2.12. ОБ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ЮСТИЦИИ РОССИИ
Ванькина Е.А., соискатель, юрист, ООО «ТоргМедСнаб».
Аннотация: Статья содержит анализ становления и развития мировой юстиции России преимущественно через призму историко-правового метода исследования. Рассматривается законодательство в области мирового судоустройства в дореволюционный период в России. Изучается политика правительства по отношению к мировому суду во второй половине XIX века и показывается ее двойственность: попытка скорейшего введения мирового суда на всей территории России, но при этом ограничение самостоятельности мировых судей и подчинение их административно-полицейской власти.
Ключевые слова: институт, мировой судья, мировая юстиция, судебная реформа, судебная система.
ON THE HISTORY OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE «WORLD» COURT SSYTTM IN RUSSIA
Vankina E.A., applicant, lawyer, OOO «TorgMedSnab».
Annotation: The article contains an analysis of the formation and development of the «world» court system in Russia mainly through the prism of historical and legal research method. There was considered the legislation in the «world» judicial system in prerevolutionary period in Russia. Author studied the government's policies in relation to the «world» court in the second half of the XIX century and shows its duality: an attempt to prompt the introduction of the magistrate court on the entire territory of Russia, but the restriction of independence of magistrates and their subjection to the administrative and police authorities.
Keywords: institute, magistrate, «world» court system, judicial reform, judicial system.
В Послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию отмечено: «Какие бы идеальные законы и стратегии не принимались на основе Конституции - реализация заложенного в них смысла зависит от конкретных людей. Их интеллектуальная энергия, творческая сила
- это главное богатство нации и основной ресурс
1
прогрессивного развития» .
За последние годы в социально-политической, экономической и духовной жизни страны произошли значительные изменения, которые повлекли за собой преобразования во всех сферах общественной жизни. Изменение модели государственного управления обусловило проведение необходимых правовых реформ, в том числе судебной.
Особая роль в обеспечении государственной защиты прав и свобод человека и гражданина отводится судебной власти. Необходимость создания и укрепления судебной власти в России обусловила ускоренное реформирование правоохранительных структур, судебной системы, конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства. «Судебная власть должна
обладать высоким статусом, быть сильной и независимой, хорошо подготовленной
профессионально, организационно оформленной и действующей в процессуальном порядке, отвечающем требованиям справедливости»2.
Прежде чем начать рассматривать историю становления и развития института мировых судей, нужно обратиться к определению понятия «мировой судья».
Необходимо отметить, что попытки определить сущность мировой юстиции предпринимались еще издавна. К сожалению, смысл термина «мировой
1 Российская газета. 06.11.2008. N 230 (4787). С. 6
2 Лебедев В.М. Судебная власть в современной России. - СПб.: Академический проект, 2001. - С. 25.
судья» до сих пор непонятен многим гражданам, особенно тем, кто не имеет отношения к юриспруденции. Они воспринимают термин «мировой» как синоним слову «всемирный», полагая, что речь идет о каком-то международном органе. Не могут похвастать точными представлениями о его формах и содержании даже юристы-профессионалы, поскольку мировой судья был на протяжении десятилетий обделен вниманием российских ученых. Тем более что для обозначения одного явления используется несколько терминов: justice, magistrate (мировой судья); Justice of the Реасе, Lay justice (мировая юстиция); magistrates court (мировой суд)3.
Чаще всего эти термины употребляются как синонимы, хотя и имеют свои индивидуальные смысловые оттенки. Так, например, в Англии термин magistrate противопоставляется термину justice как, соответственно, платный мировой судья - мировому судье, выполняющему свои обязанности без вознаграждения. В юридической литературе также правомерно утверждалось, что термин «мировой» следует считать производным от понятия «мир» в значении «порядок», «спокойствие» (английское
peace, французское paix)4.
В действующем законодательстве сформулировано определение термина «мировой судья»: мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации5. Вступившие в законную силу постановления, а также их законные распоряжения, требования, поручения,
3 Мамулян А.С. Англо-русский полный юридический словарь / А.С. Мамулян. - М. : ИНФРА, 1993 - С. 121.
4 Мамулян А.С. Англо-русский полный юридический словарь / А.С. Мамулян. - М. : ИНФРА, 1993 - С. 120.
5 О судебной системе Российской Федерации : Закон РФ от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (с изменениями на 27 декабря 2009 года) // Справочная правовая система Консультант Плюс. Версия Проф.
вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления,
общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации6.
Впервые должность мирового судьи в ее современном понимании появилась в Англии в эпоху Средневековья (1344г.). Первоначально мировые судьи были призваны поддерживать правопорядок, существующий в обществе, требовать от граждан соблюдения законности, выполнения при этом не только чисто судебные, но и административные полномочия.
На протяжении последующих столетий мировые судьи появляются и в других государствах Европы. На определение статуса и направлений развития мирового суда оказывали свое влияние многочисленные факторы: особенности государственного строя, политико-правовые традиции, социально-экономическая обстановка.
Зарождение института мировых судей во многих странах вызвано одними и теми же объективными причинами. Необходимость усиления централизации власти в связи с формированием централизованных государств, обострение борьбы с оппозицией и необходимость наведения общественного порядка. Профессиональные юристы в то время отсутствовали. Рост количества споров и конфликтов, с которыми не справлялись находившиеся у власти лица, требовал создания местной юстиции, пользующейся большим доверием у населения, но находящейся под постоянным контролем со стороны господствующего класса7.
В России первоначально поддержание мира и порядка являлось основной обязанностью общинных органов власти (1Х-Х вв.), которые были призваны улаживать конфликты между сторонами без участия государственных структур в виде суда. Местный судья, рассматривающий дела о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности, склоняющих стороны к примирению, действующего в упрощенной процедуре, существовал в нашем государстве и ранее. Так, понятие «малых исков» было известно на Руси еще во времена Русской Правды8.
Позднее местные суды княжеских людей и представителей общества (докладчиков, погородских посадников и старост) существовали в Новгороде и Пскове. Постепенно они были заменены назначаемыми центральной властью единоличными правителями и судьями - воеводами. Первое упоминание о «мирных судьях» относится к 1826 г.
До 1797 г. в России существовала судебная система, которая строилась в большей степени по сословному принципу, а в 1797 г. были ликвидированы все суды второго звена - верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа и верхний надворный суд. Дальнейшие изменения судебной реформы произошли в 1801г., когда были ликвидированы нижние земские суды, управы благочиния и нижние расправы, а палаты суда и расправы были переименованы в палаты уголовного и гражданского суда.
6 О мировых судьях в Российской Федерации : Закон РФ от 17.12.1998 № 188-ФЗ (с изменениями) // Справочная правовая система Консультант Плюс. Версия Проф.
7 онская С.В. Мировой суд в судебной системе пореформенной России / С.В. Лонская // Правоведение. - 1995. - № 3. - С. 98.
8 Исаев И.А. История государства и права России: Учебник /
И.А. Исаев. - М.: Норма, 1996. 2001. - С 37.
К середине Х1Х вв. судебная система Российской империи состояла из почти двух десятков судебных и судебно-административных органов только на территории центральных губерний. Процедура рассмотрения дел была громоздкой, формальной, усложненной. Дела иногда годами оставались в различных инстанциях, так и не находя своего решения9.
Были необходимы реформы системы правосудия. Почти все авторы, разрабатываемых в Х|Х в. законопроектов предлагали учреждать мировой суд в составе одного судьи по уездам и городам для разрешения гражданских и уголовных дел «меньшей важности». Мировой судья противопоставлялся общим судебным местам. Он призван был реализовать идеи приближения суда к населению за счет сокращения сроков рассмотрения дел, простоты производства, обязанности мировых судей осуществлять примирительные функции и выносить решения по совести и с использованием местных обычаев. Мировой судья провозглашался судом первой инстанции при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, не представляющих повышенной общественной опасности (санкция до одного года лишения свободы).
В 1858 г. предложение о создании мирового суда получило одобрение. Через несколько лет в России произошло важное событие уничтожение крепостного права и освобождение крестьян. Это был достаточно сложный процесс и не только в техническом и организационном плане, но и с юридической точки зрения. В связи с отменой крепостного права возникло большое количество имущественных проблем, споров помещиков с крестьянами о распределении усадеб на наделы, вопросов по составлению и исполнению уставных грамот и т. д.
После уничтожения крепостного права для решения споров по поводу прав собственности и конфликтных ситуаций требовалось наличие доступного и скорого суда. Решить эти задачи предлагалось путем введения мировых установлений. В их основу была положена теория о мировом судье как примирителе, судье совести, основное назначение которого сохранение мира.
Создание мировой юстиции или преобразование на всех ее этапах было результатом целенаправленной реформы. При этом классическая модель мировой юстиции в России создана была на основе изучения зарубежного опыта. Реформа 1864 г. не была насаждением чуждых российской действительности институтов, так как в обществе реально сложились предпосылки для реформирования суда10.
Для российской национальной модели мировой юстиции характерен обособленный тип мировой юстиции, т.е. мировые судьи и их съезды составляют отдельную ветвь юстиции, наряду с судами общей компетенции. При этом законодатель весьма непоследовательно реализовал идею единой местной юстиции: помимо мировых судей существовали и волостные суды, которые были созданы на основании Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, от 19 февраля 1861 г., т.е. в рамках другой реформы. Правительство, стремясь создать суд скорый и близкий к населению, не до конца
9 Шевырин В.М. Судебная система России 1864-1917 гг. / В.М. Шевырин. - М. : РАН. ИНИОН, 2008. - С. 143.
10 Дорошков В.В. Исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности мировых судей / В.В. Дорошков. - М. : Норма, 2007. - С. 124.
провело идею всесословного суда в Российской империи. Создав мировой суд для решения массы малозначительных дел, государство, тем не менее, сохранило волостные суды, сословные по своей сути и неэффективные в деятельности.
На территории России были введены мировые округа, разделяемые на участки, в каждом из которых имелся участковый мировой судья. Жалобы на приговоры и решения, вынесенные мировыми судьями, рассматривал съезд мировых судей округа, на котором председательствовал один из судей.
Характерной чертой российской дореволюционной мировой юстиции (в сравнении с зарубежными странами) является порядок осуществления полномочий: мировые судьи могут осуществлять свою власть единолично или коллегиально.
В соответствии с Судебными Уставами 1864 г. можно отметить, что в зависимости от порядка формирования корпуса мировых судей в европейских губерниях России сформировалась мировая юстиция выборного типа. С учетом образовательного ценза российскую дореволюционную модель мировой юстиции можно отнести к непрофессиональному типу: обязательного юридического образования не требовалось. В зависимости от характера компетенции мировая юстиция того периода была смешанного (мировой судья выполнял как судебные, так и некоторые внесудебные функции) и универсального (совмещал уголовноправовую и гражданско-правовую компетенцию) типа. В зависимости от вознаграждаемости деятельности мировых судей также существовал смешанный вариант: участковые и добавочные судьи получали плату за свою деятельность, должности почетных и участковых почетных не оплачивались. Таким образом, организация деятельности мирового суда в России сочетала определенные черты организации мировой юстиции в Англии и странах континентальной Европы11.
Можно выявить несколько особенностей организации деятельности мировой юстиции в регионах: вводилась отдельно от общих судебных мест; в ряде регионов мировые судьи не избирались, а назначались; различным был перечень и размер цензов; в некоторых районах действовал не обособленный, а единосудебный тип организации юстиции; различался объем функций и компетенция мирового судьи и т.д.
«Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями» закрепил, что должность судьи считалась общественной службой и состояла в высоком пятом классе. Мировой судья имел особый знак отличия - золотую цепь с изображением закона, которую возлагал на себя во время исполнения служебных обязанностей12.
Высшей инстанцией для мировых судей, участковых и почетных являлся съезд мировых судей, который представлял судебную инстанцию, относившуюся к мировым судам. Съездом мировых судей называлось собрание как почетных, так и участковых мировых судей каждого округа. К ведению съезда относилось рассмотрение в апелляционном порядке просьб и
11 Шевырин В.М. Судебная система России 1864-1917 гг. / В.М. Шевырин. - М. : РАН. ИНИОН, 2008. - С. 149.
12 Лебедев В.М. Судебная власть в современной России / В.М. Лебедев. - С-Пб.: Академический проект, 2001. - С. 131.
протестов об отмене решений, вынесенных мировыми судьями13.
Мировые суды не имели полной обособленности, не образовывали автономную подсистему судов, поскольку высший надзор за всеми мировыми судьями, так же как и за их съездами, принадлежал Сенату в лице его кассационных департаментов. Процессуальная функция Сената заключалась в кассационном пересмотре вступивших в законную силу постановлений мировых судей и их съездов.
Мировой суд в 1866-1890 гг. действует как суд-примиритель. Особенно в первые годы своего существования мировыми судьями около трети гражданских дел и почти четверть уголовных дел было окончено примирением. Так, в 1867 году за примирением сторон окончены 22% уголовных и 33% гражданских дел. Количество дел, прекращенных в связи с примирением сторон, по мере того, как мировые судьи набирают опыт, снижается. Если в 1871 году количество разрешенных дел, завершенных примирением сторон, составило 20% уголовных и 27% гражданских дел, то в 1888 году данные показатели снизились и составили 9,1% уголовных и 10,2%
14
гражданских дел .
Данная тенденция сокращения примирительной функции мировых судей была предопределена тем, что мировая юстиция была «вписана» в судебную систему Российской империи в лице Кассационных департаментов Сената.
Судебная реформа 1864 г. не была единовременно реализована на всей территории Российской империи. Относительно сроков реализации реформы в правящих кругах не было единогласного мнения. К 1870 г. мировые суды действовали в 23 губерниях (хотя по Указу 19 октября 1865 г. планировалось ввести в 44). В Польше и девяти западных губерниях мировые суды открылись в 1871 - 1875 гг., в Северо-Западном и ЮгоЗападном краях - в 1880-х, в Сибири - в 1890-х. Официальной датой окончания судебной реформы считается 1899 г., когда последовал официальный указ о ее завершении. При этом введение мировых судов в одних губерниях начиналось позднее отмены их в других в связи с введением института земских участковых начальников. Для России характерна некая фрагментарность (и территориальная, и хронологическая) в реализации нового судебного устройства. После введения института земских участковых начальников дифференциация организации местного правосудия еще более усилилась15.
Частично ликвидировал некоторые недостатки организации мирового суда закон от 15 июня 1912 г. «О преобразовании местного суда»: волостные суды были включены в единую систему местной юстиции, изменились цензовые требования к мировым судьям, изменился порядок определения судебных участков и т.п. Однако реформирование судоустройства на базе данного нормативно-правового акта затронуло лишь некоторые регионы страны. Реализация закона 1912 года в полном объеме на всей территории России
13 Галай Ю.Г. Суд и административно-полицейские органы в дореволюционной России (1864 - 1879 годы) / Ю.Г. Галай. - Н. Новгород: Изд-во Проспект, 2002. - С. 251.
14 Лонская С.В. Мировой суд в судебной системе пореформенной России / С.В. Лонская // Правоведение. - 1995. -№ 3. - С. 99.
15 Шевырин В.М. Судебная система России 1864-1917 гг. / В.М. Шевырин. - М. : РАН. ИНИОН, 2008. - С. 157.
помешали первая мировая война и революционные события начала века.
Закономерности исторического развития мировой юстиции в России свидетельствуют о правомерности идеи о мировых судьях как организационной форме приближенного к населению правосудия, об уникальности мировых судей по сравнения с другими судебными учреждениями. Облик российской модели мировой юстиции в дореволюционный и последующие периоды ее развития, оказали значительное влияние и на современное состояние местных судов в России.
Список литературы:
1. О судебной системе Российской Федерации: Закон РФ от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (с изменениями на 27 декабря 2009 года) // Справочная правовая система Консультант Плюс. Версия Проф. / On the judicial system of the Russian Federation : Federal Law of 31.12.1996 № 1-FKZ (as amended on December 27, 2009) // Reference Legal System Consultant Plus. Prof version.
2. О мировых судьях в Российской Федерации: Закон РФ от
17.12.1998 № 188-ФЗ (с изменениями) // Справочная правовая система Консультант Плюс. Версия Проф. / O Magistrates in the Russian Federation: Federal Law on
17.12.1998 № 188-FZ (as amended) // Reference Legal System Consultant Plus. Prof version.
3. Российская газета. 06.11.2008. N 230 (4787). - С. 6 / Russian newspaper. 06.11.2008. N 230 (4787). - S. 6
4. Галай Ю.Г. Суд и административно-полицейские органы в дореволюционной России (1864 - 1879 годы) / Ю.Г. Галай. - Н. Новгород: Изд-во Проспект, 2002. - 357 с. / Galai Yu.G. Court and administrative police authorities in prerevolutionary Russia (1864 - 1879 years) / JG Gala. - N. Novgorod : Izd Prospect, 2002. - 357.
5. Дорошков В.В. Исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности мировых судей / В.В. Дорошков. - М.: Норма, 2007. - 252 с. / Doroshkov V.V. Historical, institutional and procedural aspects of the Justices of the Peace / V.V. Doroshkov. - Moscow : Norma, 2007. - 252.
6. Исаев И.А. История государства и права России : Учебник / И.А. Исаев. - М.: Норма, 1996. 2001. - 362 с. / Isaev I.A. History of State and Law of Russia: Textbook / I.A. Isayev. -Moscow : Norma, 1996. 2001. - 362.
7. Лебедев В.М. Судебная власть в современной России / В.М. Лебедев. - С-Пб. : Академический проект, 2001. - 469 с. / Lebedev V.M. Judicial power in modern Russia / V.M. Lebedev. -Saint-Petersburg. : The Academic Project, 2001. - 469.
8. Лонская С.В. Мировой суд в судебной системе пореформенной России / С.В. Лонская // Правоведение. -1995. - № 3. - С. 98-99. / Lonskaya S.V. Magistrate's Court in the judicial system, post-reform Russia / S.V. Lonskaya // Legal. - 1995. - № 3. - S. 98-99.
9. 9 Мамулян А.С. Англо-русский полный юридический словарь / А.С. Мамулян. - М.: ИНФРА, 1993 - 356 с. / Mamoulian A.S. English-Russian Comprehensive Law Dictionary / A.S. Mamoulian. - M.: INFRA, 1993 - 356.
10. 10 Шевырин В.М. Судебная система России 1864-1917 гг. / В.М. Шевырин. - М.: РАН. ИНИОН, 2008. - 389 с. / Shevyrin V.M. The judicial system in Russia 1864-1917 years. / V.M. Shevyrin. - Moscow: RAN. INION, 2008. - 389.