Научная статья на тему 'Об одном из последствий урагана в Западной Сибири для птиц'

Об одном из последствий урагана в Западной Сибири для птиц Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
71
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об одном из последствий урагана в Западной Сибири для птиц»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2001, Экспресс-выпуск 134: 173-176

Об одном из последствий

урагана в Западной Сибири для птиц

С.Н.Баккал

Зоологический институт Российской Академии наук, Университетская набережная, д. 1, Санкт-Петербург, 199034, Россия

Поступила в редакцию 15 февраля 2001

В 1998-2000 в Ханты-Мансийском национальном округе проводили оценку состояния экосистем вокруг кустовых площадок Мурьявинского участка Тянского нефтегазодобывающего комплекса (Тюменская обл., Сургутский р-н, пос. Нижнесортымский, 6245' с.ш., 72°30' в.д.) в бассейнах рек Мурьягун, Мурьявин, Тромъеган и Пим. Учитывая значительную обводнённость территории Тянского месторождения, лесистость которого составляет менее 20%, основное внимание мы уделили водно-болотным стациям, прибрежным участкам мелководных озёр, приречным и приручье-вым лугам, непосредственно примыкающих к находящимся на разных этапах строительства или эксплуатации буровым и другим промышленным площадкам. На одном из этапов исследования, в летний полевой сезон 2000, мониторинг оказался затруднён из-за последствий природного катаклизма — урагана с ливнем и крупным градом (17 июля 2000).

22 и 24 июля 2000, проводя наблюдения на прибрежных участках мелководных озёр Вочлор и Гагара, вблизи кустовых площадок на стадии добычи нефти, мы оказались свидетелями последствий одного из редких природных явлений — шквалистого ветра с ливнем и градом (градины до 1-1.5 см в диаметре). Повреждение растительного покрова, как на грядах, так и в мочажинах, выразилось в практически полном уничтожении вегетативных и генеративных частей кустарничков и травянистых растений, обрыве листвы и хвои, массовом отрыве веточек годичных побегов. На стволах многих деревьев и кустарников с наветренной стороны оказалась повреждённой и ободранной до камбиального слоя кора. (Такое явление, связанное с механическим воздействием, в тундровых сообществах геоботаники называют летней коррозией, хотя этот термин чаще используется при описании геологических процессов). Моховой покров был обтрёпан, сфагновые дернины ободраны и пробиты градом на глубину до 2 см (на наветренной стороне кочек), годичный прирост обморожен. Слой града толщиной до 20, а в понижениях до 30 см, лежал, по словам очевидцев, около 10 ч. Эпицентр урагана, продвигавшегося узким фронтом (1-2 км) с северо-востока на юго-запад, по всей видимости, оказался в районе озёр Вочлор и Гагара, где отмечены, кроме указанных выше, более масштабные повреждения: поваленные ветром деревья (в основном, кедры Pinus sibirica и сосны Р. sylvestris). В 2000 году после урагана на этих озёрах мы не обнаружили ни одного выводка шилохвости Anas acuta — одного из наиболее мас-

Рус. орнитол. журн. 2001 Экспресс-выпуск № 134 1 то

совых видов, гнездящихся по берегам мелководных озёр, поросших мощным травяным бордюром из вахты Menyanthes trifoliata, сабельника Со-marum palustre, осок Carex spp. Численность других водоплавающих, попавших в учёты, — Anas platyrhnchos, Anas crecca, Anas penelope, Aythya fuligula, Bucephala clangula, Mergus merganser, — оказалась ниже, чем в полевые сезоны 1998-1999. В эпицентре урагана на исследованной территории в разных местах (на площади около 40 га) мы нашли трупы 10 птиц, не только крайне истощённых, но и с явными признаками множественных механических повреждений: 8 белых куропаток Lagopus lagopus и 2 серых ворон Corvus comix. Среди погибших не было ни одной взрослой птицы. Безусловно, по числу обнаруженных трупов нельзя судить о реальных потерях; многие из погибших птиц, возможно, оказались не найденными.

Исследованная нами территория характеризуется в основном равнинным рельефом и находится летом под воздействием арктических воздушных масс. В июле здесь как правило преобладают северные и северо-вос-точные ветры (в сумме до 50%). Отрицательное влияние сильного ветра (более 15 м/сек) нередко усугубляется сопутствующими погодными явлениями — шквалами с грозами, ливнями и выпадением града, повторяемость которого (с мая по сентябрь) — 1 день (ОВОС 1997). По свидетельству местных жителей, явление подобного масштаба наблюдали в июле 1991, когда выпавший град достигал величины грецкого ореха.

В подобном жёстком эксперименте, происходящем в естественных условиях, удаётся лучше рассмотреть адаптивные возможности отдельных видов. Например, показано, что при резком понижении температуры воздуха и продолжительных осадках у птиц-эварктов (зимующих невдалеке от области гнездования) проявлялась способность значительно замедлять темпы роста массы тела, тогда как птенцы полизональных видов не выдерживали продолжительных погодных аномалий, обычно приводивших их к гибели (Кривцов, Зайнулин 1987). Однако по данным из Прибалтики установлено (Kurlavicius, Raudonikis 1989), что внезапные погодные изменения не имели каких-либо воздействий на поведенческие стереотипы видов тетеревиных Tetraonidae, синиц Paridae, врановых Corvidae и других оседлых и зимующих птиц. С.М.Успенский (1969) отмечал, что в ситуациях с резкими отклонениями климатических показателей виды-эваркты, как это ни парадоксально, "несут самый большой урон".

Случаи массовой гибели птиц от града описывались неоднократно (Рус-тамов, Ишадов 1956; Богданов 1966; Миноранский 1967; Панченко 1967). Отличительной особенностью наблюдавшихся нами последствий урагана с градом, по сравнению с приведёнными в литературе, было обнаружение трупов только молодых птиц-сеголетков, среди которых преобладали белые куропатки.

На исследованной территории белая куропатка занимает особое место, выделяясь относительно высокой численностью. Одной из хорошо известных адаптивных черт взрослых куропаток является способность изменять способы добывания корма и его состав в течение года. Однако численность вида лимитируется не только и не столько доступными кормовыми ресур-

сами, сколько благоприятными условиями послегнездового периода. Если июнь и июль оказываются холодными и дождливыми, это часто приводит к гибели молодых птиц.

На территории Тянского месторождения основные "запасы" белой куропатки сосредоточены, в основном, в южной его части, в водно-болотном (открытом) ландшафте, где в период гнездования и выращивания птенцов она занимает водораздельные болота. В период наших наблюдений (июль 2000) птенцы были в возрасте 25-30 сут. По всей видимости, в это время их диета должна состоять из смешанных кормов. Считают, что в питании птенцов, особенно в первый месяц их жизни, большую роль играют беспозвоночные (Семёнов-Тян-Шанский 1960; МугЬеще! 1981; Потапов 1987), и именно в этот возрастной период доля животной пищи (насекомые, пауки, мелкие моллюски) может даже преобладать над растительной. Вероятно, даже те особи, которые не были подвержены непосредственно "бомбардировке" градом, погибли из-за пониженной жизнеспособности, отягощён-ной такими отрицательными факторами, как резкое понижение температуры, обильные осадки и низкая доступность полноценного корма.

Оценивая роль погодных факторов в успешности размножения белой куропатки, многие исследователи отмечали, что как в тайге, так и в тундре наиболее существенное влияние на её численность оказывает не температура воздуха, а количество осадков (Семёнов-Тян-Шанский 1960; Ведете! 1970; Воронин 1987). Установлено, что этот фактор отрицательно влияет на результативность размножения не только в период инкубации (июнь) и в первые дни жизни птенцов, но и в течение послегнездовой кочёвки молодых белых куропаток (июль).

По всей видимости, при резких климатических отклонениях в середине лета (град, заморозки, выпадение сплошного снежного покрова) адаптации, обычно позволяющие птицам избежать неблагоприятных условий, могут оказываться не эффективными. Последствия таких факторов воздействия, как ураган с ливнем и градом, могут быть катастрофическими для наиболее уязвимых элементов экосистемы. Тем не менее, после таких природных катаклизмов в популяции должны сохраняться особи с "повышенной выносливостью", то есть с наименьшим числом слабых звеньев в цепи их экологических потребностей.

Литература

Богданов О.П. 1966. О массовой гибели розовых скворцов в окрестностях ст. Отар //

Позвоночные животные Средней Азии. Ташкент: 226-227. Воронин Р.Н. 1987. Роль погодных факторов в успешности размножения белой куропатки Болынеземельской тундры // Тр. Коми научного центра Уральского отделения АН СССР 89: 7-14. Кривцов С.Н., Зайнулин В.Г. 1987. Особенности постэмбрионального роста и развития воробьинообразных птиц на Югорском полуострове // Влияние экологических факторов на продуктивность диких животных в экосистемах европейского северо-востока СССР. Сыктывкар: 36-43. Миноранский В.А. 1967. Влияние града на гнездование птиц// Орнитология 8: 374.

(ОВОС) 1997. Оценка воздействия эксплуатации Тянского месторождения нефти на окружающую среду. Животное население. Новосибирск 5: 5-64 (рукопись).

Панченко С.Г. 1967. Случай массовой гибели птиц от града в Луганской области // Вестн. зоол. 6: 83-84.

Потапов P.JL 1987. Белая куропатка — Lagopus lagopus (Linnaeus, 1758) // Птицы СССР: Курообразные, журавлеобразные. JL: 197-218.

Рустамов А.К., Ишадов Н. 1956. О массовой гибели некоторых видов птиц и афганской полёвки// Изв. АН ТССР 5: 86-88.

Семёнов-Тян-Шанский О.И. 1960. Экология тетеревиных птиц // Тр. Лапландского заповедника 5: 1-318.

Успенский С.М. 1969. Жизнь в высоких широтах на примере птиц. М.: 1-463.

Bergerud А.Т. 1970. Population dynamics of the willow ptarmigan (Lagopus lagopus alleni L.) in Newfounland 1955 to 1965// Oikos 14: 299-325.

Kurlavicius P., Raudonikis L. 1989. Bird reaction to a cold spell in spring: facts and mechanism // Acta ornithol. lituanica 1: 67-80.

Myrberget S. 1981. Diet of willow grouse Lagopus lagopus chicks on a coastal island // Fauna norv. Ser.C. Cinclus 4, 4: 58-63.

Ю OS

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2001, Экспресс-выпуск 134: 176-178

Питание домового сыча Athene noctua в пустынных ландшафтах Южного Прибалхашья (Юго-Восточный Казахстан)

В.Н.Мурзов, H.H.Берёзовиков

Институт зоологии Министерства образования и науки Казахстана, Академгородок, Алма-Ата, 480060, Казахстан

Поступила в редакцию 9 февраля 2001

Домовый сыч Athene noctua — один из наиболее характерных элементов пустыни Сары-Ишик-Отрау в Южном Прибалхашье. Он населяет животноводческие фермы, зимовки, кладбища, колодцы и обрывы оврагов среди крупногрядовых и мелкобугристых песков, а также лёссовой равнины, поросшей саксаулом.

Погадки домовых сычей мы собирали в местах их отдыха и гнездования в пустыне в следующие сроки и следующих пунктах: урочище Енбек — 24 и 27 апреля 1982 (199 погадок), Наурызбай — 21 октября 1986 (250), Чин-гильды-хак — 13 декабря 1982 (36), Ушкудук-1 — 18 октября 1986 (252), 9 декабря 1982 (23), 13 мая 1982 (42), 30 июня 1983 (114), в урочище Ушку-дук-2 - 12 октября 1986 (12), 9-10 декабря 1982 (119), 30 марта 1982 (56), 20 мая 1982 (7). Всего собрали и исследовали состав 1110 погадок, в которых обнаружено 1687 кормовых объектов (см. таблицу).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.