об изменениях в действующем зконодательстве по обязательному социальному страхованию
В. А. ТЕРЕХОВА,
заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Федеральный закон от 29.12.2012 № 276-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и статьи 2 и 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 276-ФЗ) вступил в силу 30.12.2012.
Этот документ внес изменения в действующее законодательство о социальном страховании, в частности, в п. 3 ч. 2 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255 -ФЗ), в связи с которым начиная с 01.01.2013 изменена форма справки о сумме заработка.
Если раньше при увольнении работника в справке указывалась сумма заработка за последние 2 календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности), включая год увольнения, то теперь необходимо указывать количество календарных дней, которые приходятся на периоды:
• временной нетрудоспособности;
• отпуска по беременности и родам;
• отпуска по уходу за ребенком;
• освобождения от работы с полным или частичным сохранением заработной платы, когда в соответствии с законодательством страховые взносы во внебюджетные фонды на эти выплаты не начислялись. Соответственно, новая справка представляется
и тем работникам, которые обратились с заявлени-
ями о выдаче этого документа по новой форме в связи с их увольнением в предыдущие годы.
Изменения коснулись и ограничения величины среднего дневного заработка при расчете пособий по беременности и родам и пособий по уходу за ребенком.
Средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, определенный в соответствии с ч. 3.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ, не может превышать величины, определяемой путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленных в соответствии с Законом № 212-ФЗ, на 2 календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком. При расчете среднего заработка для выплаты соответствующих пособий с 01.01.2013 расчетный период (730 календарных дней за 2 предшествующих года) уменьшается на указанные периоды в соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ.
При этом не принимается во внимание, какой год включается в расчетный период — високосный или невисокосный. В 2012 г., например, было 366 календарных дней, но для расчета среднего дневного заработка в 2013 г. сумму выплат за 2011 и 2012 гг. следует разделить на 730 календарных дней.
Пример 1. Сотрудница фирмы «Альфа» А. В. Никитина оформила отпуск по беременности и родам с 23.01.2013 по 12.06.2013 (140 календарных дней). Сумма выплат за 2 предыдущих года составила:
• за 2011 г. — 450 000 руб. (не превышает предельной величины базы для начисления страховых взносов, установленной в 2011 г. — 463 000 руб.);
• за 2012 г. — 510 000. руб. (не превышает предельной величины базы для начисления стра-
ховых взносов, установленной в 2011 г. —
512 000 руб.).
Сотрудница фирмы А. В. Никитина в 2011 г. не работала 80 календарных дней в связи с временной нетрудоспособностью, а в 2012 г. — 50.
Для расчета среднего заработка необходимо определить количество дней, приходящихся на расчетный период:
730 календарных дней—(80 календарных дней+ + 50 календарных дней) = 600 календарных дней.
В этом случае средний дневной заработок составит:
(450 000 руб. + 510 000 руб.) : 600 календарных дней = 1 600 руб.
Как видно из приведенного примера, количество календарных дней может быть уменьшено на любую величину. Законом № 276-ФЗ установлено ограничение при расчете величины среднего дневного заработка, который не должен превышать величины среднего дневного заработка, исчисленного исходя из суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов, деленной на 730 календарных дней в соответствии с Законом № 276-ФЗ. После внесенных изменений в ч. 3.3 ст. 14 Закона № 255-ФЗ внесено дополнение: сумма предельной величины базы для начисления страховых взносов в 2011—2012 гг. составляет 975 000 руб. (463 000+ + 512 000 руб.), а поэтому величина указанных пособий не может быть больше 1 335,62 руб. (975 000 руб. : 730 календарных дней).
Пример 2. Исходя из условий предыдущего примера, А. В. Никитиной в 2013 г. с учетом ограничений в соответствии с Законом № 276-ФЗ было начислено пособие по беременности и родам в размере 186 986,80 руб. (1 335,62 руб. х 140 календарных дней).
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком А. В. Никитиной назначено с 13.06.2013 в сумме 16 241,14 руб. (1 335,62 руб. х 30,4 календарных дня х 40 %).
За июнь ей выплачено пособие пропорционально количеству календарных дней в июне, на которые приходится отпуск по уходу за ребенком, в сумме 9 616,32 руб. (16 241,14 руб. : 30,4 календарных дня х 18 календарных дней).
Обязанность по выплате пособий по обязательному социальному страхованию по временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии со ст. 13 Закона № 255-ФЗ возложена на работодателя.
Если пособие выплачивается несвоевременно, то работодатель обязан выплатить денежную
компенсацию в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации, сумма которой определяется исходя из 1/300 ставки рефинансирования за каждый день задержки платежа по день фактического расчета включительно. Помимо этого, при невыплате пособия полностью или частично (свыше 3 мес.) предусмотрена уголовная ответственность в силу ст. 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В отдельных случаях работник может обратиться за пособием в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ). К ним относятся случаи, когда работодатель не может выплатить пособие вследствие отсутствия денежных средств на его расчетном счете или работодатель прекратил свою деятельность на день обращения работника за пособием в соответствии с ч. 4 ст. 13 Закона № 255-ФЗ. Указанной статьей установлена очередность списания средств с расчетного счета организации при их недостаточности для удовлетворения требований всех кредиторов.
Заработная плата, включая пособия, выплачивается в третью очередь после списания средств по исполнительным документам, связанным с возмещением вреда здоровью, выходного пособия, вознаграждения авторам по результатам интеллектуальной деятельности.
Во всех случаях выплата пособия застрахованному лицу производится на основании подтверждающих документов или по решению суда.
В Законе № 276-ФЗ рассмотрены случаи, когда застрахованное лицо не может получить пособие, так как невозможно установить ни место нахождения самой организации, ни место нахождения самого работодателя и принадлежащего ему имущества. В связи с этим невозможно исполнить решение суда о взыскании с таких организаций сумм невыплаченных пособий физическим лицам.
В целях регулирования таких ситуаций Законом № 276-ФЗ были внесены поправки в ч. 4 ст. 13 и ст. 4.6 Закона № 255-ФЗ, в соответствии с которыми с 30.12.2012 застрахованные лица могут обратиться в ФСС РФ при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении факта невыплаты пособий застрахованному лицу в соответствии с ч. 4 ст. 13 Закона 255-ФЗ.
Кроме того, Законом № 276-ФЗ уточнено, что во всех трех случаях (работодатель не имеет достаточных средств, прекратил свою деятельность или скрылся от правосудия) территориальные органы ФСС РФ выплачивают пособия по временной нетрудоспособности, но только в части, которая
финансируется за счет средств обязательного социального страхования. Например, выплата работникам пособий по временной нетрудоспособности за первые 3 дня болезни или травмы производится за счет средств работодателя, а начиная с 4-го дня — за счет ФСС РФ.
Пособия по беременности, родам и по уходу за ребенком финансируются за счет средств ФСС РФ.
Законом № 276-ФЗ также определены отдельные категории страхователей, для которых тариф страховых взносов в ФСС РФ составляет 0 %. К таким страхователям относятся:
• плательщики страховых взносов членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна согласно ч. 1 п. 9 и ч. 3 п. 3.3 ст. 58 Закона № 212-ФЗ;
• организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), основные виды деятельности которых соответствуют ч. 1 и 3.4 п. 8 ст. 58 Закона № 212-ФЗ;
• аптечные организации, уплачивающие единый налог на вмененный доход (ЕНВД), и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающие ЕНВД, в части выплат физическим лицам за осуществление фармацевтической деятельности согласно ч. 1 и 3.4 п. 10 Закона № 212-ФЗ;
• благотворительные организации, применяющие УСН в соответствии с ч. 1 и ч. 3.4 п. 12 Закона № 212-ФЗ;
• организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований и разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (в ред. от 10.07.2012) в соответствии со ст. 58.1 Закона № 255-ФЗ. Перечисленные выше работодатели не начисляют страховые взносы в ФСС РФ, а потому для выплаты социальных пособий они должны обращаться в территориальные фонды ФСС РФ. Если в прежней редакции это положение относилось только к реализации проекта «Сколково», то по Закону № 276-ФЗ этот порядок распространяется на прочие организации и индивидуальных предпринимателей, для которых тариф страховых взносов в ФСС РФ составляет 0 %.
Что касается выплат при расчете пособий по временной нетрудоспособности, по беременности
и родам, а также по уходу за ребенком, по которым взносы в ФСС РФ фактически не начисляются и не уплачиваются, то эти выплаты можно и нужно учитывать при расчете пособий, т. е. они включаются в базу для начисления страховых взносов в соответствии со ст. 7—9 Закона № 212-ФЗ. Однако за каждый год сумма выплат, учитываемая при расчете пособий, не должна превышать предельной величины базы для начисления страховых взносов. Как отмечено в Законе № 276-ФЗ, тот факт, что страховые взносы в ФСС РФ с этих выплат не начисляются, значения не имеет, а при увольнении работника они должны быть указаны в справке о сумме заработка.
Закон № 276-ФЗ дает точные толкования изменений, внесенных в соответствующие федеральные законы, с целью упорядочения расчетов пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также по уходу за ребенком начиная с 01.01.2013, что имеет важное социальное значение для реализации программ увеличения рождаемости в нашей стране.
Список литературы
1. О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и статьи 2 и 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»: Федеральный закон от 29.12.2012 № 276-ФЗ.
2. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (в ред. от 07.06.2013).
3. Об инновационном центре «Сколково»: Федеральный закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ (в ред. от 10.07.2012).
4. Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (в ред. от 05.04.2013) .
5. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 14.07.2013) .
6. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63 (в ред. от 05.04. 2013).