Научная статья на тему 'Об изменениях численности европейского тювика Accipiter brevipes, орлана-белохвоста Haliaeetus albicilla и большого подорлика Aquila clanga в Воронежской области'

Об изменениях численности европейского тювика Accipiter brevipes, орлана-белохвоста Haliaeetus albicilla и большого подорлика Aquila clanga в Воронежской области Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
48
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — Соколов Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об изменениях численности европейского тювика Accipiter brevipes, орлана-белохвоста Haliaeetus albicilla и большого подорлика Aquila clanga в Воронежской области»

Данные по питанию коршуна в Клязьминском заказнике показывают, что высокая плотность населения этого вида определяется здесь не большим количеством определённого вида пищи, а большим разнообразием потенциальных видов жертв, что позволяет отдельным парам вида разобщить трофические ниши и снизить внутривидовую конкуренцию. Поддержанию стабильно высокой численности чёрного коршуна способствуют особенность ландшафтного окружения и режим охраны заказника.

Ю ^

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2020, Том 29, Экспресс-выпуск 1945: 3088-3090

Об изменениях численности европейского тювика Accipiter brevipes, орлана-белохвоста Haliaeetus albicilla и большого подорлика Aquila clanga в Воронежской области

А.Ю.Соколов

Второе издание. Первая публикация в 1999*

В 1990-е годы в фауне хищных птиц, обитающих на территории Воронежской области, произошли заметные изменения, связанные в первую очередь с увеличением численности одних видов и снижением численности других. Особого внимания эти изменения заслуживают в отношении редких видов.

Европейский тювик Accipiter brevipes. По Воронежской области проходит северная граница распространения данного вида (Степанян 1990), поэтому он всегда был редок на большей её части, за исключением южных и восточных районов (Северцов 1950; Барабаш-Никифо-ров, Семаго 1963).

Во второй половине ХХ века численность тювика в области (как и повсеместно) резко снизилась, после чего в 1980-е годы началась её стабилизация (Семаго 1986). В первую очередь увеличение количества гнездящихся птиц было отмечено на Среднем Дону, где тювик населяет преимущественно поросшие лесом мелкогорья (Воробьёв 1988). В 1988 году этот ястреб был отмечен как обычный вид на востоке области. В частности, он неоднократно был встречен в облесённых балках в

* Соколов А.Ю. 1999. Об изменениях численности европейского тювика, орлана-белохвоста и большого подорлика на территории Воронежской области II 3-я конф. по хищным птицам Восточной Европы и Северной Азии. Ставрополь, 2: 144-146.

пойме реки Хопёр на границе Воронежской и Саратовской областей. В дальнейшем тювик продолжал восстанавливать свой ареал в северозападном направлении. С 1994 года гнездящиеся тювики в числе 1-2 пар отмечаются в пойме реки Битюг на окраине Хреновского бора в байрачных и пойменных лесах (Соколов, Простаков 1997). Помимо этого, с 1995 года гнездование тювика зарегистрировано в Хопёрском заповеднике (Воробьёв, устн. сообщ.).

Орлан-белохвост НаНаееШв а1ЫоШа. В середине XIX века этот вид был обычным обитателем пойменных лесов Воронежской области (Се-верцов 1950). В первой половине XX века в регионе отмечено снижение численности белохвоста (Огнев, Воробьёв 1923). В 1930-1970-е годы на территории области было известно лишь одно жилое гнездо — в Хопёрском заповеднике (Барабаш-Никифоров, Семаго 1963). В 1983 и 1986 годах там же обнаружены ещё 2 пары (Золотарёв, Воробьёв 1995).

С конца 1980-х годов численность орлана-белохвоста в пределах Воронежской области стала увеличиваться. В 1988 году по всем признакам размножающаяся пара 14-16 июля наблюдалась в пойме реки Хопёр в 60-70 км восточнее Хопёрского заповедника, в окрестностях озера Ильмень. В 1997 году в том же районе по результатам опроса работников местного рыбхоза и в ходе визуальных наблюдений установлено обитание одной размножающейся пары орланов. Помимо этого, несколько половозрелых птиц в гнездовой период 1997 года отмечено в месте слияния рек Хопёр и Карачан.

С 1992 года практически ежегодно, встречи взрослых белохвостов регистрировались в пойме реки Битюг. Гнездование в данном районе зарегистрировано в 1997 году (Соколов, Простаков 1997). Орланы за-гнездились на границе пойменного леса и Хреновского бора. Осень и зиму они провели в окрестностях гнездового участка. В 1998 году за-гнездились вновь.

Таким образом, можно говорить о некоторой стабилизации численности орлана-белохвоста в Воронежской области.

Большой подорлик Aquila а1аща. В середине XX века в по среднему Дону большой подорлик был довольно обычен (Барабаш-Ники-форов, Семаго 1963). В дальнейшем в отдельных регионах отмечено снижение численности этого орла (Королькова 1983, Лихацкий 1983). Продолжала сокращаться численность подорликов и в 1990-е годы. В частности, в 1993-1995 годах они не отмечены в пойме реки Усмани на территории Воронежского биосферного заповедника, где они гнездились в числе 1 пары до 1992 года. Не найден большой подорлик в Тел-лермановском лесном массиве при обследовании его в 1997 году.

Три пары больших подорликов гнездились в Хреновском бору и прилегающих пойменных лесах до 1989 года. Одна из пар перестала гнездиться на своём участке, занимаемом, по сведениям работников

местного лесхоза, в течение 8-10 лет, по причине интенсивной рубки леса. В последующие годы в этом месте задерживались пролётные птицы (в том числе и пары), но факт гнездования не установлен. Более 10 лет регистрировалось гнездование ещё одной пары орлов, однако, в 1997 году они были вытеснены с гнездового участка орланами-бело-хвостами (Соколов, Простаков 1997). Гнездование третьей пары в настоящее время находится под вопросом.

Ещё одним из немногих мест гнездования большого подорлика является пойма реки Хопёр. В частности, в 1997 году в месте слияния рек Хопёр и Карачан выявлен гнездовой участок пары подорликов.

Таким образом, хотя большой подорлик ещё сравнительно обычен в Воронежской области на весеннем и осеннем пролёте, численность гнездящихся птиц крайне низка и продолжает сокращаться под влиянием как антропогенных, так и некоторых естественных факторов.

Ю ^

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2020, Том 29, Экспресс-выпуск 1945: 3090-3091

Продуктивность размножения обыкновенной пустельги Falco tinnunculus и ворона Corvus corax на опорах высоковольтных ЛЭП в Липецкой области

В.С.Сарычев

Второе издание. Первая публикация в 1991*

В районе наших исследований (центральная часть Липецкой области) обыкновенная пустельга и ворон — наиболее обычные виды птиц, использующие для гнездования опоры высоковольтных ЛЭП.

Обыкновенная пустельга Falco tinnunculus. В 1958-1990 годах средняя заселённость этим видом опор типа ПЕ-220-1 составляла 9.3%, достигая в наиболее благоприятных местообитаниях (долинах рек, ру-дерально-хозяйственных зонах) 28.6-29.4% и снижаясь на распаханных водоразделах до 4.3%. Опоры линий, проложенных через лесные массивы, пустельга не заселяет. Средняя заселённость металлических ажурных опор — 2.5%.

Успешность гнездования на опорах ЛЭП в разные годы колебалась от 60 до 89%, составив в среднем 78.3% (из 23 приступивших к раз-

* Сарычев В.С. 1991. Продуктивность размножения обыкновенной пустельги и ворона на опорах высоковольтных ЛЭП в Липецкой области IIМатериалы 10-й Всесоюз. орнитол. конф. Минск, 2, 2: 199-200.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.