Научная статья на тему 'ОБ ОБРАЗЕ ЛЬВОВА В ПЬЕСЕ ЧЕХОВА «ИВАНОВ»'

ОБ ОБРАЗЕ ЛЬВОВА В ПЬЕСЕ ЧЕХОВА «ИВАНОВ» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
265
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образ врача / Львов / честность / русская литература / Антон Чехов / пьеса «Иванов» / image of doctor / Lvov / honesty / Russian literature / Anton Chekhov / play “Ivanov”

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дин Ихун

В статье поставлена цель – рассмотреть образ молодого земского врача Львова из пьесы А.П. Чехова «Иванов». Отмечается, что доктор Львов – очень активный и деятельный человек, которого искренне заботит состояние его больной. При этом он честен и прямолинеен, но ограничен, обладает узостью мышления, не способен понять глубину человеческой личности. Львову характерны внешняя активность и внутренняя пассивность, стремление быть честным и обличать окружающих. Научная новизна исследования состоит в том, что в нём впервые поднимается вопрос о героях-обличителях в творчестве А.П. Чехова, проводится параллель между образом Львова и другими персонажами писателя, которые навешивают на людей ярлыки, видят только внешнюю сторону их поступков, не спешат разобраться в побуждениях человека. Делается вывод о том, что чёрно-белое восприятие действительности неприемлемо для А.П. Чехова. Именно принципиальность и честность Львова приводят к губительным последствиям: его слова подталкивают героя пьесы, Иванова, к самоубийству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE IMAGE OF LVOV IN CHEKHOV’S PLAY “IVANOV”

The task of the article is to consider the image of the young zemstvo doctor Lvov from the play by A.P. Chekhov “Ivanov”. It is noted that Dr. Lvov is a very active person who sincerely cares about the condition of his patient. At the same time, he is honest and straightforward, but limited, has a narrow thinking, is not able to understand the depth of the human personality. Lvov is characterized by external activity and internal passivity, the desire to be honest and expose others. The scientific novelty of the study lies in the fact that for the first time it raises the question of accuser-heroes in the work of A.P. Chekhov, a parallel is drawn between the image of Lvov and other characters of the writer, who put labels on people, see only the external side of their actions, and are in no hurry to understand the motives of a person. It is concluded that the black-and-white perception of reality is unacceptable for A.P. Chekhov. It is Lvov’s integrity and honesty that lead to disastrous consequences: his words push the character of the play, Ivanov, to commit suicide.

Текст научной работы на тему «ОБ ОБРАЗЕ ЛЬВОВА В ПЬЕСЕ ЧЕХОВА «ИВАНОВ»»

декларируются публично и обязательны для выполнения сотрудниками. Отметим, что значимые ценности (командный дух, креативность) осознаются всеми сотрудниками, но не акцентируются руководством.

Сотрудники компании «Тротек» в процессе своей трудовой деятельности руководствуются высокими нормами делового общения: поддерживают деловую репутацию и имидж телекомпании в деловых кругах; при взаимоотношениях с работниками других организаций и государственных структур, действуют этично и справедливо, проявляя корректность, внимательность, терпимость и уважение.

На наш взгляд, телекомпания «Тротек» достаточно успешно преодолевает трудности, связанные с пандемией и адаптируется к изменяющимся условиям деятельности. В частности, руководство скорректировало правила взаимодействия с сотрудниками, рабочие инструменты, каналы коммуникаций, связанные с удаленной работой, но не смогло окончательно наладить трудовые связи. Сотрудники научились опосредованному взаимодействию. Особенно активно стали использоваться такие каналы взаимодействия, как чаты, группы в социальных сетях, корпоративные мессенджеры.

В режиме самоизоляции жители Троицка тем более не должны испытывать информационного голода, им надо знать, что происходит в родном городском округе, в Новой Москвен. В этой связи руководством компании было инициировано создание новостной передачи с участием большого количества людей, спикеров, которые общались бы, не нарушая режима самоизоляции. С этой сложной задачей команда телекомпании «Тротек» успешно справилась. Теперь по вечерам выходит программа с уже ставшим привычным для троичан названием «Троицк: новый день». Программа с новой формой и содержанием: троицкие новости идут в прямом эфире, появилась новая рубрика - «Дети дома». Корреспонденты телекомпании «Тротек» участвуют в заседаниях администрации округа, создают новостные сюжеты, созваниваясь со своими героями через программы для организации видеоконференций. «Границу города давно перешагнули: беда у всех общая, важно знать, как с ней справляются другие, как оценивают ситуацию авторитетные эксперты, как живут рядовые люди в условиях самоизоляции» [9] - сегодня телепередачи «Тротека» можно посмотреть и в Интернете.

Слоган и девиз на данный момент у телекомпании отсутствуют. Но каждого сотрудника телекомпании «Тротек» можно охарактеризовать как преданного члена организации, который полностью принимает все нормы поведения и устоявшиеся ценности. Все сотрудники соотносят свое поведение с нормами компании.

Инициативность и молодой задор компания поощряет: они полностью соответствуют ее культуре. Особо хотелось бы выделить молодежную ре-

Библиографический список

дакцию телекомпании. Начинающие журналисты и блогеры запустили новую динамичную программу на телеканале «Тротек». Это дружные, талантливые ребята - команда начинающих журналистов Троицка, которая хочет рассказывать о главных городских, российских и мировых событиях. В свою программу «2036» они приглашают гостей - представителей разных профессий и взглядов; рассказывают о политике, образовании, здоровье, спорте, моде и красоте в разных жанрах: от интервью, дискуссий и новостей до социальных экспериментов.

Стиль управления в телекомпании «Тротек» демократичный: сотрудники видят в высшем руководстве старших товарищей, которые помогут и поддержат, дадут верный совет. Отметим, что лояльность и приверженность сотрудников в значительной степени определяют успех и стабильность телекомпании.

Организационная культура - это «коллективный эффект общих убеждений, поведения и ценностей людей в компании» [10]. Значимость сильной организационной культуры для развития медиапредприятия, для сохранения доверия преданной аудитории не поддается сомнению.

Анализ корпоративной культуры ООО «Тротек» показал не только ее жизнеспособность, но и наличие потенциала развития. Главное - это сплоченный коллектив: корреспонденты, операторы, редакторы и, конечно же, это главный редактор, стойкость которого служит опорой в трудную минуту. Тем не менее соответствие вызовам времени требует постоянной кропотливой работы над развитием, совершенствованием, адаптацией корпоративной культуры к задачам сегодняшнего дня. Думается, необходимо:

- сохранять сложившиеся традиции и ценности;

- не пренебрегать обучением сотрудников;

- поддерживать инициативу сотрудников;

- справедливо поощрять сотрудников;

- развивать корпоративные ценности.

Сильная организационная культура телекомпании помогает сотрудникам стать «лучшей версией самих себя», чтобы сделать жизнь местного сообщества лучше.

Таким образом, корпоративная культура телекомпании «Тротек» базируется на трех простых, но важных ценностях: я - лидер; мы - команда; все мы работаем для жителей округа.

Ответственность и саморазвитие, доверие и открытость, единая команда компании, интересы общества - вот ключевые ценности телекомпании «Тротек», которые помогают ей не только выстоять, но и продолжить развитие в непростые для всего мира времена.

1. Гнетов П.М., Кора Н.А. Исследование уровня и характера организационной культуры коллектива компании. Вестник Поволжского института управления. 2021; Т. 21, № 1.

2. Семенов Ю.Г Организационная культура. Москва: Логос, 2019.

3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Москва: Гардарики, 2018.

4. Крылов А.Н. Корпоративная идентичность для менеджеров и маркетологов. Москва: Икар, 2018.

5. Батищев В.В. Трансформация организационной культуры компании в новых условиях. Экономика. Общество. Человек. Белгород, 2021: 50 - 54.

6. Крылов А.Н. Корпоративная идентичность для менеджеров и маркетологов. Москва: Икар, 2018.

7. Маслов В.И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры: учебник. Москва: Финпресс 2016.

8. Официальный сайт телекомпании « Тротек. Available at: http://trotek.online

9. Михайлова С. «Тротек» в прямом эфире. Available at: https://troiskmsk.bezformata.com/listnews/trotek-v-pryamom-efire/83000449/

10. Groysberg B., Lee J., Price J., Cheng J. The Culture Factor. 2018. Available at: https://hbr.org/2018/01/the-culture-factor

References

1. Gnetov P.M., Kora N.A. Issledovanie urovnya i haraktera organizacionnoj kul'tury kollektiva kompanii. VestnikPovolzhskogo instituta upravleniya. 2021; T. 21, № 1.

2. Semenov Yu.G. Organizacionnaya kul'tura. Moskva: Logos, 2019.

3. Vihanskij O.S., Naumov A.I. Menedzhment. Moskva: Gardariki, 2018.

4. Krylov A.N. Korporativnaya identichnost'dlya menedzherov imarketologov. Moskva: Ikar, 2018.

5. Batischev V.V. Transformaciya organizacionnoj kul'tury kompanii v novyh usloviyah. 'Ekonomika. Obschestvo. Chelovek. Belgorod, 2021: 50 - 54.

6. Krylov A.N. Korporativnaya identichnost'dlya menedzherov imarketologov. Moskva: Ikar, 2018.

7. Maslov V.I. Strategicheskoe upravlenie personalom v usloviyah 'effektivnoj organizacionnoj kul'tury: uchebnik. Moskva: Finpress 2016.

8. Oficial'nyjsajt telekompanii«Trotek. Available at: http://trotek.online

9. Mihajlova S. «Trotek» v pryamom 'efire. Available at: https://troiskmsk.bezformata.com/listnews/trotek-v-pryamom-efire/83000449/

10. Groysberg B., Lee J., Price J., Cheng J. The Culture Factor. 2018. Available at: https://hbr.org/2018/01/the-culture-factor

Статья поступила в редакцию 23.02.22

УДК 821.161.1

Ding Yihong, postgraduate, Department of the History of Russian Literature, Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia),

E-mail: d.yihong@yandex.ru, (IRID): 257638686

ON THE IMAGE OF LVOV IN CHEKHOV'S PLAY "IVANOV". The task of the article is to consider the image of the young zemstvo doctor Lvov from the play by A.P. Chekhov "Ivanov". It is noted that Dr. Lvov is a very active person who sincerely cares about the condition of his patient. At the same time, he is honest and straightforward, but limited, has a narrow thinking, is not able to understand the depth of the human personality. Lvov is characterized by external activity and internal passivity, the desire to be honest and expose others. The scientific novelty of the study lies in the fact that for the first time it raises the question of accuser-heroes in the work of A.P. Chekhov, a parallel is drawn between the image of Lvov and other characters of the writer, who put labels on people, see only the external side of their

actions, and are in no hurry to understand the motives of a person. It is concluded that the black-and-white perception of reality is unacceptable for A.P. Chekhov. It is Lvov's integrity and honesty that lead to disastrous consequences: his words push the character of the play, Ivanov, to commit suicide.

Key words: image of doctor, Lvov, honesty, Russian literature, Anton Chekhov, play "Ivanov".

Дин Ихун, аспирант, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, E-mail: d.yihong @ yandex.ru

ОБ ОБРАЗЕ ЛЬВОВА В ПЬЕСЕ ЧЕХОВА «ИВАНОВ»

В статье поставлена цель - рассмотреть образ молодого земского врача Львова из пьесы А.П. Чехова «Иванов». Отмечается, что доктор Львов - очень активный и деятельный человек, которого искренне заботит состояние его больной. При этом он честен и прямолинеен, но ограничен, обладает узостью мышления, не способен понять глубину человеческой личности. Львову характерны внешняя активность и внутренняя пассивность, стремление быть честным и обличать окружающих. Научная новизна исследования состоит в том, что в нём впервые поднимается вопрос о героях-обличителях в творчестве А.П. Чехова, проводится параллель между образом Львова и другими персонажами писателя, которые навешивают на людей ярлыки, видят только внешнюю сторону их поступков, не спешат разобраться в побуждениях человека. Делается вывод о том, что чёрно-белое восприятие действительности неприемлемо для А.П. Чехова. Именно принципиальность и честность Львова приводят к губительным последствиям: его слова подталкивают героя пьесы, Иванова, к самоубийству.

Ключевые слова: образ врача, Львов, честность, русская литература, Антон Чехов, пьеса «Иванов».

Чехов был врачом по образованию. После окончания медицинского факультета Московского университета он некоторое время был практикующим врачом, а живя в Мелихове, бесплатно лечил окрестных крестьян. Писатель хорошо знал труд и быт русских врачей, в том числе и земских. О тяжелых условиях жизни и работы врачей не раз говорится в его произведениях и письмах.

Образ врача присутствует во многих произведениях А.П. Чехова, а в «Ионыче» доктор Старцев становится главным героем рассказа. Но врач в творчестве писателя - фигура неоднозначная. С одной стороны, им созданы образы Дымова («Попрыгунья») и Самойленко («Дуэль») - прекрасных людей, заслуживающих глубокого уважения, а с другой - образ Ионыча, деградировавшего доктора, для которого медицина - всего лишь средство обогащения, который едва ли не презирает людей, в том числе своих пациентов. Деградирующие врачи в произведениях А.П. Чехова - это Старцев, Топорков («Цветы запоздалые»), Астров («Дядя Ваня»), Чебутыкин («Три сестры»). При этом в целом ряде произведений писатель выбирает объектом изображения земского врача.

Земская медицина начала развиваться в России после реформы 1864 года. Она обеспечивала общедоступность и бесплатность врачебной помощи. Земский врач осуществлял приём в больнице с амбулаторией, при необходимости выезжал к больным на дом. На участке одного земского врача проживало до 18 тысяч человек, а разъезды нередко превышали расстояние в 15 верст. Были земства, которые платили врачу всего лишь 1000 и даже 900 рублей в год. Предполагалось, что врач подработает частной практикой, но какие деньги можно было заработать в бедной деревне? В результате земские врачи нередко влачили жалкое существование, но в большинстве своем честно исполняли свой профессиональный и человеческий долг В конце XIX века во время эпидемий холеры и сыпного тифа до 60% земских врачей заразились и умерли.

В обществе у земских врачей создалась репутация людей самоотверженных и преданных народу. Эта репутация является фоном к восприятию образа земского доктора Львова в пьесе А.П. Чехова «Иванов». Пьеса была написана в 1887 году, а вторая ее редакция была закончена в начале 1889 года.

К рассмотрению пьесы «Иванов» обращаются различные исследователи: Т.П Дубинина [1], В.Г. Одиноков [2], Ю.А. Почекутова [3], Я.С. Швецова и Н.М. Па-хомова [4] и др. Однако к детальному анализу образа доктора Львова в пьесе литературоведы пока не обращались.

Цель статьи - рассмотреть образ доктора Львова, представленный в пьесе А.П. Чехова «Иванов».

Задачами исследования:

- выявить особенности образа доктора Львова, которые писатель считал наиболее важными;

- сопоставить образ Львова с другими персонажами А.П. Чехова, которые являются обличителями, видят мир в чёрно-белом цвете; оценить отношение писателя к таким персонажам вообще и образу Львова в частности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нём разрабатывается один из аспектов художественного мира великого русского писателя. В результате представление о творчестве А.П. Чехова становится более полным. Практическая значимость заключается в возможности использования результатов работы в ходе изучения творчества писателя, которое на данном этапе развития литературоведения позволяет открыть новые аспекты в наследии автора. Материалы работы могут быть использованы в учебных вузовских курсах по истории русской литературы XIX века, в спецкурсах по творчеству А.П. Чехова.

Образ Львова в пьесе А.П. Чехова «Иванов»: основные черты

В связи с главным героем этого произведения А.П. Чехов писал А.С. Суворину: «Разочарованность, апатия, нервная рыхлости и утомляемость являются непременным следствием чрезмерной возбудимости, а такая возбудимость присуща нашей молодежи в крайней степени» [5, с. 110]. Молодой помещик Иванов соответствует этой характеристике: он взвалил на себя ношу непосильных дел, под грузом которых надорвался. О его деятельности, переживаниях, отношении к жизни и её заботам можно судить по словам героя: «Не воюйте вы в одиночку с тысячами, не сражайтесь с мельницами, не бейтесь лбом о стены.....» [6, с. 228].

В этих словах звучат разочарование, горечь, душевная боль. Иванов признаётся Львову: «Я стал раздражителен, вспыльчив, резок, мелочен <...>. По целым дням у меня голова болит, бессонница, шум в ушах.» [там же, с. 225]. Иванов испытывает сильное утомление, душевное опустошение, им владеет скука. Каждый вечер на него нападает тяжелая тоска, и он уезжает к Лебедевым, пытаясь спастись от нее. Возможно, Иванова не случайно зовут, как и Некрасова, Николаем Алексеевичем. Вспомним, что выдающийся русский поэт часто страдал приступами тоски, которую называл «хандрой». Иванов - честный и порядочный человек, не понимающий, что с ним происходит, и не способный в должной мере контролировать свое поведение.

Доктор Львов лечит жену молодого помещика от туберкулеза. Образ Львова - это образ активного и деятельного врача, стремящегося влиять на окружающих его людей и на жизнь, ясно выражающего свою жизненную позицию. Ему практически не свойственны сомнения, а для каждой ситуации, какой бы сложной она ни была, у Львова есть решение, причём в его глазах это решение образцовое с точки зрения нравственности.

Доктор очень эмоционален, способен испытывать сильные чувства, и именно они побуждают его проявлять активность. Поняв, что Анна Петровна больна, а Иванов не спешит везти её к морю, дабы помочь жене бороться с болезнью, Львов ощущает злость на него, настолько сильную, что это даже мешает доктору говорить: «Не могу говорить с ним хладнокровно! Едва раскрою рот и скажу одно слово, как у меня вот тут (показывает на грудь) начинает душить, переворачиваться, и язык прилипает к горлу» [6, с. 229].

Главное в образе Львова - честность. Он постоянно подчеркивает, беседуя с окружающими, что он честный человек, что поступает всегда именно с позиций правды и справедливости. Однако окружение не спешит высоко оценить его честность. Анна Петровна иронизирует: «Послушайте, господин честный человек! Нелюбезно провожать даму и всю дорогу говорить с нею только о своей честности!» [6, с. 253]. Дочь Лебедевых Саша тоже насмехается над прямолинейностью доктора: «Ходячая честность. Воды не попросит, папиросы не закурит без того, чтобы не показать своей необыкновенной честности» [там же, с. 247]. Полны сарказма и комментарии Шабельского: «Так честен, так честен, что всего распирает от честности» [там же]. Естественно, герои пьесы, комментируя честность Львова подобным образом, понимают, что это негативное качество, что честность, которая в принципе является хорошей человеческой чертой, доведена Львовым до абсурда, до грани, за которой она становится вредоносной.

Постоянно твердя всем о своей честности, всегда стремясь поступать «честно», Львов явно гордится этой чертой своего характера. Доктору кажется, что он выгодно отличается этим от окружающей его среды; он считает других людей бессодержательными, банальными и, конечно, нечестными. Обращаясь к Анне, Львов восклицает: «Что у вас общего с этою пустою, пошлою средой?» [6, с. 234]. При этом Львов - узкий и прямолинейный человек, он не старается смягчить свои суждения и прямо высказывает их, а потому периодически ведет себя жестоко по отношению к людям, оказывается несправедливым.

Например, он открыто упрекает Анну Петровну в том, что она, «умная, честная, почти святая», попала «в это совиное гнездо», оказалась рядом с холодным, бездушным мужем [6, с. 234]. Страстно влюбленной в Иванова, страдающей, смертельно больной женщине доктор холодно рассказывает о том, насколько нравственно порочен ее супруг А ведь он сам ранее советовал Иванову обеспечить жене «лекарство от чахотки - это абсолютный покой» [там же, с. 225].

Шабельский, которому Львов открыто выказывает антипатию, восклицает: «Черт бы побрал эту деревянную искренность!». Старый граф не может понять, как можно говорить в лицо жестокие слова: «Я дрянной человек, но ведь у меня, как бы то ни было, седые волосы.». Для Шабельского правдивость Львова -«бездарная, безжалостная честность!» [6, с. 248].

Показательны слова Саши, которая в конце пьесы обвиняет Львова, назвавшего Иванова подлецом, именно в честности. Девушка гневно перечисляет поступки Львова, якобы диктуемые ему честностью: вмешательство в частную жизнь Иванова, злословие, жестокость к больной жене Иванова и др. Саша как

нельзя точнее характеризует стремление Львова к честности: «И какое бы насилие, какую жестокую подлость вы ни сделали, вам все бы казалось, что вы необыкновенно честный и передовой человек!» [6, с. 291].

Становится понятно, что хотел сказать читателю А.П. Чехов образом Львова. Честность, которая уничтожает и оскорбляет, утрачивает свою ценность, ведет к жестокости. И именно оскорбление, нанесённое Львовым, стало последним толчком, побудившим Иванова к самоубийству. Доктор обличает главного героя пьесы, но при этом сам обличитель оказывается жестоким по отношению к людям.

Образы обличителей в других произведениях А.П. Чехова

А.П. Чехов создает и другие образы обличителей в произведениях, близких по времени к пьесе. В этот период писателя явно интересует личность обличителя, а в его позднем творчестве будут обличать Саша в «Невесте» и Петя Трофимов в «Вишневом саде».

В январе 1889 года А.П. Чехов подготавливает окончательную редакцию «Иванова» и завершает рассказ «Княгиня», в котором мы снова видим врача-обличителя. Доктор Михаил Иванович говорит княгине, что в ее душе царят «нелюбовь, отвращение к людям, какое чувствовалось положительно во всем» [7, с. 240]. И далее объясняет ей, что на деле представляет собой ее благотворительная деятельность. Судя по тому, что А.П. Чехов писал А.С. Суворину по поводу своего рассказа: «Описываю одну поганую бабу» [5, с. 70], Михаил Иванович говорит правду. Но при этом автор пишет о докторе: «... По его голосу, лицу и блестящим, немножко наглым глазам можно было понять, что он глубоко презирал и княгиню, и приют, и старух» [7, с. 243]. Можно понять презрение Михаила Ивановича к княгине, но он презирает и старух, простых деревенских женщин, страдающих от благотворительности Веры Гавриловны. Врач, презирающий людей, - это заставляет вспомнить образ Старцева в «Ионыче».

Автор находит важным описать манеру Михаила Ивановича смеяться: «Смеялся он тяжело, резко, с крепко стиснутыми зубами, как смеются недобрые люди» [7, с. 243], а также упоминает, что тот постоянно думает, «что бы еще такое сказать очень неприятное, мстительное» [там же, с. 244]. И мы понимаем, что Михаил Иванович страстно жаждет наговорить княгине как можно больше гадкого, нехорошего не просто так. Причина стремления доктора обличать Веру Гавриловну раскрывается в конце рассказа, когда он извиняется перед княгиней и говорит ей: «Нехорошее мстительное чувство увлекло меня вчера, и я наговорил вам. глупостей» [там же, с. 247]. Становится понятным, что его обличение было продиктовано желанием отомстить княгине за то, что она его, десять лет честно прослужившего ее отцу, не зная ни выходных, ни праздников, неожиданно и без всяких причин и объяснений уволила. Мнимым обличением доктор мстит за собственное унижение и унижение своей супруги.

Нельзя поспорить с тем, что главная героиня рассказа - «поганая баба», но и ее обличитель выглядит, мягко говоря, нравственно небезупречным.

За год до рассказа «Княгиня» А.П. Чехов написал повесть «Степь», в которой изображен обличитель Соломон, брат Мойсея Мойсеича, владельца постоялого двора. Все, что Соломон говорит в повести, - это обличения и протест. Он обличает жизнь, управляемую деньгами, богатых, среди которых не найдется ни одного, кто «из-за лишней копейки не стал бы лизать рук у жида пархатого» [8, с. 39]. Соломон сжег деньги, доставшиеся ему по наследству, заявив, что ему «не нужны ни деньги, ни земля, ни овцы», не нужно, чтобы его «боялись и снимали шапки», когда он едет [там же, с. 40].

Соломон гордится собой и полон надменности, а в улыбке его сквозит «явное презрение» [8, с. 33]. И всё же, несмотря на надменность, презрение к окружающим и гордость, Соломон производит впечатление «в высшей степени жалкое и комическое...» [там же]. Подтверждает это впечатление и курьезный внешний вид героя, при описании которого автор вполне обоснованно использует диминутивы: «...Чем внушительнее становилась его поза, тем ярче выступали на первый план его короткие брючки, куцый пиджак, карикатурный нос и вся его птичья, ощипанная фигурка» [там же, с. 34]. Детали внешности противоречат обвинительному пафосу героя. Обличитель в повести оказывается жалким и смешным, и вместе с тем он гордится собой, своей честностью и своими возвышенными идеалами, напоминая тем самым Львова. Презрением же к людям он похож на доктора из рассказа «Княгиня».

В рассказе «Гусев» (1890) А.П. Чеховым изображен Павел Иванович, который обличает всех вокруг в каждом поступке усматривая только подлость и злые намерения того, кто его совершает. Из уст Павла Ивановича звучит напутствие таких, как он, обличителей, адресованное каждому писателю: «.Оставь на время свои гнусные сюжеты насчет бабьих амуров и красот природы и обличай двуногую мразь.» [9, с. 332]. В.Б. Катаев так пишет об этом чеховском персонаже: «Он считает, что понимает то, чего не видят и не понимают другие, он - носитель правды, логики и видит свой долг в том, чтобы, страдая за правду, протестовать» [10, с. 245]. Однако и этот персонаж обличает из чувства презрения. Ему неинтересен человек сам по себе, а интересны те его качества, которые подтверждают «его убежденность во всеохватывающем зле» [там же]. В.Б. Катаев находит причину, по которой А.П. Чехов обращается к изображению таких героев, как Павел Иванович: «Узость, деспотическую нетерпимость ко всему, что не служит прямолинейно понимаемому протесту, Чехов считал неотъемлемыми свойствами этого типа людей» [там же, с. 247].

В этом произведении А.П. Чехова мы вновь сталкиваемся с обличителем, презирающим людей, который, как и Львов, узок и нетерпим. Почему же земский доктор увидел в Иванове подлеца?

По нашему мнению, Львов в понимании А.П. Чехова излишне прямолинеен, его картина мира состоит лишь из черного и белого: «На каждое явление и лицо он смотрит сквозь тесную раму, обо всем судит предвзято. <...> Подавай ему святых и подлецов!» [6, с. 247]. Такое же, как у Львова, черно-белое сознание обнаруживается и у обличителя Громова («Палата № 6», 1892), о котором А.П. Чехов пишет: «В своих суждениях о людях он клал густые краски, только белую и черную, не признавая никаких оттенков; человечество делилось у него на честных и подлецов; середины же не было» [11, с. 76].

По А.П. Чехову, обличителям свойственно черно-белое сознание, которое не учитывает всей сложности мира, а потому их суждения о жизни и людях оказываются неадекватными действительности, не отражают всей её сложности и многообразия.

Как видим, у чеховских обличителей, включая Львова, есть общие черты, общие недостатки, о которых предупреждает нас писатель, заставляя задуматься о том, каковы могут быть последствия деятельности таких людей.

А.П. Чехов вполне однозначно выражает своё отношение к Львову в письмах: «Это тип честного, прямого, горячего, но узкого и прямолинейного человека. <...> Всё, что похоже на широту взгляда или на непосредственность чувства, чуждо Львову. Это олицетворенный шаблон, ходячая тенденция» [5, с. 108]. Именно узость, прямолинейность, предубежденность Львова хотел изобразить писатель с тем, чтобы показать: тот, кто судит о людях на основании лишь нескольких внешних признаков, не отличается ни глубиной, ни добротой, ни мудростью, а значит, недостоин уважения и понимания. А.П. Чехов неоднократно называет Львова в письмах подлецом: «У человека больна жена, а он ездит к богатой соседке - ну не подлец ли? Очевидно, убивает жену, чтоб жениться на богатой» [там же, с. 110]. Иванов, такой неидеальный, заблуждающийся, ошибающийся, мучимый противоречиями, ближе писателю, чем честный и принципиальный Львов, поскольку Иванов понимает: «.В каждом из нас слишком много колес, винтов и клапанов, чтобы мы могли судить друг о друге по первому впечатлению или по двум - трем внешним признакам» [6, с. 269]. Однако Львову и в голову не может прийти, что действительность гораздо сложнее, чем ему кажется.

Земский доктор подводит живую, сложную, неоднозначную человеческую личность под общий шаблон. Работая над пьесой, А.П. Чехов протестует против сведения индивидуального, единичного к общему, против поглощения индивидуального общим, против приведения уникального человека к общему понятию (либерал, демократ, дворянин и т.п.). Люди, пытается сказать нам писатель, гораздо сложнее, непредсказуемее и, как правило, не укладываются в общие шаблоны.

Данная мысль отразилась в творчестве А.П. Чехова также в теме «ярлыка», которую он затрагивает, прежде всего, в пьесе «Леший». В ней Хрущов рассуждает об обществе, для которого самое важное - точно определить, кем является человек, кто он - «народник, психопат, фразер»? Если же точно определить не удаётся, то общество не может принять такого человека: «А когда меня не понимают и не знают, какой ярлык прилепить к моему лбу, то винят в этом не себя, а меня же и говорят: "Это странный человек, странный!"» [12, с. 157]. Ярлык - это способ упрощения, способ, которым люди объясняют своё неумение увидеть в результате размышления главное, рассмотреть истинные чувства и мысли человека, оценить по достоинству его поступки. Упрощение, по мнению писателя, не может привести ни к чему хорошему, у такого человека нет будущего. Именно не умея видеть сложное и стремясь к мнимой простоте, Львов ищет в людях «подлецов» или «святых».

Ярлык упоминался писателем также в рассказе «Именины», где Петр Дми-трич говорит: «У нас на первом плане стоит всегда не лицо, а фирма и ярлык» [13, с. 170]. Обе эти характеристики - «фирма» и «ярлык» - тщательно продуманы А.П. Чеховым, который писал А.Н. Плещееву: «Фирму и ярлык я считаю предрассудком» [5, с. 11]. Для писателя важно показать читателям, что никакой ярлык не способен передать глубины человеческой души, что необходимо разбираться в каждом человеке отдельно, выясняя причины, побуждающие его поступать именно таким образом, выявляя его скрытые мысли и чувства.

Возможно, узость и прямолинейность Львова обусловливаются и его молодостью, тем, что он пока ни разу не столкнулся с такими жизненными обстоятельствами, которые могли бы поколебать его жизненную позицию. Именно в таком контексте воспринимает деятельный характер врача Иванов: «Вы, милый друг, кончили курс только в прошлом году, еще молоды и бодры, а мне тридцать пять» [6, с. 228]. Однако А.П. Чехов не может принять этой прямолинейности, поскольку она ведёт к негативным результатам; в пьесе - к самоубийству Иванова.

В пьесе «Иванов» А.П. Чехов создал образ врача Львова, который воспринимает мир в чёрно-белых тонах, позиционирует себя как честного человека, а на самом деле оказывается демагогом, ограниченным, не очень умным, не способным на сочувствие человеком. Писатель транслирует мысль о том, что для него неприемлемы люди такого типа, с их узостью и прямолинейностью, способными приводить к жестокости по отношению к окружающим, с их черно-белым сознанием, с их стремлением к сведению неповторимых индивидуальностей, ка-

ковыми являются люди, к «ярлыкам», общим местам. А.П. Чехов показывает, что человек - гораздо более сложное существо, чем это может показаться на первый взгляд, и подсказывает посредством образа Львова, что необходимо разбираться в порывах и намерениях человека, а не только в его поступках.

Библиографический список

Перспектива исследования состоит в дальнейшем более глубоком и детальном изучении образов врачей, созданных А.П. Чеховым в его произведениях. Необходимо понять роль каждого из образов в художественном мире писателя, выявить сходства и отличия образов.

1. Дубинина Т. Г Тургеневский контекст пьесы А.П. Чехова «Иванов». Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2021; № 2: 99 - 104.

2. Одиноков В.Г Пьеса А.П. Чехова «Иванов»: лабиринт художественных «сцеплений». Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2007; Т. 6, № 2: 98 - 106.

3. Почекутова Ю.А. Пьеса «Иванов» как прообраз будущих произведений Чехова-драматурга. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011; № 6-2: 549 - 552.

4. Швецова Я.С., Пахомова Н.М. Реализация мотива скуки в пьесах А.П. Чехова на примере драмы «Иванов». Actualscience. 2016; Т. 2, № 11: 219 - 220.

5. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Москва: Наука, 1985; Т. 21.

6. Чехов А.П. Иванов: Комедия: в 4 действиях и 5 картинах. А.П. Чехов. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Пьесы, 1878- 1888. Москва: Наука, 1976; Т. 11: 217 - 292.

7. Чехов А.П. Княгиня. А.П. Чехов. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Рассказы. Повести, 1888- 1891. Москва: Наука, 1977; Т. 7: 236 - 247.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Чехов А.П. Степь (История одной поездки). А.П. Чехов. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Рассказы. Повести, 1888- 1891. Москва: Наука, 1977; Т. 7: 13 - 104.

9. Чехов А.П. Гусев. А.П. Чехов. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Рассказы. Повести, 1888- 1891. Москва: Наука, 1977; Т. 7: 327 - 339.

10. Катаев В.Б. Автор в «Острове Сахалине» и в рассказе «Гусев». В творческой лаборатории Чехова. Москва: Наука, 1974: 245 - 252.

11. Чехов А.П. Палата № 6. А.П. Чехов. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Рассказы. Повести, 1892- 1894. Москва: Наука, 1977; Т. 8: 72 - 126.

12. Чехов А.П. Леший: Комедия в 4-х действиях. А.П. Чехов. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Пьесы, 1889- 1891. Москва: Наука, 1978; Т. 12: 125 - 201.

13. Чехов А.П. Именины. А.П. Чехов. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Рассказы. Повести, 1888-1891. Москва: Наука, 1977; Т. 7: 167 - 198.

References

1. Dubinina T.G. Turgenevskij kontekst p'esy A.P. Chehova «Ivanov». Vestnik Gosudarstvennogo gumanitarno-tehnologicheskogo universiteta. 2021; № 2: 99 - 104.

2. Odinokov V.G. P'esa A.P. Chehova «Ivanov»: labirint hudozhestvennyh «sceplenij». VestnikNovosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya, filologiya. 2007; T. 6, № 2: 98 - 106.

3. Pochekutova Yu.A. P'esa «Ivanov» kak proobraz buduschih proizvedenij Chehova-dramaturga. VestnikNizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2011; № 6-2: 549 - 552.

4. Shvecova Ya.S., Pahomova N.M. Realizaciya motiva skuki v p'esah A.P. Chehova na primere dramy «Ivanov». Actualscience. 2016; T. 2, № 11: 219 - 220.

5. Chehov A.P. Polnoe sobranie sochinenijipisem: v 30 t. Moskva: Nauka, 1985; T. 21.

6. Chehov A.P. Ivanov: Komediya: v 4 dejstviyah i 5 kartinah. A.P. Chehov. Polnoe sobranie sochinenij i pisem: v 30 t. P'esy, 1878- 1888. Moskva: Nauka, 1976; T. 11: 217 - 292.

7. Chehov A.P. Knyaginya. A.P. Chehov. Polnoe sobranie sochinenij i pisem: v 30 t. Rasskazy. Povesti, 1888- 1891. Moskva: Nauka, 1977; T. 7: 236 - 247.

8. Chehov A.P. Step' (Istoriya odnoj poezdki). A.P. Chehov. Polnoe sobranie sochinenij i pisem: v 30 t. Rasskazy. Povesti, 1888- 1891. Moskva: Nauka, 1977; T. 7: 13 - 104.

9. Chehov A.P. Gusev. A.P. Chehov. Polnoe sobranie sochinenij i pisem: v 30 t. Rasskazy. Povesti, 1888- 1891. Moskva: Nauka, 1977; T. 7: 327 - 339.

10. Kataev V.B. Avtor v «Ostrove Sahaline» i v rasskaze «Gusev». V tvorcheskojlaboratoriiChehova. Moskva: Nauka, 1974: 245 - 252.

11. Chehov A.P. Palata № 6. A.P. Chehov. Polnoe sobranie sochinenij i pisem: v 30 t. Rasskazy. Povesti, 1892- 1894. Moskva: Nauka, 1977; T. 8: 72 - 126.

12. Chehov A.P. Leshij: Komediya v 4-h dejstviyah. A.P. Chehov. Polnoe sobranie sochinenij i pisem: v 30 t. P'esy, 1889- 1891. Moskva: Nauka, 1978; T. 12: 125 - 201.

13. Chehov A.P. Imeniny. A.P. Chehov. Polnoe sobranie sochinenij i pisem: v 30 t. Rasskazy. Povesti, 1888-1891. Moskva: Nauka, 1977; T. 7: 167 - 198.

Статья поступила в редакцию 09.02.22

УДК 811

Ren Xiaoxuan, postgraduate, Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia), E-mail: paulina19950207@gmail.com

"POEMS IN PROSE" BY IVAN TURGENEV AND "RAINING IN THE MOUNTAIN" BY XU DISHAN: AN UNNOTICED TRADITION. The article considers the last creation of the great Russian realist I.S. Turgenev - "Poems in Prose", taking into account their inherent impressionism. Such an approach helps to reveal the Turgenev tradition in the collection of poems in prose "Raining in the Mountain" by the Chinese writer Xu Dishan (1893-1941) created in the 1920s. It is shown how both writers strive to capture fleeting life impressions, emphasize the exact image of light and color, convey the subtlest nuances and fluctuations in the psychological and emotional state of the characters. It is proved that in both Turgenev and Xu Dishan women are not only the ideal embodiment of "beauty", "love", "goodness", "wisdom", but also "nature" itself. This will predetermine the style of depicting women by both writers: they are drawn, like the natural world, in an impressionistic manner.

Key words: I.S. Turgenev, Poems in prose, Xu Dishan, Raining in the Mountain, tradition, poetics, style, impressionism, female images.

Жэнь Сяосюань, аспирант, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, E-mail: paulina19950207@gmail.com

«СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ» И.С. ТУРГЕНЕВА И «БЛАГОДАТНЫЙ ДОЖДЬ В ПУСТЫННЫХ ГОРАХ» СЮЙ ДИШАНЯ: НЕЗАМЕЧЕННАЯ ТРАДИЦИЯ

Статья посвящена комплексному исследованию последнего создания великого русского реалиста И.С. Тургенева - «Стихотворения в прозе» с учетом присущей им импрессионистичности. Такой подход помогает выявить тургеневскую традицию в созданном в 1920-е годы сборнике стихотворений в прозе «Благодатный дождь в пустынных горах» китайского писателя Сюй Дишань (1893-1941). Демонстрируется, как оба писателя стремятся запечатлеть мимолетные жизненные впечатления, акцентировать точное изображение света и цвета, передать тончайшие нюансы и колебания психологического и эмоционального состояния персонажей. Доказывается, что и у Тургенева, и у Сюй Дишаня женщины представлены не только как идеальное воплощение красоты, любви, добра, мудрости, но и самой природы. Это предопределят стиль изображения женщин обоими писателями: они изображаются как природный мир в импрессионистической манере.

Ключевые слова: И.С. Тургенев, «Стихотворения в прозе», Сюй Дишань, «Благодатный дождь в пустынных горах», традиция, поэтика, стиль, импрессионизм, женские образы.

И.С. Тургенев (1818-1883), один из самых значимых русских писателей XIX века, больше известен как мастер реалистического искусства, тем не менее в его творчестве проявляются также черты символизма и импрессионизма. После смерти писателя его «Стихотворения в прозе» были переведены на китайский язык, что оказало глубокое влияние на формирование этого жанра в Китае и на творчество нескольких поколений китайских писателей, пишущих в жанре стихотворения в прозе. Импрессионистская эстетика Тургенева и его женские образы оставили заметный след в творчестве Сюй Дишаня (1ШШ, 1893-1941).

Актуальность исследования определяется необходимостью выявить значение тургеневской традиции для китайской литературы XX в. на примере рецепции его «БепШа», что позволяет получить более полное представление о культурных и литературных связях между Россией и Китаем.

Цель работы - проанализировать развитие и продолжение тургеневских традиций в стихотворениях в прозе китайского писателя XX века Сюй Дишаня. Выдвинутая цель предопределила следующие задачи: - пронализировать импрессионистичность лирического цикла Тургенева;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.