УДК 378.046.2
ОБ ОБУЧЕНИИ НАПИСАНИЮ ТЕЗИСОВ КАК ЖАНРА НАУЧНОЙ РЕЧИ ABOUT TRAINING WRITING THE THESES AS A GENRE OF SCIENTIFIC SPEECH
©Оспанова Д. Б.
Карагандинский государственный университет им. Е. А. Букетова, г. Караганда, Казахстан
dauir_ospan@mail. ru ©Ospanova D.
Buketov Karaganda State University Karaganda, Kazakhstan dauir_ospan@mail. ru
Аннотация. В статье речь идет об обучении студентов неязыковых факультетов написанию тезисов — одному из актуальных жанров научной речи. Владение этим жанром особенно важно для студентов в их учебной деятельности, а именно в написании научных статей, дипломных работ. Поэтому написание тезисов позволяет полнее реализовать одну из задач обучения в национальных группах — совершенствовать русскую научную письменную речь студентов, прививать языковое чутье, повышать культуру речи.
Abstract. In this article, we are talking about non-language faculties of education students writing theses — one of the important genres of scientific writing. Possession of this genre is especially important for students in their learning activities, namely in the writing of scientific articles, theses. Therefore, writing a thesis, it allows to realize one of the goals of education in national groups — to improve the scientific Russian written speech of students, to instill the linguistic flair, improve speech culture.
Ключевые слова: тезисы, тезирование, научная статья, публикация, речевые формы, структура, формальное, графическое выражение, конференции, функционально-коммуникативное предназначение.
Keywords: theses, making theses, scientific articles, publications, speech forms, structure, formal, graphic expression, conferences, functional-communicative purpose.
Тезисы — один из наиболее актуальных научных жанров при обучении русскому языку студентов неязыковых факультетов. Владение им особенно важно для студентов в их в научно — учебной деятельности, а именно в написании курсовых, дипломных работ, также участие в научных студенческих конференциях. Тезисы — жанр речевого произведения особенно актуальный в деловой и научной сферах общения. В данной статье мы ставим задачу показать обучение студентов тезированию для написания научных тезисов, предназначенных для публикации. Ведь студент и будущий специалист — не филолог хочет составлять научные доклады, тезисы и устно воспроизводить их на конференции, участвовать в дискуссиях на научные темы. Для студентов важно также умение написать высказывание, содержащее не только изложение фактов, но и их оценку, передачи эксплицитно выраженной идеи прочитанного текста к рассуждению, формулированию собственной точки зрения в связи с прочитанным. Чтобы понять содержательно-стилевую специфику научных текстов, необходимо, прежде всего, осмыслить их функционально-коммуникативное предназначение. Тезисы обычно составляются в связи с предстоящей защитой дипломной работы, научной студенческой конференцией и т. п. и распространяются
до их начала. Это делается для того, чтобы слушатели и выступающие, а также руководитель дипломной работы и рецензент могли более конкретно ознакомиться с работой студента и программой предстоящей конференции, информативно подготовиться к ней: прогнозировать возможности дискуссии и свое участие в ней, установить соотношение своего сообщения с выступлениями других. Тезисы, предназначенные для публикации, должны быть написаны на завершающем этапе изучения вопроса. В ходе работы над темой автор может составлять тезисы для себя, для организации своей исследовательской деятельности. В этих рабочих материалах высказываемые положения в значительной мере неопределенны, декларативны. Публикуемые же тезисы должны включать выводы, истинность, которые не вызывают сомнений у автора. Для тезисного произведения характерны нормы языкового оформления, свойственные научному стилю в целом, но действующие более строго, чем в большинстве других жанров этого стиля, а также обладающие и некоторыми другими особенностями. Общей нормой стиля является высокая насыщенность высказывания предметно-логическим содержанием и коммуникативная доступность. К тезисам больше, чем ко многим другим жанрам научной речи, применимы строгие требования стилистической чистоты и однородности речевой манеры: недопустимы перифразы, инверсии, эмоционально-экспрессивные метафоры, неточности и небрежности в выборе языковых средств. Тезисы поэтому имеют характер утверждающего суждения или умозаключения, а не конкретно-фактологической констатации, а это требует определенной речевой формы.
Тезирование — один из видов извлечения основной информации текста-источника с ее последующим переводом в определенную языковую форму. Сокращение при тезировании производится с учетом проблематики текстов, то есть авторской оценки информации и дает изложение, расчлененное на отдельные положения-тезисы.
Тезисы — кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи; это выводы обобщения, которые читатель выписывает в виде цитат или в собственной формулировке. По представленному в них материалу и по содержанию тезисы могут быть как первичным, оригинальным научным произведением, так и вторичным текстом, подобным аннотации, реферату, конспекту. Оригинальные тезисы являются сжатым отражением собственного доклада, статьи автора. Вторичные тезисы создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору. В тезисах логично и кратко излагается данная тема. Каждый тезис, составляющий обычно отдельный абзац, освещает микротему. Тезисы имеют строго нормативную содержательно-композиционную структуру, в которой выделяются:
1. Преамбула.
2. Основное тезисное положение.
3. Заключительный тезис.
Четкое логическое деление тезисного содержания подчеркивается формально или графически. Формальное выражение логических взаимосвязей между тезисами может быть представлено следующими способами:
- использованием вводных слов в начале каждого тезиса (во-первых, во-вторых);
- с помощью оппозиционных фраз (внешние факторы — внутренние причины);
- использованием классификационных фраз (поле глаголов действия, поле глаголов состояния, поле глаголов движения).
Графическое обозначение логики изложения осуществляется через нумерацию каждого тезиса. В тезисах, как правило, отсутствуют цитаты, примеры, что связано со стремлением к краткости.
В зависимости от стиля изложения существуют два типа тезисов:
- Тезисы глагольного строя (имеют широкое распространение), в которых используются глагольные сказуемые; они представляют собой более краткое, научное описание;
- Тезисы номинативного строя (с отсутствием глагольного сказуемого) встречаются крайне редко, хотя это предельно лаконичный способ фиксации научной информации.
Чтобы правильно составить тезисы первичного текста, необходимо научиться находить главное в тексте, в каждой ее части. Составление тезисов целесообразно начинать с составления плана текста. Каждый тезис очень коротко излагает мысль, основное положение, заключенное в пунктах плана. Тезирование предполагает: а) деление текста на смысловые части; б) постановка обобщающих вопросов к каждой части; в) выявление основной информации ответа, перевода ее в тезисную форму [1. с. 58]. Нельзя обучить тезированию как виду письменной речи, не выработав умения анализировать и синтезировать. Аналитическая сторона состоит в процессе отбора определенных слов, наилучших для раскрытия данного материала, из сравнительно большого лексического фонда. Синтез состоит в распределении этих слов в системе текста [2. с. 37]. Эти положения очень важны для методики преподавания русского языка в национальной аудитории, так как они являются критерием для определения умений, связанных с целенаправленным формированием письменной речи. В процессе профессиональной подготовки будущих специалистов с учетом специфики обучения на неязыковых факультетах студентов необходимо обучать тезированию, так как им предстоит написание курсовых, дипломных работ, научных статей для участия в научных студенческих конференциях; кроме того, многие из них в дальнейшем будут обучаться в магистратуре, докторантуре. Многие студенты национальных групп неязыковых факультетов затрудняются в определении основной мысли сообщения, не могут лаконично и точно ее оформить. Это обусловливает необходимость специально обучать студентов работе над текстом — первоисточником с последующим тезированием, суть которого — компрессия с целью извлечения основного содержания. Студентам нужно научиться констатировать факты и перечислять основные положения оригинала. Покажем это на примере работы по тезированию статьи журналиста А. Омаровой «Карим Масимов мечтает о научной работе. Политический портрет «экономического» портрета премьер-министра Казахстана» со студентами-международниками. Отработка навыков тезирования предваряется ознакомительным чтением, затем следует толкование значения слов ( карьера, внешнеэкономический, развал, юридический советник), выясняется, как студенты понимают смысл словососетаний (чиновник высшего ранга, компетентный руководитель, топ-менеджер, научные разработки, делающий ставку на людей)
Далее проводится работа по усвоению содержания текста по вопросам, которые студенты составляют самостоятельно и задают друг другу
Потом студенты составляют вопросный и тезисный планы.
1. Каким был путь становления Карима Масимова как личности, готовой занять ответственные посты?
2. Самая важная должность или нет?
3. «Мне интересно делать то, чем я занимаюсь». Правда ли это?
4. В чем сила Карима Масимова, как компетентного руководителя?
Тезисный план:
1. Карим Масимов — один из самых молодых чиновников в нынешнем правительстве.
2. Личность готовая занять ответственные посты.
3. Мне интересно делать то, чем я занимаюсь.
4. Типичный представитель нового поколения топ-менеджеров: грамотных, в работе опирающихся на научные разработки, но ставку делающих на людей.
Затем предлагается по тезисному плану выделить основные моменты каждого пункта плана, употребляя при этом соответствующие лексико — синтаксические конструкции, с помощью которых легко найти и изложить основную информацию исходного текста. Тезисы могут начинаться следующими речевыми формами:
- Известно, что...
- Следует отметить, что...
- Однако...
- При этом важно, что...
- Предполагается, что...
- Специалисты ставят своей задачей...
Основная информация в тезисах может объединяться с помощью следующих соединительных лексических средств:
- Ставит вопрос...
- Считает...
- Сравнивает...
- Приводит пример...
- Перечисляет...
- Характеризует...
- Подчеркивает...
Кроме того, при обучении тезированию полезны, на наш взгляд, такие виды работ:
1. нахождение в тексте тезисной формы изложения;
2. тезирование первоисточников с опорой на вопрос и лексику;
3. выявление основной информации ответа, перевода ее в тезисную форму.
Тезисы являются одним из наиболее устойчивых с точки зрения нормативности жанров научного стиля. Поэтому тезирование, как работа творческого характера, позволяет полнее реализовать одну из задач обучения в национальных группах — совершенствовать русскую научную письменную речь студентов, прививать языковое чутье, повышать культуру их речи.
Список литературы:
1. Похмелкина Р. И. Обучение письменной речи студентов 1 курса языкового вуза. М.: АКД, 1970.
2. Митрофанова О. Д. О методической организации учебного материала по русскому языку при обучении основам научной речи. М., 1982.
3. Гапочка И. К. Текст как объект речевой деятельности. М., 1998.
References:
1. Pokhmelkina, R. I. (1970). Obuchenie pismennoi rechi studentov 1 kursa yazykovogo vuza. Moscow, AKD. (In Russian).
2. Mitrofanova, O. D. (1982). O metodicheskoi organizatsii uchebnogo materiala po russkomu yazyku pri obuchenii osnovam nauchnoi rechi. Moscow. (In Russian).
3. Gapochka, I. K. (1998). Tekst kak obekt rechevoi deyatelnosti. Moscow. (In Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 30.01.2017 г. 02.02.2017г.
Ссылка для цитирования:
Оспанова Д. Б. Об обучении написанию тезисов как жанра научной речи // Бюллетень науки и практики. Электрон. журн. 2017. №3 (16). С. 273-276. Режим доступа: http://www.bulletennauki.com/ospanova-d (дата обращения 15.03.2017).
Cite as (APA):
Ospanova, D. (2017). About training writing the theses as a genre of scientific speech. Bulletin of Science and Practice, (3), 273-276. Available at: http://www.bulletennauki.com/ospanova-d, accessed 15.03.2017. (In Russian).