Научная статья на тему 'Об истории возникновения Министерства народного просвещения'

Об истории возникновения Министерства народного просвещения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
141
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об истории возникновения Министерства народного просвещения»

РУБЕЖИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОБ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Л.Ф. Киселев, доктор исторических наук, профессор

за управление своей отраслью перед императором. Каждый министр имел замес-

Рубеж столетий всегда вызывает у современников особые чувства. Здесь и грусть по уходящему времени, и радость тителя (товарища министра) и собственную надежды на век грядущий, и размышления канцелярию. Основными подразделениями

министерств стали департаменты во главе с директорами. Департаменты, в свою очередь, делились на отделения во главе с начальниками, а отделения - на столы во

о наследии прошлой эпохи, и желание заглянуть в будущее. Когда уходил в прошлое XVIII в., время будоражило воображение еще и потому, что в России смена веков

почти совпала со сменой императора. В главе со столоначальниками.

ночь с 11-го на 12-е марта 180! г. «скоропостижно от апоплексического удара», как значилось в официальных сообщениях, скончался император Павел I. Вслед за тем на член Государственного совета граф Петр

престол взошел 23-летний Александр. Мо- Васильевич Завадовский (1739 - 1812 гг.).

Первым министром народного просвещения стал екатерининский вельможа, 63-летний действительный тайный советник,

лодои император знал, что по традиции сразу после коронации он должен, хотя бы в самом общем виде, обозначить ориентиры

Он родился в семье мелкопоместных малороссийских дворян в деревне Красновичи Черниговской губернии. В те времена обра-

политики, которой будет придерживаться, зование было в основном связано с церко-

Видимо, для него уже сложился идеал го- вью. Будущий министр вначале учился в

иезуитском училище в Орше, а затем в Киевской духовной семинарии, однако служить пошел по статской линии. Он поступает в

сударственного правления - просвещенный абсолютизм Екатерины II. 12 марта 1801 г. в манифесте о вступлении на престол Алек-

сандр заявил, что будет управлять вручен- канцелярию малороссийского генерал-губер-

ным Богом народом «по законам и сердцу в Бозе почившей Августейшей Бабки нашей Императрицы Екатерины Великой, коея

натора графа Румянцева - талантливейшего военачальника, прославившего русское оружие в войнах с Турцией, - и служит при нем

память нам и всему Отечеству вечно пре- всю первую русско-турецкую войну. Затем,

будет любезна, да по ее мудрым намере- в 1775 г., принявший самое живое участие в

ниям шествуя, достигнем вознести Россию его судьбе Румянцев представляет Завадов-

на верх славы».

Юный император твердо решмл следовать по стопам Екатерины, а значит, особое внимание уделять делу просвещения, образования и науки.

8 сентября 1802 г. взамен отживших свой век коллегий, восстановленных при Павле I,

ского императрице Екатерине П. Вскоре красавец Завадовский становится фаворитом Екатерины - тем самым «вельможей в случае», о котором говорится в комедии Грибоедова «Горе от ума».

«Случай» длился недолго - менее двух лет. Однако умный, красивый, покладистый

были утверждены 8 министерств: военно-су- Завадовский за это время приобрел при дворе прочные связи, особенное канцлером Безбородко, и «не канул в Лету», а, напротив, получил звание сенатора, члена Государственного совета. В конце царствования Екатери-

хопугных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения.

С введением министерств усиливалось

единоначалие, а вместе с ним и ответствен- ны он управлял Дворянским и Государственность высших государственных чиновников ным заемными банками. К тому же Екате-

© А.Ф. Киселев, 2002

7

ІЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙІ И Н Т Е Г Р А Ц И Я ОБРАЗОВАНИЯ

рина щедро одарила его поместьями, и За- Возглавляло систему образования Мини-вадовский стал состоятельным человеком. стерство просвещения. Были образова-

, Удачно сложилось для Завадовского и ны 6 учебных округов (Петербургский,

правление Павла, который не терпел фаво- Московский, Белорусско-Литовский, Дерп-

ритов своей матери, но для Петра Василь- тский, Казанский и Харьковский). Во главе

евича сделал исключение и даже возвел е. о каждого округа был поставлен универси-

в графское достоинство, наградил Андре- тет с его ученой коллегией - советом и по-

евскои лентой, назначил главным директором банков, сенатором. Однако в 1800 г. последовала опала. П.В. Завадовский удалился на житье в свое поместье. Но связи

печителем при нем. Ученый совет университета ведал всеми делами в своем учебном округе. Университетский устав 1807 г. предоставлял университетам значитель-

Петербурге остались. Главное - опытный ную автономию: выборность ректора и проел ьможа сумел расположить к себе на- фессоров, собственный суд, право назна-

чать учителей в гимназии и училища округа. С университетом были преемственно

следника. Император Александр уже в день своего воцарения вызывает новоиспеченного графа ко двору, и 5 июля 1801 г. тот становится председателем Комиссии состав-

связаны 3 ступени общеобразовательных школ: гимназии с 4-летним, уездные учи-

ления законов, затем министром народно- лища с 3-летним и приходские с одногодич-

го просвещения (до 1810 г.), а далее вплоть ным курсом обучения,

до кончины возглавляет департамент законов Государственного совета.

Сравнение и аналогии весьма условны. Каждая эпоха решает свои задачи, обус-

Для нас сегодня важна не столько лич- ловленные состоянием общества. И все же ность П.В. Завадовского, сколько докумен- идея учебного округа во главе с университетом оказалась весьма перспективной. Сегодня в порядке эксперимента Мини-

ты, вышедшие из Министерства народного просвещения, работавшего под его на-

чалом. Первым узаконившим государ- стерство образования России организует

ственную систему образования в России университетские округа (комплексы), объ-

актом стали утвержденные 24 января 1803 г. единяющие все ступени образования от

«Предварительные правила народного про- дошкольного до послевузовского, что при-

свещения». Они имели три главы: «О заве-

*

дении училищ», «О распоряжении училищ

по учебной части», «О распоряжении учи- емственность всех ее звеньев и уровней

дает системе цельность, устойчивость, обеспечивает тесную взаимосвязь и пре-

лищ по хозяйственной части». Фактически Правила устанавливали структуру и систему управления образования, определяли суть «учебной части» и источники финан-

укрепляет роль университетов как центров образования, науки и культуры и расширяет возможности научно-педагогического сообщества влиять на систему

сирования. Исключительно важными и для образования и эффективно участвовать той поры смелыми, новаторскими были в управлении ею.

сформулированные в этом документе прин-

Современный подход к формированию

ципы организации бессословных учебных университетских округов относится к чис-

заведений, бесплатности обучения на низ- лу традиций отечественного образования,

ших его ступенях, преемственности учеб- имеющих 200-летнюю историю. Чем раз-

ветвление© корневая система, тем жизнеспособнее растение. Древо жизни россий-

ных программ.

Все учебные заведения подразделялись на 4 ступени: одноклассные приходские ского образования имеет свои корни, ухо-

училища, уездные училища с трехклассным дящие в глубь.веков, что обеспечивает ему

обучением, гимназии и университеты. и устойчивость, и развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.