7.2. ОБ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА
Перейти на Гпавное МЕНЮ
Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Аббасов Улви Мехди оглы, аспирант. Место учебы: кафедра уголовного права и криминологии, Бакинский Государственный университет. E-mail: [email protected].
Аннотация: Личность преступника имеет угопов-но-правовое значение дпя решения таких вопросов, как назначение наказания и освобождение от наказания. Уголовно-правовое значение имеют, прежде всего, такие свойства пичности, в которых отражается ее общественная опасность.
Ключевые слова: личность, характер, общественная опасность, преступные деяния, преступление.
ON THE SOCIAL DANGER OF THE CRIMINAL’S PERSONALITY
Abbasov Ulvi Mehdi ogly, post-graduate student. Place of study: Chair of Criminal Law and Criminology, Baku State University. E-mail: [email protected].
Annotation: The identification of personality of the criminal has a criminal legal significance for the solution of issues in terms of sentencing and releasing from punishment. The criminal legal significance shall establish, first of all, such attributes of the personality in which his/her social danger is involved.
Keywords: personality, character, social danger, criminal action, crime.
Личность субъекта преступления является объектом пристального изучения многих наук криминологического профиля. В настоящее время изучению личности преступника уделяется большое внимание. Без этого невозможна разработка эффективных мер борьбы с преступностью. Правовое учение о личности преступника должно опираться на философскую концепцию человека. Мы полагаем, что продуктивной концепцией может стать материалистический подход. Согласно ему личность рассматривается как целостное образование, сущность которого составляет социальное качество.
Исходя из этого принципа можно утверждать, что сущность человека проявляется в его личности как совокупности социальных отношений. Отсюда следует, что, во-первых, человек в обществе реализует себя именно как личность, и, во-вторых, личность человека представляет собой индивидуальное бытие общественных отношений. Сам факт рождения человека не констатирует его как личность, ибо ее формирование представляет собой длительный процесс. Личностные черты приобретаются в процессе общественной деятельности, иначе говоря, путем социализации.
В структуре личности имеются следующие элементы:
1) социальный статус, включающий в себя совокупность признаков, отражающих место человека в системе общественных отношений (семейное положение, уровень образования, социальное положение и т.п.);
2) социальные функции, отражающие реальные проявления личности в основных сферах деятельности (материальной, общественной, бытовой);
3) нравственно-психологические установки, отражающие отношение человека к его проявления в основных видах деятельности (отношение к государству, правопорядку, социальным ценностям).
В юридической науке по вопросу о личности преступника нет единства мнений. Некоторые авторы считают, что личность преступника есть некоторая условность, юридическое понятие, которое не отражает каких-либо существенных реальных особенностей человека, совершившего противоправные действия. Например, И.М.Карпец писал, что нельзя объединять лиц, совершивших разные преступления и поэтому различающихся по своим криминологическим характеристикам, одним общим понятием «личность преступника». Общее у них лишь одно - все они нарушители закона.
Некоторые ученые предлагают изучать личность преступника с более широких социальных позиции, и включают в ее содержание признаки, характеризующие темперамент, способности, свойства характера и иные психологические особенности человека.
Другие авторы полагают, что преступник как личность отличается от других людей, и это позволяет рассматривать его как самостоятельный тип человека, воплощающий в себе свойство, получившее название «общественная опасность личности».
Столь существенный «разброс» вышеизложенных предложений свидетельствует о том, что понятие «личность преступника» и объем признаков, его составляющих, многие ученые понимают по-разному. Это в определенной степени объсняется тем, что проблема личности преступника может исследоваться на нескольких уровнях обобщения: на уровне широких социальных обобщений (здесь вырабатывается общее понятие); на уровне индивидуального преступного поведения (отдельная, неповторимая личность).
Данная дискуссия, как нам представляется, обостряется дополнительным обстоятельством: в каком аспекте анализировать общественную опасность как проявление сущности личности преступника - в перспективном или ретроспективном? Сторонники концепции «сущность личности преступника в ее общественной опасности» рассматривают общественную опасность как свойство, побудившее человека совершить преступление. Их оппоненты возражают против этого, ссылаясь на многочисленные криминологические исследования, не подтверждающие такой вывод. Так, Ю.Д.Блувштейн отмечал: «Лишь применительно к тем случаям, в отношении которых исследование установит решающую или, по крайней мере, важную роль личностных особенностей, можно обоснованно говорить о личности преступника как таковой.
Мы полагаем, что в этой дискуссии оппоненты отождествили два самостоятельных понятия: сущность личности преступника с субъективными причинами преступного поведения. Конечно, между ними нет «китайской стены», однако они отражают разнопорядковые явления. Так, субъективные причины преступления, естественно, кроются в некоторых личностных особенностях человека, однако они не всегда проявляются в конкретном общественно-опасном деянии. Но общественная опасность личности воплощается во всех без исключения противоправных действиях, хотя бы и не сходных по своим качественным признакам. С другой стороны, проявившаяся в преступлении общественная опасность личности еще не отражает полностью ее сущность, ибо в полной мере ее
ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА
Аббасов У.М.
будет характеризовать вся настоящая и прошлая антиобщественная деятельность субъекта.
Общественная опасность личности преступника имеет два критерия. Ее проявление в уже совершенном преступлении, причинившем существенный вред обществу, образует объективный критерий. Субъективный критерий общественной опасности представляет собой совокупность личностных свойств, проявившихся в противоправных поступках до совершения преступления и получивших законное воплощение в совершенном преступном деянии. Такой подход к определению общественной опасности преступника приводит к необходимости разграничивать момент появления и момент достоверного установления факта общественной опасности. Как справедливо подчеркивает Г.М.Миньковский, «первое имеет место до (иначе преступление не было бы совершено), второе - после совершения преступления, поскольку единственное достоверное основание для вывода об общественной опасности лица - преступное деяние». См.5
Уголовно-правовое значение имеют прежде всего такие свойства личности, в которых отражается ее общественная опасность. Общественно опасным является каждое лицо, совершившее преступление, но степень общественной опасности преступников может быть различной. О степени общественной опасности лица свидетельствует, конечно, совершенное им преступление.
Некоторые ученые считают, что общественная опасность личности преступника определяется исключительно общественной опасностью содеянного. Мы не можем полностью согласиться с таким утверждением по следующим соображениям. Во первых, в УК Азербайджанской Республики характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного названы как самостоятельные основания, учитываемые судом при назначении наказания (ст. 58.3). Отдельные свойства личности преступника находят отражение в перечне смягчающих и отягчающих обстоятельств (ст. 59 и 61 УК Азерб. Респ.). Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено законом (ст. 62 Азерб. Респ.), применение условного осуждения (ст. 70 УК Азерб. Респ.) - эти меры одним из условий их применения предусматривают учет личности преступника. Данные о личности имеют также юридическое значение для решения вопросов об освобождении от уголовной ответственности и для условнодосрочного освобождения от наказания.
Во-вторых, если согласиться с такой позицией, то станет неясно, какую из сторон личности характеризуют данные о ее прошлой, антиобщественной, в том числе преступной деятельности. Общественная опасность личности не всегда адекватно отражается в учиненном ей преступном деянии, т. е. может быть больше или меньше общественной опасности в этом деянии. Отсюда следует, что личность преступника проявляется в содеянном далеко не полностью. Такой позиции придерживается большинство российских ученых. Общественная опасность преступника не может с достаточной полнотой охарактеризовать личность в целом. Чтобы понять отличие преступника от законопослушного человека может быть и достаточно указать на его общественную опасность. Для того, чтобы преступника исправить, добиться не совершения в будущем правонарушений, одного этого понимания мало. Чтобы достичь таких целей, необходимо найти в субъекте такую основу, которая проливала бы свет не только на прошлое, но и будущее человека.
Как ни существенно само по себе то или иное проявление личности, в том числе и совершенное преступление, правильное суждение о ней возможно лишь на основе всех социальных свойств и их проявлений, соотношения, в частности, удельного веса социально положительных и социально отрицательных свойств. Именно совокупность свойств личности, их структура и соотношение дают наиболее полное представление о том, кто совершил преступление.
В качестве целостной характеристики личности принято считать ее социальную направленность, представляющую собой совокупность свойств и соответствующих им реальных проявлений в основных сферах жизнедеятельности человека: материальной, общественной, бытовой. В системе «личность преступника» можно выделить два компонента: негативную направленность, которая проявляется в противоправных поступках человека и определяет его общественную опасность, и позитивную направленность, реализуемую в материальной деятельности, в разных видах социально-политически активности, культурнобытовой деятельности.
Причем последний компонент, как правило, имеет два вектора измерения: перспективный и ретроспективный. Ретроспективная позитивная направленность отражает результаты общественно-полезной деятельности человека в прошлом, т.е. до момента совершения преступления. Такие прошлые заслуги условно можно назвать «ретроспективной ценностью личности». Перспективный вектор позитивной направленности отражает ценностные ориентации человека и выражается в отношении к основным сферам жизнедеятельности. Проведенный краткий анализ позволяет представить структуры личности преступника в совокупности трех элементов: а) негативная направленность, б) позитивная направленность, в) ретроспективная ценность.
Характер и степень общественной опасности преступника подлежат в процессе индивидуализации наказания самостоятельной оценке. Поэтому учет личности преступника означает главным образом учет социально значимого поведения лица до совершения преступления и, в определенных пределах, после преступления.
Список литературы:
1. Карпец И.И. Проблема преступности. М., 1969.
2. Дагель П.С. Учение о личности преступника в советском уголовном праве. Владивосток. 1970; Личность преступника / Под ред. В.Н.Кудрявцева. М., 1975
3. Гацихо О И. Методологические проблемы учения о личности преступника // Сов. государство и право. 1977, № 1.
4. Блувштейн Ю.Д. Понятие личности преступника // Сов. государство и право. 1979. №8.
5. Миньковский Г.М. Личность преступника и методы ее изучения. - В кн.: Вопросы советской криминологии. Ч. 1. М., 1976,
6. Фефелов П.А. Общественная опасность преступного деяния // Сов. государство и право. 1977, № 5,
7. Лейкина Н.С. Личность преступника и уголовная ответственность. Л., 1968, с. 39; Кузнецова Н.Ф. Преступление и преступность. М., 1969