Научная статья на тему 'ОБ ИЗМЕНЕНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ БИНОКУЛЯРНОГО ЗРЕНИЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ ЗРИТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ '

ОБ ИЗМЕНЕНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ БИНОКУЛЯРНОГО ЗРЕНИЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ ЗРИТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
22
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБ ИЗМЕНЕНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ БИНОКУЛЯРНОГО ЗРЕНИЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ ЗРИТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ »

ЛИТЕРАТУРА

В и т т е Н. К. Тепловой обмен человека и его гигиеническое значение. Киев, 1956. — Кнежевич Р. М. Гиг. и сан., 1961, № 7., с. 58. — Постников Б. Н., Френкель Г. Л. Ожоговый шок и борьба с ним. М., 1950.

Поступила 8/1 1968 г.

УДК 617.758.1/.2-053.2-072.7:616.831-009-07

ОБ ИЗМЕНЕНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ БИНОКУЛЯРНОГО ЗРЕНИЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ ЗРИТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ

В. Г. Маймулов

Кафедра гигиены детей и подростков и кафедра глазных болезней Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института

По данным разных авторов, у дошкольников довольно часто встречается нар ушение бинокулярного зрения (до 15%) и видимое косоглазие (до 1,5—2%). Закономерности развития и становления бинокулярного зрения и функциональных нарушений центральной нервной системы при его отсутствии освещены достаточно полно как в отечественной, так и в иностранной литературе. Однако функциональные возможности зрительного анализатора детей с нарушением бинокулярного зрения до настоящего времени не выяснены. Между тем это имеет большое значение для решения вопроса о необходимости выделения таких детей в системе воспитания и обучения.

Нашей целью явилось изучение сдвигов в функциональном состоянии центральной нервной системы и работоспособности детей с нарушением бинокулярного зрения под влиянием дозированной зрительной нагрузки. Исследован 21 ребенок; все эти дети были практически здоровыми, среднего физического развития, в возрасте 6—7 лет, когда стереотип бинокулярного или небинокулярного зрения уже сформирован (А. Н. Добромыс-лов). У 14 обследованных имелись нарушения бинокулярного зрения, причем у 7 из них отсутствовало видимое отклонение одного глаза от совместной точки фиксации (так называемое невидимое косоглазие, по Л. И. Сергиевскому), а у 7 отмечалось постоянное одностороннее содружественное косоглазие. Остальные дети с полноценными зрительными функциями (бинокулярное зрение, эмметропия, нормальная острота зрения) служили в качестве контроля. Работу проводили в лабораторных условиях до и после 20-минутной зрительной нагрузки.

Изучению подвергали скорость и характер зрительно- и акустикомоторной реакции с помощью хронорефлексометра (8820 измерений), критическую частоту мельканий с помощью релаксационного генератора световых вспышек (2100 измерений) и динамику работоспособности (420 корректурных проб). Материалы физиологических исследований обработали методом математической статистики. Результаты определений скрытого периода условнорефлекторных двигательных реакций, критической частоты мельканий (КЧМ) и работоспособности представлены в таблице.

В группе детей с нарушением бинокулярного зрения наблюдалось выраженное увеличение скрытых периодов реакций на все раздражители, а также фазовых реакций, тогда как в контрольной группе выявлялась различная направленность в динамике ответных реакций при статистической недостоверности полученных сдвигов, а количество фазовых реакций осталось на прежнем уровне.

В динамике изменений КЧМ и работоспособности обнаруживалась та же направленность. У детей с «невидимым» и видимым косоглазием КЧМ снизилась соответственно на 2 и 2,34 гц (Р<0,001), что свидетельствует об уменьшении функциональной подвижности зрительного анализатора и, следовательно, об ухудшении функционального состояния центральной нервной системы (Е. Н. Семеновская). В контрольной группе показатели КЧМ практически не изменились.

Влияние зрительной нагрузки на работоспособность детей с нарушением бинокулярного зрения сказалось в уменьшении количества просмотренных знаков и выраженном увеличении количества ошибок. В контрольной группе наблюдалось некоторое увеличение как числа просмотренных знаков, так и ошибок. Более наглядными различия в динамике работоспособности оказались при характеристике индивидуальных сдвигов испытуемых в каждом отдельном наблюдении. У детей контрольной группы в 75% наблюдений после дозированной зрительной нагрузки увеличилось количество просмотренных знаков (или отсутствовали изменения) с одновременным уменьшением (или отсутствием изменений)

ч 2 х а» с £ ЮЙ

«ой « н ° я о ® «в?

о " 3

С

яомене 005 вн имригпо

НМВНЕ

эпннэ<1 -юиэо(1ц

«в X

5

о.

«

а о

X X

9 а

8.

а я ч

со §

с

о

X

ю о

о \о ев о.

^ „ * 5.

° й зз.: ва

а ч

а

«о н

™ а

с; (в

СВ

а

¡Й

5 о Я и У

а

'Я *

л а = Э

о с

X

X

ге

О о

X 2 о. о н

о *

4)

X X

ю сч

тс —. о —

СЧ (М

о о

+1 +1 Г^ 00 О

ю ю со со

О

+1 +1 о-сч<-ю-л

СО СО

О СТ> 00 «О д

А

1Я 00

ЙЪ

ют д со"(—~ "

<У> сч

д

оо <м +1Й-см 1:4

§ о с

о) 5 Я £

х я |=С V

а ч

3 8

КС

о. к

0ч сд

Ч « >. >2 * 5

о 9

X

я ю

я.

о>

X

в-я

2 о-'«'

СО

о о я

н

с

с

>>

о а. я и

—.00 со" см"

ООО +1 +1 СО со о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СЧ_СЧ_ у

со со

00 <35 +1 +1

V

ОО! '

ОО 00

+1 +1 ст> °

00 о

+1 +1 ао оо

Г- Ь-+1 +1 о"

о" со"

СО СО

^ I». +1 +1

Ч О

о ч х и о о ЕЕ

б X

А

г з я 9 Я х

о 2

ООО +1 +1 ю — О СП СО у со' — со со

о"— —

+1+15

ИСЯ у Г-- ■—1

о о

+¡+¡1 Г^. «т> *

г--—

01« " ю

Ю 00

о"о"з

+1 +1 о"

а> см у см со

СО со

о" о"

+1 -Но г^о 0-

V

о

а>

« 5

3 я

я 3

с=С а>

о ч

х о

о о ЕС

еС

Я

числа ошибок, тогда как у детей с нарушением бинокулярного зрения этот показатель составил соответственно 42,5% в группе обследованных с «невидимым» косоглазием и 36% в группе обследованных с видимым косоглазием. Это свидетельствует о значительно более выраженном утомлении у детей с нарушением бинокулярного зрения после дозированной зрительной нагрузки.

Характер изменений физиологических реакций коррелирует с поведением детей. У большинства наблюдаемых с нарушением бинокулярного зрения на 10—15-й минуте внимание рассеивалось, происходило усиление двигательной активности. Это состояние к концу задания сменялось, как правило, уменьшением двигательной активности, проявлением вялости, что указывало на развитие тормозного процесса в коре головного мозга. Детям контрольной группы это было свойственно в меньшей степени.

Следует отметить, что ухудшение показателей физиологических реакций у детей с нарушением бинокулярного зрения несколько более выражено при видимом косоглазии.

Сущность неблагоприятных реакций у детей с нарушением бинокулярного зрения состоит, очевидно, в их оптических (аметропия, астигматизм, анизометропия), сенсорных и моторных нарушениях. А. Н. Добромыслов показал, что при косоглазии корковые представительства зрительного анализатора находятся в состоянии сопряженного антагонизма. При этом вследствие содружественной реакции снижение возбудимости на косящем глазу передается в известной мере и на ведущий глаз (Е. Н. Семеновская; Л. Я. Снисаренко).

Детям с нарушением бинокулярного зрения следует уделять особое внимание. Необходимость их раздельного воспитания и обучения диктуется, таким образом, не только задачами лечения (Э. С. Аве-тисов; Bangeгter, и др.), но и более низкими функциональными возможностями зрительного анализатора.

Выводы

1. Дозированная зрительная нагрузка вызывает большие сдвиги в функциональном состоянии центральной нервной системы и работоспособности детей с нарушением бинокулярного зрения по сравнению с детьми, имеющими полноценный зрительный анализатор. При этом более выраженные изменения изучаемых показателей от-

мечаются у детей с видимым косоглазием. Установленные изменения изученных показателей свидетельствуют о более низких функциональных возможностях зрительного анализатора детей с нарушением бинокулярного зрения.

2. Более низкие функциональные возможности зрительного анализатора при «невидимом» косоглазии указывают на необходимость проведения профилактических осмотров детей, начиная с дошкольного возраста, для выявления у них состояния бинокулярного зрения.

3. Материалы исследования требуют научного обоснования режима зрительной работы детей с нарушением бинокулярного зрения.

ЛИТЕРАТУРА

Аветисов Э. С. Ученые записки Научно-исслед. ин-та глазных болезней им. Гельмгольца. М., 1964, в. 11, с. 7. — Д о б р о м ы с л о в А. Н. Содружественное косоглазие. Кишинев, 1965. — Семеновская Е. Н. О функциональной подвижности (лабильности) оптического анализатора в его нормальном и некоторых патологических состояниях. Автореф. дисс. докт. М., 1955. —Сергиевский Л. И. Содружественное косоглазие и гетерофории. М., 1951.— СнисаренкоЛ. Я. Офтальмологический ж., 1959, № 1, с. 16. — В а n g е г t е г А., Z. Präv. Med., 1957, v. 2, р. 133.

Поступила 23/1V 1968 г.

УДК 613.648:[621.397.331.24:621.397.132

О РЕНТГЕНОВСКОМ ИЗЛУЧЕНИИ КИНЕСКОПОВ В ПРИЕМНИКАХ ЦВЕТНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ

В. И. Королев, канд. техн. наук Ч. Г. Постарнак

За последние годы в ряде стран (СССР, Франция, США, ФРГ, Англия и др.) успешно решаются технические проблемы создания вещательных приемников цветного телевидения, в которых используются в основном трехлучевые масочные электроннолучевые трубки (кинескопы). Известно, что различные типы электровакуумных приборов (электроннолучевые трубки, магнетроны, кенотроны, тиратроны, модуляторные лампы) при анодном напряжении свыше 6—10 кв становятся источниками мягкого рентгеновского излучения (В. Е. Манойлов и Н. М. Палладиева; Т. К. Буткина с соавторами; Р. Н. Вольфовская с соавторами; Ю. А. Осипов; К. Б. Брэстрап и Г. С. Уикофф). Катодолюминофоры, используемые в кинескопах, преобразуют подводимую электронным пучком энергию к экрану в следующие виды излучений:

яэ = рс (X) -+- (М + ри (X), (1>

где РС(Х) — энергия светового диапазона (0,4-^0,7 нм)\ РТ(к) — тепловая энергия; Р„(Х) — энергия рентгеновского и других излучений. При этом:

Рэ = к /Л- ипа, (2)

где /л— ток луча кинескопа; (Уа—- анодное напряжение; й, п — постоянные коэффи циенты.

Уровни возникающего рентгеновского излучения описываются следующим соотношением:

р = Аи1-1г, (3)

где А—коэффициент пропорциональности (10~в-4-10~'); 1/а — напряжение на аноде, /се; / — ток анода (в мка); 2 — атомный номер материала анода или поверхности, которую бомбардируют электроны.

Цветные кинескопы телевизионных приемников могут продуцировать мягкое рентгеновское излучение за счет как теневой маски, так и экрана. В цветном телевидении кинескопы работают при более высоких напряжениях на аноде (20 кв и выше), чем в приемниках черно-белого телевидения (менее 15 кв).

Сообщения прессы1 свидетельствуют о том, что, например, цветные телевизоры фирмы «Дженерал электрик» создают опасное для здоровья человека облучение рентгеновыми лучами. К. Б. Брэстрап и Г. С. Уикофф считают допустимым уровнем 0,5 мр/час на расстоянии 5 см от экрана кинескопа. В СССР вопросы гигиенического нормирования облучения мягкими рентгеновыми лучами находятся в стадии экспериментального обоснования (А. Н. Либерман). Данные клинического и экспериментального изучения свидетельствуют о неблагоприятном радиобиологическом действии мягкого рентгеновского излучения на

1 «Известия» от 20/УШ 1967 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.