РУБЕЖИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
Л.Ф. Киселев, доктор исторических наук, профессор
за управление своей отраслью перед императором. Каждый министр имел замес-
Рубеж столетий всегда вызывает у современников особые чувства. Здесь и грусть по уходящему времени, и радость тителя (товарища министра) и собственную надежды на век грядущий, и размышления канцелярию. Основными подразделениями
министерств стали департаменты во главе с директорами. Департаменты, в свою очередь, делились на отделения во главе с начальниками, а отделения - на столы во
о наследии прошлой эпохи, и желание заглянуть в будущее. Когда уходил в прошлое XVIII в., время будоражило воображение еще и потому, что в России смена веков
почти совпала со сменой императора. В главе со столоначальниками.
ночь с 11-го на 12-е марта 180! г. «скоропостижно от апоплексического удара», как значилось в официальных сообщениях, скончался император Павел I. Вслед за тем на член Государственного совета граф Петр
престол взошел 23-летний Александр. Мо- Васильевич Завадовский (1739 - 1812 гг.).
Первым министром народного просвещения стал екатерининский вельможа, 63-летний действительный тайный советник,
лодои император знал, что по традиции сразу после коронации он должен, хотя бы в самом общем виде, обозначить ориентиры
Он родился в семье мелкопоместных малороссийских дворян в деревне Красновичи Черниговской губернии. В те времена обра-
политики, которой будет придерживаться, зование было в основном связано с церко-
Видимо, для него уже сложился идеал го- вью. Будущий министр вначале учился в
иезуитском училище в Орше, а затем в Киевской духовной семинарии, однако служить пошел по статской линии. Он поступает в
сударственного правления - просвещенный абсолютизм Екатерины II. 12 марта 1801 г. в манифесте о вступлении на престол Алек-
сандр заявил, что будет управлять вручен- канцелярию малороссийского генерал-губер-
ным Богом народом «по законам и сердцу в Бозе почившей Августейшей Бабки нашей Императрицы Екатерины Великой, коея
натора графа Румянцева - талантливейшего военачальника, прославившего русское оружие в войнах с Турцией, - и служит при нем
память нам и всему Отечеству вечно пре- всю первую русско-турецкую войну. Затем,
будет любезна, да по ее мудрым намере- в 1775 г., принявший самое живое участие в
ниям шествуя, достигнем вознести Россию его судьбе Румянцев представляет Завадов-
на верх славы».
Юный император твердо решмл следовать по стопам Екатерины, а значит, особое внимание уделять делу просвещения, образования и науки.
8 сентября 1802 г. взамен отживших свой век коллегий, восстановленных при Павле I,
ского императрице Екатерине П. Вскоре красавец Завадовский становится фаворитом Екатерины - тем самым «вельможей в случае», о котором говорится в комедии Грибоедова «Горе от ума».
«Случай» длился недолго - менее двух лет. Однако умный, красивый, покладистый
были утверждены 8 министерств: военно-су- Завадовский за это время приобрел при дворе прочные связи, особенное канцлером Безбородко, и «не канул в Лету», а, напротив, получил звание сенатора, члена Государственного совета. В конце царствования Екатери-
хопугных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения.
С введением министерств усиливалось
единоначалие, а вместе с ним и ответствен- ны он управлял Дворянским и Государственность высших государственных чиновников ным заемными банками. К тому же Екате-
© А.Ф. Киселев, 2002
7
ІЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙІ И Н Т Е Г Р А Ц И Я ОБРАЗОВАНИЯ
рина щедро одарила его поместьями, и За- Возглавляло систему образования Мини-вадовский стал состоятельным человеком. стерство просвещения. Были образова-
, Удачно сложилось для Завадовского и ны 6 учебных округов (Петербургский,
правление Павла, который не терпел фаво- Московский, Белорусско-Литовский, Дерп-
ритов своей матери, но для Петра Василь- тский, Казанский и Харьковский). Во главе
евича сделал исключение и даже возвел е. о каждого округа был поставлен универси-
в графское достоинство, наградил Андре- тет с его ученой коллегией - советом и по-
евскои лентой, назначил главным директором банков, сенатором. Однако в 1800 г. последовала опала. П.В. Завадовский удалился на житье в свое поместье. Но связи
печителем при нем. Ученый совет университета ведал всеми делами в своем учебном округе. Университетский устав 1807 г. предоставлял университетам значитель-
Петербурге остались. Главное - опытный ную автономию: выборность ректора и проел ьможа сумел расположить к себе на- фессоров, собственный суд, право назна-
чать учителей в гимназии и училища округа. С университетом были преемственно
следника. Император Александр уже в день своего воцарения вызывает новоиспеченного графа ко двору, и 5 июля 1801 г. тот становится председателем Комиссии состав-
связаны 3 ступени общеобразовательных школ: гимназии с 4-летним, уездные учи-
ления законов, затем министром народно- лища с 3-летним и приходские с одногодич-
го просвещения (до 1810 г.), а далее вплоть ным курсом обучения,
до кончины возглавляет департамент законов Государственного совета.
Сравнение и аналогии весьма условны. Каждая эпоха решает свои задачи, обус-
Для нас сегодня важна не столько лич- ловленные состоянием общества. И все же ность П.В. Завадовского, сколько докумен- идея учебного округа во главе с университетом оказалась весьма перспективной. Сегодня в порядке эксперимента Мини-
ты, вышедшие из Министерства народного просвещения, работавшего под его на-
чалом. Первым узаконившим государ- стерство образования России организует
ственную систему образования в России университетские округа (комплексы), объ-
актом стали утвержденные 24 января 1803 г. единяющие все ступени образования от
«Предварительные правила народного про- дошкольного до послевузовского, что при-
свещения». Они имели три главы: «О заве-
*
дении училищ», «О распоряжении училищ
по учебной части», «О распоряжении учи- емственность всех ее звеньев и уровней
дает системе цельность, устойчивость, обеспечивает тесную взаимосвязь и пре-
лищ по хозяйственной части». Фактически Правила устанавливали структуру и систему управления образования, определяли суть «учебной части» и источники финан-
укрепляет роль университетов как центров образования, науки и культуры и расширяет возможности научно-педагогического сообщества влиять на систему
сирования. Исключительно важными и для образования и эффективно участвовать той поры смелыми, новаторскими были в управлении ею.
сформулированные в этом документе прин-
Современный подход к формированию
ципы организации бессословных учебных университетских округов относится к чис-
заведений, бесплатности обучения на низ- лу традиций отечественного образования,
ших его ступенях, преемственности учеб- имеющих 200-летнюю историю. Чем раз-
ветвление© корневая система, тем жизнеспособнее растение. Древо жизни россий-
ных программ.
Все учебные заведения подразделялись на 4 ступени: одноклассные приходские ского образования имеет свои корни, ухо-
училища, уездные училища с трехклассным дящие в глубь.веков, что обеспечивает ему
обучением, гимназии и университеты. и устойчивость, и развитие.