Научная статья на тему 'Об изменениях налогового законодательства в части налога на добавленную стоимость в 2009 году'

Об изменениях налогового законодательства в части налога на добавленную стоимость в 2009 году Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковлева Н. В.

В статье анализируются основные изменения в порядке исчисления НДС в 2009 г. В частности, рассмотрены следующие проблемы: изменение порядка учета сумм НДС, уплаченных поставщику при перечислении оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав; изменение порядка включения в состав налоговых вычетов сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), оплата которых произведена собственным имуществом, в том числе ценными бумагами; увеличение сроков уплаты налога в бюджет; изменение перечня операций, освобождаемых от налогообложения по статье 149 Налогового кодекса РФ;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об изменениях налогового законодательства в части налога на добавленную стоимость в 2009 году»

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ЧАСТИ НАЛОГА НАДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В 2009 году

Я. В. ЯКОВЛЕВА, кандидат экономических наук, член Палаты налоговых консультантов

Одним из направлений правительственного регулирования экономических процессов в условиях финансового кризиса является налоговая политика, направленная на снижение уровня налоговой нагрузки на налогоплательщиков. В частности, инструментом реализации поставленных задач в сфере налогообложения явились поправки, внесенные Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ (далее — НКРФ), вступающие в силу с 01.01.2009. Рассмотрим наиболее важные из них.

Порядок принятия к вычету сумм НДС, уплаченных покупателем в сумме авансового платежа. До 01.01.2009 в соответствии с нормами, установленными гл. 21 НК РФ, в случае получения от покупателя сумм предоплаты поставщик товаров (работ, услуг), имущественных прав исчислял с полученной суммы налог на добавленную стоимость по расчетной ставке (п. 4 ст. 164 НК РФ) и перечислял налог в бюджет. При этом прямая норма, предписывающая необходимость составления счетов-фактур при получении налогоплательщиком сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, НК РФ установлена не была. Однако такая обязанность вытекала из положений п. 18 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг

покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914, в соответствии с которыми при получении денежных средств в виде оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав продавцом составляется счет-фактура, который регистрируется в книге продаж.

После отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав поставщик в соответствии с п. Зет. 168 НК РФ оформлял счет-фактуру на отгрузку, исчисляя НДС по общей ставке, а сумму НДС, ранее исчисленную по расчетной ставке и уплаченную в бюджет по факту получения денежных средств по данной операции, принимал к вычету на основании п. 8 ст. 171 НКРФ.

У покупателя в соответствии с нормами ст. 172 НК РФ право на вычет сумм НДС, уплаченных за приобретенный товар (работы, услуги), возникало не ранее получения и оприходования на счетах бухгалтерского учета приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также поступления от поставщика счета-фактуры на приобретенные товары (работы, услуги), имущественные права. Счета-фактуры, оформленные поставщиком при получении денежных средств в виде оплаты, частичной оплаты в счет предстоящей поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, покупателем в книге покупок не регистрировались в соответствии сп.13 Правил

ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость.

В этой связи на практике при получении поставщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, денежных средств в порядке аванса счета-фактуры оформлялись им в одном экземпляре и покупателю не передавались.

С 01.01.2009 в соответствии с поправками, внесенными в п. 1ст. 168 НК РФ, при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, реализуемых на территории РФ, налогоплательщик обязан предъявить покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав сумму налога, исчисленную в порядке, установленном п. 4ст. 164 НК РФ, т. е. по расчетной ставке в размере 18%/118% (10%/110%) от суммы полученного авансового платежа.

Предъявить покупателю сумму налога, исчисленную при получении авансового платежа, продавец товаров (работ, услуг) имеет возможность не иначе как посредством выдачи покупателю счета-фактуры, в связи с чем соответствующие поправки внесены в п. Зет. 168 НК РФ.

Согласно данным изменениям при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставоктоваров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав налогоплательщиком выставляются счета-фактуры в срок не позднее пяти дней, считая со дня получения сумм аванса.

Таким образом, с 01.01.2009 счета-фактуры будут оформляться поставщиком при получении авансов в двух экземплярах, один из которых будет передаваться покупателю.

В соответствии с изменениями, внесенными в ст. ст. 171, 172 НК РФ, у налогоплательщика (покупателя), перечислившего суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, суммы НДС, предъявленные поставщиком в счете-фактуре, оформленном на аванс, подлежатвычету.

При этом чтобы воспользоваться правом на вычет суммы НДС по такому счету-фактуре на уплаченный аванс, покупатель, помимо счета-фактуры должен представить документы, подтверждающие фактическое перечисление сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, а также договор, предусматривающий перечисление указанных сумм.

Исходя из контекста внесенных поправок, можно сделать вывод, что под «указанными сум-

мами» следует понимать именно суммы оплаты, частичной оплаты. При этом закон не дает четкого ответа на вопрос, подразумевает ли данная норма обязательное наличие в договоре фразы о том, что оплата будет производиться в порядке перечисления аванса, или речь идет лишь о том, что сумма, указанная в качестве стоимости товара (работ, услуг), имущественных прав в договоре, должна быть соразмерна сумме полученного аванса.

По мнению автора, законом предусматривается именно необходимость наличия в договоре фразы о том, что оплата будет производиться в порядке перечисления аванса. Таким образом, при отсутствии в договоре записи о том, что оплата производится (может производиться) перечислением денежных средств в порядке предоплаты у покупателя, вероятно, может возникнуть проблема реализовать право на вычет сумм НДС, предъявленных ему поставщиком в счете-фактуре на аванс.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что с 01.01.2009 в случае перечисления покупателем авансового платежа будетдействовать следующая схема.

Поставщик, получив аванс, оформляет счет-фактуру в двух экземплярах, один из которых передается им покупателю, перечислившему предварительную оплату. При этом в счете-фактуре указывается сумма НДС, исчисленная в соответствии с п. 4 ст. 164 НК РФ по расчетной ставке.

Покупатель, получив такой счет-фактуру, не дожидаясь поступления в счет произведенной оплаты товаров (оказания услуг, выполнения работ), передачи имущественных прав, может заявить к вычету сумму НДС, указанную в счете-фактуре на аванс.

Далее рассмотрим порядок учета сумм НДС, принятых покупателем к вычету по факту перечисления поставщику предварительной оплаты, после осуществления продавцом фактической поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Как было отмечено ранее, в соответствии с положениями п. 8 ст. 171 НК РФ поставщик, осуществив поставку в счет полученного аванса, исчисляет сумму НДС по общей ставке, а сумму налога, ранее (при получении авансового платежа) исчисленную по расчетной ставке, принимает к вычету. Данная норма сохраняет свое действие и после 01.01. 2009.

Для того чтобы сумма НДС по одной и той же операции приобретения товаров (работ, услуг), имущественных прав не была принята покупателем к вычету дважды, с 01.01.2009 внесены поправки в п. Зет. 170 НКРФ.

В соответствии с данными изменениями сумма НДС в размере, ранее принятом к вычету покупателем в отношении оплаты, частичной оплаты в

счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, подлежит восстановлению в том налоговом периоде, в котором в соответствии с нормами ст. 172 НК РФ суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам подлежат вычету, или в том налоговом периоде, в котором осуществлен возврат ранее перечисленного аванса в силу изменений условий либо расторжения соответствующего договора.

В соответствии с п. 16 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость при восстановлении в порядке, установленном п. Зет. 170 НК РФ, сумм налога, принятых к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), имущественным правам, счета-фактуры, на основании которых суммы налога ранее приняты к вычету, подлежат регистрации в книге продаж на сумму налога, подлежащую восстановлению.

Рассмотрим описанный ранее новый порядок учета сумм НДС, предъявляемых покупателю поставщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, на условном примере.

Между компанией «А» (продавец) и компанией «В» (покупатель) заключен договор на поставку товара, стоимость которого составляет 120 ООО руб., кроме того НДС по ставке 18 % в сумме 21 600 руб. (см. таблицу)

Целью внесения изложенных изменений в налоговое законодательство, по всей видимости, было стремление законодателя в условиях финансового кризиса несколько снизить уровень налоговой нагрузки на те организации, которые

широко используют в своей практике расчеты по предоплате.

До 01.01.2009 покупатели, перечислявшие денежные средства в порядке предварительной оплаты, были поставлены в менее выгодные условия по сравнению с организациями, оплачивавшими приобретенные товары (работы, услуги), имущественные права после их поставки, поскольку право на применение вычета НДС, фактически уплаченного поставщику в сумме аванса, возникало у них только после принятия на учет приобретенных товаров (работ, услуг), имущественныхправ.

Однако на практике, по мнению автора, ввиду того, что с 01.01.2008 налоговый период по НДС установлен как квартал, финансовый эффект от использования новой системы применения налоговых вычетов по авансам будет заметен только у тех организаций, у которых уплата аванса и получение от поставщика приобретаемых товаров (работ, услуг) произойдут в разных налоговых периодах (кварталах). В случае если уплата аванса и оприходование в бухгалтерском учете приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав произойдет в одном налоговом периоде, новый порядок отражения в налоговом учете счетов-фактур на аванс и на последующую отгрузку приведет лишь к дополнительным записям в книге покупок и книге продаж у покупателя.

Порядок принятия к вычету сумм НДС, предъявленных покупателю, при использовании в расчетах собственного имущества, товарообменных операциях, зачете взаимных требований. Еще одним изменением налогового законодательства в части НДС, направленным на создание условий для более рационального использования организациями

Новый порядок учета сумм налога на добавленную стоимость, предъявляемых покупателю поставщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав

Компания «А» (продавец) Компания «В» (покупатель)

1. Перечислен аванс в счет предстоящей поставки товара

15.03.2009 получен аванс в сумме 70 800 руб. 15.03.2009 оформлен счет-фактура №1 на аванс, исчислен НДС по ставке 18/118: 70 800 х 18/118=10 800 руб. Сумма НДС по счету-фактуре №1в размере 10 800 руб. отражена в книге продаж за I квартал 2009 г. 15.03.2009 перечислен аванс по договору в размере 50 % в сумме 70 800 руб. 18.03.2009 получен от поставщика счет-фактура №1 от 15.03.2009 Сумма НДС по счету-фактуре №1в размере 10 800 руб. отражена в книге покупок за I квартал 2009 г.

2. Осуществлена отгрузка товара

01.04.2009 осуществлена поставка товара в счет ранее полученного аванса 03.04.2009 оформлен счет-фактура № 2, исчислен НДС по ставке 18%: 120 000 х 0,18=21 600 руб. Сумма НДС по счету-фактуре №2в размере 21 600 руб. отражена в книге продаж за II квартал 2009 г. Сумма НДС по счету-фактуре №1в размере 10 800 руб. отражена в книге покупок за II квартал 2009 г. 05.04.2009 получен и принят на учет приобретенный товар 15.04.2009 получен от поставщика счет-фактура № 2 Сумма НДС по счету-фактуре №2в размере 21 600 руб. отражена в книге покупок за II квартал 2009 г. Сумма НДС по счету-фактуре №1в размере 10 800 руб. отражена (восстановлена) в книге продаж за II квартал 2009 г.

оборотных средств, являются поправки, внесенные в п. 4ст. 168, атакже ст. 172 НК РФ.

Следует напомнить, что в соответствии с вступившими в силу с 01.01.2007 изменениями, внесенными в п. 4 ст. 168 НК РФ Федеральным законом от 22.07.2005 № 119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах», при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг сумма НДС, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежала уплате налогоплательщику на основании платежного поручения на перечисление денежных средств.

С 01.01.2009 данная норма в соответствии с подп. «в» п. 5 ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 26.11.2008 № 224-ФЗ прекращает свое действие.

В то же время согласно п. 12 ст. 9 данного закона, если оплата товаров (работ, услуг), имущественных прав, принятых покупателем на учет до 31.12.2008 включительно, будет осуществлена в период с 01.01.2009 года в порядке осуществления товарообменных операций, проведения зачетов взаимных требований, а также с использованием ценных бумаг, суммы НДС, предъявленные поставщиком по данным товарам (работам, услугам), имущественным правам, подлежат вычету в соответствии с положениями п. 4 ст. 168 НК РФ в прежней редакции, т. е. при условии перечисления НДС денежными средствами на основании платежного поручения.

Изменения, внесенные в п. 4ст. 168 НК РФ Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ, повлекли необходимость внесения соответствующих поправок в ст. 172 НК РФ.

До 01.01.2008 согласно п. 2ст. 172 НК РФ в случае, если расчеты за приобретенные товары (работы, услуги), имущественные права налогоплательщик осуществлял с использованием собственного имущества (в том числе векселя третьего лица), сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) принималась к вычету в размере, не превышающем сумму НДС, исчисленную исходя из балансовой стоимости переданного в оплату собственного имущества.

С 01.01.2008 в соответствии с положениями п. 2 ст. 172 НК РФ в редакции Федерального закона от 04.11.2007 №255-ФЗ «О внесении изменений

в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с уточнением порядка применения налоговой ставки в размере 0 процентов налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с производством и обслуживанием космической техники» при использовании налогоплательщиком собственного имущества (в том числе векселя третьего лица) в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) вычетам подлежали суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком поставщику на основании платежного поручения в порядке, установленном п. 4ст. 168 НК РФ, независимо от балансовой стоимости имущества, переданного в оплату.

С 01.01.2009 п. 2 ст. 172 НКРФ согласно подп. «а» п. 9 ст. 2 Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ признается утратившим силу.

Таким образом, с 01.01.2009 при использовании налогоплательщиком собственного имущества (в том числе векселя третьего лица) в расчетах за приобретенные им с 01.01.2009 товары (работы, услуги) вычет предъявленных поставщиком сумм НДС будет производиться в общеустановленном порядке в соответствии сп.1 ст. 172 НК РФ.

Порядок подтверждения права налогоплательщиков-экспортеров на применение ставки НДС 0 %. В соответствии с положениями п. 1 ст. 165 НК РФ при реализации товаров на экспорт для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 % налогоплательщиком в налоговые органы представляется пакет подтверждающих факт экспорта документов.

В частности, на основании подп. 3 п. 1 ст. 165 в налоговые органы представляется таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории РФ.

Для налогоплательщиков, которые осуществляют большое количество экспортных операций, представление копий таможенных деклараций связано со значительными административными издержками. В то же время для проведения налогового контроля налоговым органам достаточно получить информацию о дате фактического вывоза товаров в таможенном режиме экспорта, информация о которой может содержаться в реестрах таможенных деклараций.

Согласно поправкам, внесенным в подп. 3 п. 1ст. 165 Федеральным законом от 26.11.2008 №224, с 01.01.2009 налогоплательщики-экспортеры в порядке, определяемом Минфином России

по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (ФТС России), имеют право для подтверждения правомерности применения ставки О % по вывозимым товарам вместо таможенных деклараций представлять в налоговые органы реестры таможенных деклараций.

Кроме того, согласно ст. 3 названного закона по товарам, вывезенным в режиме экспорта в период с 01.07.2008 по 31.12.2009 срок представления в налоговый орган подтверждающих факт экспорта документов, установленный п. 9 ст. 165 НК РФ (180 календарных дней с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта), а также определяемый в аналогичном порядке момент определения налоговой базы (п. 9 ст. 167 НКРФ), увеличивается на 90 дней.

Таким образом, для товаров, помещенных под таможенный режим экспорта в период с 01.07.2008 по 31.12.2009 срок представления налогоплательщиком документов для подтверждения обоснованности применения ставки 0 % составит 270 дней.

Порядок принятия к вычету НДС, исчисленного по строительно-монтажным работам для собственного потребления. Еще одним законодательным новшеством, целью которого является сокращение размера денежных средств, временно отвлекаемых из оборота организаций в связи с исполнением налоговых обязательств по НДС, являются изменения порядка принятия к вычету сумм НДС, исчисленных налогоплательщиком при осуществлении строительно-монтажных работ для собственного потребления.

В соответствии с абз. 3 п. бет. 171 НК РФ суммы налога, исчисленные налогоплательщиками в соответствии с п. 1 ст. 166 НК РФ при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, связанных с имуществом, предназначенным для осуществления операций, облагаемых налогом в соответствии с гл. 21 НК РФ, стоимость которого подлежит включению в расходы (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций, подлежат вычету.

Согласно нормам п. 5 ст. 172 НКРФ до01.01.2009 вычет данных сумм налога производился по мере уплаты налога, исчисленного налогоплательщиком при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, в бюджет.

В соответствии с изменениями, внесенными в п. 5 ст. 172 НК РФ Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ, суммы налога, исчисленные налогоплательщиками при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребле-

ния, подлежат вычету в момент определения налоговой базы (п. 10 ст. 167 НК РФ) при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, которым является последнее число каждого налогового периода.

Таким образом, если до 01.01.2009 обязательным условием принятия к вычету НДС, исчисленного при осуществлении строительно-монтажных работдля собственного потребления, былауплата НДС в бюджет, с 01.01.2009 НДС по данным операциям будет начисляться и приниматься к вычету одномоментно.

Однако в отношении сумм налога, исчисленных при осуществлении строительно-монтажных работ для собственного потребления, которые по состоянию на 01.01.2009 не были приняты к вычету, сохраняется старый порядок принятия к вычету сумм НДС.

Сроки уплаты НДС. В условиях финансового кризиса важным является изменение сроков уплаты НДС в бюджет в соответствии с поправками, внесенными Федеральным законом от 13.10.2008 №172-ФЗ «О внесении изменения в статью 174 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Начиная с III квартала 2008 г. налогоплательщики получили возможность перечислять в бюджет не всю сумму налогов единовременно, а равными долями (по одной трети) в течение налогового периода, следующего за отчетным (до 20-го числа каждого из трех месяцев квартала).

При этом следует отметить, что порядок уплаты налога в бюджет налоговыми агентами не изменился.

Среди изменений, внесенных в гл. 21 НК РФ Федеральным законом от 26.11.2008 № 224, имеют место также поправки, не связанные с комплексом антикризисных мер, предпринимаемых Правительством РФ. Отметим наиболее значимые из них.

Изменения в перечне операций, при осуществлении которых на налогоплательщика возлагаются функции налогового агента по перечислению в бюджет сумм налога на добавленную стоимость. Согласно положениям п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления в аренду имущества организация-арендатор выступает налоговым агентом, удерживая из доходов, перечисляемых арендодателю, сумму НДС и уплачивая ее в бюджет.

В случае продажи такого рода имущества возникала проблема, связанная с определением лица, обязанного уплатить НДС в бюджет по данной операции реализации, в силу следующих обстоятельств.

В соответствии со ст. 143 НК РФ налогоплательщиками НДС признаются организации и индивидуальные предприниматели.

На основании норм ст. 125, 214 и 215 ГК РФ права собственника от имени РФ, субъектов РФ, муниципального образования осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках их компетенции.

При реализации государственного и муниципального имущества органы государственной власти и органы местного самоуправления, действуя в рамках возложенных на них полномочий по распоряжению этим имуществом, выступают в качестве публично-правовых образований, что, исходя из действующих положений гл. 21 НК РФ не позволяло однозначно относить их к числу налогоплательщиков НДС при осуществлении указанных операций.

В целях урегулирования вопроса уплаты НДС при реализации (передаче) государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего муниципального образования, в соответствии с поправками, внесенными Федеральным законом от 26.11.2008 № 224 в п. 3 ст. 161 НК РФ, обязанность по уплате НДС возлагается на покупателей этого имущества. Механизм уплаты НДС при осуществлении такого рода операций реализации аналогичен порядку исчисления и уплаты НДС при предоставлении органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду государственного и муниципального имущества.

Таким образом, с 01.01.2009 как в случае аренды, так и при приобретении государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, обязанность по уплате НДС в бюджет возлагается на налогового агента — покупателя данного имущества.

Кроме того, внесены дополнения вп.5 ст. 161 НК РФ. В соответствии с данными изменениями при реализации на территории РФ имущества, реализуемого по решению суда (в том числе при проведении процедуры банкротства в соответствии с законодательством РФ) НДС перечисляется в бюджет органами или организациями, уполномоченными осуществлять реализацию указанного имущества, которые признаются налоговыми агентами.

Изменения в перечне операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения). До 01.01.2009 в соответствии с подп. 7ст. 150

НК РФ не подлежали налогообложению операции ввоза на таможенную территорию РФ в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему.

С 01.01.2009 льгота, установленная данной нормой ст. 150 НК РФ, с одной стороны, расширена: освобождение предоставляется независимо от того, ввозится ли оборудование в качестве вклада в уставный капитал либо в иных целях; с другой стороны, согласно изменениям действие данной льготы распространяется только на технологическое оборудование (в том числе комплектующие, запасные засти к нему), аналоги которого не производятся в РФ по перечню, утверждаемому Правительством РФ.

Также изменения затронули перечень операций, освобождаемых от налогообложения в соответствии со ст. 149 НК РФ.

Следует напомнить, что с 01.01.2008 в соответствии с Федеральным законом от 17.05.2007 № 85-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» освобождение от НДС, установленное подп. 24 п. 3 ст. 149 НК РФ по операциям реализации лома и отходов черных металлов, было отменено.

Льгота в части реализации лома и отходов цвет-ныхметаллов была перенесена из п. 3 в п. 2ст. 149 НК РФ, что сделало ее применение обязательным для налогоплательщиков, осуществляющих такого рода операции (до 01.01.2008 налогоплательщик имел право самостоятельно решать, будет ли он пользоваться правом на применение данной льготы).

Таким образом, в течение 2008 г. операции по реализации лома и отходов черных металлов облагались НДС в общеустановленном порядке.

С 01.01.2009 вновь вводится в действие льгота (освобождение от налогообложения) в части операций по реализации лома и отходов черных металлов. Поскольку поправки в части данных операций внесены в подп. 25 п. 2ст. 149 НК РФ, с вступлением в силу Федерального закона от26.11.2008 № 224 применение данной льготы является обязательным для применения налогоплательщиками, осуществляющими подобные операции реализации.

Необходимость внесения данных поправок объясняется тем, что обложение НДС операций по реализации лома и отходов черных металлов на практике создавало благоприятные условия для криминализации рынка изделий из черных металлов, незаконному уклонению от налогов, что приводило к потерям федерального бюджета. Так, суммы НДС, фактически поступавшие в

федеральный бюджет по операциям реализации лома черных металлов, составляли всего 35 % от суммы, выплачиваемой федеральным бюджетом в порядке возмещения или зачета НДС по указанным операциям.

Таким образом, отмена освобождения от взимания НДС операций по реализации лома черных металлов нацелена на снижение потерь федерального бюджета вследствие противозаконного уклонения от налогообложения.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что несмотря на отсутствие изменений в положениях гл. 21 НК РФ, прямо направленных на снижение уровня налогового бремени организаций-налогоплательщиков (ставка НДС сохраняется на прежнем уровне), поправки, внесенные в нормы налогового законодательства, косвенно облегчают налоговую нагрузку на налогоплательщиков, спо-

собствуя созданию условий для продолжения их деятельности в условиях финансового кризиса.

Литература

1. О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 26.11.2008 № 224-ФЗ.

2. Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость: Постановление Правительства РФ от 02.12.2000 № 914.

3. О внесении изменений в главы 21,26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 17.05.2007 № 85-ФЗ.

❖ ❖ ❖

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.