Научная статья на тему 'ОБ ОБРАЗЕ МАТЕРИ С РЕБЕНКОМ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ. ЧАСТЬ II. РЕНЕССАНС'

ОБ ОБРАЗЕ МАТЕРИ С РЕБЕНКОМ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ. ЧАСТЬ II. РЕНЕССАНС Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
579
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ МАТЕРИ И РЕБЕНКА / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / MOTHER AND CHILD / FINE ARTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Макацария Н.А.

В статье рассматриваются вопросы, посвященные образу матери и ребенка в изобразительном искусстве эпохи Возрождения. Представлены работы нидерландских художников Робера Кампена и Ян Ван Эйка, итальянская живопись Леонардо да Винчи, Микеланджело, Сандро Боттичелли, Рафаэля, а также картины Диего де Сильва-и-Веласкеса, Питера Пауля Рубенса и Рембрандта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE IMAGE OF MOTHER WITH CHILD IN FINE ARTS. PART II. RENAISSANCE

The article highlights aspects of the topic a mother and a child in fine arts of the Renaissance. Paintings by Dutch artists Robert Campen and Jan Van Eyck, Italian paintings by Leonardo da Vinci, Michelangelo, Sandro Botticelli, Raphael, as well as paintings by Diego de Silva y Velazquez, Peter Paul Rubens and Rembrandt are presented.

Текст научной работы на тему «ОБ ОБРАЗЕ МАТЕРИ С РЕБЕНКОМ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ. ЧАСТЬ II. РЕНЕССАНС»

2313-7347 (рН№) ISSN 2500-3194 (опНпеЩ

Ф

АКУШЕРСТВО ГИНЕКОЛОГИЯ РЕПРОДУКЦИЯ

о

ф

го

Включен в перечень ведущих рецензируемых журналов и изданий ВАК

2020 • том 14 • № 3- I 2

□BSTETRICSJ GYNEC□L□GY AND REPR□DUCTI□N* Ц

' го

2020 №!. 14 N0 3

X в"

www.gynecology.su ^

Из истории

ISSN 2313-7347 (print) ISSN 2500-3194 (online)

From history

t\ Chac4 for цкя1г*.

https://doi.org/10.17749/2313-7347/ob.gyn.rep.2020.158

Об образе матери с ребенком в изобразительном искусстве. Часть II. Ренессанс

Н.А. Макацария

ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет);

Россия, 109004 Москва, ул. Земляной Вал, д. 62

Для контактов: Наталия Александровна Макацария, e-mail: makatsariya@gmail.com

Резюме

В статье рассматриваются вопросы, посвященные образу матери и ребенка в изобразительном искусстве эпохи Возрождения. Представлены работы нидерландских художников Робера Кампена и Ян Ван Эйка, итальянская живопись Леонардо да Винчи, Микеланджело, Сандро Боттичелли, Рафаэля, а также картины Диего де Сильва-и-Веласкеса, Питера Пауля Рубенса и Рембрандта.

Ключевые слова: образ матери и ребенка, изобразительное искусство

Для цитирования: Макацария Н.А. Об образе матери с ребенком в изобразительном искусстве. Часть II. Ренессанс. Акушерство, Гинекология и Репродукция. 2020;14(3):400-410. https://doi.org/10.17749/2313-7347/ob.gyn.rep.2020.158.

About the image of mother with child in fine arts. Part II. Renaissance

Nataliya A. Makatsariya

Sechenov University; 62 Str. Zemlyanoi Val, Moscow 109004, Russia Corresponding author: Nataliya A. Makatsariya, e-mail: makatsariya@gmail.com

Abstract

The article highlights aspects of the topic a mother and a child in fine arts of the Renaissance. Paintings by Dutch artists Robert Campen and Jan Van Eyck, Italian paintings by Leonardo da Vinci, Michelangelo, Sandro Botticelli, Raphael, as well as paintings by Diego de Silva y Velazquez, Peter Paul Rubens and Rembrandt are presented.

Key words: mother and child, fine arts

For citation: Makatsariya N.A. About the image of mother with child in fine arts. Part II. Renaissance. Akusherstvo, Ginekologia i Reprodukcia = Obstetrics, Gynecology and Reproduction. 2020;14(3):400-410. (In Russ.). https://doi.org/10.17749/2313-7347/ ob.gyn.rep.2020.158.

«Самая сильная связь в жизни женщины - это ее ребенок».

Кэти Летт

Искусство времен Ренессанса приносит новое восприятие женской красоты. Такие великолепные художники этого периода как Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Сандро Боттичелли создают прекрасный, возвышенный образ Мадонны с Иисусом, несмотря на то, что зачастую художникам для написания Мадонны позировали жены, любовницы и иногда даже куртизанки. Однако

народ все равно восхищался этими работами и даже молился перед ними как перед иконами.

Нидерландская живопись - искусство Северного Возрождения (XV-XVI вв.) / Dutch painting - the art of the Northern Renaissance (XV-XVI centuries)

Робер Кампен (ок. 1378-1444) - фламандский живописец, родоначальник традиции ранней нидерландской живописи. C 1410 г. он считался городским живописцем в городе Турне. «Мадонна с младенцем у камина» - одна из самых известных его работ, находится она в Эрмитаже. Обстановка, в которой изобра-

жена Мадонна с младенцем, - это обычная комната обычного нидерландского дома. Каждая деталь, множество бытовых вещей выписаны здесь с невероятной точностью (рис. 1).

Рисунок 1. Мадонна с младенцем у камина. Figure 1. Madonna and child by the fireplace.

В работах Кампена достаточно часто встречается образ Мадонны с младенцем. К таким шедеврам относятся «Жизнь Св. Иосифа. Фрагмент. Рождество» (рис. 2), «Дева Мария во славе» (рис. 3), «Мадонна с младенцем. С цветами» (рис. 4), «Мария с младенцем», «Мадонна с младенцем», «Мадонна на траве».

Рисунок 2. Жизнь Св. Иосифа. Фрагмент. Рождество. Figure 2. Life of Saint Joseph. Fragment. Nativity.

"Л;

jfe ' г .- j '

Рисунок 3. Дева Мария во славе. Figure 3. The Virgin Mary in Glory.

Рисунок 4. Мадонна с младенцем. С цветами. Figure 4. Madonna and Child. With flowers.

Ян Ван Эйк (ок. 1390-1441) - нидерландский живописец, один из родоначальников искусства Раннего Возрождения в Нидерландах, работал над украшением графского замка в Гааге, был придворным художником герцога Филиппа Доброго. Примерно с 1430 г. он поселился в городе Брюгге.

«Мадонна у фонтана» находится в Королевском музее изящных искусств в Антверпене и считается последним датированным произведением Яна ван Эйка (рис. 5).

О ь

СЛ rift

О

СЛ

G

y

n

ft о

о

1—1

о g

41 a

n а

R

et p

n

о

а

u

0

cK

M •

О n

TO

Рисунок 5. Мадонна у фонтана (1439). Figure 5. Madonna at the fountain (1439).

«Луккская Мадонна» или «Мария кормящая» написана художником в 1430 г. (рис. 6). Сегодня картину можно увидеть в Штеделевском художественном институте во Франкфурте-на-Майне.

В картине «Мадонна в церкви» (находится в Государственном музее в Берлине) мы видим, как тщательно прорисованы все детали - зажжены свечи, есть трещина на стене, а за окном видны очертания аркбутана (подпорная арка). Обращает на себя внимание немасштабное совмещение фигуры Марии и архитектуры - ее рост слишком большой, она достигает окон второго яруса. Но свет придает картине черты возвышенной просветленности. Ее хочется рассматривать вновь и вновь (рис. 7).

Рисунок б. Луккская Мадонна (ок. 1430). Figure б. Madonna Lucca (ap. 1430).

Рисунок 7. Мадонна в церкви (ок. 1425). Figure 7. Madonna in a church (ap. 1425).

В Нидерландах в XV-XVI веках возник один из самых ярких очагов европейского искусства, названный позднее Северным Возрождением. Именно к этому направлению относятся работы художников Робера Кампена и Яна ван Эйка.

Итальянская живопись - искусство Высокого Возрождения (XV-XVI вв.) / Italian painting - the art of the High Renaissance (XV-XVI centuries)

Леонардо да Винчи (1452-1519) - величайший итальянский живописец и ученый, скульптор и архитектор, изобретатель и инженер.

Одной из первых работ, выполненных маслом, была «Мадонна с цветком», написанная в 1472 г. (рис. 8). До XVII века картина находилась в Италии, потом пропала, а в 1824 г. русский купец Сапожников выкупил ее у бродячего музыканта, после чего она оказалась в коллекции Н. Л. Бенуа, а в настоящее время находится в Эрмитаже.

к

/1 л*

т

^ Л

Рисунок 8. Мадонна с цветком (1472). Figure 8. Madonna with flowers (1472).

«Мадонна с младенцем» или «Мадонна Литта» написана Леонардо в 1490 г. (рис. 9). Полюбоваться ею сейчас можно также в Петербурге, в Эрмитаже, а подготовительный рисунок к полотну хранится в Лувре.

Рисунок 10. Мадонна с гвоздикой (1478). Figure 10. Madonna of the Carnation (1478).

«Мадонна с веретеном» (рис. 11). К сожалению, оригинал был утерян. Но существуют 2 копии. Одна создана в 1501 г. и выставлена в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге, другая - в 1510 г. и находится в частной коллекции в Нью-Йорке. Картина была создана специально для государственного секретаря короля Франции Людовика XII Флоримона Роберте. В 2003 г. картина была похищена, но спустя некоторое время похитителей поймали, а картину вернули владельцу.

О ь

ся

rift

О ся

G

y

n

ft о

о

1—1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о g

41 a

n а

R

ft p

n

о

а

u

0

cK

m •

О n

Рисунок 9. Мадонна Литта (1490). Figure 9. Madonna Litta (1490).

«Мадонна с гвоздикой» (рис. 10). Есть мнение, что это всего лишь копия с оригинала, который был утерян.

Рисунок 11. Мадонна с веретеном (ок. 1501). Figure 11. Madonna of the spindles (ap. 1501).

Леонардо да Винчи является уникальной личностью в мировой истории. Поистине он стал признанным символом эпохи Возрождения.

Микеланджело Буонаротти (1475-1564). В 1503 г. Микеланджело был приглашен Юлием II в Рим для изготовления надгробного памятника, который Юлий II хотел сделать себе при жизни, а в 1508 г. - для украшения потолка Сикстинской капеллы во дворце Ватикана.

«Мадонна Дони» («Святое семейство») находится сейчас в галерее Уффици во Флоренции (рис. 12). Эта работа является единственной сохранившейся законченной станковой картиной Микеланджело.

Рисунок 12. Мадонна Дони (1505-1506). Figure 12. Madonna Doni (1505-1506).

«Манчестерская Мадонна» написана в 1497 г. и в настоящее время выставлена в Национальной галерее в Лондоне (рис. 13). Эту картину Микеланджело так и не закончил. Свое название она получила из-за того, что впервые она была выставлена в 1857 г. в Манчестере.

Сандро Боттичелли (1445-1510). На самом деле это прозвище, его звали Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. Свой первый заказ он выполнил для зала суда в 1470 г. В 1481 г. Боттичелли уезжает в Рим по приглашению папы Сикста IV, чтобы принять участие в росписи Сикстинской капеллы.

«Мадонна с младенцем и ангелами» или «Мадонна дель Магнификат» выставлена в Галерее Уффици (рис. 14).

Рисунок 14. Мадонна дель Магнификат (1483). Figure 14. Madonna del Magnificat (1483).

«Мадонна с книгой» написана Боттичелли в 1480-х годах и сейчас находится в музее Польди-Пеццоли (рис. 15). Другое ее название - «Мадонна, обучающая чтению младенца Христа».

Рисунок 13. Манчестерская Мадонна (1497). Figure 13. Manchester Madonna (1497).

Рисунок 15. Мадонна с книгой (1480-е). Figure 15. Madonna of the book (1480th).

Картина «Мистическое Рождество» выставлена в Национальной галерее в Лондоне (рис. 16). Сюжет картины был написан под влиянием политических беспорядков, волнующих Тоскану.

Рисунок 16. Мистическое Рождество (1501). Figure 16. The Mystical Nativity (1501).

«Мадонна во славе» написана в 1469-1470 гг. (рис. 17). Долгое время эта работа выставлялась в галерее Уффици без указания автора, однако современные исследования позволили доказать авторство Боттичелли.

Сандро Боттичелли - выдающийся представитель флорентийской живописи эпохи Ренессанса.

Эпоха Позднего Возрождения (XVI-XVII вв.) - художники Испании, Фландрии, Нидерландов / The era of the Late Renaissance (XVI-XVII centuries) - painters of Spain, Flanders, Netherlands

Диего де Сильва-и-Веласкес (1599-1660) - величайший испанский художник из Севильи.

«Поклонение волхвов» находится в музее Прадо (рис. 18). Эта работа относится к раннему периоду творчества Веласкеса. Сюжет картины был популярен среди живописцев. Что интересно, все изображенные герои одеты так, будто бы они из Испании XVII века, а не из Иудеи I века.

О ь

ся

rift

О

ся G

y p

ft О О

и-»

О g

a p

а R

ft p

н

о

а u

о

riM •

о p

Рисунок 17. Мадонна во славе (1469—147G). Figure 17. Madonna in Glory (1469-147G).

Рисунок 18. Поклонение волхвов (1619). Figure 18. The Adoration of the Magi (1619).

Питер Пауль Рубенс (1577-1640) - великолепный фламандский живописец.

«Портрет Елены Фоурмен с двумя детьми» хранится в Лувре в Париже. На картине изображена вторая жена Рубенса (рис. 19). У них была огромная разница в возрасте - 37 лет.

Го X

«Бегство в Египет» находится сейчас в музее изящных искусств в городе Туре, Франция (рис. 21).

Рисунок 19. Портрет Елены Фоурмен с двумя детьми (ок. 1636).

Figure 19. Helena Fourment with Children (ap. 1636).

РембрандтХарменс ван Рейн (1606-1669) - нидерландский художник. Его работы разнообразны, реалистичны, сюжетны и интересны.

«Святое семейство с ангелами» сейчас находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (рис. 20).

Рисунок 20. Святое семейство с ангелами (1645). Figure 20. The Holy Family with Angels (1645).

Рисунок 21. Бегство в Египет (1625). Figure 21. The Flight into Egypt (1625).

Рафаэль Санти / Raphael Santi

Безусловно, творчество великого Рафаэля относится к периоду Высокого Возрождения. Однако мне бы хотелось завершить эту часть статьи об образе матери с ребенком на руках именно им. Ведь эта самая главная тема его работ. И не существует художника, у которого было бы больше изображений прекрасной Мадонны.

Рафаэль Санти (1483-1520) - итальянский живописец и архитектор. Жил и работал в Урбино, Перуджо, Флоренции и Риме. В 1508 г. был приглашен папой Юлием II в Рим для росписи парадных залов Ватикана.

Одним из важнейших сюжетов для его работ было именно материнство, а точнее Мадонна с младенцем. Никто не знает, что именно повлияло на это, возможно то, что Рафаэль рано потерял мать, ему было всего 8 лет. Сам же художник говорил, что образ Мадонны явился ему во сне и с того времени «...я прилепился к этому тайному образу, который и сейчас иногда навещает мою душу».

Наверное, самой знаменитой мадонной Рафаэля является «Сикстинская Мадонна». Это алтарная картина, написанная в 1515-1519 гг. по заказу монастыря Святого Сикста в Пьяченце, а сейчас она является шедевром Дрезденской галереи (рис. 22).

Рисунок 22. Сикстинская Мадонна (1515-1519). Figure 22. Sistine Madonna (1515-1519).

Еще одной прекрасной мадонной Рафаэля является работа «Мадонна Конестабиле», которая в настоящее время находится в Эрмитаже (рис. 23).

Рисунок 23. Мадонна Конестабиле (1504). Figure 23. Conestabile Madonna (1504).

«Прекрасная садовница» («Мадонна с Младенцем и святым Иоанном Крестителем на фоне пейзажа») -еще один шедевр Рафаэля (рис. 24). Прелестный образ Девы Марии доносит до нас спокойствие и умиротворение. Сейчас работа находится в Лувре в Париже.

Рисунок 24. Прекрасная садовница (1507). Figure 24. The Beautiful Gardener (1507).

«Мадонна со щеглом» была написана Рафаэлем во Флоренции, сегодня ей можно насладиться в галерее Уффици (рис. 25). Мадонна была написана к свадьбе торговца Лоренцо Нази.

Рисунок 25. Мадонна со щеглом (1507). Figure 25. Madonna of the Goldfinch (1507).

«Малая Мадонна Каупера», которая находится сейчас в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, получила свое название из-за лорда Каупера (рис. 26). Среди шедевров английского коллекционера было две Мадонны, принадлежащие кисти Рафаэля, и эта работа была меньшей по размеру.

О ь

ся

rift ri-

М«

О ся

G

y

n

ft о о

I—'

о g

у

a

n a

R

ft p

n

о a u 0 riM •

0 n

Рисунок 26. Малая Мадонна Каупера (1505). Figure 26. Small Cowper Madonna (1505).

«Мадонна Грандука», сейчас картина находится во Флоренции (рис. 28). Эта работа отличается от других шедевров Рафаэля наличием темного фона.

6

9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Мадонна Солли» принадлежала британскому коллекционеру Эдварду Солли (рис. 27). В настоящее время находится в Берлинской картинной галерее.

Рисунок 28. Мадонна Грандука (1504-1505). Figure 28. Madonna Granduk (1504-1505).

«Мадонна с канделябрами» (рис. 29). В настоящее время картина находится в художественном музее Уолтерса в Балтиморе, США. На картине изображена Дева Мария с младенцем и двумя ангелами. Канделябры являются символическим представлением Христа и Марии как Царя и Царицы небесных.

Рисунок 27. Мадонна Солли (1500-1504). Figure 27. Solly Madonna (1500-1504).

Рисунок 29. Мадонна с канделябрами (1513-1514). Figure 29. Madonna of the Candelabra (1513-1514).

«Мадонна с рыбой» (рис. 30). Сейчас картина висит среди шедевров мадридского музея Прадо. Сюжет этой картины основан на истории из Ветхого Завета о Товии, который вылечил слепоту отца с помощью рыбы. В христианстве считается, что поимка Товием рыбы - это символ крещения.

V *

д*

Рисунок 30. Мадонна с рыбой (1514). Figure 30. Madonna with the Fish (1514).

«Мадонна в кресле» (рис. 31). На картине изображена Дева Мария с младенцем Христом на руках и Иоанн Креститель. Сейчас находится в галерее Палатина во Флоренции.

Рисунок 31. Мадонна в кресле (1513-1514). Figure 31. Madonna of the Chair (1513-1514).

И это не все работы Рафаэля, на которых изображены мать и дитя. Еще можно вспомнить: «Мадонна в шатре», «Мадонна дель Импанната», «Мадонна Ансидеи», «Малое святое семейство», «Мадонна с розой», «Орлеанская Мадонна», «Святое семейство под дубом», «Святое семейство Франциска I», «Святое семейство с безбородым святым Иосифом», «Святое семейство под пальмой», «Мадонна в зелени», «Мадонна с вуалью», «Мадонна Фолиньо», «Мадонна с гвоздиками», «Святое семейство с агнцем», «Святое семейство Каниджиани», «Мадонна Альба», «Мадонна в голубой диадеме», «Мадонна Бриджуотер». И даже этот список не полный.

«Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной, чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный спаситель, Она с величием, он с разумом в очах, Взирали кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания, творец, Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец».

А. С. Пушкин

Живопись Ренессанса - это восхищение женщиной, ее красотой, ее материнством. Образ женщины с ребенком продолжал вдохновлять художников и в XVIII, и в XIX, и в XX веках. Да и сейчас в XXI веке живописцы уделяют немало внимания этой теме.

Продолжение читайте в следующем номере журнала.

О ь

ся

rift

О ся

G

y

n

ft о

о

1—1

о g

у

a

n а

R

ft p

н

о

а

u

о

ri-м •

о n

Cu

ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ ARTICLE INFORMATION

Поступила: 07.05.2020. В доработанном виде: 22.07.2020. Received: 07.05.2020. Revision received: 22.07.2020.

Принята к печати: 24.07.2020. Опубликована: 30.08.2020. Accepted: 24.07.2020. Published: 30.08.2020.

Конфликт интересов Conflict of interests

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflict of interests.

Финансирование Funding

Автор заявляет об отсутствии необходимости раскрытия финансовой поддержки. The author declares she has nothing to disclose regarding the funding.

Происхождение статьи и рецензирование Provenance and peer review

Журнал не заказывал статью; внешнее рецензирование. Not commissioned; externally peer reviewed.

Литература:

1. Дзуффи С. Возрождение. 1401-1610: шедевры европейского искусства. М.: АСТ-Астрель, 2003. 480 с.

2. Янсон Х.В., Янсон Э.Ф. Основы истории искусств. СПб.: Азбука-классика, 2002. 200-85.

Cumming R. Eyewitness companions: Art. London: DK Publishing Inc., 2005. 73-162.

References:

1. Zuffi S. The Renaissance. 1401-1610: The Splendor of European Art. [Vozrozhdenie. 1401-1610: shedevry evropejskogo iskusstva]. Moskva: AST-Astrel', 2003.480 p. (In Russ.).

2. Janson H.W., Janson E.F. Fundamentals of Art History. [Osnovy istorii iskusstv]. SPb.: Azbuka-klassika, 2002. 200-85. (In Russ.).

Cumming R. Eyewitness companions: Art. London: DK Publishing Inc., 2005. 73-162.

Сведения об авторе:

Макацария Наталия Александровна - к.м.н., доцент кафедры акушерства и гинекологии Клинического института детского здоровья имени Н. Ф. Филатова ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова (Сеченовский университет), Москва, Россия. E-mail: makatsariya@gmail.com. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2541-3843. Researcher ID: F-8406-2017.

About the author:

Nataliya A. Makatsariya - MD, PhD, Associate Professor, Department of Obstetrics and Gynecology, N. F. Filatov Clinical Institute of Children's Health, Sechenov University, Moscow, Russia. E-mail: makatsariya@gmail.com. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2541-3843. Researcher ID: F-8406-2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.