ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ В 2010 ГОДУ И ЗАДАЧАХ НА 2011 ГОД
Е
Министр Татьяна Голикова 25 марта 2011 г. на расширенном заседании коллегии подвела итоги и обозначила задачи Минздравсоцразви-тия на текущий год
Министр отметила, что, несмотря на финансово-экономический кризис, в стране реализуется ряд масштабных программ. Главные из них: переход на новые принципы обязательного медицинского страхования и введение государственного регулирования обеспечения населения лекарственными препаратами, программа формирования здорового образа жизни, концепция совершенствования государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.
Цели и задачи первого этапа реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, который осуществлялся в 2007-2010 гг., выполнены полностью. Коэффициент рождаемости составил 12,6 на 1000 населения против 10,4 в 2006 г. (рост на 21,2%),общий коэффициент смертности снизился с 15,2 в 2006 г. до 14,3 в 2010 г. (снижение на 5,9%). Естественная убыль населения снизилась за 4 года в 2,85 раза: с 4,8 на 1000 населения в 2006 г., до 1,7 в 2010 г.
В 2010 г. были приняты дополнительные меры по улучшению работы учреждений родовспоможения и детства. «Введен в эксплуатацию федеральный перинатальный центр ФГУ «Федеральный центр сердца, крови и эндокринологии им. В.А. Алмазова» (г. Санкт-Петербург). Завершено строительство 12 региональных перинатальных центров, из которых 7 (в Твери, Ростове-на-Дону, Волгограде, Кемерове, Екатеринбурге, Кирове, Курске) уже оказывают медицинскую помощь женщинам и новорожденным. В 5 перинатальных центрах (в Краснодаре, Томске, Саратове, Мурманске, Саранске) завершаются пуско-наладочные работы и монтаж медицинского оборудования», — сообщила глава Минздравсоц-развития.
Только за 2010 г. коэффициент младенческой смертности сократился на 7,4%. А за 4 года реализации программы «Родовый сертификат» и дополнительных мер по развитию системы родовспоможения удалось обеспечить снижение коэффициента младенческой смертности — на 26,4% (с 10,2 на 1000 родившихся живыми в 2006 г. до 7,5 в 2010 г.).
Татьяна Голикова выразила сожаление о динамике общей смертности в 2010 г. В целом за 2010 год количество умерших выросло на 20 тыс. человек, или на 1,0% по сравнению с 2009 г. Коэффициент смертности составил 14,3 на 1000 населения против 14,2 в 2009 г.
Л
«Показатель заболеваемости в целом по стране продолжает расти. И это объяснимо, так как рост является следствием проведения дополнительной диспансеризации, профилактических и периодических осмотров. Однако в ряде территорий происходят труднообъяснимые процессы, которые косвенно свидетельствуют о недостаточной эффективности этой работы. На фоне снижения заболеваемости здесь происходит увеличение смертности. Обращаюсь к руководителям органов здравоохранения Владимирской, Псковской, Новгородской, Смоленской, Воронежской областей разобраться с этими фактами и выяснить причины таких диспропорций».
Л
Министр поставила на первое место в формировании этого показателя болезни системы кровообращения, на второе — онкологические заболевания, на третье — внешние причины смерти, где наибольший процент занимает смертность от самоубийств и транспортных травм, на четвертое
— болезни органов пищеварения, на пятое
— болезни органов дыхания.
Реализуя программные мероприятия по совершенствованию медицинской помощи, начиная с 2006 г., удалось сохранить 274 тыс. жизней. Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась за 5 лет на 3,7 года, в том числе мужчин — на 4,1 года, женщин — на 2,5 года.
Впервые за много лет этот показатель приблизился к 70-летнему порогу. Но все же ожидаемая продолжительность мужчин еще остается низкой и составляет 63 года, что почти на 12 лет меньше, чем у женщин.
Смертность от внешних причин снизилась на 8,1%, в том числе от дорожно-транспортных происшествий — на 3,6%, от случайных отравлений алкоголем — на 32,6%. Смертность от самоубийств уменьшилась на 11,3%.
Впервые за последние годы зафиксировано снижение смертности от новообразований и от туберкулеза, однако Министр выразила озабоченность нерешенными проблемами в оказании онкологической помощи населению. «Всего лишь 47% онкологических больных выявлены на 1-2-й стадиях заболевания. Остальные больные, к сожалению, выявлены на 3-4-й стадиях. Именно поэтому мы имеем такой низкий процент пятилетней выживаемости больных — 50%».
Сейчас в стране открыто более 200 Центров здоровья.
«Мы начинаем масштабную модернизацию скорой медицинской помощи. На базе приемных отделений круглосуточных стационаров необходимо развивать отделения экстренной медицинской помощи, постепенно передавая им и бригады скорой медицинской помощи. Это должен быть единый механизм, когда врач напрямую будет заинтересован в своих результатах, а не оставлять больных на пороге приемных отделений, снимая с себя ответственность за их жизнь и здоровье».
№5 Менеджер
2011 здравоохранения /
Э-
«К сожалению, пока еще не в полную силу работают Центры здоровья, созданные в субъектах Российской Федерации. В прошлом году в центры обратились 2,3 млн. человек. На один Центр здоровья приходилось 4710 посещений. А ведь центры могут принимать до 6 тысяч посещений в год. Факторы риска были выявлены у 66% обследованных, но к врачам амбулаторно-поликлинического звена было направлено всего 18% обратившихся».
В 2010 г. в целом по России отмечено увеличение смертности от болезней системы кровообращения, органов пищеварения и случайных утоплений.
Количество медицинских учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь в рамках государственного задания, увеличилось с 207 в 2009 г., до 236 в 2010 г. Высокотехнологичную помощь получили почти 290 тыс. больных, что на 35 тыс. пациентов (на 12%) больше, чем в 2009 г. Положительные результаты оказания высокотехнологичной медицинской помощи при выписке пациентов отмечены в 94% случаев.
«Прошу региональные органы здравоохранения не допускать обоснованных отказов в оказании высокотехнологичной медицинской помощи из-за недостаточного обследования или наличия противопоказаний к операциям».
_Жи
В докладе Татьяна Голикова уделила внимание и проводимой лекарственной политике в 2010 г. и вступлению в силу ФЗ «Об обращении лекарственных средств». В качестве базового элемента государственного регулирования цен на лекарственные средства был утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, в который были включены 500 наименований лекарственных препаратов. Из них, помимо 222 лекарственных препаратов, рекомендованных Всемирной организацией здравоохранения, 278 включены дополнительно.
На 13,4% увеличились объемы финансовых затрат на обеспечение лекарствами отдельных, наиболее уязвимых категорий граждан.
Министерство приняло решение о государственной регистрации 259 лекарственных
«Напомню, что Федеральный норматив на одного льготника, который выбрал натуральное обеспечение лекарственными препаратами в 2011 г., составляет 570 руб. Это не исчерпывающая сумма. Помимо этого, представляются в дополнение к ней на одного гражданина межбюджетные трансферты. Средний норматив, который сложился или складывается в 2011 г. по льготному обеспечению граждан, составляет 850 руб. Что мы видим по факту: обеспечение в регионах от 100-200 руб. Скажите, где остальные средства? Количество жалоб граждан не уменьшается, оно стабилизировалось на одном уровне».
препаратов. В государственный реестр лекарственных средств для медицинского применения включено 80 фармацевтических субстанций. Подтверждена регистрация 105 лекарственных препаратов. Принято около 2 тыс. решений о направлении на экспертизу лекарственных средств.
Начиная с сентября 2010 г., выдано 119 разрешений на проведение клинических испытаний, 323 разрешения на вывоз биологических материалов, полученных в рамках клинических испытаний. Оформлено 256 разрешений на ввоз лекарственных средств для проведения клинических испытаний.
Впервые на сайте Министерства здравоохранения опубликованы результаты независимого органа — Этического совета, экспертиза которого предшествует передаче препаратов на клинические испытания.
«К сожалению, по итогам первых месяцев работы, нужно констатировать, что фармацевтическая отрасль оказалась не готова к современной системе регистрации лекарственных средств».
Главной задачей на 2011 г. в области здравоохранения являются принятие и реализация региональных Программ модернизации здравоохранения, которые разрабатывают субъекты Российской Федерации во исполнение Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Безусловным приоритетом программ модернизации здравоохранения является снижение показателей по причинам-«лидерам» в структуре заболеваемости и смертности. Решению этой задачи должно способствовать полное и безусловное внедрение во всех субъектах Российской Федерации 31 Поряд-
ка оказания медицинской помощи, утвержденного Министерством в 2009-2010 гг. «На сегодняшний день положение дел с внедрением этих Порядков во многих регионах неудовлетворительное», — заметила Министр.
«Я хочу привлечь внимание регионов к тому, что программы модернизации здравоохранения регионов должны минимизировать так называемые «точки неэффективности», когда нам надо будет содержать избыточные мощности медорганизаций, но не в ущерб доступности медицинской помощи. Работа должна вестись планово и не в ущерб нашим гражданам».
Татьяна Голикова проинформировала, что, начиная с 2011/2012 учебного года, будут введены новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по специальностям здравоохранения. Запланировано существенное увеличение объема клинической подготовки.
В настоящее время дефицит врачебных кадров в отрасли составляет около 30%. Нехватку кадровых ресурсов испытывают учреждения, оказывающие амбулаторно-по-ликлиническую и скорую медицинскую помощь. Сохраняется высокая потребность в анестезиологах-реаниматологах, фтизиатрах, врачах скорой медицинской помощи, врачах клинической лабораторной диагностики, психиатрах и психиатрах-наркологах.
Особое внимание модернизации службы охраны материнства и детства должно уделяться в регионах, на нее должно быть
№5
зон
Менеджер
¡Х-
потрачено не менее 25% от совокупного объема средств, выделяемых на модернизацию здравоохранения.
На 201 1 г. запланировано ввести в эксплуатацию 8 перинатальных центров, из них 7 с нарушением установленных сроков ввода в эксплуатацию. Еще 1 центр будет введен в эксплуатацию в 2014 г. В 201 1 г. планируется осмотреть более 315 тыс. детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, пребывающих в стационарных учреждениях.
Планируется поэтапное внедрение комплексной пренатальной диагностики в ранние сроки беременности в субъектах Российской Федерации, что позволит ежегодно снижать показатель младенческой смертности на 0,5%, уменьшить первичный выход детей на инвалидность на 3%.Будет начата реализация комплекса мероприятий по выхаживанию новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела, по качественному повышению уровня оказания реанимационной и реабилитационной помощи недоношенным новорожденным.
В рамках программ модернизации здравоохранения субъектов РФ предусмотрено развертывание дополнительных реанимационных коек и приобретение медицинского оборудования для выхаживания новорожденных, а также создание отделений реабилита-
Полезная ссылка
http://gosman.ru/, раздел Аналитика
ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СУБЪЕКТАХ РФ В 2009-2010 гг.
На основе отчетов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ за 2009-2010 гг. и данных Федеральной службы государственной статистики РФ эксперты Центра прикладной экономики проанализировали финансирование в консолидированных бюджетах субъектов РФ раздела «Здравоохранение и спорт» в 2009-2010 годах.
ции для детей, родившихся с низкой и экстремально низкой массой тела. Расчеты показывают, что действия в этом направлении позволят снизить смертность среди новорожденных, родившихся с экстремально низкой массой тела, примерно на 30%.
Новым направлением приоритетного национального проекта «Здоровье» является создание симуляционных центров во всех федеральных округах. С 2011 по 2013 г. планируется создание 12 симуляционных центров, которые будут решать проблему повышения квалификации врачей и среднего медицинского персонала за счет овладения мануальными навыками.
С целью повышения эффективности лечения бесплодия будет увеличено финансирование высокотехнологичной медицинской помощи (экстракорпоральное оплодотворение), что позволит увеличить объемы оказания помощи пациентам, страдающим бесплодием, до 9 тыс. в год и обеспечит рождение более 3 тыс. детей.
Еще одним новым направлением развития детского здравоохранения является создание системы паллиативной помощи детям, страдающим неизлечимыми, ограничивающими продолжительность жизни заболеваниями. С 2011 г. в субъектах РФ должно быть начато развитие паллиативной помощи детям.
Источник: Минздравсоцразвития РФ
-<
10