Научная статья на тему 'Об обстоятельствах, которые могут снизить налоговую ответственность'

Об обстоятельствах, которые могут снизить налоговую ответственность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
201
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА / НАЛОГОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ШТРАФ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пономарев С. А.

В статье автор с учетом сложившейся правоприменительной практики рассматривает, конкретные обстоятельства, которые налоговым органом или судом могут быть признаны смягчающими налоговую ответственность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об обстоятельствах, которые могут снизить налоговую ответственность»

ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ, КОТОРЫЕ МОГУТ СНИЗИТЬ НАЛОГОВУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

С. А. ПОНОМАРЕВ,

специалист по налогам и сборам

Обстоятельства, которые признаны смягчить налоговую ответственность, перечислены в п. 1 ст. 112 Налогового кодекса РФ (НК РФ). В отличие от оснований, указанных в п.1 ст. 111 НКРФ (которые исключают налоговую ответственность), обстоятельства, предусмотренные в п. 1 ст. 112 НК РФ, не исключают полностью наступление налоговой ответственности, а лишь уменьшают размер назначаемого штрафа.

Пункт 3 ст. 114 НК РФ предусматривает возможность снижения размера штрафов за совершение налоговых правонарушений в случае установления смягчающих ответственность обстоятельств. Так, в частности, определено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в 2 раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей гл. 16 НК РФ за совершение налогового правонарушения. Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения (п. 4ст. 112 НК РФ).

Пленумы Верховного Суда РФ (ВС РФ) и Высшего Арбитражного Суда РФ (ВАС РФ) в совместном постановлении от 11.06.1999 № 41/9 (далее — Постановление № 41/9) указали, что п. 3 ст. 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, поэтому суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в 2 раза.

Таким образом, сумма штрафа, назначаемого за совершение налогового правонарушения, в случае установления судом хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства может быть снижена в пределах от 50 до 100% размера налоговой санкции.

Сумма штрафа не может быть снижена до О, поскольку назначение судом штрафа в размере О руб. 00 коп. фактически будет являться освобождением привлекаемого к налоговой ответственности лица от применения налоговой санкции.

Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно разъяснению, данному вп.18 Постановления № 41/9, освобождение налогоплательщика и налогового агента от ответственности за совершение налогового правонарушения освобождает их только от взыскания штрафов, но не пени, поскольку последняя не является мерой налоговой ответственности.

Таким образом, налоговое законодательство не содержит норм о возможности снижения начисленных налоговым органом за несвоевременную уплату налогоплательщиком налога пеней при наличии смягчающих ответственность обстоятельств.

Правомерность подобного вывода подтверждается судебной практикой (см., например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12.02.2008 № Ф08-42/08-24А).

Налоговые органы при принятии решения о привлечении к налоговой ответственности в случае установления в ходе проверки обстоятельств совершения налогового правонарушения, которые могут быть расценены как смягчающие, обязаны на основании п. Зет. 101 НК РФ отразить их в принимаемом решении. Однако факт неотражения налоговыми органами в принимаемых решениях смягчающих ответственность обстоятельств не является препятствием для установления таких обстоятельств судом самостоятельно.

Более того, из ст. 112 НК РФ следует, что суду вменено в обязанность при рассмотре-

нии вопроса о привлечении лица к налоговой ответственности устанавливать наличие или отсутствие смягчающих ответственность обстоятельств.

В соответствии с п. 1ст. 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

- совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

- совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

- тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;

- иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом могут быть признаны смягчающими ответственность.

Судебная практика показывает, что смягчающими признаются, например, следующие обстоятельства:

1) возраст налогоплательщика (постановление ФАС Поволжского округа от 27.11.2007 № А65-3005/2007-СА2-8);

2) отсутствие задолженности по уплате текущих налогов и сборов, уплата налогоплательщиком сумм налогов и пени, начисленных по решению налогового органа (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 09.10.2007 № Ф08-6608/2007-2456А);

3) своевременное представление налоговых деклараций за соответствующие кварталы (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 07.03.2008 № А43-1496/2007-31-53);

4) отсутствие неблагоприятных экономических последствий правонарушения и причиненного государству материального ущерба (постановления ФАС Дальневосточного округа от 09.11.2004 № Ф03-А04/04-2/3245, ФАС Волго-Вятского округа от 17.01.2005 № Ф29-4223/2004а, ФАС ЗападноСибирского округа от 03.11.2004 № Ф04-7817/2004 (5991-А27-33);

5) наличие на иждивении налогоплательщика несовершеннолетнего ребенка и жены, находящейся в состоянии беременности (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.09.2008 № А19-6055/08-43-Ф02-4703/08);

6) отсутствие умысла на совершение налогового правонарушения (постановление ФАС Московского округа от 05.11.2004, 01.11.2004 № КА-А40/10046-04);

7) незначительный характер правонарушения, уплата налога и штрафных санкций (поста-

новление ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.04.2008 № А10-3436/07-Ф02-1188/08);

8) общеобразовательный характер налогоплательщика (школы), его финансирование из средств бюджета (постановление ФАС Дальневосточного округа от 30.07.2008 № Ф03-А73/08-2/2907);

9) отсутствие привлечения к налоговой ответственности в течение года (постановление ФАС Центрального округа от 27.11.2001 № А35-2918/2001-С4);

10) состояние здоровья привлекаемого к ответственности лица и его близких (постановление ФАС Московского округа от 24.08.2001 № КА-А40/4456-01);

11) незначительность допущенной просрочки (постановление ФАС Московского округа от 16.10.2001 №А13-3326/01-03);

12) совершение правонарушения впервые (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 22.01.2008 № А82-5165/2007-99, ФАС Дальневосточного округа от 07.10.2004 № Ф03-А73/04-2/2909, ФАС Уральского округа от 20.05.2002 № Ф09-997/02-АК);

13) несоразмерность санкции последствиям совершенного правонарушения, добровольность уплаты налога в бюджет (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.08.2008 № АЗЗ-16765/07-Ф02-3837/08);

14) отсутствие достаточных денежных средств для уплаты налогов и налоговых санкций, отсутствие прибыли, наличие задолженности перед контрагентами, наличие задолженности по заработной плате (постановление ФАС Московского округа от

23.04.2003 № КА-А40/2079-03);

15) тяжелое финансовое положение налогоплательщика (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 10.11.2004 № Ф08-5327/2004-2037А, ФАС Северо-Западного округа от03.07.2002 №А56-8112/02);

16) добросовестность налогоплательщика (постановление ФАС Центрального округа от

15.09.2004 № А09-1192/04-Здсп);

17) самостоятельное выявление и исправление ошибок в налоговой декларации (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.12.2004 № А19-9210/04-20-Ф02/5296/04-С1);

18) наличие постоянной переплаты налогов (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06.04.2005 № Ф04-1813/2005(9978-А27-23);

19) ошибки в работе почтовой связи (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от

20.09.2005 № А19-12298/05-45-Ф02-4106/05-С1);

20) периодическое оказание благотворительно-спонсорской помощи (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.07.2007

№ АЗЗ-18106/06-Ф02-4515/07, от 19.06.2007 № АЗЗ-8477/05-Ф02-3024/07, ФАС Дальневосточного округа от 10.10.2008 № Ф03-4086/2008, ФАС Поволжского округа от 30.03.2006 № А12-26540/05-С29).

Вместе с тем стоит отметить, что в каждом случае суд либо налоговый орган самостоятельно решает вопрос о правомерности смягчения ответственности исходя из конкретных обстоятельств.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

2. О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации: постановление от 11.06.1999 Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 41, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.