Научная статья на тему 'ОБ ИСТОКАХ ЖАНРА ФЭНТЕЗИ: ФАНТАСТИЧЕСКИЕ МОТИВЫ НЕМЕЦКОЙ РОМАНТИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ'

ОБ ИСТОКАХ ЖАНРА ФЭНТЕЗИ: ФАНТАСТИЧЕСКИЕ МОТИВЫ НЕМЕЦКОЙ РОМАНТИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
337
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОМАНТИЗМ / ФАНТАСТИКА / ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ / СКАЗКА / НОВЕЛЛА / ФАНТАЗИЯ / ГРОТЕСК

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Найденова Виктория Максимовна

В данной статье рассматриваются особенности литературы немецкого романтизма как одного из истоков развития жанра фэнтези. Особое внимание уделено проблеме взаимоотношения реального и фантастического в творчестве Э.Т.А. Гофмана, Л. Тика и А. Шамиссо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБ ИСТОКАХ ЖАНРА ФЭНТЕЗИ: ФАНТАСТИЧЕСКИЕ МОТИВЫ НЕМЕЦКОЙ РОМАНТИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ»

ОБ ИСТОКАХ ЖАНРА ФЭНТЕЗИ: ФАНТАСТИЧЕСКИЕ МОТИВЫ НЕМЕЦКОЙ РОМАНТИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ

Найденова Виктория Максимовна, Луганский государственный педагогический

университет, г. Луганск

E-mail: vickynajdonova@gmail.com

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности литературы немецкого романтизма как одного из истоков развития жанра фэнтези. Особое внимание уделено проблеме взаимоотношения реального и фантастического в творчестве Э.Т.А. Гофмана, Л. Тика и А. Шамиссо.

Ключевые слова: романтизм, фантастика, действительность, сказка, новелла, фантазия, гротеск.

Современный жанр фэнтези восходит своими истоками к европейскому рыцарскому роману, скандинавским сагам, мифам и легендам типа артуровского цикла, готическому роману, сочинениям мистиков и романтиков XIX века.

В Европе среди прародителей фэнтези можно назвать представителей немецкого романтизма, поскольку излюбленным принципом художественного освоения действительности в повествовательном искусстве немецких романтиков является фантастика. Фантастическая повесть, новелла или сказка являются одним из самых основных жанров в литературе немецкого романтизма.

Художественная манера Э.Т.А. Гофмана складывается сразу в первых сборниках рассказов «Фантазии в манере Калло» (1814-1815). Ссылаясь на французского графика XVII века Жака Калло, Гофман отстаивает свое право художника на заострение смешных, ужасных и поэтических явлений действительности, на преображающую силу творческого воображения и творческой фантазии. Так, в сказочной новелле «Золотой горшок», вошедшей в сборник «Фантазии в манере Калло», проявилось новаторство писателя, заключавшееся в том, что сказочные события в произведении происходят в реальной повседневности. Собственно, столкновение главного героя с реальностью и составляет центральный конфликт сказки: мечты Ансельма колеблются между желанием обрести достойное положение в обществе и устремлением в воображаемый поэтический мир, в котором человек в «полете фантазии» чувствует себя безгранично свободным и счастливым.

Быт в романтическом представлении Гофмана является бездуховной силой, лишающей человека высоких устремлений. Этому бездуховному бытию писатель противопоставляет сказочное царство поэтической фантазии. Так возникает отличительная черта гофмановского творчества - двоемирие.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Философская идея новеллы о воплощении царства поэтической фантастики в мире искусства, в мире поэзии утверждается в последнем абзаце новеллы. Ее автор, страдающий от мысли, что ему приходится покидать сказочную Атлантиду и возвращаться в жалкое убожество своей мансарды, слышит ободряющие слова Линдхорста: «Разве сами вы не были только что в Атлантиде и разве не владеете вы там по крайней мере порядочной мызой как поэтической собственностью вашего ума? Да разве и блаженство Ансельма есть не что иное, как жизнь в поэзии, которой священная гармония всего сущего открывается как глубочайшая из тайн природы!» [2, с. 111].

Переходы из фантастического в реальное и наоборот, постоянные метаморфозы вторгаются в повседневное бытие и превращают его то в веселую, то в страшную фантасмагорию. Фантастика выступает не только как форма бегства от действительности в область мечты и чистой выдумки, но и как средство проникновения в сложность и запутанность мира [1].

И.В. Миримский различает два типа фантастики в произведениях известного немецкого романтика: «В творчестве Гофмана легко различить две стихии фантастики. С одной стороны, светлая, радужная фантастика иллюзорно-романтического мира, воплощенная, например, в трех сказочных царствах -Джиннистане, Атлантиде и Ударде... С другой стороны, мрачная фантастика «кошмаров и ужасов» как отражение «ночной стороны» души человека» [4, с. 218].

Помимо отмеченных двух стихий в творчестве Гофмана отчетливо проявляется фантастический гротеск, который служит средством раскрытия объективного общественно-исторических противоречий действительности. Знаменитая сказка «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» (1819) - одно из лучших гротескно-сатирических произведений Гофмана. Сюжет повести-сказки связан с фантастическим свойством крошечного уродца Цахеса, который, благодаря трем золотым волоскам, пользуется всеобщим почетом и даже становится министром. Мечтательный поэт Бальтазар одерживает победу над Цахесом с помощью доброго чародея Проспера Альпануса. В сказочном финале звучит ирония писателя, поскольку мечта поэтического героя оборачивается мещанским счастьем.

В творчестве Л. Тика и других романтиков границы между сказкой и фантастической новеллой очень зыбки. При создании сказки «Белокурый Экберт» Тик воспользовался многими элементами народной сказки, которая привлекала его фантастикой и символикой. Однако писатель использует фольклорные элементы для выражения романтических представлений о том, что над человеком властвуют таинственные, роковые силы и в борьбе с ними одинокий человек обречен на гибель. Более сильный фольклорный элемент дает право отнести «Белокурого Экберта» к жанру сказки, в то время как «Руненберг» относится скорее к жанру фантастической новеллы. В новелле Тика герой не может найти успокоения в долине, в тихой семейной жизни, его влечет в страшный мир демонических сил.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Если у Л. Тика в сказке «Эльфы» реальный и фантастический миры существуют обособленно, не сливаясь друг с другом, то у Гофмана фантастическое проникает в реальность, придает ей фантасмагорическое звучание.

В один год с первым томом «Фантазий в манере Калло» Гофмана была опубликована «Удивительная история Петера Шлемиля» писателя А. Шамиссо. В повести-сказке Шамиссо рассказывает историю человека, продавшего за кошелек, в котором никогда не иссякают деньги, свою тень. Утрата тени привела героя к конфликту со всем обществом.

В отличие от Гофмана Шамиссо находит выход для своего героя не в мечтаниях, а в окружающей действительности. Однако для обеспечения возможности полезного существования героя Шамиссо, как и Гофман, прибегает к фантастике. Шлемиль может совершать далекие научные путешествия, только став обладателем семимильных сапог. Двуплановость новеллы раскрывается в противопоставлении мира поэтической мечты, сказочной страны Джиннистан миру реальной повседневности, тому княжеству князя Барсануфа, в котором происходит действие новеллы. Двойственное существование ведут здесь некоторые персонажи и вещи, поскольку они совмещают свое сказочное волшебное бытие с существованием в реальном мире [3, с. 93].

Таким образом, сказочные элементы и фантастические образы широко используются у всех без исключения прозаиков немецкого романтизма. Фантастика отражает неприятие существующей действительности, поиски реализации идеала и ощущение невозможности этой реализации, фантастические образы и мотивы при этом способствуют художественному освоению действительности в ее наиболее существенных проявлениях и противоречиях.

Фантастическая новелла или сказка представляет собой едва ли не самый известный жанр в литературе немецкого романтизма. Обращение к этому жанру объяснялось стремлением писателей к абсолютному идеалу, находящемуся за пределами реальной действительности.

Литература:

1. Ботникова А.Б. Немецкий романтизм: диалог художественных форм / А.Б. Ботникова. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 352 с.

2. Гофман Э.Т.А. Золотой горшок: сказка из новых времен: повесть-сказка / Э.Т.А. Гофман. - М.: Нигма, 2020. - 111 с.

3. Дмитриев А.С. Немецкая литература: Романтизм // История зарубежной литературы XIX века. Под ред. Н.А. Соловьевой. - М.: Высшая школа, 1991. -637 с.

4. Миримский И.В. Гофман / И.В. Миримский // История немецкой литературы: В 5 т. - Т. 3. - М.: Наука, 1966. - С. 209-230.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.