Научная статья на тему 'Об итогах реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения в Республике Хакасия'

Об итогах реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения в Республике Хакасия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (ДЛО) / ПЕРЕЧЕНЬ ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМЫХ И ВАЖНЕЙШИХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ (ПЖНВЛС) / SUBSIDIARY DRUG SUPPLY PROGRAM (RUS. DLO) / ESSENTIAL DRUG LIST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баев Владимир Владимирович, Шиганов С.В., Анафьянова Т.В.

Проанализирована реализация программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) в Республике Хакасия. Частота отказа от льгот в пользу денег составила 52,2 %, средняя стоимость рецепта 562 руб. Выявлено, что врачами по-прежнему часто назначаются препараты, не входящие в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, по тендеру закупаются не исследованные и никому неизвестные генерики. В то же время есть тенденция к улучшению ситуации в 2008 г. по сравнению с 2005 г., что связано с выделением отдельного финансирования «сиротских» технологий и более строгим следованием стандартам ведения больных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Баев Владимир Владимирович, Шиганов С.В., Анафьянова Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of subsidiary drug supply program in khakass republic

Implementation of Subsidiary Drug Supply (rus. DLO) program in Khakass Republic is analyzed. 52,2 % of citizens have refused to participate in the program, mean cost of prescription is 562 rubles. Physicians still prescribe non-essential drugs often. Unknown generics are bought through the centralized purchasing. Still there is some tendency for improvement in 2008 due to the introduction of the orphan drugs program. Also standards of medical care are followed more strictly.

Текст научной работы на тему «Об итогах реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения в Республике Хакасия»

ОБ ИТОГАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ

В.В. Баев1, C.B. Шиганов, Т.В. Анафьянова

Абаканская городская больница, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, Республика Хакасия

Проанализирована реализация программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) в Республике Хакасия. Частота отказа от льгот в пользу денег составила 52,2 %, средняя стоимость рецепта — 562 руб. Выявлено, что врачами по-прежнему часто назначаются препараты, не входящие в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, по тендеру закупаются не исследованные и никому неизвестные генерики. В то же время есть тенденция к улучшению ситуации в 2008 г. по сравнению с 2005 г., что связано с выделением отдельного финансирования «сиротских» технологий и более строгим следованием стандартам ведения больных.

Ключевые слова: программа дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО), перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственные средств (ПЖНВЛС).

С 2005 г. в Российской Федерации действует программа дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) (с 2008 г. — программа обеспечения необходимыми лекарственными средствами — ОНЛС), направленная на доступное снабжение лекарствами льготных категорий граждан. По большому счету, на момент старта программы ДЛО законченным было одно — сама идея монетизации льгот граждан, имеющих право на социальную поддержку со стороны государства. Все остальное решалось «с колес»:

'Баев Владимир Владимирович — д. м. и., отличник здравоохранения Российской Федерации, зав. 1 терапевтическим отделением Абаканской городской больницы, зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Хакасского государственного университета им. Н.Ф.Катанова.

665017, г. Абакан, ул. Чертыгашева, 57 "А" Телефон: 3902 22 72 24, факс 25 28 94 E-mail: baev@khakasnet.ru

формировалась нормативная база, в спешке создавался регистр льготников, разрабатывались механизмы поставки лекарств, их перечень и др. [6] В Республике Хакасия работа по реализации ДЛО начата в ноябре 2004 г., когда распоряжением Председателя Правительства Республики Хакасия № 112-рп создан Координационный совет по вопросам взаимодействия участников программы, утвержден план работы.

Было подписано четырехстороннее соглашение между отделением Пенсионного фонда РФ по Республике Хакасия, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования, Уполномоченной фармацевтической организацией ЗАО «РОСТА» и Министерством здравоохранения Республики Хакасия, которое разграничивало полномочия участников, определяло права и обязанности. Бюджет программы ДЛО

Таблица 1 Бюджет программы ДЛО, млрд руб.

Год Российская Федерация* Республика Хакасия

2005 50,8/43,8 0,161

2006 29,09/74,4 0,233

2007 34,9/57,5 0,201

* Запланировано/израсходовано.

в РФ в целом и в Республике Хакасия представлен в табл. 1.

За период реализации программы значительно увеличилась средняя стоимость рецепта: со

180 руб. в I квартале 2005 г. до 562 руб. в IV квартале 2007 г. (для сравнения: Москва — 264 руб.). При этом в Хакасии 52,2 % пациентов отказались от лекарств в пользу денег (в целом по РФ 60 %).

Участниками программы ДЛО в РФ в 2004 г. стали 14 300 000 человек — 10 % населения страны; в Республике Хакасия — 47 720 человек (0,7 % населения территории, 0,34 % всех льготников) [3].

Перечень часто назначаемых и высокозатратных лекарственных препаратов в 2005— 2007 гг. представлен в табл. 2.

По числу рецептов По затратам

торговое наименование число рецептов, абс. затраты, руб. торговое наименование число рецептов, абс. затраты, руб.

2005 г.

Хондроксид 17 130 5 234 345,96 Церебролизин 5 520 8 263 821,05

Мезим форте 13 605 2 036 196,06 Предуктал МВ 11 453 5 965 658,33

Кавинтон 13 315 3 380 368,20 Хондроксид 17 130 5 234 345,96

Милдронат 13 274 3 648 410,59 Хумулин НПХ 2 675 4 709 354,66

Пенталгин-Н 13 215 2 208 123,94 Милдронат 13 274 3 648 410,59

Пирацетам 12 777 577 141,13 Эссенциале Н 7 065 3 632 725,15

Винпоцетин-Акри 12 378 802 810,41 Актовегин 5 424 3 452 076,37

Предуктал МВ 11 453 5 965 658,33 Кавинтон 13 315 3 380 368,20

Кардикет 10 968 1 784 315,84 Хумулин Регуляр 1 778 3 136 798,58

Фастум гель 10 790 2 521 345,36 Бетасерк 4 983 2 837 312,16

2006 г.

Пенталгин-Н 12 282 2 432 479,51 Церебролизин 5 299 9 254 214,28

Милдронат 9 094 2 734 917,23 Октанат 27 6 876 805,50

Предуктал МВ 8 321 4 203 379,35 Бетаферон 81 4 988 723,41

Кардикет 7 910 1 314 244,94 Копаксон-Тева 77 4 937 944,30

Энап 7 763 1 638 859,47 Гливек 32 4 385 220,56

Мезим форте 7 431 1 161 095,30 Предуктал МВ 8 321 4 203 379,35

Фастум 6 943 1 845 878,86 Бетасерк 6 108 4 147 832,72

Престариум 6 934 2 881 508,77 Натрия пара-аминосали-цилат 161 3 926 160,21

Хондроксид 6 531 2 281 253,10 Лантус 993 3 878 750,18

Кавинтон 6 247 1 545 374,33 Хумулин НПХ 2 096 3 770 070,00

2007 г.

Амлотоп 12 892 2 664 331,56 Октанат 72 14 478 170,00

Индапамид 11 700 553 664,46 Гливек 110 13 253 496,08

Пенталгин-Н 11 078 1 935 976,30 Октанайн Ф (фильтрованный) 20 12 062 800,00

Кардикет 10 228 1 591 310,20 Рекормон 542 9 966 051,64

Хондроитин-АКОС 9 472 1 470 727,38 Велкейд 24 9 773 483,02

Квинакс 9 196 1 667 249,92 Бетаферон 174 9 040 310,28

Эналаприл 9 080 313 933,93 Лантус 2 400 7 074 750,62

Пирацетам 6 968 333 653,18 Серетид Мультидиск 1 978 6 439 994,40

Кетонал 6 300 920 444,18 Зомета 184 6 377 876,76

Конкор Кор 5 824 995 489,58 Церебролизин 3 750 6 159 672,96

Примечание. Здесь и в табл. 3, 5 курсивом выделены лекарственные препараты, не входящие в ПЖНВЛС

Таблица 2

Препараты — лидеры рынка в программе ДЛО в Республике Хакасия, 2005—2007

Таблица 3

10 торговых наименований препаратов-лидеров рынка в программе ДЛО в Российской Федерации в целом и в Республике Хакасия, 2007

С 2002 г. в нашей стране при участии Формулярного комитета РАМН формируется Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ПЖНВЛС), в который входят главным образом препараты, безусловно доказавшие свою клиническую эффективность и безопасность [4]. Как следует из данных табл. 2, большинство из назначаемых в рамках программы ДЛО в 2005 г. препаратов не входили в этот перечень, то есть не имели доказательной базы по соотношению «польза-вред». К 2008 г. ситуация значительно улучшилась, хотя ряд нерешенных вопросов остается, о чем будет сказано ниже.

Структура назначений и затрат на лекарственные средства в Хакасии в сравнении с РФ в целом приведен в табл. 3.

Обращает на себя внимание, что в Хакасии в десятку препаратов-лидеров вошел цереброли-зин («вытяжка коровьей мудрости»). Нет ни одного исследования, доказавшего эффективность этого «лекарства» при каком-либо заболевании, к тому же оно, возможно, и небезопасно — вспомним эпидемию «коровьего бешенства». Широкое назначение этого препарата может объясняться двумя причинами: во-первых, доктора идут на поводу у больных, которые требу-

ют назначить чудодейственное лекарство с красивым названием, о котором слышали от соседей; во-вторых, врачи не слышали или сознательно не следуют стандартам и протоколам ведения больных по конкретным нозологи-ям, которые давно разработаны и имеются в каждой больнице (как федеральные, так и местные). И здесь большое поле деятельности для экспертов разного уровня [2].

В табл. 4 приводятся число пациентов, выписанных им рецептов и затраты на лекарственное обеспечение по некоторым классам болезней в соответствии с МКБ-10.

При неуклонном снижении количества пациентов-льготников с сердечно-сосудистыми и эндокринными заболеваниями и выписанных им рецептов к 2008 г. на 1-е место по затратам вышла онкология.

При анализе бюджета программы ДЛО было установлено, что в РФ на 3 % пациентов уходит 70 % средств, а в Хакасии — 54 %, поэтому отдельно с 2008 г. выделены 7 нозологий (так называемые сиротские технологии), затраты на

Таблица 4

Структура затрат на лекарственные средства по классам болезней

Число Число

Класс болезней пациентов, абс. рецептов, абс. Затраты, руб.

2005 г.

I —болезни систе- 23 718 312 290 59 520 095,75

мы кровообраще-

ния

Е — болезни эндо- 4 472 30 472 23 129 727,77

кринной системы

М — болезни ко- 12 858 71 056 14 688 679,83

стно-мышечной

системы 2006 г.

I — болезни систе- 17 536 259 120 68 122 328,80

мы кровообраще-

ния

Е — болезни эндо- 4 087 30 682 33 854 505,51

кринной системы

С — новообразо- 1 356 11 778 27 953 909,24

вания 2007 г.

С — новообразо- 1 064 6 657 29 393554,97

вания

I — болезни систе- 13 757 125 178 24 468 850,51

мы кровообраще-

ния

Е — болезни эндо- 3 493 20 974 22 707 352,50

кринной системы

По числу рецептов По затратам

Российская Фе- Республика Ха-

Российская Федерация Республика Хакасия касия (кол-во выписанных

дерация рецептов)

Мезим форте Амлодипин Гливек Октанат (72)

Эссенциале Индапамид Велкейд Гливек (110)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эналаприл Пенталгин Н Бетаферон Октанайн Ф (20)

Хондроксид Кардикет Эпрекс Рекормон (542)

Изосороби- Хондро- Октанат Велкейд (24)

да динитрат итин-АКОС

Фенотерол Квинакс Копак-сон-Тева Бетаферон (174)

Фенобарби- Эналаприл Гемоктин Лантус (2400)

тал сдт

Амлодипин Пирацетам Лантус Серетид муль-тидиск (1978)

Индапамид Кетонал Аримидекс Зомета (184)

Спиронолак- Конкор кор Герцептин Церебролизин

тон (3750)

Таблица 5

Препараты — лидеры рынка ДЛО в Республике Хакасия, январь—июль 2008 г.

По числу рецептов По затратам

торговое наименование число рецептов, абс. затраты, руб. торговое наименование число рецептов, абс. затраты, руб.

Эналаприл Амлотоп Кардикет Предуктал МВ Пенталгин-Н Индапамид Квинакс Престариум Индапамид-Верте Кетонал 3 111 2 777 2 748 2 246 2 110 2 095 2 053 2 028 1 819 1 724 93 959,44 563 959,53 392 954,94 749 894,50 363 725,40 94 439,75 340 746,60 756 374,60 55 121,56 263 323,32 Лантус Рекормон Серетид Серетид Мультидиск Мабтера Хумулин НПХ Фемара Левемир ФлексПен НовоРапид ФлексПен Церебролизин 882 173 741 630 10 916 127 385 441 799 2 814 079,68 2 741 565,82 1 873 627,59 1 864 056,30 1 575 607,20 1 357 655,06 1 231 870,96 1 210 260,69 1 174 052,25 1 154 896,00

ведение которых федеральный бюджет взял на себя [1]. Количество таких больных, по данным Росздрава, на 1 января 2008 г. составило чуть более 430 000 человек. В Хакасии, например, за период реализации программы ДЛО три человека получили лекарственных средств на сумму от 2 до 3 млн руб. каждому, четыре — на сумму более 1,5 млн руб. каждому, 25 — на сумму от 500 тыс. руб. до 1 млн руб. каждому.

Как же изменилась ситуация в Хакасии? За первое полугодие 2008 г. в ТФОМС представлены счета на 61 млн руб. Самым назначаемым стал индапамид — более 3 900 рецептов. В десятку препаратов-лидеров входит генерик квинаприла квинакс (его в аптеках нет, по личному наблюдению автора). Но по-прежнему врачи назначают, как и 3 года назад, пенталгин и церебролизин. А самыми ресурсоемкими стали

препараты онкологического, эндокринологического и пульмонологического профиля (табл. 5).

В качестве косвенных результатов реализации программы ДЛО/ОНЛС необходимо также отметить следующее:

— произошла значительная активизация отечественной промышленности;

— произошла стабилизация и снижение цен в рамках программы ДЛО в сравнении со значительными колебаниями цен на коммерческом рынке;

— благодаря прямым поставкам по программе ДЛО по Хакасии не выявлено лекарственных средств с признаками фальсификации.

Тем не менее, несмотря на увеличение расходов на лекарственное обеспечение граждан, нуждающихся в государственной социальной помощи, уровень их госпитализации остается высоким и даже имеет тенденцию к росту (табл. 6).

Таблица 6

Госпитализация участников программы ДЛО в Республике Хакасия, 2005—2007

Число больных, получивших лекарственные средства, абс.

Из них пролечено в стационаре

Территория 2005 2006 2007 Абс %

2005 2006 2007 2005 2006 2007

Республика Хакасия 33051 24000 20500 8940 6895 7175 27,05 28,73 35,00

Абакан 8804 7078 6385 2444 2040 2127 27,76 28,82 33,31

Саяногорск 3641 2570 2393 1138 756 857 31,26 29,42 35,81

Черногорск 4900 3610 3102 1496 1189 1149 30,53 32,94 37,04

Сорск 759 491 439 179 179 215 23,58 36,46 48,97

Абаза 1426 863 845 195 195 241 13,67 22,60 28,52

Алтайский р-н 1752 1090 828 548 327 325 31,28 30,00 39,25

Аскизский р-н 2640 2112 1708 694 503 521 26,29 23,82 30,50

Таким образом, результаты реализации программы ДЛО/ОНЛС в Республике Хакасия соответствуют общей картине в стране. Можно констатировать, что имеется множество недостатков в реализации программы, в результате чего:

— только 4 % льготников получают адекватную терапию;

— более 52 % пациентов отказались от лекарств в пользу денег;

— врачи при выписке рецептов не руководствуются стандартами и протоколами;

— госпитализация не снижается;

— действующее законодательство (ФЗ 94) не позволяет своевременно, в необходимом объеме, с минимальными затратами осуществлять закупки лекарств и медицинского оборудования [5].

Предлагаемые пути развития программы ДЛО:

— создание государственной компании, которая будет выполнять функции дистрибьютора;

— проведение клинико-экономического анализа, анализа альтернативных предложений при закупке лекарств и медицинского оборудования;

— передача «живых» денег регионам;

— переход на генерические препараты, подтвердившие свою клиническую эффективность, биоэквивалентность и безопасность;

— приоритет отечественных производителей, (в ДЛО их не более 5 %, а в аптеках — 30 %);

— выделение «сиротских» технологий в отдельную программу и в дальнейшем;

— онкология, эндокринология должны финансироваться из федерального бюджета отдельно;

— непрерывное обучение врачей на основе существующих протоколов и стандартов;

— подготовка специалистов по экономике здравоохранения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воробьев П.А. Экономика сиротских технологий / Конгресс «Человек и лекарство». — 17 апреля 2008 г.

2. Клинико-экономический анализ / Под ред П.А. Воробьева. — М.: Ньюдиамед, 2008.

3. Отчет Территориального фонда ОМС Республики Хакасия за 2005—2007 гг. — Абакан, 2007.

4. Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 марта 2003 г. № 357-р). — М., 2008.

5. Решение школы-семинара Формулярного комитета РАМН «Справедливость и доступность медицинской помощи»: http://www.rspor.ru

6. Хаджидис А.К. // Московский доктор. — 2007. — № 2. — С. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.