Научная статья на тему 'ОБ ИТОГАХ МЕЖДУНАРОДНОГО ФОРУМА «ТРАДИЦИОННЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ: НАСЛЕДИЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МОЛОДЫХ» 5-6 ДЕКАБРЯ 2019 Г'

ОБ ИТОГАХ МЕЖДУНАРОДНОГО ФОРУМА «ТРАДИЦИОННЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ: НАСЛЕДИЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МОЛОДЫХ» 5-6 ДЕКАБРЯ 2019 Г Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
45
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Куракина И.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБ ИТОГАХ МЕЖДУНАРОДНОГО ФОРУМА «ТРАДИЦИОННЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ: НАСЛЕДИЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МОЛОДЫХ» 5-6 ДЕКАБРЯ 2019 Г»

События и памятные даты

Куракина И.И., кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории искусств, ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 191186, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, д. 2., лит. А, e mail: ladybug90@yandex.ru

Kurakina I.I., PhD in pedagogical sciences, associate professor of the Department of art history, 191186, St. Petersburg, Griboyedov canal embankment, 2., lit. А, e-mail: ladybug90@yandex.ru

Об итогах Международного Форума «Традиционные художественные промыслы: наследие и ответственность молодых» 5-6 декабря 2019 г.

05-06 декабря 2019 г. в Высшей школе народных искусств (академия) состоялся Международной Форум «Традиционные народные художественные промыслы: наследие и ответственность молодежи», участниками которого стали гости из Испании, Франции, Болгарии, Белоруссии, Эстонии и регионов России - Москвы, Архангельска, Вологды, Новосибирска, Рязани, Мстеры (Владимирская обл.), Холуя (Ивановская обл.), Федоскино, Богородского, Сергиева Посада (Московская обл.), Лодейного Поля (Ленинградская обл.).

Традиционные народные художественные промыслы - часть художественной культуры России, возрождение и развитие которых одна из приоритетных задач современного общества. Подлинные произведения традиционных художественных промыслов всегда играли важную роль в воспитании патриотических чувств человека, способствовали сохранению национального самосознания и самобытности культурной жизни страны.

Осмыслению и обсуждению этих проблем, поиску путей их решения было посвящено это знаковое научное событие, которое торжественно открыла Президент Высшей школы народных искусств (академии), доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования

5

Валентина Федоровна Максимович. Суметь сделать так, чтобы традиционное прикладное искусство было актуально в пространстве современного социума и культуры, и вместе с тем, чтобы в его произведениях сохранялись лучшие художественные традиции исторически сформировавшихся видов традиционных художественных промыслов нашей страны - ключевая идея выступления В.Ф. Максимович. Наглядным подтверждением того, что это возможно, что современная молодежь готова к реализации обозначенной миссии стало дефиле, которое познакомило гостей с лучшими произведениями - платьями, блузами, сарафанами - выпускными квалификационными работами, созданными студентами кафедры художественной вышивки, художественного кружевоплетения, художественной росписи ткани за пятнадцать лет работы академии.

Пленарное заседание было продолжено докладами ректора академии, кандидата педагогических наук, члена Союза художников России П.В. Гусевой, раскрывшей специфику трактовки ключевых понятий в области традиционного прикладного искусства на современном этапе; заведующего научно-педагогической лабораторией Научно-исследовательского института традиционных художественных промыслов, доктора педагогических наук, профессора Н.М. Александровой, обозначившей противоречия в области определения профессионального статуса современного художника традиционного прикладного искусства; директора Научно -исследовательского института традиционных художественных промыслов, доктора педагогических наук, профессора, академика Российской академии образования Л.В. Школяр о необходимости разработки вопросов художественной дидактики в области традиционного прикладного искусства; заведующего кафедрой истории искусства, доктора педагогических наук, доцента Л.М. Ванюшкину и кандидата культурологии, доцента С.А. Тихомирова с анализом научно-педагогической школы как методологической основы образовательной деятельности вуза в условиях современности.

Работа Форума была продолжена в трех секциях, каждая из которых имела свою специфику. Первая - «Традиционные художественные промыслы и непрерывное профессиональное образование» - была посвящена поиску ответов на вопросы, касающихся новых компетенций, соотношения художественных

традиций и педагогических инноваций, специфики воспитания национальной художественной культурой.

Вторая - «Традиционные художественные промыслы и музейная деятельность» - касалась проблем и перспектив организации взаимодействия вуза традиционных художественных промыслов и музея, особенностей

реставрации, реновации и консервации произведении традиционного прикладного искусства.

Третья - «Традиционные художественные промыслы и наука» - была обусловлена важностью осмысления процесса взаимодействия науки и искусства, выявлению критериев художественности и эстетики произведений традиционных художественных промыслов («искусство или китч») и определению роли и значения, круга профессиональных обязанностей современного художника традиционного прикладного искусства.

Второй день работы Форума продолжила молодежная секция, где свои доклады и собственный взгляд на современное состояние и перспективы развития традиционных художественных промыслов России представили участники из Санкт-Петербурга, Москвы, Вологды, Мстеры, Холуя.

Примечательно, что у участников Форума была возможность поразмышлять традиционного искусства в попробовать приобщиться

Форума

не только над судьбами прикладного теории, но и на практике к основам его различных видов. Во второй день состоялись мастер-классы по художественному

кружевоплетению и художественной вышивке, художественной резьбе по дереву и лаковой миниатюрной живописи, ювелирному искусству и художественной росписи ткани, нижнетагильской декоративной росписи по дереву, ткачеству поясов.

В течение двух дней в аудиториях академии работали выставки, знакомящие как с произведениями традиционного прикладного искусства, созданных студентами академии - дипломными проектами и работами по основным его видам (художественная вышивка, художественное

кружевоплетение, лаковая миниатюрная живопись, иконопись, декоративная роспись, косторезное искусство, ювелирное искусство, художественная роспись ткани, художественная резьба по дереву), так и с работами гостей. Среди последних особенный интерес вызвала коллекция кружевных произведений Б. Писанчевой «Импровизация в кружеве» (Болгария), выставка кружева г. Кордова (Испания) и кружева «Ласе» (Франция), а также оятские глиняные игрушки (Лодейное поле, Ленинградская обл.) и северорусские тканые пояса (Архангельск).

Завершилась работа Форума круглым столом, на котором были подведены основные итоги работы, намечены дальнейшие шаги в деле сохранения, возрождения и развития традиционных художественных промыслов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.