Научная статья на тему 'Об истоках и становлении унификации уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик (1922-1958 гг. ) в условиях образования СССР'

Об истоках и становлении унификации уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик (1922-1958 гг. ) в условиях образования СССР Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
736
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / УНИФИКАЦИЯ / ОБЩЕСОЮЗНАЯ И РЕСПУБЛИКАНСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / CRIMINAL LEGISLATION / UNIFICATION / THE ALLUNION AND REPUBLICAN COMPETENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жабский Валерий Александрович

в статье содержатся сведения об истоках и становлении унификации уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик (1922-1958 гг.) в условиях образования СССР

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOURCES AND FOUNDATION OF CRIMINAL LEGISLATION UNIFICATION IN THE USSR AND UNION REPUBLICS (1922-1958) IN THE CONDITIONS OF USSR FORMATION

the article contains data of sources and foundation of criminal legislation unification connected with the introduction of Basic Concepts of criminal legislation in the USSR and union republics in 1924 caused by the foundation of the USSR and adoption of the Constitution

Текст научной работы на тему «Об истоках и становлении унификации уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик (1922-1958 гг. ) в условиях образования СССР»

Проблемы уголовного права

УДК 343.21 V.A. ZHABSKY*

ББК 67.408-32 Ж12

SOURCES AND FOUNDATION OF CRIMINAL LEGISLATION UNIFICATION IN THE USSR AND UNION REPUBLICS (1922-1958) IN THE CONDITIONS OF USSR FORMATION

Аннотация: в статье содержатся сведения об ис- Annotation: the article contains data of sources and

токах и становлении унификации уголовного зако- foundation of criminal legislation unification connected

нодательства Союза ССР и союзных республик with the introduction of Basic Concepts of criminal

(1922-1958 гг.) в условиях образования СССР. legislation in the USSR and union republics in 1924

Ключевые слова: уголовное законодательстве, caused by the foundation of the USSR and adoption of

унификация, общесоюзная и республиканскаяком- the Constitution.

петенция Key words: criminal legislation, unification, the all-

union and republican competence.

Новый уровень унификации уголовного законодательства связан с утверждением Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г. (далее - Основные начала), обусловленным, в свою очередь, образованием СССР и приняти-ВАЛЕРИЙ ем Конституции СССР.

—„г* пипо/лdíaи Уголовные кодексы союзных республик были при-АЛЕК саПдр°Ои Ч ведены в соответствие с Основными началами: УК Уз-ЖАБСКИЙ* бекскойССР вступил в силу 1 июня 1927 г., УК Армянской ССР - 1 ноября 1927 г., УК Азербайджанской ССР -15 января 1928 г., УК Грузинской ССР - 1 мая 1928 г., УК Туркменской ССР - 1 февраля 1928 г., УК Белорусской ССР - 15 ноября 1928 г., УК Казахской ССР и УК Киргизской ССР - после 1936 г.

Следует отметить, что республиканские уголов-ОБ ИСТОКАХ ные кодексы не воспроизводили Основные начала меИ СТАНОВЛЕНИИ ханНчески- й О УК б

Новизной Основных начал и УК союзных респуб-УНИФИКАЦИИ лик явилось: введение институтов необходимой оборо-

УГОЛОВНОГО ны и крайней необходимости перечня смягчающих и

отягчающих обстоятельств при назначении наказания.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К отрицательным чертам Основных начал следует

СОЮЗА ССР И СОЮЗНЫХ отнести: нечеткость конструкции соучастия (в ряде УК

заранее не обещанное укрывательство было отнесено к РЕС1 1УЫ 1ИК(ПУ22_ПУ50 гг.) соучастию, в других - выделено в самостоятельную ВУСЛОВИЯХ норму и не было признано соучастием, неодинаково был q .ялп » имаггго решен принципиальный вопрос о наказуемости приго-ОБРАЗОВАНИЯСССР товления к преступлению); неудачную замену термина

«наказание» термином «мера социальной защиты», который включал в себя меры судебно-исправительного, медицинского и медико-педагогического характера; неудачную конструкцию неоконченногопреступления.

Следующий этап унификации уголовного законодательства СССР связан с развенчанием культа личнос-________________ ти И.В. Сталина и выполнением решений ХХ съезда

* Кандидат юридических наук доцент; докторант (Академия ФСИН России). E-mail: editor@academiust.ryazantelecom.ru.

КПСС. Его законодательной основой стало внесение изменения в Конституцию СССР, касающегося восстановления положения о компетенции союзных республиканских органов в части уголовного законодательства. Согласно Конституции СССР Союз ССР принимал Основы уголовного законодательства, законы о государственных и воинских преступлениях, союзные республики издавали уголовные кодексы.

К моменту их принятия уголовное законодательство во многих своих положениях значительно устарело. Оно состояло из большого числа как общесоюзных, так и республиканских законодательных актов. Главным образом, это было вызвано тем, что положение Конституции СССР 1936 г. об отнесении уголовного законодательства к исключительной компетенции Союза ССР на практике было реализовано лишь частично в виде отдельных общесоюзных уголовных законодательных актов и норм. До последнего времени продолжали действовать уголовные кодексы союзных республик, принятые до 1936 г.

В связи с тем что по Конституции СССР 1936 г. уголовное законодательство было отнесено к исключительному ведению Союза ССР, в ряде союзных республик (образованных к моменту принятия Конституции, а также вошедших в Союз ССР после 1936 г.) не оказалось своих кодексов, и на их территории действовали кодексыдругих союзных республик (РСФСР, Украины). Этим обусловливалось то особое значение разработки нового уголовного законодательства для таких республик, как Казахская, Литовская, Киргизская, Эстонская. В них уголовные кодексы разрабатывались и принимались впервые.

В связи с отнесением уголовного законодательства к совместной компетенции Союза ССР и союзных республик появилась необходимость в разработке и принятии новых общесоюзных уголовных законов наряду с уголовным законодательством в каждой из союзных республик.

В 1958 г. были приняты Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, внесшие в Общую часть уголовного права принципиальные изменения. Среди них наиболее важны следующие:

- четкая конструкция нормы об основаниях уголовной ответственности: «Уголовной ответственности и наказанию подлежат только лица, виновные в совершении преступления, т. е. умышленно или по неосторожности совершившие предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние» (ст. 3). В соответ-

ствии с данной нормой принципиальная новелла вошла в понятие преступления: наряду с общественной опасностью деяния оно дополнилось предусмотренностью деяния уголовным законом. Была устранена норма об аналогии: «Нет преступления, нет наказания без указания о том в законе»;

- новая формулировка норм о соучастии, формах вины, невменяемости, необходимой обороне, крайней необходимости Заранее не обещанное укрывательство и недонесение были вынесены за рамки соучастия. В Основы был введен и подробно регламентирован институт погашения и снятия судимости;

- исключение из системы наказаний лишения прав в виде изгнания из пределов СССР, объявление врагом народа, поражение в правах; сокращение применения конфискации имущества: «Конфискация имущества может быть назначена только за государственные и тяжкие корыстные преступления в случаях, указанных в законе» (ст. 30);

- сокращение сроков давности.

В связи с тем что Основы уголовного законодательства определили разграничение общесоюзной и республиканской компетенции в области уголовного законодательства («уголовное законодательство Союза ССР и союзных республик состоит из настоящих Основ, определяющих принципы и устанавливающих общие положения уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, общесоюзных законов, предусматривающих ответственность за отдельные преступления, и уголовных кодексов союзных республик»). Верховный Совет СССР на второй сессии 25 декабря 1958 г. принял законы об уголовной ответственности за государственные и воинские преступления.

Этими и другими актами устанавливались конкретные взаимоотношения в области уголовного законодательства между Союзом ССР и каждой союзной республикой в отдельности с учетом специфических условий развития законодательной деятельности в данной союзной республике. Они выражались в следующем:

1) с течением времени могут изменяться формы решения Союзом ССР отдельных вопросов, связанных с введением кодексов в действие;

2) для некоторых союзных республик в той или иной мере были допущены изъятия из общего правила, установленные нормами общесоюзного законодательства, необходимость в которых возникла при введении уголовного кодекса данной республики в действие. Так, еще

Проблемы уголовного права

Проблемы уголовного права

Законом об утверждении Основ уголовного законодательства в целях охраны государственных и общественных интересов было сделано исключение из правила об обратной силе уголовного закона, смягчающего наказание. Этим Законом установлено, что вытекающее из ст. 23 Основ уголовного законодательства сокращение сроков лишения свободы лицам, осужденным ранее к более длительным срокам, чем допускается ст. 23, не распространяется на лиц, осужденных до издания Основ за особо опасные государственные преступления, за бандитизм, умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, хищение государственного или общественного имущества в крупных размерах и разбой. При введении в действие уголовных кодексов Узбекской ССР и Казахской ССР смягчение мер наказания, назначенных за преступления, ранее совершенные на территории этих республик, не распространялось на тот же круг лиц, что и при введении в действие Основ уголовного законодательства. Однако при введении в действие УК Азербайджанской ССР возникла необходимость расширить этот круг лиц. По представлению Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР Президиум Верховного Совета СССР разрешил судам при введении в действие Уголовного кодекса республики не применять смягчение мер наказания также к лицам, осужденным к лишению свободы, которые в период отбывания наказания не встали на путь исправления - злостно нарушают режим или систематически уклоняются от работы либо ведут паразитический образ жизни. Во всех других союзных республиках дополнительные исключения из правила об обратной силе норм уголовных кодексов, смягчающих наказание, сделаны по отношению не только к злостным нарушителям режима в местах заключения, но и к особо опасным рецидивистам. Наличие особых в каждой союзной республике условий введения в действие уголовных кодексов подчеркивается тем обстоятельством, что, например, по Российской Федерации вопрос об ограничении круга лиц, которым должно смягчаться наказание при введении в действие нового уголовного кодекса, решался Президиумом Верховного Совета СССР по представлению Президиума Верховного Совета РСФСР трижды: постановлениями от 19 декабря 1960 г., от 19 января и 21 июня 1961 г.; по Украинской, Грузинскойреспубликам -дважды. Что касается Литовской, Таджикской и Туркменской союзных республик, то здесь он был полностью решен в каждом из постанов-

лений Президиума Верховного Совета СССР, принятых по представлению Президиумов Верховных Советов названных союзных республик;

3) ко времени принятия новых уголовных кодексов союзных республик на территории каждой республики продолжали действовать некоторые общесоюзные уголовные законы, причем не для всех республик перечень таких законов оказался одинаковым. Одной из причин этого стало то обстоятельство, что в некоторых республиках в разное время, но уже после отнесения уголовного законодательства к компетенции союзных республик были приняты отдельные уголовно-правовые акты по вопросам, вошедшим в ведение республик. В других республиках такого рода акты вплоть до принятия новых уголовных кодексовне принимались. Так обстояло дело, например, с актами об уголовной ответственности за самогоноварение. Понятно, что при подобных условиях могло отменяться действие только определенных общесоюзных указов по этим вопросам на территории тех республик, в которых были приняты соответствующие акты. Как и во всех других случаях принятия общесоюзных актов, связанных с введением в действие уголовных кодексов союзных республик, указы о признании утратившими силу на территории данной республики общесоюзных законодательных актов в связи с принятием республиканских кодексов принимались Президиумом Верховного Совета СССР исключительно по представлению Президиума Верховного Совета соответствующей союзной республики.

Последовательность законодательных мер, предпринимаемых Союзом ССР в целях практического осуществления решения о расширении прав союзных республик в области уголовного законодательства, заключалась в том, что первоначально принимаемыми общесоюзными законодательными актами, общими и едиными для всех союзных республик, решались все вопросы, в постановке которых союзным республикам нет необходимости проявлять специальную инициативу. Решение Союзом ССР всех других вопросов, возникающих при данном перераспределении законодательной компетенции между Союзом и республиками, требовать проявления инициативы в постановке их со стороны союзных республик в связи с принятием и введением в действие нового уголовного кодекса союзной республики.

Другими словами, лишь с принятием уголовного кодекса возникает возможность постанов -ки союзной республикой перед Союзом ССР

вопроса о принятии следующих основных решений, необходимых для введения кодекса в действие:

- о признании утратившими силу законодательных актов СССР по вопросам, регулирование которых должно перейти к вступающему в силу кодексу;

- предоставлении судам права привести в соответствие с новым уголовным кодексом меры наказания лицам, осужденным по законам СССР, которые с введением кодекса в действие утратят силу на территории республики;

- необходимых изъятиях из правила ст. 6 Основ уголовного законодательства об обратной силе закона;

- необходимых мерах по представлению судам, вынесшим приговоры, данных о лицах, отбывающих наказание в других союзных республиках, - для получения практической возможности привести меры наказания, назначен-

ные этим лицам, в соответствие с новым уголовным кодексом.

Практика союзно-республиканскогоуголовно-го законодательства свидетельствует о том, что для отмены общесоюзного закона, регулирующего вопрос, перешедший в республиканскую компетенцию, было необходимо, чтобы законодательный орган Союза ССР был прежде всего извещен законодательным органом союзной республики о факте принятия республиканского закона, дате введения его в действие, существе его содержания, а в некоторых случаях и о том, какой именно общесоюзный закон или его норма подлежит отмене.

Представление Президиума Верховного Совета каждой союзной республики по этим вопросам послужило основанием для принятия решения Президиумом Верховного Совета СССР и было отражением специфических условий законодательной деятельности в союзных республиках.

Проблемы уголовного права

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.