Научная статья на тему 'Об объекте и предмете теории физической культуры как научно-учебной дисциплины : историко-сравнительный анализ'

Об объекте и предмете теории физической культуры как научно-учебной дисциплины : историко-сравнительный анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2288
317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об объекте и предмете теории физической культуры как научно-учебной дисциплины : историко-сравнительный анализ»

2. Баевский, Р.М. Проблема прогнозирования состояния здоровья организма в процессе его адаптации к различным воздействиям / Р.М. Баевский // Нервные и эндокринные механизмы стресса. - Кишинев : Штиница, 1980. - С. 30-61.

3. Воронин, Н.М. Адаптация к условиям жаркого климата / Н.М. Воронин // Экологическая физиология человека. Адаптация человека к различным климатогеографическим условиям. - Л. : [б.и.], 1980. - С. 428-442.

4. Ендальцев, Б.В. Работоспособность военнослужащих и пути ее повышения средствами физической подготовки / Б.В. Ендальцев, А. А. Нестеров.

- Л. : [б.и.], 1986. - 244 с.

5. Загрядский, В.П. Адаптация как физиологическая основа боевой подготовки / В.П. Загрядский // Военно-мед. журнал. - 1972. - № 2. - С. 46-48.

6. Holloszy, J.O. Physiological consequences of the biochemical adaptation to endurance exercise / J.O. Holloszy, M.J. Rennie, R.C. Hickson et al // Ann. N.Y. Acad. Sci. - 1977. - Vol. 301. - P. 440-450.

7. Gollnick, P.D. Biochemical adaptation to exercise : anaerobic metabolism / P.D. Gollnick, L. Hermanssen // Exercise and Sport Sciences Reviews / ed by J. Wilmore. Vol. 1. - New York : Academic Press inc., 1973.

8. Gollnick, P.D. Biochemical adaptation to exercise : anaerobic metabolism / P.D. Gollnick, L. Hermanssen // Exercise and Sport Sciences Reviews / ed by J. Wilmore. Vol. 1. - New York : Academic Press inc., 1973.

9. Costill, D.L. Skeletal muscle enzymes our fiber composition in male and female and trak athletes / D.L. Costill, J. Daniels, W. Evans et al. // J. Appl. Physiol.

- 1976. - Vol. 90. - P. 149-154.

10.Кузнецов, И.А. Специально направленная физическая подготовка как фактор ускорения адаптации мотострелков к действиям в условиях жаркого климата : дис. канд. пед. наук / И.А. Кузнецов ; ВДКИФК. - Л., 1981. - 226 с.

ОБ ОБЪЕКТЕ И ПРЕДМЕТЕ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК НАУЧНО-УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ : ИСТОРИКОСРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Ю. Ф. Курамшин

Возникновение и парадоксы первоначального развития теории физической культуры. Проблема физической культуры и ее теории, как и любая проблема, имеет свою историю. Однако следует отличать историю представлений о физической культуре от истории самой культуры как явлении объективной реальности. «Зачатки физической культуры» обнаруживаются на самых ранних этапах существования людей [1, 2]. Однако они не сразу получили адекватное отражение в их сознании и статус каких-либо учений, теорий. В разные исторические периоды и в разных странах люди по-разному воспринимали, осознавали и объясняли данное явление.

Принято считать, что термин «физическая культура» возник в конце XIX века [3]. В России он стал применяться с начала XX века [4]. После 1917 года это термин прочно вошел в научный и практический лексикон в нашей стране. Термин «физическая культура» употребляется для обозначения образовательных учреждений, их структурных подразделений (факультетов, кафедр) и учебных дисциплин, изучаемых в них; научно-популярных журналов (с 1922 г.

начал выходить журнал «Физическая культура», а с 1925 г. - «Теория и практика физической культуры»).

В середине 20-х годов в журнале «Теория и практика физической культуры» был опубликован цикл работ, посвященных различным аспектам физической культуры - пониманию ее сущности, роли и месту в системе дошкольного и школьного образования, производства, быта, армии, лечебнопрофилактических учреждений; издается энциклопедический словарь по физической культуре. В этот же период предпринимаются первые попытки разработки теории физической культуры как учебной дисциплины. В конце 1922 г. был введен курс «Теоретические основы и организация физической культуры» в московских военно-окружных курсах инструкторов спорта и допризывной молодежи [5].

В 1927 г. в ГЦИФК на кафедре теории и методики физической культуры (до 1926 г. она называлась кафедрой теории и истории физической культуры) создается курс «Теория и общая методика физической культуры». По данному курсу издаются программы и учебные материалы [6].

В ГИФО им. П.Ф. Лесгафта на кафедре теории физического образования разрабатываются учебные курсы «Методика физической культуры в политехнической школе и вузе», «Физическая культура в РККП», «Физическая культура на производстве» и др. [7].

В 1925 г. в издательстве «Время» в Ленинграде выходит пособие Г. А. Дюперрона «Теория физической культуры». В нем была предпринята попытка соединить, правда, механически, имеющиеся разнообразные сведения о физической культуре в рамках одной комплексной дисциплины, раскрывающей физиологические, анатомические, педагогические и другие ее аспекты [8]. В данном руководстве дается развернутое определение понятия «Физическая культура», рассматриваются составные ее элементы, излагаются задачи и содержание теории физической культуры, затрагиваются вопросы систематики физических упражнений, методики урока физического воспитания, особенности физического воспитания в детском, юношеском и старшем возрасте. По существу оно явилось подступом к созданию в дальнейшем обобщающей учебной дисциплины в сфере физической культуры. Однако завершить формирование теории физической культуры как общепрофилирующего предмета среднего и высшего физкультурного образования не удалось.

Можно согласиться с проф. Л.П. Матвеевым [9], что причинами этого были незрелость методологии построения интегративных концепций такого рода, дефицит исследовательских данных, пригодных для широких обобщений. Тем не менее, одной из главнейших причин, на наш взгляд, являлась острая теоретико-идейная борьба, которая проходила в эти годы между специалистами разного профиля по поводу мировоззренческих основ формирования нового человека. Как известно, в работах основоположников научного коммунизма нет упоминаний о физической культуре. В них речь идет о коммунистическом воспитании, под которым они понимали три вещи: умственное воспитание, физическое воспитание и техническое обучение. Учение основоположников коммунизма о воспитании становится идейной основой советской системы физического воспитания, которая создается в стране.

Все это привело к тому, что в начале 30-х годов главное внимание специалистов стало концентрироваться на разработке и преподавании теории и

методики физического воспитания. Одновременно происходят изменения в названиях кафедр, хотя названия институтов, других дисциплин учебного плана, журналов, руководящих органов остаются прежними. Сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, существовали науки о физической культуре, учебные дисциплины в физкультурных учебных заведениях, рассматривающие физическую культуру в историческом, организационноуправленческом, естественно-научном и других аспектах, а с другой - формирование ее основных отраслевых дисциплин до 1979 года осуществлялось в рамках теории физического воспитания.

Говоря о парадоксах в истории формирования теории культуры, а также ее фактического вида - физической культуры, В.М. Выдрин [10] выделяет несколько особенностей. Он отмечает, что культура, как деятельность по преобразованию природы общества, самого человека, возникла одновременно с человеком как процесс его разумной деятельности по удовлетворению его природных жизненно важных биологических, так и сверхприродных, чисто человеческих потребностей. «Одновременность» в историческом понимании растянулась на многие тысячи лет. Но свое «имя-звание» она получила намного позже. Это первый парадокс.

Возникновение самостоятельного понятия «культура» большинство лингвистов относят к XVIII в. Причину этого следует искать в тех существенных сдвигах в общественном бытии человека, которые произошли на рубеже средних веков и Нового времени и коренным образом изменили его отношение к окружающему миру и к самому себе.

Второй парадокс заключается в том, что после получения термина, понятия и определения сущности и содержания культуры ее теория стала формироваться только спустя несколько столетий. В этой связи хотелось бы сказать, что культурология как наука сформировалась в ХХ веке. Наконец, теория физической культуры в качестве органического вида культуры личности и общества стала формироваться спустя несколько десятилетий после появления работ по теории культуры. Больше того, новые работы, которые якобы были по теории физической культуры по существу, хотя имели это название, по содержанию написаны по теории физического воспитания.

Качественный скачок в развитии теории физической культуры произошел в 70-е годы ХХ века, когда ее углубленная разработка стала осуществляться на методологической основе теории культуры.

Новый этап в развитии теории физической культуры. Основные направления в формировании ее предметной области. В начале 70-х годов ХХ в. появляются статьи, в которых с разных позиций (науковедческих, культурологических, философских, социологических и др.) вновь обосновывается необходимость оформления теории физической культуры как научно-учебной дисциплины [11, 12].

Среди них, прежде всего, следует особо выделить работы Л.П. Матвеева [13, 14], посвященные вопросам формирования общетеоретических основ физической культуры и спорта. Он раньше других откликнулся на запросы времени и высказал ряд важных идей о путях формирования «общей теории физической культуры и спорта».

Исключительную роль в понимании перспектив разработки теоретических основ физической культуры сыграла Всесоюзная дискуссия по пробле-

мам развития теории физической культуры, состоявшаяся в Москве 12-15 ноября 1975 г. Многие участники дискуссии высказались о необходимости введения в учебные планы высших физкультурных учебных заведений новой профилирующей дисциплины широкого обобщающего характера под названием «Теория физической культуры».

С 1975 по 1985 гг. публикуется ряд материалов, относящихся к разработке предмета, структуры и содержания теории физической культуры и ее категориального аппарата [13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22]. Именно с этого периода теория физической культуры начинает рассматриваться как научнообразовательная дисциплина, призванная изучить основные компоненты, фундаментальные свойства и отношения, характеризующие физическую культуру как многогранное явление и выявлять общие закономерности, определяющие разнообразные формы ее использования в обществе.

В 1984 г. появляется первый международный труд «Очерки по теории физической культуры», в котором содержатся основные пути и некоторые итоги разработки этой комплексной области научного знания в СССР и других социалистических странах [23].

Несмотря на пестроту взглядов о путях формирования теории физической культуры, разнообразие научных школ, нередко отрицающих друг друга, отсутствие глубокой научной перспективы в формировании единой теоретикометодологической платформы, которая могла бы стать прочной базой построения теории физической культуры как цельной, научно-обоснованной системы знаний о теории физической культуры - эти материалы явились серьезным шагом вперед в изучении основных тенденций и особенностей формирования теории физической культуры в различных странах мира.

Очередной этап в развитии теории физической культуры связан с началом цикла работ, связанных с разработкой методологии и логики культурологического подхода и системной интеграции научных знаний в области физической культуры [9, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36].

Вполне очевидно, что в рамках одной статьи невозможно сколько-нибудь исчерпывающе раскрыть позиции разных авторов о проблемах формирования теории физической культуры. Остановимся только на центральном вопросе любой научной дисциплины - «что же является объектом и предметом» познания теории физической культуры и как он освещается отдельными авторами. Ответ на этот вопрос составляет теоретико-методологический базис данной дисциплины.

В качестве объекта исследований той или иной науки выступает относительно автономный элемент действительности, на который непосредственно направлена активность познающего субъекта; нечто становится объектом научного познания лишь в процессе исследования - специально организованного взаимодействия познающего и познаваемого [37].

В свою очередь, предмет науки - это условно ограниченная область познаваемой действительности, которая отличается особым характером наблюдаемых в ней явлений и закономерностей [37].

Обособление некоторой предметной области от сопредельных областей познания позволяет четко обозначить границы научных интересов и проблем конкретной дисциплины, ее исследовательскую «территорию».

В табл. 1 приведены взгляды об объекте и предмете теории физической

культуры, высказанные разными авторами за последние 30 лет и базирующиеся на их научно-методологических представлениях о сущности физической культуры, ее структуре и сферах ее использования при удовлетворении потребности в ней общества и каждого человека

Таблица 1

Сравнительная характеристика объекта и предмета теории физиче-

ской культуры в отечественной литературе _______________(сводные данные) _______

Автор Объект теории физической культуры Предмет теории физической культуры Основные идеи, лежащие в основе понимания физической культуры и ее профильных форм Подходы и направления в разработке теории физической культуры как учебной дисциплины

1 2 3 4 5

Н.И. Пономарев [12] Теоретические и социологические основы физического воспитания и спорта Социальные и педагогические законы развития физической культуры Социальная деятельность и ее результаты по всестороннему физическому развитию, созданию физической готовности людей к жизни Автор высказывает мысль о том, что накопленные до сих пор знания уже не «вмещаются» в теорию физического воспитания как науку. Необходим переход от теории физического воспитания к теории физической культуры. В теорию физической культуры должны входить: теория физического воспитания, теория спорта, социология физического воспитания и спорта, научная организация педагогического труда, науковедческие проблемы физической культуры и др.

Л.П. Матвеев [14, 16, 33] Физическая культура как один из важнейших факторов совершенствования естественных качеств и способностей человека, оптимизации его физического состояния и физического развития Интегративная система научных знаний о сущности физической культуры, об общих закономерностях ее формирования, функционирования, направленного использования и развития в системе факторов воспитания, социального формирования личности и оптимального развития жизненных сил Физическая культура - вид собственно человеческой культуры, направленный на оптимизацию физического (био-структурного и био-функционального) состояния и развития индивида в единстве с его психическим развитием на основе рационализации и эффективного планирования его двигательной активности в сочетании с другими культурными ценностями. Ее виды: базовая, специализированно-прикладная физическая культура, супедостиженческий спорт, оздоровительно- Говоря о теории физической культуры как научноучебной дисциплине, автор предполагает и другие ее названия - общая теория физической культуры, общая физкультурология (физкультуроведение). Как учебная дисциплина теория физической культуры, по его мнению, включает: 1) введение в теорию физической культуры; 2) общие основы теории физического воспитания; 3) характеристика типичных направлений и форм использования физической культуры в обществе; 4) научно-прикладные основы дифференцированного использования физической культуры в возрастном аспекте

реабилитационная физическая культура, «фоновая» физическая культура

В. И. Столяров [20] Физическая культура как сфера культуры, в основе которой лежат социально сформированные физические качества и способности человека, характеризующие физическое состояние его организма; а также знания, интересы, мотивы, потребности, на основе которых физические способности формируются в деятельности, отношение человека к ним и к другим людям в процессе их развития, средства и социальные институты, с помощью которых они формируются Изучение общих свойств и закономерностей отдельных форм, видов и компонентов физической культуры и их взаимосвязь Сущность физической культуры в целом сводится, прежде всего, к развитию физических качеств и способностей. Понятие «физическая культура» сопоставляется с понятиями «психическая культура» и «психофизическая культура». Последнее включает в себя первое и второе понятия как свои элементы. Выделяется еще более широкий элемент человеческой культуры, который связан не только с физическими и психическими качествами и способностями человека, но охватывает все реально присущие ему социально сформированные качества, способности и функции -«культура организма человека», «телесная культура» (или «соматическая культура») Автор предлагает разрабатывать различные виды научных теорий: «Теорию физической культуры в узком и широком смысле», «Культурологическую теорию физической культуры», «Социологическую», «Этическую», «Эстетическую физическую культуру», «Общую теорию физической культуры», «Комплексную теорию физической культуры», «Теорию телесной физической культуры», «Теорию связи отдельных видов, форм и компонентов физической культуры» и .др.

Н. А. Пономарев [22] Физические упражнения, их комплексы, виды и компоненты физической культуры Система научных знаний о физической культуре и ее месте в общей культуре человечества, о ее роли и общественных функциях, о специфических закономерностях развития и функционирования Специфика физической культуры состоит в том, что она представляет собой специально организуемую и сознательно управляемую деятельность, направленную на формирование и поддержание физических качеств людей. Социальными компонентами физической культуры являются физическое воспитание, произ- В качестве метатеории физической культуры, по мнению автора, может выступать общая теория культуры. Однако в отношении к физической культуре такой метатеории пока еще нет

водственная и оздоровительная физическая культура

В. М. Выдрин [24, 25] Физическая культура как вид культуры общества и личности Система научных знаний о сущности физической культуры, общих закономерностях ее функционирования и направленного использования с целью всестороннего и гармоничного развития людей Физическое воспитание, спорт, физическая рекреация, двигательная реабилитация Теория физической культуры относится к категории социальных педагогических наук, т.к. она связана с процессами обучения и воспитания человека. Состав и строение физической культуры является основой структурирования учебного предмета «Теория физической культуры». Предлагаются следующие ее разделы: Введение в общую теорию физической культуры, Теория и методика физического воспитания, Теория и методика спорта, Теория и методика физической рекреации, Теория и методика физической реабилитации

Г. Г. Наталов [29] Нормы физической активности (физические кондиции) человека Закономерности, условия и способы формирования физических кондиций с целью оптимизации функциональных состояний здоровья и работоспособности человека Исходным пунктом физической культуры являются физические кондиции человека. Ее профильные формы - базовая (оздоровительная), производственная и адаптивная (лечебновосстановительная) физическая культура. Понятие «физическая культура» трактуется узко, оно не включает в себя физическое воспитание, спорт. Последние рассматриваются не как ее отдельные формы, а как однопорядковые явления В данном случае автор ведет речь о разработке аналитической теории физической культуры как самостоятельной научноучебной дисциплины не над, не вместо, а наряду с теорией физического воспитания и теорией спорта. Теория физической культуры входит в качестве одного из самостоятельных разделов в содержание теории формирования культуры двигательной деятельности.

Г. Г. Наталов [29] Культура двигательной деятельности Условия, закономерности и способы развития, распространения и освоения культуры двигательной деятельности Основные сферы потребления культуры двигательной деятельности: труд, физическая культура, физическое воспитание, спорт, искусство. Она может быть дифференцирована по профильным их формам, включая базовую, профессионально-прикладную и адаптивную физическую культуру, В качестве интегральной общепрофилирующей дисциплины направления «Физическая культура» и специальности «Физическая культура и спорт» предлагается ввести теорию формирования культуры двигательной деятельности, которая излагается и изучается в виде трех самостоятельных учебных дисциплин: 1) Введение в физкультурно-спортивную деятельность; 2) Общая теория

физическое воспитание и спорт, по целям применения и состоянию занимающихся формирования культуры двигательной деятельности; 3) Основы прикладной методики физической культуры, физического воспитания и спорта. По существу эта теория включает в себя весь традиционный курс теории и методики физической культуры и спорта

Ю.М. Николаев [33, 35] Физкультурная деятельность, формы и виды физической культуры человека и общества Теоретикометодическое обоснование особенностей (закономерностей) развития, познания и функционирования физкультурной деятельности и ее видов в практике (процессе) формирования физической культуры (и ее видов и форм) человека, как предпосылки его физкультурного совершенствования и всестороннего гармонического развития, дальнейшего прогресса общества Содержание физической культуры рассматривается с функциональной, ценностной, деятельностной и результативной сторон. Профильные ее формы: образовательная, спортивная, рекреационная, реабилитационная, адаптивная физическая культура. Преобладающим моментом в каждом виде физической культуры является приоритет духовности в процессе развития физических кондиций человека. Системообразующим фактором, объединяющим все формы физической культуры, выступает физкультурная деятельность, направленная на физическое совершенство человека Автор считает, что общепрофилирующий предмет физкультурного образования «Теория физической культуры» более правильно назвать «Общая теория и методология физической культуры». Предлагаемая им проблематика ее разделов коренным образом отличается от направленности и содержания существующей учебной дисциплины. Она главным образом носит философско- культурологический характер. Наряду с данной теорией выделяются теории различных уровней - частные теории и методики видов физической культуры, теории и методики частных теорий физической культуры, теория и методика физической культуры в различные периоды жизни человека. Однако структура и содержание этих теорий не раскрывается

Видно, что на сегодняшний день в теории физической культуры отсутствует единая научная парадигма, определяющая и обеспечивающая единство толкования ее объектно-предметной области и специфических разделов.

Сравнительный анализ приведенных взглядов позволяет сделать некоторые обобщения:

1. Имеются глубокие расхождения в понимании физической культуры, ее состава и строения. Разные авторы нередко вкладывают различные значение и смысл в определение данного понятия. Уместно напомнить, что под значением понимается объект, обозначаемый данным выражением, в под смыслом -то абстрактное содержание, в силу которого происходит соотнесение этого выражения с конкретным обозначенным объектом. В научном плане можно выделить несколько основных взаимосвязанных значений физической культуры, которые используются в научно-методической литературе (рис. 1).

При этом одни авторы склонны расширительно толковать понятие «фи-

зическая культура», рассматривая физическое воспитание, спорт, физическую рекреацию как особые ее формы [12, 24, 27], а другие не включают их в состав физической культуры, считая, что они должны существовать как однопорядковые явления [29]. Существуют противоречивые мнения и по поводу названия и количества профильных форм физической культуры. Все это естественно открывает широкий простор для произвольного толкования границ теории физической культуры, ее исследовательских «территорий» как науки и учебного предмета.

2. Не достигнуто до сих пор согласия о специфике объекта и предметной области теории физической культуры. Ключевой вопрос: «Что же должна в первую очередь исследовать теория физической культуры?» - решается пока номинально. Бросается в глаза исключительная множественность определений и трактовок ее предмета (рис. 2). Кроме того, наблюдается неопределенность, расплывчатость их определений, а также подмена предмета одной науки другой. В качестве объекта нередко одновременно выступают разные области познаваемой действительности, которые отличаются характером изучаемых явлений.

Возникает ощущение, что, высказывая свою личную исследовательскую позицию, некоторые авторы не замечают (или не хотят замечать) иные точки зрения. Полемика между представителями диаметрально противоположных научных позиций перерастает в длящийся десятилетиями «конфликт интерпретаций культуры вообще и физической культуры в частности».

3. Различия в трактовке объекта и предмета теории физической культуры находят свое отражение и в структуре, содержании и способе изложения учебного материала. В результате предлагаются разные варианты построения и содержания учебника по теории физической культуры [17, 24, 29, 34]. Необходимо подчеркнуть, что предложенные схемы изложения теории физической культуры как учебной дисциплины являются весьма дискуссионными.

Дело в том, что теория физической культуры как учебный предмет хотя и сохраняет по мере возможности присущую науке логику и систему знаний, тем не менее по дидактическим соображениям не может в точности воспроизводить систему науки о физической культуре в целом.

Деятельность, Направленное Оптимизация (улучшение) Сфера социального

обеспечиваю регулирование процессов физического состояния и формирования

щая физической активности развития индивида в физических

формировани (мышечной, единстве с его способностей

е физической терморегуляционной, психическим становлением (качеств) и

культуры энергетической, сенсорно- как социального существа, связанных с ними

личности [33] интеллектуальной, осуществляемой на основе знаний, мотивов,

эмоционально-нравственной специально потребностей,

и др.) с целью сконструированной ценностей,

формирования двигательной отношений и т.п. [20,

необходимых физических деятельности [34] 22]

Рис. 1. Значение понятия «физическая культура».

Рис. 2. Полипредметность теории физической культуры

С другой стороны, система подлинной науки не выдумывается отдельными учеными. Такие «выдуманные» системы обычно и принимаются только их авторами и их ближайшими учениками. Подлинная система науки органически вырастает из хода развития научных знаний и является теоретическим осмыслением всей совокупности достигнутых сведений в этой области.

4. Среди специалистов нет единого мнения о названии научнообразовательной дисциплины. Конечно, можно согласиться с Л.П. Матвеевым, что вопрос о том, как лучше именовать эту дисциплину, не самый главный. В то же время, предлагаемые названия: общая теория физической культуры, физкультурология, физкультуроведение, общие основы теории физической культуры, общая теория и методология физической культуры, теория физической культуры - свидетельствуют о неоднозначном подходе к наименованию данной дисциплины.

Естественно, здесь возникает ряд вопросов: «общая по отношению к чему?». Ко всему комплексу дисциплин, изучающих физическую культуру как сложное и многогранное явление, или только по отношению к тем отраслевым дисциплинам, ориентированным на изучение крупных компонентов физической культуры разного типа. При ответе на первый вопрос речь тогда должна идти о создании какой-то новой метатеории о физической культуре [31], а второго - зачем же включать в ее содержание частные теории ее видов, если она занимается выявлением того существенного общего, что характеризует физическую культуру как целостное явление.

Заключение. Таким образом, можно с полным основанием утверждать, что одной из отличительных черт современного этапа развития теории физической культуры как системы научно-практических знаний является наличие нескольких предметно-проблемных областей ее изучения, возникновение и развитие которых обусловлено во многом выбором научной позиции исследователей. На данном этапе развития теории физической культуры можно по крайней мере выделить три направления в развитии научно-практических знаний.

Первое направление. В центре внимания исследователей деятельность (физкультурная, двигательная, физкультурно-спортивная, профессиональная), направленная на обеспечение процесса телесно-духовного совершенствования человеческой личности. Это направление можно было бы обозначить как праксилогическое.

Второе направление. Приоритетным основанием здесь становятся механизмы врастания человека в культуру и формирования физической культуры личности, представленные как результат освоения личностью физкультурных предметных (духовных и материальных) ценностей. Это направление можно было бы обозначить как личностно-аксиологическое.

Третье направление. В центре внимания исследователей - физическая культура, что она представляет собой в отличие от других видов культуры. Понятие «физическая культура» в этом случае используется в значении специфического фактора образовательно-воспитательного процесса, обеспечивающего развитие и саморазвитие человека, реализацию его потенциальных психофизических возможностей в достижении собственной вершины в совершенствовании своих индивидуальных свойств, качеств, способностей. Это направление можно было бы обозначит как культурно-педагогическое, а если точнее - антропо-социокультурно-педагогическое.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кун, Л. Всеобщая история физической культуры / Л. Кун. - М. : Радуга, 1982.

2. Пономарев, Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания / Н.И. Пономарев. - М. : Физкультура и спорт, 1970.

3. Евстафьев, Б.В. Физическая культура в мировой литературе / Б.В. Евстафьев / ВДКИФК. - Л., 1980.

4. Куленко, Н.Ф. История физической культуры и спорта : учеб. пособие для студ. пед. вузов / Н.Ф. Куленко. - Оренбург : Оренб. кн. изд-во, 1997.

5. Военный институт физической культуры (1918-1988 гг.) / под ред. Б.В. Естафьева, В.А. Шейченко. - Л., 1988.

6. Сборник конспектов и программ Государственного центрального института физической культуры Наркомздрава / ГИФК. - М., 1927.

7. Конспекты учебных дисциплин ГИФК им. П.Ф. Лесгафта. - Л. ; М. : Физкультура и спорт, 1933.

8. Дюперрон, Г. А. Теория физической культуры / Г. А. Дюперрон. - Л. : Время, 1925.

9. Матвеев, Л.П. Интегративная тенденция в современном физкультуро-ведении // Теория и практика физ. культуры. - 2003. - № 5. - С. 5-8.

10.Выдрин, В.М. Профессиональное физкультурное образование : лекция / В.М. Выдрин. - СПб. : Изд-во СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2006.

11.Фомин, Ю.А. О структуре теории физической культуры и взаимоотношении ее частей // Теория и практика физ. культуры. - 1973. - № 4. - С. 5860.

12.Пономарев, Н.И. О теории физической культуры как науке // Теория и практика физ. культуры. - 1974. - № 4. - С. 49-53.

13. Матвеев, Л.П. Вопросы формирования общетеоретических основ физической культуры и спорта // Теория и практика физ. культуры. - 1975. - №

11. - С. 65-74.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14.Матвеев, Л.П. О формировании общих теоретико-методических основ советской системы физического воспитания и проблемах дальнейшего развития обобщающих знаний в сфере физической культуры // Теория и практика физ. культуры. - 1978. - № 3. - С. 65-68.

15. Матвеев, Л.П. К перспективам разработки общей теории физической культуры и спорта // Теория и практика физ. культуры. - 1980. - № 12. - С. 11-

15.

16.Матвеев, Л.П. Некоторые итоги и перспективы разработки обобщающей теории физической культуры в СССР // Очерки по теории физ. культуры. - М. : Физкультура и спорт, 1984. - С. 9-26.

17.Введение в теорию физической культуры : учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / под ред. Л.П. Матвеева. - М. : Физкультура и спорт, 1983.

18.Выдрин, В.М. Методологические проблемы теории физической культуры // Теория и практика физ. культуры. - 1984. - № 6. - С. 5-6.

19.Выдрин, В.М. Физическая культура и ее теория // Теория и практика физ. культуры. - 1985. - № 5. - С. 25-27.

20. Столяров, В.И. К вопросу о теории физической культуры (методологический анализ) // Теория и практика физ. культуры. - 1985. - № 2. - С. 39-44 ; № 7. - С. 45-49.

21.Пономарев, Н.И. Еще раз о теории физической культуры // Теория и практика физ. культуры. - 1985. - № 6. - С. 46-49.

22..Пономарев, Н.А. Система методов в науках о физической культуре / НА. Пономарев / ВИФК. - Л., 1984.

23.Очерки по теории физической культуры : тр. ученых соц. стран / сост. и общ. ред. Л.П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1984.

24.Выдрин, В.М. Структура учебной дисциплины «Теория физической культуры» // Актуальные проблемы теории физ. культуры как учеб. дисциплины / ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта. - Л., 1986. - С. 3-10.

25.Выдрин, В.М. Теория физической культуры как наука и как учебный предмет // Основы теории и методики физ. культуры : учеб. для техникумов физ. культуры / под ред. А.А. Гужаловского. - М. : Физкультура и спорт, 1986.

- С. 5-15.

26.Николаев, Ю.М. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности // Теория и практика физ. культуры. - 1997. - № 6. -С. 2-9.

27.Николаев, Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Ю.М. Николаев. - СПб., 1998.

28. Столяров, В.И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) / В.И. Столяров, И.М. Быховская, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 1998. - № 5. - С. 11-15.

29.Наталов, Г.Г. Предметная интеграция теоретических основ физической культуры, спорта и физического воспитания (логика, история, методология) : дис. ... д-ра пед. наук в виде науч. докл. / Г.Г. Наталов. - Краснодар, 1998.

30.Наталов, Г.Г. Эволюция научных представлений об объекте и кризисе общей теории физической культуры // Теория и практика физ. культуры. -1998. - № 9. - С. 40-42.

31.Бердус, М.Г. Метатеория физической культуры : проблематика и перспективы // Теория и практика физ. культуры. - 2001. - № 8. - С. 11-15.

32.Николаев, Ю.М. К проблеме развития теории физической культуры // Теория и практика физ. культуры. - 2001. - № 8. - С. 2-10.

33.Николаев, Ю.М. Теория физической культуры : базовые концепции и

основополагающий категориальный аппарат // Теория и практика физ. культуры. - 2002. - № 3. - С. 15-20.

34.Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет : учеб. для высш. спец. физкультут. учеб. завед. / Л.П. Матвеев. - 3-е изд. - СПб. : Лань, 2003.

35.Николаев, Ю.М. Общая теория и методология физической культуры как отражение потребности в модернизации физкультурного образования // Теория и практика физ. культуры. - 2004. - № 7. - С. 2-10.

36.Выдрин, В.М. Динамика разработки теории физической культуры // Культура физическая и здоровье / ВГПУ. - Воронеж, 2004. - С. 5-6.

37.Степаненко, М.В. Философия и методы научного познания / М.В. Степаненко. - Л. : Лениздат, 1972.

ПОКАЗАТЕЛЬ НАДЕЖНОСТИ СПОРТСМЕНОВ - ОСНОВЫ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С. В. Малинина

Спорт перестает быть увлечением сегодня - в начале третьего тысячелетия - для спортсменов. Он становится источником существования, а выступления на соревнованиях становятся определением своего социального статуса. Спорт высших достижений предъявляет повышенные требования к организму спортсмена, что не допускает предполагать в условиях ответственных соревнований срывов, несмотря на то, что организм зачастую находится на грани имеющихся функциональных возможностей. Однако в сложных функциональных системах нашего организма в условиях стресса могут происходить отказы деятельности какого-либо отдельного элемента, что приводит к снижению качества функционирования системы организма, и дальнейшее выступление на соревнованиях становится неэффективным или невозможным. Проявление проблемы надежности в спорте связано с резким увеличением объема и интенсивности физических и психических нагрузок. Поэтому актуально обеспечить надежность результатов выступления спортсменов на ответственных соревнованиях в экстремальных условиях в течение длительного времени.

Проблема надежности как таковая возникла в практике современного производства, где результативность деятельности человека определяет эффективность технологических процессов. Термин «надежность» возникает в рамках инженерной психологии в начале 50-х годов, когда создается теория классической надежности, устанавливающая закономерности возникновения отказов, нарушений; изучающая влияние на надежность внешних и внутренних возмущающих воздействий; определяющая методы их прогнозирования и устранения. Надежность как категория в спортивной науке становится актуальной с середины 70-х годов, что обусловлено рядом объективных и субъективных причин.

Рассмотрение подходов к исследованию надежности позволяет выделить четыре направления [1]:

1. Изучение надежности соревновательной деятельности спортсменов, под которой (надежностью) понимается комплексный результат совершенствования навыков и способностей спортсмена, позволяющий ему эффективно выступать на ответственных соревнованиях в течение определенного периода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.