Научная статья
УДК 159.9; ББК 88.8 https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-4-64-67
NIION: 2018-0077-4/22-221 MOSURED: 77/27-024-2022-04-420
Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки
Группа научных специальностей: 5.3. Психология
Шифр научной специальности: 5.3.3. Психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика
Об изменениях индивидуально-психологических особенностей сотрудников полиции Российской Федерации, исполняющих обязанности в особых условиях служебной деятельности
Любовь Николаевна Костина1, Игорь Олегович Котенев2, Юлия Васильевна Дворниченкова3
1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]
2 Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, [email protected]
3 УМВД России по Тверской области, Тверь, Россия, [email protected]
Аннотация. Значимость темы определяется повышенными требованиями к сотрудникам подразделений территориальных органов МВД России, исполняющими служебные обязанности в особых условиях. Представлены результаты эмпирического исследования индивидуально-психологических особенностей сотрудников полиции, исполняющих обязанности во время служебных командировок в Северо-Кавказском регионе. Сделаны выводы о связях индивидуально-психологических особенностей сотрудников с занимаемой должностью. Актуализирована роль психологов и руководителей в организации работы, рассчитанной на использовании выявленных индивидуально-психологических особенностей сотрудников полиции.
Ключевые слова: сотрудники полиции Российской Федерации, оперативно-служебная деятельность, особые условия, индивидуально-психологические особенности, стратегии поведения в конфликте, психологи органов внутренних дел Российской Федерации
Для цитирования: Костина Л. Н., Котенев И. О., Дворниченкова Ю. В. Об изменениях индивиду ально-психо-логических особенностей сотрудников полиции Российской Федерации, исполняющих обязанности в особых условиях служебной деятельности // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 4. С. 64-67. https://doi. org/10.24412/2658-638Х-2022-4-64-67.
Original article
On the change in the individual psychological characteristics of law enforcement officers of the Russian Federation performing duties
in special conditions of official activity
Lyubov N. Kostina1, Igor O. Kotenev2, Yulia V. Dvornichenkova3
1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYа. Kikot', Moscow, Russia,
2 Moscow State Psychological and Pedagogical University, Moscow, Russia, [email protected]
3 Russian MIA Administration for the Tver Region, Tver, Russia, [email protected]
Abstract. The significance of the topic is determined by the increased requirements for employees of subdivisions of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia, performing official duties in special conditions. The results of an empirical study of the individual psychological characteristics of police officers performing duties during business trips in the North Caucasus region are presented. Conclusions are drawn about the links between the individual psychological characteristics of employees and their position. The role of psychologists and managers in the organization of work, designed to use the identified individual psychological characteristics of police officers, has been updated.
Keywords: police officers of the Russian Federation, operational activities, special conditions, individual psychological characteristics, strategies of behavior in conflict, psychologist of the internal affairs bodies of the Russian Federation
For citation: Kostina L. N., Kotenev I. O., Dvornichenkova Yu. V On the change in the individual psychological characteristics of law enforcement officers of the Russian Federation performing duties in special conditions of official activity // Psychology and pedagogy of service activity. 2022;(4):58-63. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2022-4-64-67.
© Костина Л. Н., Котенев И. О., Дворниченкова Ю. В., 2022 64 PSYCHOLOGICAL SCIENCES
Исследование индивидуально-психологических особенностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, исполняющих служебные обязанности в особых условиях возрастает в связи с повышенным уровнем требований к личному составу. Кроме повышенной степени опасности для жизни людей и деятельности сотрудников полиции, так называемые «особые условия» требуют обеспечения готовности к действиям на территории обслуживания [2, с. 115]. В настоящее время благодаря исследованиям А. М. Столяренко, А. И. Папкина, А. В. Буданова, И. О. Котенева и др. [1, 6, 7. 8] и психопрактике накоплен богатый опыт профессионально-психологической подготовки сотрудников к экстремальным условиям несения службы, оказания психологической помощи сотрудникам полиции и обеспечения их личной безопасности.
Симпотомокомплекс свойств сотрудника (как индивида, личности и субъекта деятельности) подвергается негативному воздействию в особых условиях, что может оказать влияние на эффективность выполнения служебных задач, дальнейшей ход его профессионально-личностного развития. Поэтому возрастает роль руководителей и психологов органов внутренних дел Российской Федерации в осуществлении профессиональной подготовки, а согласно Приказа № 660 от 2 сентября 2013 г. «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации» - проведения индивидуальной «... психологической работы с сотрудниками, командируемыми в другую местность для выполнения оперативно-служебных задач в особых условиях», осуществление психологического сопровождения и психологической реабилитации [4, с. 115].
Цель исследования заключалась в выявлении изменений в индивидуально-психологических особенностях личности сотрудников полиции Российйской Федерации, исполняющих обязанности в особых условиях служебной деятельности, для последующей разработки рекомендаций по психологическому сопровождению данной категории сотрудников. В исследовании приняло участие 35 сотрудников УМВД России по Тверской области мужского пола, имеющих высшее образование. Из них 8 человек относится к старшему начальствующему составу (средний возраст составил 43 года), 16 человек к среднему начальствующему составу (средний возраст 32 года) и 11 человек к младшему и рядовому составу (средний возраст 25 лет), пол мужской, стаж службы от 3 до 26 лет. Средний возраст (33, 3 года) и средний стаж службы (10 лет) сотрудников, которые были отправлены в командировку для выполнения служебных обязанностей в Северо-Кавказский регион (СКР). Количество служебных командировок в СКР от 1 до 3.
Для проведения исследования (до служебной командировки и по ее окончании) использовались: метод наблюдения (по специально разработанной схеме); методика диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой), Фрайбургский личностный опросник (И. Фа-ренберг, Х. Зарг, Р. Гампел, в адаптации А. А. Крылова
и Т. И. Ронгинского), индивидуально-типологический опросник (Л. Н. Собчак), опросник черт характера взрослого человека (В. М. Русалов, О. Н. Манолова), тест «Поведение в конфликтной ситуации» (К. Томас, Р. Килманн, в адаптации Н. В. Гришиной), опросник личностной агрессии (Л. Г. Почебут).
В качестве гипотезы выступило предположение, что при выполнении служебных обязанностей в особых условиях оперативно-служебной во время служебных командировок в Северо-Кавказском регионе у сотрудников полиции в зависимости от занимаемой должности могут происходить деструктивные изменения в индивидуально-психологических особенностях.
В качестве основополагающей в исследовании использовалась интегративная модель В. С. Мерлина, в которой индивидуальность рассматривается как инте-гративная способность личности, т. е. способность индивидуальным образом интегрировать социально-типичные качества. Индивидуальность раскрывается через иерархически организованные уровни и подуровни: индивидуальные свойства организма, которые включают биохимические и общесоматические особенности и свойства нервной системы; индивидуальные психические свойства - темперамент и свойства личности, занимающие по отношению к свойствам темперамента более высокий иерархический уровень; индивидуальные социально-психологические свойства, которые определяются ролями в социальной группе и исторических общностях. Согласно этой модели для интегрального исследования индивидуальности достаточно изучить связи между ограниченным количеством индивидуальных свойств [3, с. 84], относящихся к разным иерархическим уровням (много-многозначные связи): «Поскольку интегральная индивидуальность содержит большое многообразие индивидуальных свойств и условий, то все их зависимости не могут быть исследованы в отдельности, основным средством изучения индивидуальности, как и всякой большой системы, является исследование статистических связей между отдельными свойствами» [5, с. 25].
Представим некоторые результаты эмпирического исследования. Корреляционный анализ с помощью рангового коэффициента корреляции Спирмена показал наличие статистически значимых связей между некоторыми индивидуально-психологическими особенностями сотрудников, их должностью и числом командировок. Коррелируют с должностью сотрудников зафиксированные до командировки следующие показатели: экспло-зивность (г = 0, 51; р < 0,01), реактивная агрессивность (г = 0,45; р < 0,01), компромисс (г = -0,45, р < 0,01), избегание (г = 0,39; р < 0,05), адаптированность (г = 0,35; р < 0,05), эмоциональная агрессия (г = 0,41; р < 0,05), общая агрессивность (г = 0,39; р < 0,05), эмоциональная лабильность (г = - 0,40; р < 0,05) и физическая агрессия (г = -0,48; р < 0,01). Результаты исследования сотрудников полиции до служебной командировки указывают на проявление ими индивидуальных психоэмоциональных особенностей и предпочтений в выборе стратегий поведения в конфликтах: 1) с повышением должности сотрудников увеличивается эмоционально острое реа-
ЕСКИЕ НАУКИ 65
гирование на стресс-факторы, снижаются физическая агрессия и аффективные реакции на слабые и умеренные раздражители; 2) с повышением должности в разрешении конфликтов сотрудники отдают предпочтение стратегии избегания и уменьшают вероятность применения стратегии компромисса.
По окончании служебной командировки в течение пяти дней было проведено повторное тестирование сотрудников полиции. Согласно полученным результатам, у сотрудников полиции произошло некоторое расширение в изменениях индивидуально-психологических особенностей, которые кроме выбора стратегий поведения в конфликтах охватывают работоспособность и общительности: 1) с повышением должности сотрудников снижаются проявления экстраверсии (г = -0,34, р < 0,05), стеничности, т. е. работоспособности и устойчивости
Результаты факторного анализа индивидуально-
полиции (после слу
к различным стресс-факторам (г = -0,40, р < 0,05); 2) с повышением должности сотрудников растет предпочтение компромисса (г = 0,34, р < 0,05), избегания (г = 0,35, р < 0,05), сотрудничества (г = 0,37, р < 0,05) для разрешения конфликта. Также были выявлены и другие статистически значимые связи: с увеличением числа командировок сотрудники отдают предпочтение для разрешения конфликтов стратегии сотрудничества (г = 0,38, р < 0,05) и избегания (г = 0,34, р < 0,05), но уменьшают вероятность применения стратегии компромисса (г = - 0,48, р < 0,01).
В исследовании был применен факторный анализ с помощью программы Statistica 6.0. Факторизация охватила всю выборку испытуемых. В результате были выделены три относительно независимых фактора, характеризующих отличия испытуемых трех групп, представленных в таблице.
Таблица
ологических особенностей личности сотрудников
Factor - 1 «Ст.нач. состав» Factor - 2 «Ср.нач. состав» Factor - 3 «Мл. и ряд. состав»
Общая агрессивность 0,88 Лидерство -0,84 Соперничество 0,91
Тревожность 0,79 Демонстративно сть -0,79 Активность 0,77
Эксплозивность 0,78 Общительно сть -0,78 Конформность -0,87
Эмоциональная агрессия 0,77 Ригидность -0,75 Приспособление -0,75
Раздражительно сть 0,77
Вербальная агрессия 0,76
Эмоциональное истощение 0,76
Первый фактор объединил переменные: общая агрессивность, тревожность, эксплозивность, эмоциональная агрессия, раздражительность, вербальная агрессия, эмоциональное истощение. Факторообразующей переменной здесь выступила шкала опросника личностной агрессии (Л. Г. Почебут) - «Общая агрессивность» (факторная нагрузка 0,88). Исходя из полученных данных, можно утверждать, что общая агрессивность сотрудников старшего начальствующего состава является характеристикой их поведения и объединяет показатели тревожности (0,79), эксплозивности (0,78), эмоциональной агрессии, (0,77) раздражительности (0,77), вербальной агрессии (0,76) и эмоционального истощения (0,76).
Второй независимый фактор включает такие переменные как лидерство, демонстративность, общительность, ригидность респондентов. Факторообразующей переменой здесь выступила шкала ИТО (Индивидуально-типологический опросник Л. Н. Собчак) «Лидерство» (факторная нагрузка -0,84). Отсутствие стремления к лидерству у сотрудников полиции среднего начальствующего состава выражается в том, что они избирательны в установлении близкого межличностного контакта, поскольку в него входят с отрицательным знаком показатели общительность (- 0,78) и демонстративность (-0,79). Кроме того, у таких сотрудников полиции снижена ригидность (-0,75).
Третий фактор представлен шкалами: соперничество, активность, конформность, приспособление. Фак-торообразующей переменой здесь является шкала «Соперничество» опросника «Поведение в конфликтной
ситуации» К. Томаса (факторная нагрузка 0,91). Сотрудники младшего начальствующего и рядового состава занимают активную позицию (0,77), отличаются стремлением к самореализации и используют для разрешения конфликта стратегию соперничества в качестве ведущей и избегают стратегию приспособление (-0,75), проявляют сниженную конформность (-0,87).
Таким образом, полученные результаты исследования показывают, что после служебной командировки и осуществления оперативно-служебной деятельности в особых условиях у принявших в исследовании сотрудников полиции Российской Федерации происходят изменения индивидуально-психологических особенностей: а) негативные - снижение экстраверсии, работоспособности и устойчивости к различным стресс-факторам, снижение вероятности применения стратегии компромисса в разрешении конфликтов; чем выше должность, тем ярче проявляется эта совокупность указанных негативных изменений; б) позитивные - предпочтение стратегии сотрудничества для разрешения конфликтов; чем выше количество служебных командировок, тем ярче это проявляется. Были выявлены комплексы индивидуально-психологических особенностей сотрудников полиции в зависимости от должности: 1) сотрудники старшего начальствующего состава отличаются агрессивностью, тревожностью, эксплозивностью, эмоциональной и вербальной агрессией, раздражительностью, эмоциональным истощением; 2) сотрудники среднего состава проявляют ведомость, сниженную демонстративность, необщительность и гибкость поведения; 3) со-
66
PSYCHOLOGICAL SCIENCES
7. Столяренко, А. М. Экстремальная психопедагогика : учебное пособие для вузов / А. М. Столяренко. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 607 с.
8. Энциклопедия юридической психологии / под общ. ред. проф. А. М. Столяренко. М. : ЮНИТИ-ДАНА ; Закон и право, 2003. 607 с.
Bibliographic list
1. Budanov, A. V Pedagogy of personal professional security of employees of internal affairs bodies / A. V Budanov. M. : Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 1997. 133 p.
2. Gromov, M. A. «Special conditions» as a universal concept for the activities of the bodies and divisions of the Ministry of Internal Affairs of Russia: their types, characterizing signs, classification / M. A. Gromov // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2013. No. 4 (28). PP. 5-7.
3. Kostina, L. N. Psychology of personality : a course of lectures / L. N. Kostina. M. : Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', 2019. 198 p.
4. Kotenev, I. O. Extreme psychology in the activities of law enforcement officers / I. O. Kotenev, Ya. Ya. Belik // Psy-chopedagogy in law enforcement agencies. 2003. No. 1 (19). PP. 114-116.
5. Merlin, V S. An essay on the integral study of individuality / V S. Merlin. M. : Pedagogy, 1986. 254 p.
6. Papkin, A. I. Personal professional security of employees of internal affairs bodies: a textbook / A. I. Papkin. Domodedovo : VIPK of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2006. 260 p.
7. Stolyarenko, A.M. Extreme psychopedagogy : a textbook for universities / A.M. Stolyarenko. M. : UNITY-DANA, 2002. 607 p.
8. Encyclopedia of Legal psychology / under the general editorship of Prof. A. M. Stolyarenko. M. : UNITY-DANA ; Law and Law, 2003. 607 p.
Дополнительная информация об авторах Л. Н. Костина - начальник кафедры психологии УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я. Ки-котя, доктор психологических наук, доцент;
И. О. Котенев - доцент кафедры научных основ экстремальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета, кандидат психологических наук, доцент; Ю. В. Дворниченкова - психолог МО МВД России «Нелидовский».
Additional information about the authors L. N. Kostina - Head of the Department of Psychology, UNK PSD, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after \^а. Kikot', Doctor of Psychology, Associate Professor;
I. O. Kotenev - Associate Professor of the Department of Scientific Foundations of Extreme Psychology, Moscow State Psychological and Pedagogical University, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor; Yu. V. Dvornichenkova - psychologist of the Ministry of Internal Affairs of Russia «Nelidovsky».
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
трудники младшего начальствующего и рядового состава проявляют соперничество, активность, сниженную конформность и приспособление. Выявленные индивидуально-психологические особенности, характерные для указанной выборки, требуют проведения комплекса организационно-управленческих мероприятий, в также деятельности психологов органов внутренних дел Российской Федерации, направленной на психологическое сопровождение и психологическую коррекцию с целью профилактики профессионального выгорания и профессиональной деформации личности, сохранения и поддержания психического здоровья сотрудников полиции, исполнявших служебные обязанности в особых условиях.
Библиографический список
1. Буданов, А. В. Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудников органов внутренних дел / А. В. Буданов. М. : Академия МВД России, 1997. 133 с.
2. Громов, М. А. «Особые условия» как универсальное понятие для деятельности органов и подразделений МВД России: их виды, характеризующие признаки, классификация / М. А. Громов // Труды Академии управления МВД России. 2013. № 4 (28). С. 5-7.
3. Костина, Л. Н. Психология личности : курс лекций / Л. Н. Костина. М. : Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2019. 198 с.
4. Котенев, И. О. Экстремальная психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел / И. О. Котенев, Я. Я. Белик // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2003. № 1 (19). С. 114-116.
5. Мерлин, В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В. С. Мерлин. М. : Педагогика, 1986. 254 с.
6. Папкин, А. И. Личная профессиональная безопасность сотрудников органов внутренних дел : учебное пособие / А. И. Папкин. Домодедово : ВИПК МВД России, 2006. 260 с.
Статья поступила в редакцию 06.10.2022; одобрена после рецензирования 22.11.2022; принята к публикации 12.12.2022.
The article was submitted 06.10.2022; approved after reviewing 22.11.2022; accepted for publication 12.12.2022.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 67