ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ ДАВЛЕНИЕМ
УДК 669.462
Полецков П.П.
ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОФИЛЯ И ПЛОСКОСТНОСТИ ТОНКОЛИСТОВОГО ПРОКАТАВ ПРОЦЕССЕ ПРАВКИ РАСТЯЖЕНИЕМ С ИЗГИБОМ
Процесс исправления дефектов плоскостности горячекатаного тонколистового проката напрямую зависит от параметров настройки изгибо-растяжной машины (ИРМ). Как правило, с увеличением толщины горячекатаного металла уменьшаются величины перекрытия роликов и удлинение полосы в ИРМ (рис. 1 и 2) [1-3].
Произведем оценку представленных параметров удлинения полосы в ИРМ (см. рис. 1 и 2) с точки зрения исправления дефектов неплоскостности. Рассмотрим три основных дефекта: двусторонняя волнистость, коробоватость, односторонняя волнистость.
Во-первых, оценим максимальную высоту не-
Толщина горячекатаного металла, мм
Рис. 1. Перекрытие роликов ИРМ НТА-1 ЛПЦ-5 ОАО «ММК»
Толщина горячекатаного леталла, мм
Рис. 2. Удлинение полосы в ИРМ НТА-1 ЛПЦ-5 ОАО «ММК»
плоскостности, исправляемую при данном удлинении, наосновании известной формулы [4, 5]:
ДЬ
Ь
жЯ
~2Ь
(1)
Представленную зависимость (1) поясняет рис. 3. Из (1) следует, что высота неплоскостности Я составляет
(2)
где £ — удлинение вИРМ, %.
Расчеты по формуле (2) показывают, что максимальная высота неплоскостности по определениям ГОСТ 19903 на базовой длине £=1000 мм, полностью исправляемая при данных параметрах удлинения в ИРМ, составляет от 110 до 45 мм в зависимости от толщины полосы (табл. 1). Эти значения в 3-9 раз превышают нормативы ГОСТ 19903 для горячекатаных полос.
I. +Д1.
Таблица 1
Максимальная исправляемая высота неплоскостности
Толщина, мм е, % Я, мм Нормальная плоскостность по ГОСТ 19903, мм
1,5 3 110,27 15
2,0 2 90,03
2,5 1,5 77,97
3,0 1,2 69,74 12
3,5 0,8 56,94
4,0 0,5 45,02
Об изменении показателей профиля и плоскостности тонколистового проката в процессе правки.
Полецков П.П.
Во-вторых, рассмотрим, как изменится профиль поперечного сечения горячекатаного проката Зі при исправлении неплоскостности высотой Я (см. табл. 1).
А. Дефект «двусторонняя волнистость»
Если значение Зі составляет 0,04 мм (как правило, минимальное значение из требований к профилю поперечного сечения подката [6]), то в результате удлинения в ИРМ произойдет некоторое снижение толщины полосы в средней части, что приведет к уменьшению выпуклости профиля поперечного сечения («чечевицы») и выходу за рамки норматива (не менее 0,04 мм). Следовательно, при исправлении «грубых» дефектов неплоскостности минимально допустимое значение «чечевицы» должно составлять от 0,045 до 0,07 мм (табл. 2).
Если значение Зі максимально и составляет
0,10 мм, то в результате исправления дефекта «двусторонняя волнистость» уменьшенная выпуклость профиля поперечного сечения останется в рамках требуемых параметров (табл. 3).
Б. Дефект «коробов атость »
Если значение Зі минимально и составляет 0,04 мм, то в результате удлинения в ИРМ произойдет некоторое снижение толщины полосы по краям, что приведет к некоторому увеличению выпуклости профиля поперечного сечения («чечевицы»). Однако последняя останется в рамкахтребуемыхнормативов (табл. 4).
Если значение Зі максимально и составляет
0,10 мм, то в результате удлинения в ИРМ произойдет
Таблица 2
Параметры двусторонней волнистости и профиля поперечного сечения при правке в ИРМ полос с <5/1=0,04 мм
Ек, мм Но, мм £, % Я, мм Но после правки, мм Зі после правки, мм Минимально допустимое значение Зі до правки, мм
1,5 1,54 3 110,27 1,51 0,01 0,07
2,0 2,04 2 90,03 2,02 0,02 0,06
2,5 2,54 1,5 77,97 2,525 0,025 0,055
3,0 3,04 1,2 69,74 3,028 0,028 0,055
3,5 3,54 0,8 56,94 3,532 0,032 0,05
4,0 4,04 0,5 45,02 4,035 0,035 0,045
некоторое снижение толщины полосы по краям, что приведет к увеличению выпуклости профиля поперечного сечения («чечевицы») и выходу за рамки норматива (не более 0,10 мм). Следовательно, при исправлении грубых дефектов неплоскостности максимально допустимое значение «чечевицы» должно составлять от 0,07 до 0,095 мм (табл. 5).
В. Дефект «односторонняя волнистость»
Как правило, «односторонняя волнистость» сопровождается клиновидностью профиля поперечного сечения с меньшей толщиной в зоне дефекта. Исправ-
Таблица 4
Параметры коробоватости и профиля поперечного сечения при правке в ИРМ полос с 5/7=0,04 мм
Ек, мм Но, мм е, % Я, мм Ек после правки, мм Зі после правки, мм Максимально допустимое значение Зі до правки, мм
1,5 1,54 3 110,27 1,47 0,07 0,10
2,0 2,04 2 90,03 1,98 0,06 0,10
2,5 2,54 1,5 77,97 2,485 0,055 0,10
3,0 3,04 1,2 69,74 2,988 0,052 0,10
3,5 3,54 0,8 56,94 3,492 0,048 0,10
4,0 4,04 0,5 45,02 3,995 0,045 0,10
Таблица 5
Параметры коробоватости и профиля поперечного сечения при правке в ИРМ полос с £/=0,10 мм
Ек, мм Но, мм е, % Я, мм Ек после правки, мм Зі после правки, мм Максимально допустимое значение Зі до правки, мм
1,5 1,6 3 110,27 1,47 0,13 0,07
2,0 2,1 2 90,03 1,98 0,12 0,08
2,5 2,6 1,5 77,97 2,485 0,115 0,085
3,0 3,1 1,2 69,74 2,988 0,112 0,085
3,5 3,6 0,8 56,94 3,492 0,108 0,09
4,0 4,1 0,5 45,02 3,995 0,105 0,095
Таблица 3
Параметры двусторонней волнистости и профиля поперечного сечения при правке в ИРМ полос с <5/7=0,10 мм
Ек, мм Но, мм £, % Я, мм Но после правки, мм Зі после правки, мм Минимально допустимое значение Зі до правки, мм
1,5 1,6 3 110,27 1,57 0,07 0,04
2,0 2,1 2 90,03 2,08 0,08 0,04
2,5 2,6 1,5 77,97 2,585 0,085 0,04
3,0 3,1 1,2 69,74 3,088 0,088 0,04
3,5 3,6 0,8 56,94 3,592 0,092 0,04
4,0 4,1 0,5 45,02 4,095 0,095 0,04
Таблица 6
Параметры односторонней волнистости и профиля поперечного сечения при правке в ИРМ полос с клиновидностью 0,04 мм
Ек 1, мм Ек 2, мм е, % Я, мм Ек 2 после правки, мм Згк после правки, мм Максимально допустимое значение Зік до правки.мм
1,5 1,54 3 110,27 1,51 0,01 0,07
2,0 2,04 2 90,03 2,02 0,02 0,06
2,5 2,54 1,5 77,97 2,525 0,025 0,055
3,0 3,04 1,2 69,74 3,028 0,028 0,05
3,5 3,54 0,8 56,94 3,532 0,032 0,045
4,0 4,04 0,5 45,02 4,035 0,035 0,045
ление в ИРМ повлечет за собой существенное снижение клиновидности профиля поперечного сечения с
0.04 до 0,01-0,035 мм, что, в свою очередь, несколько расширяет границы максимальной клиновидности со стана горячей прокатки до 0,05-0,07 мм (табл. 6).
В результате имеем 2 случая:
- исправление дефекта «двусторонняя волнистость» при минимальном значении выпуклости профиля поперечного сечения (0,04 мм);
- исправление дефекта «коробоватость» при максимальном значении выпуклости профиля поперечного сечения (0,10 мм),
при которыхустранение «грубых» явлений неплоскостности накладывает дополнительные ограничения на величину профиля поперечного сечения полосы. В первом случае нижняя граница выпуклости увеличивается до 0,045-0,07 мм, во втором - верхняя граница снижается до 0,07-0,095 мм в зависимости от толщины полосы.
Таким образом, можно отметить, что параметры удлинения в ИРМ (рис. 2) являются достаточными для исправления «грубых» дефектов неплоскостности, превышающих в 3-9 раз нормативы ГОСТ 19903. Однако в ряде случаев такие параметры удлинения ведут к ограничению показателей профиля поперечного сечения горячекатаного подката.
Список литературы
1. Оптимизация параметров назтрсйки машины правки для эффективного разрушения окатины / КорниловВ.Л., Куницын ГА, ДэЯксновВА, Буда-
нов А.П., Полецков П.П. // Сталь. 2009. № 10. С. 77-79.
2. Оптимизация параметров настройки ИРМ для эффективного разру -шения окалины / Корнилов В.Л., Куницын Г А., Дьжонов В. А., Полецков П.П., Буданов АЛ., ФироновИВ. / Совершенствование технологии в ОАО «ММК». Вып. 14. Магнитогорск, 2009. С. 237-242.
3. Устройство для правки широких горячекатаных полос и способ их правки: пат. 2390396 РФ, МКИВ 21D 1/02 / Дьяконов В.А., Буданов А.П., Корнилов В.Л., Антипанов В.Г., Полецков П.П., Крюков Д М.
4. Hormes P., Kneppe G. Der Einsats von CVC-Walzen in Warm- und Kalt-bandstraben // SMS Fuhrend durch Technik.
5. Подразделения станов горячей и холодной прокатки и установок для обработки полосы. Симпозиум, сентябрь2002. Россия. SMS Demag.
6. Управление качеством горячекатаного проката по профилю и плоскостности на базе использования автоматизированной системы / СалганикВ.М., Полецков П.П., Кухта Ю.Б., Егорова Л.Г. // Вестник МГТУ им. Г.И.Носова. 2010. № 1. С. 59-62.
Bibliography
1. Optimization settings for efficient editing machine failure scale / Kornilov V.L., Kunitsyn G.A., Dyakonov V.A., Budanov A.P., Poletskov P.P. // Steel. 2009. № 10. P. 77-79.
2. Optimization settings for efficient editing machine failure scale / Kornilov V.L., Kunitsyn G.A., Dyakonov V.A., Poletskov P.P., Budanov A.P., Fironov
I.V. // Improvement of the technology at JSC «MMK». Vol. 14. Magnitogorsk, 2009. P. 237-242.
3. Dev ice for straightening hot rolled w ide strips and the w ay it changes: pat. 2390396 RF, B 21D 1/02 / Dyakonov V.A., Budanov A.P., Kornilov V.L., Antipanov V.G., Poletskov P.P., Kryukov D.M.
4. Hormes P., Kneppe G. Der Einsats von CVC-Walzen in Warm-und Kalt-bandstraben / / SMS Fuhrend durch Technik.
5. Unit hot- and cold-rolling and processing plants for the band. Symposium, September 2002. Russia. SMS Demag.
6. Quality management on the profile and flatness of hot-rolled based on automated system / Salganik V.M., Poletskov P.P., Kuhta Y.B., Egorova L.G. // Bulletin of the MSTU named after G.I. Nosov. 2010. № 1. P. 59-62.