Православной Церкви о единосущной и нераздельной Святой Троице раскрыт в Символе Веры, Новом Завете, учении Святой Соборной и Апостольской Церкви, правилах Семи Вселенских Соборов и Святом предании Святых Отцов.

Как известно, вместе с догматами Церкви история является неотъемлемой частью изложения церковной веры, поскольку исторически Бог открывал Себя в разные временные промежутки и в разных местах пространства, где располагался человек. Таким образом, единственное, с чем мы можем связывать понятие о Боге, является понятие Откровения Божия. Истинной хранительницей и толковательницей Откровения Божия, как универсального средства знания человека о Боге, может быть только Церковь Христова.

С другой стороны, человеческому разуму наряду с историческим анализом присущ и логический анализ, основанный на законах логики, на практической деятельности человека и на его интуиции. Поэтому возникают важные вопросы, связанные с доказательством существования и единственности того или иного явления или объекта. Так, наиболее известное доказательство бытия Бога, принадлежащее блаженному Августину [1], исходит из степеней совершенства вещей. Он полагает, что от худшего следует восходить к лучшему, а через него к Наилучшему. Затем блаженный Августин приходит к тому, что законы мышления неизменны и всеобщи, что они возвышаются над всяким частным сознанием и существуют независимо от познающего субъекта. Тем самым получается, что эти идеи нетварны. В завершении своего рассуждения блаженный Августин представляет Бога как “совокупность всех мыслимых и реальных совершенств, как высшее благо, лучше чего ничего не может быть или мыслиться”.

Конструкция догмата о Святой Троице, найденная блаженным Августином, представляет собой единство бытия, мышления и воли для самого человека, несущего в себе образ Божий. Далее блаженный Августин утверждает, что “Бог как абсолютный Дух являет Собой триединство Бытия, Мышления и Воли, которые в Нем абсолютны, неизменны, вечны, ипостасны (субстанциальны) и суть три самостоятельных Лица — Отец, Сын и Святой Дух”. Он также подчеркивает равенство и единосущие трех Божественных Лиц. Это равенство означает, что не только Отец не больше Сына, но и ни одно из Лиц Святой Троицы не меньше, чем сама Троица, что являет собой единое и нераздельное действование Божественных Лиц.

Как мы видим, догмат о Святой Троице не является простым для человеческого ума, поэтому святой Иоанн Дамаскпн дает толкование его в форме подобия [2]. Он писал, что веруем во “единую сущность, единое Божество, единую силу, единое хотение, единое действие, единое начало, единую власть, единое господство, единое царство, в трех совершенных ипостасях познаваемую и по-клоняемую единым поклонением, веруемую и почитаемую от всякой словесной твари (в ипостасях), неслитно соединенных и нераздельно разделенных, что и непостижимо, — в Отца и Сына и Духа Святого, во имя которых мы и крестились, ибо так Господь заповедал крестить Апостолам, сказав: крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф.28,19)”.

Опишем более подробно подобия, найденные святым Иоанном Дамаскиным. Он писал:“Святая Кафолическая и Апостольская Церковь учит вместе и об Отце, и о Единородном Его Сыне, из него рожденном безлетно, без истечения, бесстрастно и непостижимо так, как ведает это только Бог всяческих. Как вместе существуют и огонь, и свет, из него происходящий, — не прежде огонь, а потом уже свет, но вместе — и как свет, всегда рождающийся из огня, всегда есть в огне и никогда от него не отделяется, — так и Сын рождается из Отца, никак не отделяясь от Него, но всегда пребывая в Нем. Но свет, неотделимо рождающийся от огня и всегда в нем пребывающий, не имеет собственной, по сравнению с огнем, ипостаси, ибо он есть природное свойство огня; Сын же Божий Единородный, из Отца рожденный нераздельно и неразлучно и в нем всегда пребывающий, имеет Свою собственную ипостась, сравнительно с ипостасью Отца”.

Далее святой Иоанн Дамаскпн подробно описывает ипостаси Трех Лиц Святой Троицы: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. “Сын называется Словом и сиянием, потому что рожден от Отца без всякого сочетания и бесстрастно, и безлетно, и без истечения, и неразлучно; (называется) же Сыном и образом Отчей ипостаси потому, что Он совершен, ипостасен и во всем подобен Отцу, кроме нерожденности; (называется) Единородным потому, что Он один только от одного Отца рожден единственным образом, ибо никакое другое рождение не подобно рождению Сына Божия, и нет другого Сына Божия. Дух Святый, хотя исходит от Отца, но не по образу рождения, а по образу ис-хождения. Здесь другой образ бытия, также непостижимый и неведомый, как и рождение Сына (Божия). Поэтому все, что имеет Отец, имеет и Сын, кроме нерожденности, которая означает не различие в сущности или в достоинстве, а образ бытия — подобно тому как Адам, который не рожден, ибо он — творение Божие, и Сиф, который рожден, ибо он — сын Адамов, и Ева, которая вышла из ребра Адамова, ибо она не была рождена, различаются друг от друга не по природе, ибо они — люди, но образом бытия”.

Наконец, святой Иоанн Дамаскин завершает следующим подобием: “Божество нераздельно в разделенном, подобно тому, как в трех солнцах тесно к друг другу примыкающих и никаким расстоянием не разделяемых, одно и смешение света, и слияние”.

Подводя итог, святой Иоанн Дамаскин делает вывод:", Ь>. окно же знать, что мы не говорим, что Отец происходит от кого-либо, но Самого называем Отцом Сына. Не говорим, что Сын — причина, не говорим и того, что Он Отец, но говорим, что Он от Отца, и Сын Отца. И о Святом Духе говорим, что Он от Отца и называем Его Духом Отца, но не говорим, что Дух и от Сына, а называем его Духом Сына, как говорит божественный Апостол: атце кто Духа Христова не имать, сей иесть Его (Рим. 8,9), и исповедуем, что Он и открылся нам, и преподается нам чрез Сына; ибо сказано '.дуну и глагола им (ученикам Своим) шриимите Дух Свят (Ин. 20, 22); подобно тому, как луч и сияние (происходит) от солнца, ибо оно есть источник и луча и сияния; но сияние чрез луч нам сообщается, и оно освещает нас и приемлется нами. О сыне же не говорим ни того, что Он — Сын Духа, ни того, что Он — от Духа”.

Святой Кирилл-философ (в миру Константин - один из создателей славянской азбуки) писал: "Отец и Сын, и Дух Святой суть три Лица, существо же едино. Воззрите на солнце, от Бога в образ Св. Троицы на небеси поставленное: в нем три вещи: круг, сияние и теплота; Солнечный круг есть подобие Бога Отца, ибо, как круг не имеет ни начала, ни конца, так и Бог безначален и бесконечен: и как от круга солнечного происходит сияние и теплота, так от Бога Отца рождается Сын и происходит Дух Святой. Сияние, от солнца происходящее и всю поднебесную просвещающее, есть подобие Бога Сына, от Отца рожденного и весь мир Евангелием просветившего; а теплота солнечная, от того же круга вместе с сиянием происходящая, есть подобие Бога Духа Святого, Который от Того же Отца исходит предвечно. И так рассмотрите солнце и познайте Пресвятую Троицу. Солнце состоит из трех веществ: из круга, сияния и теплоты, но не разделяется на три солнца, хотя каждая вещь особливое имеет свойство. Одно есть круг, другое - сияние, третье - теплота; но кто скажет, что не одно, а три солнца? Так и Пресвятая Троица, хотя имеет три Лица: Отца и Сына, и Св. Духа, однако, Божество не разделяется на три Бога, но один есть Бог".

Святитель Игнатий Брянчанинов [3] писал; "Образ Троицы-Бога - троица-человек". Ум наш человеческий - образ Непостижимого Отца. Человеческая мысль (непроизнесенное слово), рождающаяся от ума - образ Сына, Который ВСЕГДА рождается от Отца. Сын в Евангелии не напрасно назван "Словом". Сила человеческой мысли (дух ее), исходящая от ума - образ Святого Духа, ВЕЧНО от Отца исходящего.

Б.В. Раушенбах [4] дал векторную модель Троичности в следующей форме.

Чтобы упорядочить последующий анализ, полезно сформулировать в самой краткой форме основные качества, которыми обладает Троица по учению Церкви:

1. Триединость

2. Единосущность

3. Нераздельность

4. Соприсносущность

5. Специфичность

6. Взаимодействие

Кроме того, Троица является еще:

7. Святой; 8. Живоначальной.

Математический объект, полностью соответствующий перечисленным шести свойствам (мнение Б. В. Раушенбаха) действительно существует и широко используется в математике, механике, физике и других аналогичных науках. Это самый обычный вектор с его тремя ортогональными составляющими. Для определенности будем считать этот конечный вектор имеющим начало в ортогональной системе декартовых координат, а его составляющие направленными по осям. Оценим, насколько точно его логические свойства соответствуют одноименным свойствам Троицы.

1. Триединость. Она почти очевидна, поскольку сам вектор с одной стороны и три его составляющие с другой - одно и то же. Это "одно и то же"надо понимать так. Пусть, например, имеется некоторое инженерное сооружение, на которое действует вектор силы. В результате в конструкции возникнут напряжения и деформации, которые можно измерить. Если теперь заменить вектор его тремя составляющими, приложив их в той же точке, то все распределение напряжений и деформаций в конструкции не изменится. Наблюдающий за состоянием конструкции по приборам никогда не сможет определить, действует ли на сооружение сам вектор или его составляющие. Их действия являются абсолютно эквивалентными. Для лиц, знакомых с векторной алгеброй, особо хотелось бы подчеркнуть, что в приведенном рассуждении не используется понятие векторной суммы; при определении триединости это не нужно.

2. Единосущность - тоже почти очевидное свойство, поскольку три составляющие вектора сами являются векторами. Полезно заметить, что никто и никогда не говорил, что это обстоятельство ведет к антиномии.

3. Нераздельность. Каждая составляющая вектора связана с ним абсолютно, поскольку является его векторной проекцией на соответствующую ось. Но тогда они столь же абсолютно связаны и друг с другом, что и является нераздельностью.

4. Соприсносущность. Это тоже очевидное следствие того, что составляющие вектора существуют всегда одновременно и вместе, иначе они не составили бы систему векторов, в любой момент времени полностью эквивалентную исходному вектору.

5. Специфичность требует более подробного рассмотрения. При перечислении свойств Троицы было сказано, что в соответствии с этим свойством каждое Лицо Троицы выполняет свою "работу". Это скорее всего неуместное по отношению к Троице понятие теперь становится весьма подходящим. Пусть для определенности рассматриваемый вектор является силой, смещающей материальную точку из начала координат. Понятно, что каждая составляющая может сместить ее только вдоль "своей"оси и никак не может сделать этого по "чужим "осям. Это показывает, что три составляющие вектора принципиально не способны заменить друг друга, что и говорит об их специфичности.

6. Взаимодействие. Взаимодействие составляющих сводится к тому, что они суммируются по правилам векторной алгебры. (В пункте 1 говорилось об эквивалентности монады и триады, здесь же указывается процесс, ведущий к этой эквивалентности.) Как видно из проведенного анализа, логическая структура Троицы и вектора с его тремя ортогональными составляющими полностью совпадает, что доказывает их изоморфность. Следовательно, поскольку в случае с вектором никаких антиномий не возникает, аналогичное можно допустить и для Троицы. Но тогда разногласие между Трубецким и о. Павлом Флоренским теряет смысл - оба исходили из того, что тезис "Бог един "не может быть согласован с антитезисом "есть три Бога"без нарушения законов логики. Теперь видно, что это не так. Правда, для вектора все проведенное рассмотрение совершенно "прозрачно что, конечно, нельзя требовать при попытке постичь Троицу - Бог в принципе непознаваем; и центральным является здесь характер взаимодействия трех Лиц в Боге, которое бесконечно сложнее простого геометрического суммирования. Однако Символ веры, назвав каждое из трех Лиц Богом, дает нам основание считать, что это взаимодействие имеет нужный для этого характер.

Мы нашли другое подобие для описания Святой Троицы. Оно использует понятия, лежащие в основах высшей математики. По нашему мнению оно может отразить другие стороны Святой Троицы.

Рассмотрим экспоненциальную функцию, т.е. функцию вида у = ех, где

е = 2, 718281828459045 ... — число Непера их — вещественная переменная. Эта

функция обладает замечательным свойством, что производная ее в точке х и

х ех

х.

действия. Исходя из этого, сопоставим данной функции явление не рождения Бога Отца. Операции взятия производной или дифференцирования сопоставим явление рождения Бога Сына. Наконец, операции интегрирования сопоставим явление исхода Святого Духа.

Таким образом сама функция у = ех, ее дифференцирование и взятие интеграла от нее описывают подобие явления Святой Троицы, т.е. явления не рождения, рождения и исхода и характеризуют единство Святой Троицы.

В заключение отметим, что мы верим в Святую Троицу, следуя Символу Веры, и не предпринимаем какой-либо попытки доказательства ее существования, а только приводим подобие для описания ее.

СПИСОК ЦИТИРОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[1] Блаженный Августин О Граде Божием. — М.: Изд-во Спасо-1 [реоб-раженского Валаамского Монастыря. 1994, т. I - IV.

[2] Святой Иоанн, Дамаскин Точное изложение православной веры. Книга 1, гл. VIII. http://www.vehi.net/damaskin/index.html

[3] Святитель Игнатий Брянчанинов О образе и подобии Божиих в человеке. Творения святителя Игнатия Брянчанинова в 7 томах. — М.: Изд. Донского монастыря и изд-ва “Правило Веры”. 1993, Т. II, С. 128 - 136.

[4] Раушенбах Б. В. Логика троичности // Вопросы философии. — 1993. — №3. - С. 63.

Холем Мансур Салпба — выпускник механико-математического факультета Московского университета им. М. В. Ломоносова.

Holem Mansour Saliba,

Lebanon, Notre Dame University — Louaize (NDU);

qwel23@rocketmail.com Получено 25.12.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.