Научная статья на тему 'ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ ДРЕВНИХ НАСЕЛЬНИКОВ УРЯНХАЯ – ТАННУ-ТУВЫ'

ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ ДРЕВНИХ НАСЕЛЬНИКОВ УРЯНХАЯ – ТАННУ-ТУВЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
историческая государственность / тувинский народ / historical statehood / the Tuvan people

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аракчаа Кара-Кыс Донгаковна

На основании исторических сведений рассмотрен вопрос о государственности народов, населявших с древних времен территорию Урянхая – Танну-Тувы, т.е. современной Республики Тыва. Выделена государственность периода скифов-динлинов, хунну, тоба, древних тюрок, уйгуров, кыргызов, создававших на территории Центральной Азии империи, в состав которых входили либо территория современной Тувы, либо племена, являющиеся историческими предками тувинского народа, его отдельных родов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT HISTORICAL STATEHOOD OF ANCIENT INHABITANTS OF URIANHAI – TANNU-TUVA

The question of statehood of the peoples who inhabited in ancient times the territory of the Uryankhay – Tannu Tuva, i.e. the modern Republic of Tuva, was examined on the basis of historical information. There were highlighted statehood of the Scythians-Dinlins, Huns, Toba, ancient Turks, Uighurs, Kyrgyz periods, when on the territory of Central Asian there were created Empires, in composition of which were included either the territory of the modern Tuva, or tribes, which are the historical ancestors of the Tuvan people, of its separate delivery.

Текст научной работы на тему «ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ ДРЕВНИХ НАСЕЛЬНИКОВ УРЯНХАЯ – ТАННУ-ТУВЫ»

РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭТНОГРАФИЯ, КРАЕВЕДЕНИЕ УДК 321.01

ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ ДРЕВНИХ НАСЕЛЬНИКОВ УРЯНХАЯ - ТАННУ-ТУВЫ

Аракчаа К. Д.

Аннотация. На основании исторических сведений рассмотрен вопрос о государственности народов, населявших с древних времен территорию Урянхая - Танну-Тувы, т.е. современной Республики Тыва. Выде лена государственность периода скифов-динлинов, хунну, тоба, древних тюрок, уйгуров, кыргызов, создававших на территории Центральной Азии империи, в состав которых входили либо территория современной Тувы, либо племена, являющиеся историческими предками тувинского народа, его отдельных родов.

Ключевые слова: историческая государственность; тувинский народ

ABOUT HISTORICAL STATEHOOD OF ANCIENT INHABITANTS OF URIANHAI - TANNU-TUVA

Arakchaa K. D.

Annotation. The question of statehood of the peoples who inhabited in ancient times the territory of the Uryankhay - Tannu Tuva, i.e. the modern Republic of Tuva, was examined on the basis of historical information. There were highlighted statehood of the Scythians-Dinlins, Huns, Toba, ancient Turks, Uighurs, Kyrgyz periods, when on the territory of Central Asian there were created Empires, in composition of which were included either the territory of the modern Tuva, or tribes, which are the historical ancestors of the Tuvan people, of its separate delivery.

Keywords: historical statehood; the Tuvan people

Изучение трудов ученых, собранных в антологии «Урянхай. Тыва дептер» (автор-составитель С. К. Шойгу), позволяет не только получить знания по истории, культуре и этнографии тувинского народа, по археологии Тувы, но и ставит ряд вопросов, проблем, которые требуют дополнительного осмысления. В частности, актуальной является проблема изучения форм исторической государственности предков тувинского этноса, которая в научной литературе практически не освещена. Анализ литературных сведений, представленных в трудах ученых, позволяет выделить следующие периоды государственности народов (племен), населявших с древних времен территорию Урянхая - Танну-Тувы, т.е. современной Тувы.

Первый - государство скифов-динлинов, I тысячелетие до н.э.

Из китайской исторической хроники известно, что хунну в 201 г. до н.э. завоевали на севере «владение» динлинов (Иакинф, 1851: 17). Слово «владение» в обозначении территориального устройства динлинов было использовано ученым-монахом середины XIX в. Н. Я. Бичуриным при переводе «Исторических записок» древнекитайского ученого Сыма Цяня, жившего во II-I вв. до н.э. (Сыма Цянь, 2002: 323-354). Согласно же переводу данного труда Сыма Цяна современными российскими учеными Р. В. Вяткиным и др. хунну на севере завоевали «племена» динлинов (Урянхай. Тыва дептер. Т. 1, 2007: 184). На наш взгляд и то, и другое неправильные, если не сказать предвзятые, переводы.

В древнекитайской летописи для обозначения завоеванных хуннским шаньюем Мао дунем земель используется иероглиф го.

5

Древнее начертание Иероглиф «страна», Упрощенный иероглиф,

иероглифа «страна» современное начертание используемый в печати

Этот иероглиф в китайском языке используется до сих пор и обозначает государство. Исходя из этого необходимо отметить, что древнекитайский «отец истории» Сыма Цянь, живший более двух тысяч лет назад, писал именно о государствах динлинов, гэкунь (кыргызов) и других народов, которые были завоеваны шаньюем хунну Маодунем. Это обстоятельство позволило, например, современному Кыргызстану отнести начало государственности кыргызского народа именно к 201 г. до н.э., и в 2003 году Кыргызстан отмечал 2200-летний юбилей своей государственности1.

Динлины, населявшие, к моменту завоевания Маодунем, северные окраины Центральной Азии, в том числе и территории Саяно-Алтая (рис. 1), относились к племенам скифского круга. Эти племена уже в начале первого тысячелетии до н.э. были распространены на севере Евразийского континента (рис. 2), и ими в Саяно-Алтайском регионе в 1 тысячелетии до н.э. была создана мощная военно-демократическая держава. О ее мощи свидетельствуют археологические раскопки царских курганов «Аржаан-1» и «Аржаан-2»2 в Турано-Уюкской долине Тувы. Как писал известный советский археолог М. П. Грязнов, в это военно-демократическое объединение входили 29 разных племен (Грязнов, 2007: 380-453), и имело оно, скорее всего, конфедеративное устройство, т.е. было союзом независимых племен, с центром в Турано-Уюкской долине.

Это обстоятельство позволило ученым на этнополитической карте Евразии соответствующего периода выделить этнополитическую общность народов - «уюкцы»3 (рис. 3), а этнополитическое территориальное образование условно обозначить как «Уюкскую Скифию» (Урянхай. Тыва дептер. Т. 1, 2007: 37).

Схема тспталс.тгоп яг.гцрическои карты В|>ем«?нп Старшей династии Хаьь (П1 и. дом. я. — I в, к. а.)

Рис. 1. Расселение племен динлинов в III в. до н.э. - I в. н.э. (Бичурин, 2007: 214)

1 О проведении Года Кыргызской государственности. Указ Президента Кыргызской Республики от 01.08.2002 г. № УП=200: http://cbd.miniust.gov.kg/act/view/ky-kg/3835?cl=ru- (дата обращения: 04.04.2021)

2 В научной литературе название курганов пишется с одной буквой «а»: «Аржан-1» и «Аржан-2».

3 Булат В. Этнополитический атлас Евразии эпохи Античности и Средневековья // Хронософия. Атлас Евразии, V век до н.э. [Электронный ресурс. URL: http://gumilevica.kulichki.net/chronosophy/atlasVBC.htm] (дата обращения: 07.07.2023).

Рис. 2. Распространение скифов в 1 тыс. до н.э. на севере Евразии: «по сю сторону Имая и по ту сторону Имая» (Имай - горы Уральские)1

Рис. 3. Уюкцы (№ 112). Этнополитическая карта Рис. 4. Золотая чаша.

Евразии 500 г. до н.э. Фрагмент2 Курган Аржаан-2. Тува, 2002 г.3

Что связывает современных тувинцев и современную Туву с древними насельниками Саяно-Алтая динлинами, относящимися к скифскому кругу племен? В

1 Атлас древней географии, состоящей из 12 ландкарт, составленный Г. Витом. С объяснительными таблицами, изданными Функом. Перевод с немецкого. - Москва. В типографии Селивановскаго. 1819.

2 Булат В. Этнополитический атлас Евразии эпохи Античности и Средневековья // Хронософия. Атлас Евразии, V век до н.э. [Электронный ресурс] URL: http://gumilevica.kulichki.net/chronosophy/atlasVBC.htm (дата обращения: 07.07.2023).

3 Фотография предоставлена К. В. Чугуновым, руководителем раскопок кургана Аржаан-2 (Отдел археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа).

первую очередь, это, конечно, территория. Нужно вспомнить также Геродота, который одним из отличительных принадлежностей скифских царей называл золотую чашу: «И в память о той золотой чаше еще и до сего дня скифы носят чаши на поясе...» (Урянхай. Тыва дептер. Т. 1, 2007: 31). Именно такая маленькая золотая чаша и была обнаружена в кургане Аржаан-2 (рис. 4).

Таким образом, существование в I тысячелетии до н.э. на территории Саяно-Алтая государства древних скифов-динлинов с политическим центром в Уюкской долине, не вызывает сомнения. Более того, это государство можно назвать исторически первой формой государственности тувинского этноса, т.к. в его формировании, как на генетическом, так и на этнокультурном уровне, по мнению автора, сыграли большую роль скифы-динлины, населявшие территорию Тувы в I тысячелетии до н.э. Генетические исследования показали, что, начиная со скифского периода, мужская часть генофонда тувинцев (гаплогруппы Y-хромосомы) является очень мало дифференцированной (Харьков, Хамина, Медведева, Симонова, Хитринская, Степанов, 2013: 1416-1425). Изучение этногенеза тувинцев с учетом полиморфизма Y-хромосомы показало наличие европеоидных гаплогрупп N1^ (североевразийская) и R1a (западноевразийская) практически у всех обследованных родов тувинского этноса (рис.

5).

Рис. 5. Частоты гаплогрупп Y-хромосомы в родах тувинцев1

И если учесть, что гаплогруппа R1a12 связана со скифами Евразийской степи и Центральной Азии3, то можно сделать заключение, что генетическая связь между скифским населением территории Тувы 1-го тысячелетия до н.э. и современными тувинцами явно присутствует и государство древних скифов-динлинов с политическим центром в Уюкской долине, на взгляд автора, можно считать первой формой государственности тувинского этноса.

Как же называлось это государство? Скорее всего государство Динлин, т.к. и Саянские горы в древних китайских летописях назывались Динлин (Бичурин, 1951-1953: 107).

О самих динлинах древние китайцы отзывались не очень лестно, называя их рыжеволосыми дьяволами. Среди современных тувинцев встречаются люди с рыжими волосами и голубыми глазами, а также люди с зеленовато-голубыми глазами. В настоящее время таких людей стало значительно больше: идет возрождение скифской, динлинской крови?

Второй. Хуннская кочевая держава, 201 г. до н.э. - III в. н.э. Родина хунну - это северные пределы Китайского государства, район Ордоса по реке Хуан-Хэ. По преданию

1 Дамба Л. Д. Этногенез тувинцев: полиморфизм Y-хромосомы // Отчет о НИР НИИ медико-социальных проблем и управления РТ за 2015 г. (рукописи.). Кызыл, 2016. С. 66-70.

2 R1a1 - субклад гаплогруппы R1a

3 Генетический маркер русского народа [Электронный ресурс] // URL: http ://ru-sled. ru/geneticheskij -marker-russkogo-naroda/ (дата обращения: 07.07.2023)

в 1200 г. до н.э. хунну совершили героический скачок через пустыню Гоби (Файзрахманов, 2000: 41, 44, 48) и вошли в соприкосновение со скифами-динлинами Саяно-Алтая. Смешение в течение нескольких столетий монголоидных племен хунну с европеоидными скифами-динлинами дало толчок новому витку в истории и Саяно-Алтая, и Евразии в целом.

И на арену выступили уже не чистые хунну, а уже подвергшаяся значительной метисации с динлинами племя небесных гордецов-хунну, которые во времена царствования в Китае Старшей династии Хань создали огромную кочевую империю (рис. 6).

Рис. 6. Государство хунну на рубеже до н.э. и н.э. (Кляшторный, Савинов, 2005)

После значительного подъема хуннской степной империи во II в. до н.э. хунну в 72 г. до н.э. терпят тяжелое поражение от усуней с запада, ухуани с востока и енисейских динлинов с севера, и с тех пор наступает кризис политического господства хунну в Центральной Азии.

В середине I в. до н.э. происходит разделение хунну на северных и южных. Территория современной Тувы входила в состав объединения северных хунну. Здесь они создали ряд военных гарнизонов. На территории Тувы наиболее типичным хуннским погребением является захоронение недалеко от с. Бай-Даг (Бай-Даг II), в котором были найдены погребальные камеры, внутренние стенки которых были украшены золотой и серебряной фольгой. Такой обряд захоронения хунну известен из древних китайских письменных источников: «Для похорон [у них] есть внутренний и внешний гроб, [с покойником кладут] золото и серебро...» (Сыма Цянь, 2002: 183).

Еще один интересный археологический памятник хуннского времени в Туве - это Саглынская писаница (рис. 7).

Писаница выбита на скале по левому берегу р. Ихэ-Душиин-гол (левый приток р. Саглы-Хем). На ней изображена сцена облавной охоты - одной из важнейших отраслей хозяйства древних насельников отрогов Танну-Ола. Датируется писаница временем около нашей эры, т. е. периодом распада некогда могучей хуннской кочевой державы на северную и южную. Известно, что для кочевников, в том числе и хунну, облавная охота - это не только, и не просто род хозяйствования, но и обязательный элемент военной подготовки, во время которой отрабатывается слаженность коллективных действий.

Рис. 7. Саглынская писаница.

На рубеже до н.э. и н.э., Тува (Членова, 1956: 54).

Кроме того, на облавных охотах воспитываются мальчики - будущие воины. В облавных охотах хунну принимали участие и женщины (Бичурин, 1950: 40).

Другими широко известными археологическими памятниками хуннской (гунно-сарматской) эпохи в Туве являются могильники Кок-Эль, Бай-Даг II и Даг-Аразы. Местное население Тувы в этот период, по мнению ряда ученых, ассимилируется племенами хуннского происхождения (Овчинникова, 2001). Некоторые российские ученые единственными кровными наследниками северных хунну считают тувинцев.

Третий. Дом Тоба, сяньбийские косоплеты. В IV - VI вв. н.э. на северных территориях Китая (Ордос - Хинган - Дал-Нор) создается правящий Дом династии Тоба-Вэй или Северная Вэй (Бичурин, 1950: 159, 167-178).

До своего возвышения племена тоба, сяньбийские косоплеты китайских династийных хроник, со II в. н.э. проживали на территории Южной Монголии. В какое-то время они были вынуждены переселиться на север в отроги Хинганского хребта и на протяжении нескольких сот лет о них почти ничего не было слышно. Здесь они численно увеличились, окрепли и примерно в начале III века н.э. ушли на юг к северным провинциям Китая. Возможно, именно в это время часть племени тоба ушла на запад (предположение автора) и в VII в. н.э. становятся известными китайцам как племя дубо, кочующее у озера Хубсугул.

В конце IV в. предводитель племени, ушедшей к северным провинциям Китая, Тоба Гуй (386-409 гг.) покорил многие племена Великой степи и вышел на историческую арену. В 422 г. тоба взяли столицу Лоян и под династическим именем Вэй стали китайскими императорами. Они захватили всю территорию северного Китая (рис. 8).

Рис. 8. Империя Северная Вэй (Empire of Northern Wei) на карте Восточной, Центральной и Южной Азии. 440 г. н.э. (Herrmann Albert, 1935: 30 - 31)

Государство Тоба-Вэй оставило значительный след в истории как Великой степи, так и Китайской империи. В самом начале, в царствование Тоба Гуя (386-409), Тоба Сэ (409-423) и Тоба Дао (423-452), которые были у тоба самыми заметными правителями, они проявили все свои лучшие качества и одновременно пороки, присущие варварским степным кочевникам. Начиная с царствования Тоба Сюня (452-465), тоба приняли буддизм и стали усиленно насаждать его в Китае. Например, Тоба Хун I (466-471) проявил такое религиозное рвение, что отказался от трона и ушел в монастырь. Его сын Тоба Хун II (Юань Хун, 471 -499) прославился тем, что при нем был создан уникальный, сохранившийся до наших дней буддийский пещерный монастырь - Юньган (Датун, Китай), содержащий более 50 тыс. изображений и статуй Будды. И со времени династии Тоба Вэй буддизм становится государственной религией Китая (рис. 9).

а) б)

Рис. 91: а) Одни из храмовых гротов Юньгана. Датун, Китай. б) Стоящий Будда Гаутама - одна из древнейших статуй, созданная в период государства Тоба Вэй. Датун, Китай. Предполагается, что этим статуям придан облик императоров Тоба Вэй.

1 Фото М. Пахаренко // http://maximus101.livejoumal.com/39390.html?thread=2115806 (дата обращения: 04.04.2021)

Этноним тоба учеными связывается с этнонимами дубо, туба, тыва. Значит, племена тоба это предки тувинских племен, и создание ими правящей династии в Северном Китае ГУ^! вв. н.э. - это историческое прошлое так или иначе, касающееся и этнической истории тувинского народа.

Можем ли мы, живущие в настоящее время далеко от Северного Китая, претендовать на то, чтобы считать себя наследниками Дома Тоба Вэй? Считаю, что можем. Прецедент есть - это Татарстан. Ученые Татарстана ведут государственность татарского народа со времен Великого Тюркского каганата, соответственно изучение истории и карт каганата вошло в школьный учебный процесс Республики Татарстан1.

Четвертый. Восточный Тюркский, Уйгурский и Кыргызский каганаты, VI - XII вв. Это тоже наша история, и мы, тувинцы, по крайней мере отдельные роды, являемся прямыми потомками и голубых тюрок, и уйгуров, и древних кыргызов.

Во времена Кыргызского великодержавия политический центр каганата находился на территории Центральной Тувы - это был город Кемджикет - город на реке Кем (или р. Хемчик - Кемчик, по трактовке известного археолога Дмитрия Дмитриевича Васильева). Город Кемджикет упоминается в трудах персидских ученых. Под названием Кем в китайских исторических картах обозначена река Улуг-Хем. После Саянского каньона в пределах нынешних Красноярского края и Хакасии река имела название Энесай - Енисей (рис. 10).

Рис. 10. Реки Кем и Енисей на карте Восточной, Центральной и Южной Азии. 1760 г.

(Herrmann Albert, 1935: 48-49)

В период «кыргызского великодержавия» территория современной Тувы оказалась в самой гуще политических событий. В связи с этим, интересно проследить перемещение ставки кыргызского кагана, т.е. политического центра государства, по мере возвышения, усиления и упадка каганата.

1 История Татарстана и татарского народа с древнейших времён до конца XVI века. 5-6 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Казань, 2016. С. 22-25. [Электронный ресурс] // URL: https://docplayer.ru/61497147-Istoriya-tatarstana-i-tatarskogo-naroda.html. (дата обращения: 04.04.2021)

В китайских летописях периода династии Тан (618-907 гг.) говорится, что от «местопребывания Ажо [кыргызского владетеля] до хойхуской [уйгурской] орды1 считается 40 дней пути верблюжьего хода» (Бичурин, 1950: 40). По данным ученых, это соответствует расселению в то время кыргызов и местонахождению ставки их кагана на территории к северу от Саянских гор, т.е. в Минусинской котловине. В Тан Шу дается и описание ставки: «Стойбище его обнесено надолбами. Дом состоит из палатки, обтянутой войлоком, и называется Мидичжы... Зимой живут в избах, покрытых древесною корой» (Бичурин, 1950: 39). Ставка Ажо оставалась в Минусинской котловине до начала кыргызской экспансии в Центральную Азию.

После победы над уйгурами в 840 г. «Ажо под личным предводительством предал огню ханское стойбище., забрал все его сокровища.; после сего он перенес свое пребывание на южную сторону гор Лао-шань. Лао-шань еще называют Думань; они лежат в 15 днях конной езды от прежнего хойхуского стойбища» (Бичурин, 1950: 43). Учеными показано, что горы Лао-шань или Думань - это хребты Танну-Ола (Бартольд, 1963: 489) (рис. 11); более того некоторые из них указывают и конкретный район размещения ставки кыргызского Ажо - это река Тес-Хем (Васильев, 1983: 67).

Рис. 11. Азия. 750 год. Фрагмент (Herrmann Albert, 1935: 39).

На карте хребет Танну-Ола обозначен как Lao Mts - горы Лао, по-китайски Лао-Шань.

На наш взгляд, местом ставки кыргызского Ажо может быть северная оконечность оз. Убсу-Нур, недалеко от устья р. Тес-Хем: со всех сторон возможного уйгурского реванша - с юго-запада, юга и юго-востока - ставка кагана надежно защищена естественными преградами - озером и рекой. С севера - окаймлялась хребтами Танну-Ола. Здесь ставка Ажо находилась до начала Х в.

В начале X в. в связи с усилением монголоязычных киданей кыргызский каган переносит ставку в центральную часть современной территории Тувы. По версии одних ученых его ставка находилась в долине Верхнего Енисея в одной из крепостей на Хемчике (Бутанаев, Худяков, 2000: 23), по версии других - в долине р. Элегест (Грач, Савинов, Длужневская, 1998: 67). Автор не исключает нахождение ставки кыргызского кагана на правом берегу р. Улуг-Хем в Эйлиг-Хемской долине. Именно здесь сконцентрировано наибольшее количество из всех известных памятников культуры

1Имеется ввиду от ставки уйгурского кагана Орду-Балык, называемый еще Хара-Балгас, Карабалгасун.

16

енисейских кыргызов, в т.ч. памятник археологии Эйлиг-Хем III в местечке Бедик-Хорум. Одним из известных археологических находок Эйлиг-Хема III является памятник Багыру и меч с куфическими письменами из могильника Багыру (Васильев, 1983) (рис. 12, 13)._

Рис. 12. Стела Багыра. Памятник Е 66. Кара-Булун II.

Фото А. Д. Грача, архив Института истории материальной культуры РАН (СПб).

Прорисовка надписей на стеле (Васильев, 1983)

Перевод надписей: (Кормушин, 1997)

(1) Моя жена, - о жаль...

(2) Доблесть мужа-воина,...

(3) Мое имя мужа-воина - Багыр...

(4) Сто мужей..._

Рис. 13. Сабля Багыра

Перевод арабской надписи на одной стороне клинка: помощь от Аллаха; на другой стороне клинка:

и близкая победа1.

В одном из арабских источников дается название ставки кыргызского кагана -город Кемджикет (другие транскрипции - Кемжикет, Кемиджкет) (Hudud а1-А1ат, 1937). Ученые переводят это название как «город на реке Кем».

Кем - это древнее название именно реки Улуг-Хем, Верхнего Енисея, а не всего Енисея и даже не Среднего Енисея (Хакасия, Красноярский край), как полагают некоторые ученые (рис. 10, 11). Река Кем, как располагающаяся на территории современной Тувы, в разных транскрипциях упоминается как в арабских (река Кем-Кемджиют (Сборник летописей, 2007: 334-335), т.е. Хем-Хемчик), так и в китайских (р. Цянь, Гянь, Кянь (Урянхай. Тыва дептер. Т. 1, 2007: 221; Урянхай. Тыва дептер. Т. 2,

1 Сабля Багыра - не боевой трофей. Интервью Д. Д. Васильева газете Центр Азии // Центр Азии. 2004. № 28.

2007: 41, 64, 287) источниках. Последний слог арабского названия ставки кагана «кет» (в др. случаях - «кит») имеет иранское происхождение, его часто прибавляют к названию городов и селений, напр., Ахсикет, Пянджикет, Аблайкит (Бартольд, 1963: 494) и т.д.

Таким образом, в начале Х в., в период «кыргызского великодержавия», ставка кагана, т.е. политический центр Кыргызского каганата, находилась на территории современной Тувы, более конкретно - на реке Кем, т.е. на р. Улуг-Хем.

Однако, известный советский ученый В. В. Бартольд (Бартольд, 1963: 494), соотнес название ставки кыргызского Ажо Мидичжы, известной еще до периода «кыргызского великодержавия» (т.е. до 840 г.), с названием города Кемджикет периода расцвета Кыргызского каганата (конец IX - середина X вв.), когда, как известно, ставка кагана находилась вне пределов Минусы. Тем не менее, в научной литературе авторитет академика В. В. Бартольда остался неоспорим, и политический центр Кыргызского каганата город Кемджикет определили в Минусинской котловине, что отразилось и на картографических интерпретациях территории Кыргызского каганата (рис. 14).

Рис. 14. Месторасположение г. Кемджикет (Кемжикет) на карте Кыргызского каганата (Кляшторный, Савинов, 2005).

На наш взгляд, упоминаемый в арабском географическом трактате 982 г. Худуд ал-Алам город Кемджикет, «где проживает хырхыз-хакан» (Hudud al-Alam, 2005: 98) должен находиться на территории современной Тувы, уже потому, что титул хакан (каган, хан) кыргызский Ажо сам принял на себя, когда «хойху начали упадать» (Урянхай. Тыва дептер. Т. 2, 2007: 42), т.е. непосредственно перед возвышением кыргызов и созданием Кыргызского каганата. Как отмечено выше, кыргызский каган после победы над уйгурами перевел свою ставку по южную сторону современного хр. Танну-Ола (р. Тес-Хем). А город Кемджикет был создан на реке Кем (Улуг-Хем) после

переноса ставки кагана Ажо с р. Тес-Хем в центральную часть современной территории Тувы на р. Улуг-Хем.

Таким образом, до 840 г. политический центр страны кыргызов - ставка «хягасского владетеля» Ажо Мидичжы, представляющая собой стойбище, обнесенное надолбами (вряд ли это похоже на город в понимании арабского летописца, создававшего в конце Х в. свой труд Худуд ал-Алам), находилась в Минусинской котловине, а город Кемджикет, как ставка кагана периода «кыргызского великодержавия» -- на территории современной Тувы. В связи с этим, на наш взгляд, есть необходимость пересмотра места расположения города Кемджикет на карте Кыргызского каганата.

Пятый. Государство Алтын-ханов, XVI - XVIII вв.

Первый правитель государства Алтын-ханов Шолой-Убаши хундайтджи - это потомок по прямой линии от одного из последних монгольских правителей Даян-Хана. Относится он к племени хотогойтов - омонголившихся тюрок, более того, как считают ученые, омонголившихся урянхайцев.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основными подданными Алтын-ханов были урянхайцы. Сведения об их численности можно найти в сносках Ф. П. Покровского, представленных к Истории Сибирской Г. Миллера. Здесь имеется замечательное примечание, относящееся к периоду правления Алтын-хана Шолой-Убаши в начале XVII в.: «а царь кочевной, кочует на лошадях и на верблюдах; людей-де у него тысяч за двести» (Миллер, 2007: 46, сноска 2). Учитывая это, можно сделать вывод, что в начале XVII в. численность урянхайцев была почти такой же, как и сейчас тувинского населения в нашей республике - чуть более 200 тысяч человек. Это информация для размышления демографам Тувы.

Вместо заключения

Известный арабский ученый XIII в. Шихаб ан-Насави очень точно и мудро отметил (Ан-Насави, 1973: 42):

Тот не человек и не ученый,

Кто не хранит в своем сердце летописей прошлого,

Но тот, кто постиг историю ушедших,

Тот прибавил много жизней к своей.

Этим четверостишием Шихаб ан-Насави очень кратко и точно выразил следующую мысль современности: знание своих предков, прошлого своего народа, истории своей страны несомненно связано с личным миропониманием и мироощущением исторических сведений, и через это - с уровнем личного достоинства и уровнем жизни семьи, конкретного этноса, оформившегося или нет в государственное образование.

Список литературы:

Бартольд В. В. Киргизы. Исторический очерк. // Соч. Т. II. Ч. 1. Общие работы по истории Средней Азии. Работы по истории Кавказа и Восточной Европы. М.: 1963.

Бичурин Н. Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. I-III. М.-Л., 1951-1953. С. 107 // См.: Шойгу С. К. Урянхай. Тыва дептер. Т. 1. М.: Слово, 2007. С. 26.

Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М., 1950.

Бичурин Н. Я. (Иакинф) Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. В 3-х ч. /Отв. ред. С. П. Толстов. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1950. 381 с. // См.: Шойгу С.К. Урянхай. Тыва дептер. Т. 2. М.: Слово, 2007.

Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Ч. III. М.-Л., 1953. Схемы китайских исторических карт (составлены А. Н. Бернштамом) // См.: Шойгу С. К. Урянхай. Тыва дептер. Т. 1. М.: Слово, 2007. С. 214.

БутанаевВ. Я., Худяков Ю. С. История енисейских кыргызов. Абакан: ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2000.

Васильев Д. Д. Корпус тюркских рунических памятников бассейна Енисея. Л.,

1983.

Грач А. Д., Савинов Д. Г., Длужневская Г. В. Енисейские кыргызы в центре Тувы (Эйлиг-Хем III как источник по средневековой истории Тувы). М., 1998.

Грязнов М. П. Аржан. Царский курган раннескифского времени. Л., 1980 // См.: Шойгу С. К. Урянхай. Тыва Дептер. Т. 7. М.: Слово, 2007. С. 380-453.

Иакинф, монах (Бичурин Н. Я.). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Ч. 1. СПб., 1851.

Кляшторный С. Г., Савинов Д. Г. Степные империи Евразии. СПб., 2005. Цв. вставка.

Миллер Г. Ф. История Сибирская (извлечения) // См.: Шойгу С. К. Урянхай. Тыва дептер. Т. 3. М.: Слово, 2007. С. 46, сноска 2.

Овчинникова Б. Б. О поминальном обряде древних племен в гунно-сарматскую эпоху в Туве (по материалам могильника Даг-Аразы) // Евразия сквозь века. Сборник научных трудов, посвященный 60-летию со дня рождения Дмитрия Глебовича Савинова. СПб., 2001. С. 187-193.

Сборник летописей. История Монголов, сочинение Рашид-эддина. Перевод с персидского И. Н. Березина. Т. 1. Ч. 1. - СПб., 1858 // См.: Шойгу С. К. Урянхай. Тыва дептер. Т. 1. М.: Слово, 2007. С. 334-335.

Сыма Цянь. Исторические записки. Т. VIII. Перевод с китайского Р.В. Вяткина, А. Р. Вяткина и А. М. Карапетьянца, вступительная статья Р. В. Вяткина. М.: Восточная литература, 2002. С. 323 - 354 // См.: Шойгу С. К. Урянхай. Тыва дептер. Т. 1. М.: Слово, 2007.

Файзрахманов Г. Л. Древние тюрки в Сибири и Центральной Азии. Казань: Изд-во «Мастер Лайн», 2000. 188 с.

Худяков Ю. С. Кыргызы на просторах Азии. Бишкек, 1995.

Членова Н. Л. Несколько писаниц юго-западной Тувы // Советская археология, 1956. № 4. С. 45-63.

Шойгу С. К. Урянхай. Тыва дептер. Т. 1. М.: Слово, 2007.

Шойгу С. К. Урянхай. Тыва дептер. Т. 2. М.: Слово, 2007.

Харьков В. Н., Хамина К. В., Медведева О. Ф., Симонова К. В., Хитринская И. Ю., Степанов В. А. Структура генофонда тувинцев по маркерам Y-хромосомы. //Генетика. -2013. Т. 49. № 12. С. 1416-1425.

Ан-Насави. Сират ас-султан Джалал ад-Дин Манкбурны (ок. 1232 г.) // Цит. по: Ан-Насави. Жизнеописание султана Джалал ад-Дина Манкбурны. Баку, «Элм», 1973. С. 42.

Herrmann Albert. Historical and Commercial Atlas of China. Cambridge: Harvard University press. 1935. P. 30 - 31.

Herrmann Albert. An Historical Atlas of China. Chicago: University of Chicago, [1935]. P. 48-49.

Herrmann Albert. Historical and commercial Atlas of China. - Cambridge, Massachusetts: Harvard University press, 1935. P. 39.

Hudud al-Alam. The Regions of the World. A Persian Geography 372 A. H. -982 A. D. Translated and explained by V. Minorsky. London. 1937 // Книга о переделе мира от Востока к Западу // Китаб Худуд ал-Алам мин ал-Машрик Ила-л-Магриб. В переводе Старикова И. М., 2005.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Аракчаа Кара-кыс Донгаковна, Научно-исследовательский институт медико-социальных проблем и управления Республики Тыва, Тувинское республиканское отделение Русского географического общества. Кызыл, Россия, Электронная почта: chodura@yandex. ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Arakchaa Kara-kys Dongakovna, Scientific Research Institute of Medical and Social Problems and Management of the Republic of Tuva, Tuvan Republican Branch of the Russian Geographical Society. Kyzyl, Russia, E-mail: chodura@yandex.ru

УДК 929

ЮРИЙ ЛУДУЖАПОВИЧ АРАНЧЫН: ЧЕЛОВЕК И УЧЕНЫЙ, ОПЕРЕДИВШИЙ СВОЕ ВРЕМЯ

Светлой памяти Е. Б. Салзынмаа (Аранчын) Бичелдей У. П.

Аннотация. Статья посвящена научной деятельности одного из выдающихся ученых Тувы, доктора исторических наук, академика Юрия Лудужаповича Аранчына, его фундаментальному труду «Исторический путь тувинского народа к социализму». Также в статье дается краткий анализ второго раздела первой главы указанной монографии - о духовной культуре тувинцев.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие Тувы; некапиталистический путь развития; советская социалистическая формация; духовная жизнь тувинского народа

YURI LUDUZHAPOVICH ARANCHYN: A MAN AND A SCIENTIST WHO

WAS AHEAD OF HIS TIME

To the bright memory of E. B. Salzynmaa (Aranchyn) Bicheldey U. P.

Annotation. The article is devoted to the scientific activity of one of the outstanding scientists of Tuva, Doctor of Historical Sciences, academician Yuri Luduzhapovich Aranchyn, his fundamental work "The historical path of the Tuvan people to socialism". The article also provides a brief analysis of the second section of the first chapter of this monograph - on the spiritual culture of the Tuvinians.

Keywords: socio-economic development of Tuva; non-capitalist path of development; Soviet socialist formation; spiritual life of the Tuvan people

Введение. В 1982 г. из печати издательства «Наука» Новосибирского Академгородка вышла монографическая работа, в то время, еще кандидата исторических наук Ю. Л. Аранчына, работавшего директором ТНИИЯЛИ1.

1 Тувинский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.