Научная статья на тему 'ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫБОЛОВСТВА В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ'

ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫБОЛОВСТВА В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
39
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫБОЛОВСТВО / ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЫБОВОДСТВО / ВОДНЫЕ МЛЕКОПИТАЮЩИЕ / АКВАКУЛЬТУРА / ВОДНЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / МОРСКАЯ ДОКТРИНА / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ЦИВИЛИЗМ / РЫБА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дойников Павел Игоревич

Непрерывное историческое развитие правового регулирования рыболовства и рыболовства в Российском государстве, хронологический насыщено и отражает диалектическое движение Российского общества к цивилистической общественноэкономической формации. Структурно, эту эволюции можно разделить на четыре существенно различных этапа. Наименовать эти этапы целесообразно как имперский, советский, постсоветский и современный. Различающихся, качественным и содержательным, правовым регулированием рыболовства. Отличительной характеристикой современного этапа правового регулирования рыболовства в Российской Федерации, следует обозначить набирающую популярность в научных кругах и находящей многочисленных сторонников, среди широкой неравнодушной общественности, концепции прав животных. Все большее количество людей, разделяют мнение о том, что киты, дельфины, тюлени и другие водные млекопитающие, являются чувствующими существами, способными испытывать эмоции и физические страдания. В совокупности с развитыми интеллектуальными способностями, позволяющими морским млекопитающим решать сложнейшие жизненные задачи, целесообразно считать их личностями нечеловеческой природы и нечеловеческого происхождения, обладающими специальной правосубъектностью и правом на жизнь. Законодательство Российской Федерации, закрепило морских млекопитающих, частью водных биологических ресурсов, разрешив осуществлять в их отношении морской зверобойный промысел. Подобное положение, полностью противоречит вышеназванным данным о внутреннем мире и естественной природе морских млекопитающих, противоречит логике цивилитарно-либертарного развития Российского государства, а равно и практике правового регулирования статуса водных млекопитающих ряда зарубежных стран. Борьба за права животных в России продолжается, в этой борьбе вырисовываются новые качественные горизонты достижений и моральных вызовов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE HISTORICAL DEVELOPMENT OF THE LEGAL REGULATION OF FISHING IN THE RUSSIAN STATE

The continuous historical development of the legal regulation of fishing and fishing in the Russian state is chronologically saturated and reflects the dialectical movement of Russian society towards a civilistic socio-economic formation. Structurally, this evolution can be divided into four significantly different stages. It is advisable to name these stages as imperial, Soviet, post-Soviet and modern. Differing, qualitative and substantive, legal regulation of fishing. A distinctive characteristic of the current stage of the legal regulation of fishing in the Russian Federation should be identified as the concept of animal rights, which is gaining popularity in scientific circles and finds numerous supporters among the general non-humane public. An increasing number of people share the opinion that whales, dolphins, seals and other aquatic mammals are sentient beings capable of experiencing emotions and physical suffering. Together with the developed intellectual abilities that allow marine mammals to solve the most difficult life tasks, it is advisable to consider them as individuals of non-human nature and non-human origin, possessing a special legal personality and the right to life. The legislation of the Russian Federation has fixed marine mammals as part of aquatic biological resources, allowing marine St. John's wort fishing to be carried out in relation to them. Such a situation completely contradicts the above-mentioned data on the inner world and the natural nature of marine mammals, contradicts the logic of the civilitarian-libertarian development of the Russian state, as well as the practice of legal regulation of the status of aquatic mammals in a number of foreign countries. The struggle for animal rights in Russia continues, and new qualitative horizons of achievements and moral challenges are emerging in this struggle.

Текст научной работы на тему «ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫБОЛОВСТВА В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ»

DOI 10.47643/1815-1337_2021_12_251

ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫБОЛОВСТВА В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ ON THE HISTORICAL DEVELOPMENT OF LEGAL REGULATION FISHING IN THE RUSSIAN STATE

ДОЙНИКОВ Павел Игоревич,

кандидат юридических наук, доцент кафедры экологического и природоресурсного права

Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

123001, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 9.

E-mail: PIDOINIKOV@msal.ru;

DOYNIKOV Pavel Igorevich,

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Environmental and Natural Resource Law O.E. Kutafin University (MSLA).

123001, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya str., 9. E-mail: PIDOINIKOV@msal.ru

Краткая аннотация: непрерывное историческое развитие правового регулирования рыболовства и рыболовства в Российском государстве, хронологический насыщено и отражает диалектическое движение Российского общества к цивилистической общественно-экономической формации. Структурно, эту эволюции можно разделить на четыре существенно различных этапа. Наименовать эти этапы целесообразно как имперский, советский, постсоветский и современный. Различающихся, качественным и содержательным, правовым регулированием рыболовства. Отличительной характеристикой современного этапа правового регулирования рыболовства в Российской Федерации, следует обозначить набирающую популярность в научных кругах и находящей многочисленных сторонников, среди широкой неравнодушной общественности, концепции прав животных. Все большее количество людей, разделяют мнение о том, что киты, дельфины, тюлени и другие водные млекопитающие, являются чувствующими существами, способными испытывать эмоции и физические страдания. В совокупности с развитыми интеллектуальными способностями, позволяющими морским млекопитающим решать сложнейшие жизненные задачи, целесообразно считать их личностями нечеловеческой природы и нечеловеческого происхождения, обладающими специальной правосубъектностью и правом на жизнь. Законодательство Российской Федерации, закрепило морских млекопитающих, частью водных биологических ресурсов, разрешив осуществлять в их отношении морской зверобойный промысел. Подобное положение, полностью противоречит вышеназванным данным о внутреннем мире и естественной природе морских млекопитающих, противоречит логике цивилитарно-либертарного развития Российского государства, а равно и практике правового регулирования статуса водных млекопитающих ряда зарубежных стран. Борьба за права животных в России продолжается, в этой борьбе вырисовываются новые качественные горизонты достижений и моральных вызовов.

Abstract: the continuous historical development of the legal regulation of fishing and fishing in the Russian state is chronologically saturated and reflects the dialectical movement of Russian society towards a civilistic socio-economic formation. Structurally, this evolution can be divided into four significantly different stages. It is advisable to name these stages as imperial, Soviet, post-Soviet and modern. Differing, qualitative and substantive, legal regulation of fishing. A distinctive characteristic of the current stage of the legal regulation of fishing in the Russian Federation should be identified as the concept of animal rights, which is gaining popularity in scientific circles and finds numerous supporters among the general non-humane public. An increasing number of people share the opinion that whales, dolphins, seals and other aquatic mammals are sentient beings capable of experiencing emotions and physical suffering. Together with the developed intellectual abilities that allow marine mammals to solve the most difficult life tasks, it is advisable to consider them as individuals of non-human nature and non-human origin, possessing a special legal personality and the right to life. The legislation of the Russian Federation has fixed marine mammals as part of aquatic biological resources, allowing marine St. John's wort fishing to be carried out in relation to them. Such a situation completely contradicts the above-mentioned data on the inner world and the natural nature of marine mammals, contradicts the logic of the civilitarian-libertarian development of the Russian state, as well as the practice of legal regulation of the status of aquatic mammals in a number of foreign countries. The struggle for animal rights in Russia continues, and new qualitative horizons of achievements and moral challenges are emerging in this struggle.

Ключевые слова: рыболовство, историческое развитие, рыбоводство, водные млекопитающие, аквакультура, водные биологические ресурсы, морская доктрина, стратегия развития, цивилизм, рыба.

Keywords: fishing, historical development, fish farming, aquatic mammals, aquaculture, aquatic biological resources, marine doctrine, development strategy, civilization, fish.

Дата направления статьи в редакцию: 05.10.2021

Дата публикации: 30.12.2021

Российская Федерация, обладатель огромного потенциала запасов мировых водных биологических ресурсов, а ее береговая линия является четвёртой среди самых длинных в мире, после Канады, Гренландии и Индонезии, эти факты являются природными и историческими конкурентными преимуществами на мировой экономической арене.

В России с древнейших времен, в качестве вида хозяйственной детальности практиковалось рыболовство и рыбоводство, в омывающих ее морях и океанах, а также в водоемах и водотоках1. Как и в зарубежных странах, места используемые для рыбной ловли и водные биологические ресурсы считались на Руси принадлежностью собственника земельного участка2. Из дошедших до нашего времени жалованных грамот известно, что московские князья, жалуя поместья и вотчины, не оставляли без внимания рыбную ловлю3. Самые хронологически удаленные сведения о выращивании рыбы на Руси, датируются XII-XIII веками, в озерах и прудах при монастырях, монахи занимались разведением рыбы4.

Первым нормативно правовым актов в России, предметом которого являлась охрана водных биологических ресурсов, целесообразно считать Указ Петра I 1698 года, предписывающий ловлю мелкой сельди «на обиход, на великого государя, и на себя, и на продажу - пусть оста-

1 Гоафский В.Г. Всеобщая история права и государства. М., 2005. С.243-246.

2 Крассов О.И. "Право собственности на землю в странах Европы: Монография М., 2014. с.174-180.

3 Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. М., 2006. с.146-150.

4 https://xn--80ajgpcpbhkds4a4g.xn--p1ai/articles/rybovodstvo-v-rossii/ (дата обращения 25.05. 2021).

нется для расплода»1. На период правления Петра I приходится принятие около 200 указов и прочих актов, имеющих отношение к рыбной ловле и охране окружающей среды. Указом 1704 года «Об отдаче рыбных ловель на откуп», Уральскому казачеству, промышлявшему рыбоводством осетровых рыб, передавались в пользование водные объекты.

В Полном собрании законов Российской империи, в редакции 1832 года имеются положения о рыболовном промысле. В большинстве своем они касаются рыболовства и частично рыбоводства или рыборазведения. На различных водных объектах, прудах, озерах, реках, рыбные ловы в большинстве своем, являлись собственностью владельцев земельных участков, выходящих к водному объекту.

В старинные времена, рыболовство в открытом море, по способам добычи не ограничивалось от пресноводных объектов. Предусматривались ограничения использования орудий лова, коробов, заколов, неводов, самоловов, а также иных снастей.

Подобные нормы, устанавливались именными указами императора и Правительствующего сената 1704, 1738, 1803, 1819, 1828, 1852 гг. Характерно, что легализованные ограничения зачастую были неизвестны органам власти, должностным лицам и даже губернаторам. То, что касается рыбаков, следует констатировать, как и в наше время, отношение к правилам осуществления рыбной ловли, можно назвать пренебрежительным и недобросовестным.

Результатом представленных многотомных отчетов, по итогам экспедиций, в области главных рыболовных бассейнов, академиков К.М. Бэра и Н..Я. Данилевского, во второй половине XIX века, явились разработанные Министерством государственных имуществ2 многочисленные законодательные акты.

Проведенные исследования рыбного хозяйства европейской части России, до мельчайших подробностей затронули акватории Черного и Азовского морей, Балтийского и Белого морей, Чудско-Псковского озера и других значительных по площади озер в 1851, 1853, 1859, 1863, 1870 годах.

Исследования акцентировались на орудиях и способах лова, приготовлении блюд из рыбопродуктов, результатом проделанной работы является накопленный масштабный графический и статистический материал.

В Министерстве государственных имуществ дорабатывались и обсуждались предложения экспедиции по упорядочиванию рыболовного промысла, после чего вносились в Государственный совет, значительное количество утверждалось государем императором, приобретая форму законодательных актов.

Обращают на себя внимание, принятые по результатам вышеназванных обсуждений и доработок, два законодательных акта в области рыбного хозяйства.

Следует особо отметить два важных законодательных акта для поощрения отечественного рыбного хозяйства. Закон Российской Империи 1886 г. «О правах на рыбную ловлю» дозволял ловлю рыбы и морской промысел зверя на Белом море и в акватории Северного Ледовитого океана. В Архангельской губернии, крестьяне для осуществления морского промысла зверя и ловли рыбы, имели право строить суда, из ка-

3

зенного леса .

Закон Российской Империи 1876 г. «О льготах рыбопромышленникам по постройке судов» предусматривал для постройки пяти речных или двух морских судов, бесплатный отпуск казенного леса в течении 10 лет, норвежским и русским переселенцам на мурмански й берег 4.

Человеком, основавшим промышленное рыболовство в Российском государстве, принято считать Владимира Павловича Врасского, создавшего в 1856-1857 году первый в России завод для хозяйственного разведения сигов и лососей, получившего название: Никольский рыбоводный завод. На территории которого были проведены манипуляции с «сушим» или «русским» способом искусственного оплодотворения и инкубации икры. Для разведения осетровых, балтийского лосося и семги, в разных частях России, были построены подобные заводы5.

Ф. В. Овсянниковым в 1869 году, в первые было проведено искусственное оплодотворение икры стерляди6. Оскар Андреевич Гримм в 1874-1876 годах, разработал способ искусственного оплодотворения лососёвой икры. О.А. Гримм с 1879 по 1912 год руководил Никольским рыбоводным заводом, ставший под его руководством, главным научным центром рыбоводства в России. О.А. Гримм в 1890 году разработал программу для всероссийских курсов по рыбоводству и рыболовству7. Для осуществления целей и реализации хозяйственного потенциала, на заводе учреждены гидробиологическая, гидрохимическая, ихтиологическая лаборатории.

Примечательно, что по мнению Р. Марчича «нормы позитивного права не могут быть изобретены: человек постоянно обнаруживает право, точнее в сердцевину права, которая заключена в бытии»8, а наиболее обострившейся задачей сегодняшнего дня, в сравнении в том числе с концом XIX века, является обнаружение естественных прав высших животных в бытии жизни.

В начале XX века, обязательную юридическую силу имели, прилагаемые к законодательным актам правила рыболовства. Полиция, губернатор, смотрители рыбных ловель, в соответствии с требованиями законодательства, обязывались осуществлять контроль за рыбозагото-вителями. Предусматривались ограничения на промысел морского зверя. Ежегодно до 22 марта, запрещалась добыча тюленей и моржей, а кито-

1 Вешняков В.И. Рыболовство и законодательство. СПб., 1894. С.7.

2 Дойников П.И. История центральных органов управления казенной промышленностью в России. XVII-XIX века. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Институт государства и права Российской академии наук. М., 2009. с.135-136.

3 Бекяшев К.А. Морское рыболовное право. М., 2007. С. 13.

4 В случае принятия ими русского подданства.

5 http://www.biografija.ru/biography/vrasskij-vladimir-pavlovich.htm(дата обращения: 25. 05. 2021).

6 https://www.activestudy.info/istoriya-osetrovodstva/ (дата обращения: 25. 05. 2021).

7 Гайдин С. Т., Бурмакина Г. А. Основные этапы в развитии охотничьего и рыбного хозяйства Приенисейского региона (1822-1991 гг.) // Вестник Красгау. 2015. Вып. 4 (103). С. 263-269.

8 Marcic R. Rechtsphilosophie. Freiburg i. Br., 1969. S. 114, 128 ff.

бойный промысел ежегодно запрещался до 1 июня. Обращает на себя внимание тот факт, что законодатель прекращал период рыболовства 1 июня, то есть предусматривалось разделение периодов добычи различных морских и водных биологических ресурсов.

В разных частях огромной Российской империи, в особенности на территории национальных образований, таких как Польша, Прибалтика, Финляндия, правила рыболовства были отличны.

По оценкам юристов того времени, на различных территориях Российской империи и ее национальных окраинах Финляндии, Прибалтике, Польше правила рыболовства несколько отличались друг от друга. В Черноморско-Азовском бассейне, запрещался вылов кефали, в лиманах весной и осенью, а также объявлялся платным, доходный лов устриц, стоимость лицензии за одну лодку, составляла 24 рубля.

Примечательным фактом является, то что законодатель до революции осуществил работу по различению нормативного установления, объектов рыбоводства и рыболовства, исходя из биологической классификации живых существ.

По мнению ряда дореволюционных экспертов, в XIX веке нормативно-правовое регулирование рыбоводства и рыболовства, решало возникающие вызовы по развитию и поддержке искусственного рыболовства. Этот процесс отразился в научных исследованиях морских и речных бассейнов и условий жизни водных промысловых животных, в наблюдениях за рыболовными предприятиями в удаленных районах морских и океанических акваторий. Результаты исследований и наблюдений выявили необходимость осуществления надзора за соблюдением правил рыболовства и осуществлением торговли рыбой и связанной с выловом рыбы продукцией, вместе с охраной свободного хода в реки и обратно, мигрирующим рыбам, в зависимости от видов рыб, вместе с установлением запретных сроков и сроков вылова, детализации применения способов и орудий лова, опытного применения многолетней и однолетней аренды пресноводных и морских акваторий1.

Политика Российского государства, касающаяся развития морского и водного промысла, в дореволюционный период, исходила из исключения «всего, что препятствует правильному развитию рыболовства и рыбоводства и содействует истощению морских и речных богатств»2. Ряд характерных для того времени проблем, не утратили своей значимости и для современного рыбоводства, несмотря на то, что разрешение задач рыболовства XXI века, требует использование цивилитарно-либертарных мировоззренческих подходов3.

Количественное увеличение численности представителей человеческого вида, отражающееся во влиянии человеческого общества на водные и морские природные системы, поставил насущный вопрос о реальности естественных прав морских и водных млекопитающих. Следует констатировать проблемность, затратность, трудно исполнимость решения названных вызовов, без изменения варварски-потребительского отношения к животным.

В первой половине XX века, изменение в базисе общественно-экономической формации Российского государства, отразившиеся в правоведении, поставили перед отечественным рыбодобывающим и рыбопроизводящим хозяйством, трудно выполнимые задачи4. В связи с этим в 1923 года В.И. Мейснер писал: «Добыча наиболее доступного количества рыбы, в наиболее ценном и выгодном для дальнейшего использования виде, с наименьшей затратой сил и материальных средств, с обязательным сохранением природного запаса и обеспечения непрерыв-

5

ности использования водоема»5.

Природоохранным следствием образования СССР, явилось принятие нормативно правовых актов, направленных на охрану природных ресурсов, общесоюзного значения, таких как Постановление ЦИК и СНК СССР от 21 ноября 1924 года «Об основах организации рыбного хозяйства Союза ССР»6, Постановление СНК СССР от 2 февраля 1926 года «Об ограничении промысла морских котиков и морских бобров» 7.

Принятие Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «Об утверждении Положения о рыбном хозяйстве» 25 июля 1927 года, можно охарактеризовать значительнейшим нормативно-правовым актом8, молодого советского государства. Примечательно то, что документ носил преобладающе организационно-хозяйственную составляющую, в отношении использования и охраны морских и речных млекопитающих, ракообразных, моллюсков, рыб, находящихся в состоянии естественной свободы.

Под рыбным хозяйством, в статье 1 Положения о рыбном хозяйстве, понималось деятельность по использованию млекопитающих, ракообразных, моллюсков, в том числе морских водорослей, рыбы и других морских и водных животных. Так же это мероприятия, направленные на поддержание и создание рыбных запасов, в том числе по организации вышеназванного использования на рациональных началах, ограждающих рыбные запасы от истощения.

На промысловые и непромысловые рыбохозяйственные угодья, классифицировались водные объекты на территории СССР в то непростое время. На угодья местного и общероссийского значения, подразделяло угодья правовое регулирование и подчиненность промысловых угодий.

В целях поддержания и увеличения запасов ценных пород рыб в рыбопромысловых угодьях общереспубликанского значения, на народные комиссариаты земледелия, в соответствии с Положением «О рыбном хозяйстве», а также в целях рационального рыбохозяйственного использования водоемов местного значения, возлагалась реализация мер направленных на осуществление рыбоводства, сельскохозяйственного и государственного.

1 Правовое регулирование использования и охраны биологических ресурсов: Научно-практическое пособие Боголюбов С.А., Галиновская Е.А., Горохов Д.Б. и др. отв. ред. Е.Л. Минина. М., 2016. с.62.

2 Вешняков В.И. Указ. соч. С. 310 - 311.

3 Дойников П.И. О цивилитарно-либертарной концепции прав животныхЧерные дыры в Российском законодательстве. 2021. № 1. С. 66-69.

4 Исаев. И.А. Становление хозяйственно-правовой мысли в СССР (20-е годы). М., 1986. с.10-72.

5 Вылегжанин А.Н., Зиланов В.К. Международно-правовые основы управления морскими живыми ресурсами (Теория и документы). М., 2000. С. 66 - 67.

6 СЗ СССР. 1924. N 25. Ст. 214.

7 СЗ СССР. 1926. N 24. Ст. 154.

8 СУ РСФСР. 1927. N 102. Ст. 684.

В советский период, рыбное хозяйство, в особенности акцентированное на выращивании рыбы в прудах, стало качественно развиваться как элемент плановой отрасли экономики. В 30-х годах XX века стартуют проекты нацеленные на разведение рыбы в промышленных масштабах на территориии Сибири1.

С 1968 г. Министерство рыбного хозяйства РСФСР осуществляло управление разведением рыбы, ранее закрепленное за Министерство рыбной промышленности СССР. Среди используемых методов управления рыбным хозяйством, превалировали директивные, при второстепенном использовании договорных отношений2.

До начала XXI века, действовало Постановление Совета Министров СССР 1958 года «О воспроизводстве и об охране рыбных запасов во внутренних водоемах СССР»3, закрепившее Положение «Об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР». Значительное количество норм, которого, пробуждают страсть к изучению и у современных исследователей4.

Кардинальные изменения социально-эконмического уклада жизни Российского общества конца XX века, в качестве сопутствующих последствий, в области рыбного хозяйства, имели коррупцию и рост организованной преступности5. Невысокая оплата труда инспекторов рыбоохраны, сокращение штата их численности, разрозненная и устарелая правовая база, способствовали развитию этого сценария. Распространение браконьерской деятельности, носило невиданные до селей масштабы, да и просто добыча водных биологических ресурсов, воспринималась населением как своеобразная природная «рента»!

Своеобразным итогом периода безвременья, стало разработка и принятие Президентом России 27 июля 2001 г. Морской доктрины Российской Федерации и ее переиздании 26 июля 2015 года. Поставившей ряд долгосрочных задач освоения морских биоресурсов, в том числе в пределах исключительной экономической зоны. Сохранение позиций Российской Федерации среди лидирующих государств, в сфере осуществления рыболовной деятельности6.

Обращает на себя пристальное внимание, Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации7, принятие которой, призвано обеспечить переход от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития отечественного рыболовного промысла и производства рыбной продукции8.

Разработка, принятие и вступление в действие Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ было призвано распространить на используемую в целях рыболовства и сохранения водных биоресурсов, сухопутную территорию Российской Федерации, суда, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, приписанные к портам на ее территории, плавающие под Государственным флагом Российской Федерации, находящиеся в открытом водном пространстве вне пределов РФ, исключительную экономическую зону, континентальный шельф России, а также внутренние морские воды и внутренние воды Российской Федерации9.

Нельзя не отметить, отсутствие закрепленных в законодательстве Российской Федерации естественных прав морских и водных млекопитающих. Это обстоятельство лишь консервирует их статус в составе водных биоресурсов10.

Для реализации рационально-бережного и цивилизованного использования морских и водных биологических ресурсов необходимо прежде всего признать и закрепить естественные права на жизнь, на защиту от жестокого обращения, право не быть подвергнутым медицинскому или научному эксперименту, высших морских и водных млекопитающих11, исключить морских и водных млекопитающих, из состава водных биологических ресурсов, запретить морской зверобойный промысел на территории Российской Федерации.

Необходимо уделить внимание факту, разработки и принятия Федерального закона 02.07.2013 N 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», явившийся значительной вехой на пути реализации Стратегии развития аквакультуры в Российской Федерации на период до 2030 г. утвержденной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 12. Во всем мире фиксируется развитие различных форм рыбоводства, в том числе аквакультуры, как реальной альтернативы добыче вылову морской и водных биоресурсов в естественных условиях обитания13.

Закон «Об аквакультуре» устанавливает правовые основы регулирования общественных отношений, возникающих в области аквакультуры (рыбоводства). Под аквакультурой понимается деятельность, связанная с содержанием и разведением, а также выращиванием объектов аквакультуры. То есть водных организмов, разведение, содержание, выращивание которых осуществляются в искусственно созданной среде обитания с использованием специальных средств и технологий14.

1 История государства и права СССР. Ч.2. под. Ред. А.И. Денисова. М., 1948. с.160.

2 Пономарев М.В., Кичигин Н.В., Сиваков Д О., Кузнецова Н.Д. Комментарий к Федеральному закону «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (постатейный). Под ред. М.В. Пономарева. М., 2005. С. 68 - 69.

Собрание постановлений Правительства СССР. 1958. N 16. Ст. 127.

4 Козлов В.И., Абрамович Л.С. Краткий словарь рыбовода. М., 1982.

5 Гараев Р. Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х. М., 2021. С.54-78.

6 «Морская доктрина Российской Федерации», утв. Президентом РФ 26.07.2015 // Документ опубликован не был

7 Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2019 N 2798-р <Об утверждении Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года> (вместе с "Планом мероприятий по реализации стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года"). // СЗ РФ, 02.12.2019, N 48, ст. 6905

8 Кушлин В.И., Фоломьев А.Н., Селезнев А.З., Смирницкий Е.К. Инновационность хозяйственных систем. М., 2000. С. 24-30.

9 Законодательство о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов в вопросах и ответах: научно-практическое пособие. Боголюбов С.А., Жариков Ю.Г., Минина Е.Л. и др.; руководитель авторского коллектива Д.О. Сиваков М., 2015. с.186-202, Боголюбов С.А. и др. Институты экологического права. М., 2010. С. 345 - 362.

10 Дойников П И. О морских и водных млекопитающих в зеркале права. Право и государство: теория и практика. 2021. № 7 (199). С. 112-116.

11 способных руководствоваться в различных жизненных ситуациях, не инстинктивным поведением(инстинктами), а преобразованным и приобретенным жизненным опытом.

12 Документ опубликован не был. СНС «КонсультантПлюс».

13 Правовые основы бизнеса в сфере природопользования. Учебное пособие для бакалавров. Отв. Ред. Н.Г. Жаворонкова., В.Б. Агафонов. М., 2017. с. 181 -189.

14 Тимофеев А. Подводные камни российской аквакультуры // https://iarex.ru/articles/52352.html (дата обращения: 26. 05. 2021).

Развитие представлений о правовом регулировании использования и охраны водных биологических ресурсов, в качестве необходимой легализации, поставило по мнению Л. Фуллера «требования справедливости и его приспособление к ценностям, принятым в обществе в данных условиях применения нормы»1, так как в современном Российском обществе, всю большую ценность приобретают естественные права животных.

Библиогра фия:

1. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. М., 2005. С.243-246.

2. Крассов О.И. "Право собственности на землю в странах Европы: Монография М., 2014. с.174-180.

3. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. М., 2006. с.146-150.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Вешняков В.И. Рыболовство и законодательство. СПб., 1894. С.7.

5. Дойников П.И. История центральных органов управления казенной промышленностью в России. XVII-XIX века. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Институт государства и права Российской академии наук. М., 2009. с.135-136.

6. Бекяшев К.А. Морское рыболовное право. М., 2007. С. 13.

7. Гайдин С. Т., Бурмакина Г. А. Основные этапы в развитии охотничьего и рыбного хозяйства Приенисейского региона (1822-1991 гг.) // Вестник Красгау. 2015. Вып. 4 (103). С. 263-269.

8. Marcic R. Rechtsphilosophie. Freiburg i. Br., 1969. S. 114, 128 ff.

9. Правовое регулирование использования и охраны биологических ресурсов: Научно-практическое пособие Боголюбов С.А., Галиновская Е.А., Горохов Д.Б. и др. отв. ред. Е.Л. Минина. М., 2016. с.62.

10. Дойников П.И. О цивилитарно-либертарной концепции прав животныхЧерные дыры в Российском законодательстве. 2021. № 1. С. 66-69.

11. Исаев. И.А. Становление хозяйственно-правовой мысли в СССР (20-е годы). М., 1986. с.10-72.

12. Вылегжанин А.Н., Зиланов В.К. Международно-правовые основы управления морскими живыми ресурсами (Теория и документы). М., 2000. С. 66 - 67.

13. История государства и права СССР. Ч.2. под. Ред. А.И. Денисова. М., 1948. с.160.

14. Пономарев М.В., Кичигин Н.В., Сиваков Д.О., Кузнецова Н.Д. Комментарий к Федеральному закону «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (постатейный). Под ред. М.В. Пономарева. М., 2005. С. 68 - 69.

15. Собрание постановлений Правительства СССР. 1958. N 16. Ст. 127.

16. Козлов В.И., Абрамович Л.С. Краткий словарь рыбовода. М., 1982.

17. Гараев Р. Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х. М., 2021. С.54-78.

18. «Морская доктрина Российской Федерации», утв. Президентом РФ 26.07.2015 // Документ опубликован не был.

19. Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2019 N 2798-р <Об утверждении Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года> (вместе с "Планом мероприятий по реализации стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года"). // СЗ РФ, 02.12.2019, N 48, ст. 6905

20. Кушлин В.И., Фоломьев А.Н., Селезнев А.З., Смирницкий Е.К. Инновационность хозяйственных систем. М., 2000. С. 24-30.

21. Боголюбов С.А., Жариков Ю.Г., Минина Е.Л. и др.; руководитель авторского коллектива Д.О. Сиваков М., 2015. с.186-202, Боголюбов С.А. и др. Институты экологического права. М., 2010. С. 345 - 362.

22. Дойников П.И. О морских и водных млекопитающих в зеркале права. Право и государство: теория и практика. 2021. № 7 (199). С. 112-116.

23. Правовые основы бизнеса в сфере природопользования. Учебное пособие для бакалавров. Отв. Ред. Н.Г. Жаворонкова., В.Б. Агафонов. М., 2017. с.181 -189.

24. Тимофеев А. Подводные камни российской аквакультуры // https://iarex.ru/articles/52352.html (дата обращения: 26. 05. 2021).

25. Fuller L.L. Anatomy of the law. N. Y., 1968. P. 59.

References (transliterated):

1. Grafskij V.G. Vseobshchaya istoriya prava i gosudarstva. M., 2005. S.243-246.

2. Krassov O.I. "Pravo sobstvennosti na zemlyu v stranah Evropy: Monografiya M., 2014. s.174-180.

3. Isaev I.A. Istoriya gosudarstva i prava Rossii: Uchebnik. M., 2006. s.146-150.

4. Veshnyakov V.I. Rybolovstvo i zakonodatel'stvo. SPb., 1894. S.7.

5. Dojnikov P.I. Istoriya central'nyh organov upravleniya kazennoj promyshlennost'yu v Rossii. XVII-XIX veka. Dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata yuridicheskih nauk / Institut gosudarstva i prava Rossijskoj akademii nauk. M., 2009. s.135-136.

6. Bekyashev K.A. Morskoe rybolovnoe pravo. M., 2007. S. 13.

7. Gajdin S. T., Burmakina G. A. Osnovnye etapy v razvitii ohotnich'ego i rybnogo hozyajstva Prienisejskogo regiona (1822-1991 gg.) // Vestnik Krasgau. 2015. Vyp. 4 (103). S. 263-269.

8. Marcic R. Rechtsphilosophie. Freiburg i. Br., 1969. S. 114, 128 ff.

9. Pravovoe regulirovanie ispol'zovaniya i ohrany biologicheskih resursov: Nauchno-prakticheskoe posobie Bogolyubov S.A., Galinovskaya E.A., Gorohov D.B. i dr. otv. red. E.L. Minina. M., 2016. s.62.

10. Dojnikov P.I. O civilitarno-libertarnoj koncepcii prav zhivotnyhCHernye dyry v Rossijskom zakonodatel'stve. 2021. № 1. S. 66-69.

11. Isaev. I.A. Stanovlenie hozyajstvenno-pravovoj mysli v SSSR (20-e gody). M., 1986. s.10-72.

12. Vylegzhanin A.N., Zilanov V.K. Mezhdunarodno-pravovye osnovy upravleniya morskimi zhivymi resursami (Teoriya i dokumenty). M., 2000. S. 66 - 67.

13. Istoriya gosudarstva i prava SSSR. CH.2. pod. Red. A.I. Denisova. M., 1948. s.160.

14. Ponomarev M.V., Kichigin N.V., Sivakov D.O., Kuznecova N.D. Kommentarij k Federal'nomu zakonu «O rybolovstve i sohranenii vodnyh biologicheskih resursov» (postatejnyj). Pod red. M.V. Ponomareva. M., 2005. S. 68 - 69.

15. Sobranie postanovlenij Pravitel'stva SSSR. 1958. N 16. St. 127.

16. Kozlov V.I., Abramovich L.S. Kratkij slovar' rybovoda. M., 1982.

17. Garaev R. Slovo pacana. Kriminal'nyj Tatarstan 1970-2010-h. M., 2021. S.54-78.

18. «Morskaya doktrina Rossijskoj Federacii», utv. Prezidentom RF 26.07.2015 // Dokument opublikovan ne byl.

19. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rf ot 26.11.2019 N 2798-r <Ob utverzhdenii Strategii razvitiya rybohozyajstvennogo kompleksa Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda> (vmeste s "Planom meropriyatij po realizacii strategii razvitiya rybohozyajstvennogo kompleksa Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda"). // SZ RF, 02.12.2019, N 48, st. 6905

20. Kushlin V.I., Folom'ev A.N., Seleznev A.Z., Smirnickij E.K. Innovacionnost' hozyajstvennyh sistem. M., 2000. S. 24-30.

21. Bogolyubov S.A., ZHarikov YU.G., Minina E.L. i dr.; rukovoditel' avtorskogo kollektiva D.O. Sivakov M., 2015. s.186-202, Bogolyubov S.A. i dr. Instituty ekologicheskogo prava. M., 2010. S. 345 - 362.

22. Dojnikov P.I. O morskih i vodnyh mlekopitayushchih v zerkale prava. Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2021. № 7 (199). S. 112-116.

23. Pravovye osnovy biznesa v sfere prirodopol'zovaniya. Uchebnoe posobie dlya bakalavrov. Otv. Red. N.G. ZHavoronkova., V.B. Agafonov. M., 2017. s.181-

189.

24. Timofeev A. Podvodnye kamni rossijskoj akvakul'tury // https://iarex.ru/articles/52352.html (data obrashcheniya: 26. 05. 2021).

25. Fuller L.L. Anatomy of the law. N. Y., 1968. P. 59.

1 Fuller L.L. Anatomy of the law. N. Y., 1968. P. 59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.