Научная статья на тему 'Об обеспечении качества подготовки специалистов и бакалавров'

Об обеспечении качества подготовки специалистов и бакалавров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТЫ / БАКАЛАВРЫ / ПОДГОТОВКА АНАЛИТИЧЕСКАЯ / ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ / ПРАКТИЧЕСКАЯ / КАЧЕСТВО / EXPERTS / BACHELORS / ANALYTICAL TRAINING / THEORETICAL / PRACTICAL / QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильин Альберт Константинович

На опыте кафедры «Теплоэнергетика» Астраханского государственного технического университета показаны возможности повышения качества аналитической, теоретической и практической подготовки специалистов. Библиогр. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some possibilities to improve the quality of analytical, theoretical and practical training of experts are shown and based on the experience of the department "Heat-and-Power Engineering" of Astrakhan state technical university.

Текст научной работы на тему «Об обеспечении качества подготовки специалистов и бакалавров»

НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

УДК 37.022

А. К. Ильин

ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ И БАКАЛАВРОВ

Введение

Проблема качества подготовки специалистов в вузах существует и решается [1]. В предлагаемой статье этот вопрос обсуждается на опыте кафедры «Теплоэнергетика» Астраханского государственного технического университета (АГТУ). За шесть первых выпусков дипломы специалистов по специальности «Промышленная теплоэнергетика» и направлению «Теплоэнергетика и теплотехника» получили 169 человек (в соотношении: специалистов очно - 129, заочно -19, бакалавров - 21), в том числе дипломы с отличием - 43 человека. На иностранных языках (английский, немецкий, французский) защищено 13 выпускных квалификационных работ.

Безусловно, подготовка специалистов и бакалавров ведется в соответствии с ГОСами. Однако конкретная их реализация имеет определенные особенности с точки зрения качества подготовки.

О влиянии блока естественнонаучных дисциплин

Этот блок является основой для многих специальных дисциплин. Следует отметить один аспект, влияющий на качество подготовки специалистов.

Несмотря на значительное количество домашних заданий, расчетно-графических работ, контрольных работ, семинаров и др., предусмотренных в рабочих программах дисциплин блока, студенты к третьему курсу имеют слабые навыки в выполнении расчетных работ, в написании текста, в оформлении письменных работ и в работе с литературой, особенно периодической.

Хотя 2-летний пробел в подготовке в этом отношении ликвидировать трудно, кафедра при преподавании специальных дисциплин пытается сделать это. Студенты получают творческие тематические задания, при выполнении которых необходимо использовать монографии, учебники и, особенно, периодические издания по специальности.

Некоторые особенности подготовки специалистов и бакалавров на стадии специального обучения

Необходимо учитывать следующие объективные особенности технического, научного, методического характера.

1. Быстрое развитие российских и освоение зарубежных теплотехнических технологий и технических устройств в теплоэнергетике.

2. Большое количество публикаций в периодической печати, в материалах конференций, в сборниках статей и т. п. по результатам исследований, связанных с эффективным использованием техники и технологий (по п. 1), с оценкой ее возможностей и границ применения, с анализом опыта применения.

3. Практическое отсутствие монографий, учебников и т. п., в которых оперативно отражаются вопросы по пп. 1 и 2.

4. Недостаточное количество специальных дисциплин и небольшой их объем. Недостаточное количество расчетных заданий, курсовых работ и проектов по учебному плану.

Таким образом, при обучении имеется слабая основа в виде учебников и учебных пособий и достаточная основа в виде большого комплекса периодических изданий. Последнее активно используется кафедрой при работе со студентами с первого курса.

На кафедре «Теплоэнергетика» указанные выше противоречия в значительной степени разрешаются при выполнении выпускных квалификационных работ (ВКР).

Все темы ВКР, предлагаемые студентам, ориентированы на использование периодической литературы (до 12-15 наименований журналов теплоэнергетического профиля за последние 5-7 лет) и значительно индивидуализированы по технике и технологиям. Это обеспечивает актуальность, глубину и самостоятельность выполнения ВКР. Хороший эффект дает выдача тем ВКР и начало работы преподавателей со студентами за 8-9 месяцев до защиты. По мнению кафедры и ГАК, это повышает качество общепрофессиональной и профессиональной подготовки студентов. В частности, используется опыт по [2, 3].

Представление об аналитической, теоретической, технико-экономической и производственной направленности подготовки специалистов дает приведенный ниже перечень тем выпускных квалификационных работ, выполненных за последние 2 года:

Тепловые электростанции

— Опыт использования парогазовых установок: оценка и расчет эффективности.

— Термодинамический анализ эффективности газотурбинных установок в автономном режиме работы и в составе мини-ТЭЦ.

— Опыт использования газотурбинных установок.

— Совершенствование конструкции и рабочего процесса градирен ТЭЦ.

— Разработка оптимальных условий использования мини-ТЭЦ.

Региональная теплоэнергетика

— Технико-экономическое обоснование модернизации энергетики Астраханской области.

— Особенности проекта расширения ТЭЦ-2 за счет установки 5-го блока.

— Анализ возможности создания ТЭЦ-3 в г. Астрахани.

— Возможности экономии топлива при оптимальной загрузке Астраханской ТЭЦ-2.

— Особенности химводоподготовки на Астраханской ТЭЦ-2.

— Анализ схемы получения и использования пара на Астраханском газоперерабатывающем заводе.

— Оценка эффективности использования котельных г. Астрахани и разработка мероприятий по ее повышению.

— Разработка вариантов повышения эффективности работы котельной «Центральная» г. Астрахани.

— Анализ эффективности работы и использования котельной нефтебазы № 5 ОАО «Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт».

— Особенности тепловых и гидравлических испытаний тепловых сетей (на примере тепловых сетей от котельной «Центральная» ОАО «Астраханьэнерго».

— Вопросы эффективности работы систем теплоснабжения при уменьшении номинальных нагрузок (на примере паропровода от Астраханской ГРЭС).

— Расчет основных параметров системы теплоснабжения пос. Каспий Астраханской области.

— Анализ эффективности воздушных компрессоров промышленных предприятий.

Котлы, теплообменные аппараты

— Технико-экономический анализ вариантов глубокого снижения температуры уходящих газов в промышленных котлах.

— Тепловые испытания котла БКЗ-75-39 ГМА с разработкой режимной карты.

— Анализ работы котельной с котлами ДКВр-2,5/13 при сжигании обводненного мазута.

— Магнитная обработка воды в котлах (обзор гипотез, методов, конструкций аппаратов, примеры использования).

— Анализ процесса струйного подогрева высоковязких топлив на нефтебазах и в нефтехранилищах.

— Повышение эффективности мазутных хозяйств тепловых электростанций и котельных.

— Разработка системы подогрева высоковязкого топлива в резервуарах.

— Теплообменные аппараты: конструкции, параметры, интенсификация теплообмена, модернизация.

— Вопросы реконструкции газокомпрессорной станции «Зензели»: работа теплообменных аппаратов.

— Анализ рабочего процесса и расчет газового контактного водонагревателя производительностью до 1 000 кг/ч.

— Анализ тепловых потерь в тепловых сетях при использовании современных теплоизоляционных материалов.

Научно-исследовательские. Нетрадиционная энергетика

— Анализ состояния проблемы оценки эффективности системы «выработка-транспортировка-потребление» тепловой энергии.

— Проблемы современных тепловых электростанций.

— Исследование процесса испарения со свободной поверхности воды.

— Обзор, анализ и использование критериев оценки эффективности теплоэнергетических установок различных видов.

— Анализ применения тепловых насосов в энергетике и промышленности.

— Разработка вариантов использования тепловых насосов.

— Метод оценки эффективности парокомпрессионных тепловых насосов при проектировании.

— Водородная энергетика: теоретические основы, технические устройства, анализ эффективности.

— Топливные элементы в теплоэнергетике - область применения, эффективность, перспективы.

— Фотоэлектрические преобразователи солнечной энергии - анализ, эффективность, применение.

— Анализ эффективности систем геотермального теплоснабжения с тепловым насосом и практические рекомендации.

— Экспериментальное исследование процессов конвективной сушки влажных материалов и сушки в электромагнитном поле.

— Экспериментальное исследование процесса тепловой сушки влажных материалов.

— Анализ термодинамических циклов двигателей Стирлинга.

— Анализ эффективности систем распределения теплоносителей.

— Использование возобновляемых источников энергии для получения водорода.

— Повышение эффективности системы геотермального теплоснабжения г. Кизляр.

О практической подготовке студентов

Первоначальный опыт профессиональной практической подготовки студенты получают на аудиторных и лабораторных занятиях, при выполнении различных расчетных работ и заданий, при участии в научной работе, в конференциях и др.

Однако практическая подготовка в прямом смысле слова приобретается в ходе практик. Безусловно, учебно-производственная практика после третьего курса (3 недели) и производственная после четвертого курса (4 недели) в сочетании с условиями частного владения всеми теплоэнергетическими объектами и при небольшой продолжительности не могут быть достаточно эффективными.

С целью обеспечения практической подготовки бакалавров и специалистов кафедра использует различные меры, в том числе:

1. В пределах учебной практики направляет наиболее активных студентов на объекты промышленной теплоэнергетики, хотя к этому времени в соответствии с ГОС они еще не получили общепрофессиональную подготовку.

2. После третьего курса, до учебно-производственной практики, ранее проводилась учеба всех студентов в Учебно-производственном комбинате ОАО «Астраханьэнерго» (ТЭЦ-2) со сдачей экзаменов и получением рабочих удостоверений «Оператор котла» или «Слесарь по ремонту теплоэнергетического оборудования», что позволяло провести практику более эффективно.

3. Производственную и преддипломную практику студенты проходят на различных объектах «большой» и промышленной теплоэнергетики. Это ТЭЦ-2, ГРЭС, ОАО «Астраханьэнергоремонт», МУП «Тепловые сети», объекты в г. Астрахани и области, промышленные предприятия, НИИ и др.

4. Начиная с четвертого курса, студентам рекомендуется работать, совмещая с учебой, на штатных должностях на объектах по п. 3 с переводом части студентов на индивидуальный гра-

фик посещения занятий и консультаций. Такой возможностью пользуются до 30-40 % студентов. Это дает возможность выполнить в дальнейшем дипломную работу по конкретной теплоэнергетической проблеме или объекту.

5. Определенную пользу для практической подготовки имеет выполнение студентами выпускных квалификационных работ бакалавра и инженера (в основном практической и творческой направленности).

6. Полезно было бы [4] совмещать в течение 8-го семестра учебу и работу по принципу «трудового семестра».

Часть студентов, наиболее активных и подготовленных, получают после производственной практики приглашение работать по совместительству с учебой.

Общее качество подготовки специалистов по специальности «Промышленная теплоэнергетика» и бакалавров по направлению «Теплоэнергетика и теплотехника» позволяет им закрепляться, быстро продвигаться на практической работе на различных объектах, в производственных организациях, в фирмах, в проектных организациях, в органах Энергонадзора, в органах управления всех уровней и др. Часть выпускников продолжает обучение в аспирантуре АГТУ.

Качество подготовки специалистов и новый ФГОС

В связи с предполагаемым введением в 2010 г. принципиально новых ФГОС бакалавра по направлению «Теплоэнергетика и теплотехника» вопрос о качестве подготовки студентов нужно решать заново, с учетом того, что время обучения в вузе уменьшается на 20 %, существенно уменьшается количество специальных дисциплин, на порядок возрастают требования к объему специальных знаний (в виде перечня «компетенций» выпускника вуза). В два раза уменьшается продолжительности производственной практики, в четыре раза сокращается время на выполнение выпускной квалификационной работы.

Очевидно, потребуются новые компетенции преподавателей [5], возможно - за счет интенсификации труда или за счет уменьшения годовой нормы учебных часов.

Однако необходимо обсудить, при каких условиях качество подготовки специалистов (бакалавров) будет соответствовать профессиональным видам деятельности, которые фактически остались прежними: расчетно-проектная, проектно-конструкторская, производственнотехнологическая, научно-исследовательская, организационно-управленческая и другие виды.

Вопрос, как нам кажется, необходимо рассматривать, в том числе, с учетом того, что «даже наиболее успешные предприятия энергетики испытывают жесткий дефицит кадров, способных квалифицированно эксплуатировать установленное отечественное и в особенности зарубежное оборудование» [6].

Каковы возможности вуза готовить такие кадры? Федеральный закон РФ от 01.12.2007 № 309-Ф3 и проекты ФГОС устанавливают основные требования к Образовательным программам вузов, а именно: перечень учебных циклов, трудоемкость их освоения, перечень обязательных учебных дисциплин.

Возможности вуза заключаются и могут заключаться в следующем:

1. Эффективно использовать право, предоставляемое ФГОС, определять не менее 50 % образовательной программы в виде вариативной части учебных циклов для повышения качества профессиональной подготовки студентов.

2. Целенаправленно использовать положение, согласно которому трудоемкость отдельных учебных дисциплин стандартом не регламентируется.

3. Расширение перечня объектов профессиональной деятельности выпускников-теплоэнергетиков [6] делает необходимым учесть это в вариативной части всех учебных циклов образовательной программы.

4. Одним из базовых вопросов повышения качества профессионального образования бакалавров является использование перечня компетенций, приобретаемых выпускниками в процессе обучения. Введение перечня компетенций является, безусловно, положительным. По направлению «Теплоэнергетика и теплотехника» устанавливаются 23 профессиональные компетенции. Некоторые из них:

а) Способность проводить расчеты по типовым методикам, проектировать отдельные детали и узлы с использованием стандартных средств автоматизации проектирования в соответствии с техническим заданием.

б) Готовность участвовать в сборе и анализе исходных данных для проектирования элементов оборудования и объектов деятельности.

в) Готовность участвовать в разработке проектной и рабочей технической документации, оформлении проектно-конструкторских работ.

г) Готовность к поиску научно-технической информации, изучению отечественного и зарубежного опыта по тематике научных исследований.

д) Способность к проведению экспериментов по заданной методике и анализу результатов с привлечением соответствующего математического аппарата.

На этих примерах видно, что профессиональные компетенции обеспечиваются (как и остальные 18) не только выпускающей кафедрой, а совокупными усилиями нескольких кафедр. Например, по п. а) - с участием кафедры деталей машин, кафедры математики, кафедры информатики, кафедры графики. Аналогично - по пп. б)-д). Это, очевидно, должно учитываться при формировании вариативной части учебных циклов образовательной программы и при разработке рабочих программ дисциплин.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Тезисы по п. 4 относятся также и к общенаучным компетенциям выпускников. Например:

а) Готовность применять основные законы естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин в профессиональной деятельности (относится к нескольким кафедрам естественнонаучных и технических дисциплин).

б) Умение применять методы математического анализа, математического и физического моделирования, теоретического и экспериментального исследования в фундаментальных и прикладных науках (относится также к нескольким кафедрам).

6. Несмотря на существенное уменьшение объема производственных практик для бакалавров, имеются определенные возможности по обеспечению необходимости практической подготовки студентов. Для этого могут использоваться: вариативная часть некоторых учебных циклов, разделы рабочих программ некоторых дисциплин, проведение части учебных занятий на теплоэнергетических объектах, использование научно-исследовательских лабораторий АГТУ, проведение экскурсий (вводимых стандартом как часть учебного процесса), компьютерные технологии и др.

7. Ведущую роль в обеспечении качества образования в рамках ФГОС должны играть дирекция (деканат) - выпускающая кафедра, в том числе на стадии разработки образовательных программ и обеспечения их соответствия стандарту и на стадиях их реализации при соответствующей ответственности за результаты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Микитянский В. В., Микитянская Л. М. Проблемы и задачи современного инженерного образования // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. - 2005. - № 2. - С. 313-320.

2. Ильин А. К. О дипломном проектировании на второй стадии обучения // Пути повышения качества подготовки специалистов в современных условиях. - Владивосток: ДВТИ РП, 1993. - С. 115-116.

3. Ильин А. К. О дипломном проектировании на второй ступени обучения // Опыт морских учебных заведений: инф.-метод. сб. - Вып. 2 (23). - М.: Минтранспорта РФ, 1994. - С. 57-59.

4. Ильин А. К., Резник А. Г. Опыт проведения учебного процесса в плавсеместре на учебном судне / Современные проблемы высшего образования на Дальнем Востоке: материалы регион. науч.-метод. конф. - Владивосток: ДВГТУ, 1996. - С. 87.

5. Матушанский Г. У., Фролов А. Г., Завада Г. В. Определение профессиональных и базовых компетенций преподавателей высшей школы // Изв. вузов. Проблемы энергетики. - 2006. - № 9-10. - С. 70-81.

6. Демьяненко В. Ю. Характеристика проектов ФГОС ВПО по направлению «Теплоэнергетика и теплотехника» // Роль и задачи УМО в обеспечении единства российской системы высшего профессионального образования для энергетики. - М.; Казань: МЭИ (ТУ), 2008. - С. 22-42.

Статья поступила в редакцию 14.01.2010

ABOUT PROVIDING THE QUALITY OF EXPERTS AND BACHELORS TRAINING

A. К. Ilyin

Some possibilities to improve the quality of analytical, theoretical and practical training of experts are shown and based on the experience of the department "Heat-and-Power Engineering" of Astrakhan state technical university.

Key words: experts, bachelors, analytical training, theoretical, practical, quality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.