Научная статья на тему 'Об истинной биографии советского писателя Евгения Пермяка'

Об истинной биографии советского писателя Евгения Пермяка Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
938
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об истинной биографии советского писателя Евгения Пермяка»

Русанов А.М. Об истинной биографии советского писателя Е.Пермяка. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: По следам Ижевско-Воткинского восстания. - 2016. - № 3 (32). - С.197-207-Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

Русанов Александр Михайлович с. Полозово, Пермский край

ОБ ИСТИННОЙ БИОГРАФИИ СОВЕТСКОГО ПИСАТЕЛЯ

ЕВГЕНИЯ ПЕРМЯКА1

Многие наши сограждане, получившие прочное и разностороннее образование в советское время, и сегодня помнят о советском писателе Евгении Пермяке (1902-1982), который написал множество светлых и пронзительных сказок и рассказов для детей. Но почти все считают, что он, родившись в Перми, только жил в Воткинске в краткий период детства. Отчего так? Если заглянуть в самые авторитетные справочные издания, например, в «Большую Советскую энциклопедию», «Краткую литературную энциклопедию» или даже современную «Википедию», то везде местом рождения писателя означен г. Пермь. То же можно сказать и об абсолютном большинстве биографических статей в Интернете. Исключением можно назвать лишь официальный интернет-сайт г. Воткинска, где местом рождения Е.Пермяка указан Воткинский завод Сарапульского уезда Вятской губернии.

Если посмотреть на источники биографических справок для этих публикаций, то в первом случае (энциклопедии) это писатель и «товарищ

1 Фото в тексте из фондов Воткинского музея истории и культуры.

197

Русанов А.М. Об истинной биографии советского писателя Е.Пермяка. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: По следам Ижевско-Воткинского восстания. - 2016. - № 3 (32). - С.197-207-Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

по перу» Е.Пермяка - Виктор Гура, а во втором - воткинский краевед З.А. Владимирова. Так получилось, что своего биографа у Е.Пермяка не было. Однако писатель В.Гура написал о нем не только в энциклопедиях, но ещё и опубликовал критико-биографический очерк, где, к сожалению, освещено более творчество, чем биография писателя. Вот что говорится в этой книге о рождении Е.Пермяка: «Е.А.Пермяк родился 31 октября 1902г. на Урале, где прожил половину своей жизни. Детство его прошло в Прикамье» [1, с. 9]. Как видим, нет тут упоминания ни Перми, ни Воткинска, ни иного места рождения. Что это, небрежность автора или тонкий оборот, чтоб уйти от истины? Отметим, что В.Гура был хорошо знаком и переписывался с Е.Пермяком, а свою книгу издал при жизни последнего и явно с его согласованием.

При жизни писателя выходили в свет и энциклопедии. Иными словами, Е.Пермяк не был против указания на Пермь, как место своего рож-

Русанов А.М. Об истинной биографии советского писателя Е.Пермяка.

/Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: По следам Ижевско-Воткинского восстания. - 2016. - № 3 (32). - С.197-207-Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

дения, хотя прямо об этом не говорил. Вот как он написал в своей автобиографии: «....и выдал замуж за мелкого почтового служащего Андрея Ивановича Виссова, умершего через три года после моего рождения в г. Перми. Родился я 31 октября 1902 года» [2].

Речь идёт о том, что дед выдал дочь (мать Е.Пермяка) за А.И.Виссова, который умер через 3 года. Вопрос: в каком контексте упоминается Пермь - как место рождения Пермяка или место смерти его отца?

Более конкретно написал о себе Евгений Андреевич Пермяк (Вис-сов) в одном из писем А.З.Воротову, директору музея Воткинского завода: «Родился 31 октября 1902 года. В самом раннем младенчестве был доставлен из Перми вместе с больной матерью в Воткинский завод, где и был крещён тёткой, ставшей моей крёстной матерью. Таким образом, место моего рождения (Пермь) и место моего крещения - церковной регистрации в Воткинском заводе (Благовещенский собор) существуют раздельно и самостоятельно». Сам А.Воротов в одной из статей добавляет подробности этого события: «Новорождённый, вместе с тяжело больной матерью, на одном из последних в ту осень камских пароходов был привезен на Воткинский завод в дом деда, и тётки, что стоял на улице Воробьевой».

Забегая вперёд отметим, что крещение Е.Виссова в Воткинске состоялось вечером 20-го октября, тогда как родился он 18-го (старого стиля). Получается, что роженица, к тому же ещё и «тяжело больная», сразу же после родов отправилась в дорогу? Путь из Перми до Воткинского завода чаще проходил по Каме и составлял 295 км. Если даже плыть на самом быстроходном судне со скоростью 20 км/ч и нигде не останавливаться, то это займёт около 15 часов. Следует ёще добавить время пути по железной дороге от камской пристани Галево до Воткинска (12 км). Теоретически, если ребёнок родился в первом часу 18 октября в Перми, то к 19 часам 20 октября на крещение в Благовещенский собор Воткинска можно было бы успеть. Но в реальности это трудно представить т.к. пароходы шли со многими остановками, да и расписание движения пароходов и поездов могли и не стыковаться ...

Русанов А.М. Об истинной биографии советского писателя Е.Пермяка. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: По следам Ижевско-Воткинского восстания. - 2016. - № 3 (32). - С.197-207-Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

Итак, версия о рождении Е.Виссова в Перми, сомнительная по сути, господствовала до 1992 г., когда появилась новая информация, благодаря работе краеведа из Воткинска З.А. Владимировой. Именно она обнаружила в Центральном гос. архиве Удмуртии документы, свидетельствующие о рождении и крещении Евгения Виссова именно в Воткинске. Эта сенсация была опубликована ею в газете «Воткинские вести» [3], а спустя некоторое время появились еще газетные публикации А. Миролюбовой и Т.Санниковой по биографии Евгения Пермяка со ссылками на З.Владимирову. К сожалению, статьи эти ушли в архивы, а вопрос остался

Русанов А.М. Об истинной биографии советского писателя Е.Пермяка. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: По следам Ижевско-Воткинского восстания. - 2016. - № 3 (32). - С.197-207-Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

двояким. Понятно, что печатные энциклопедии (БСЭ и КЛЭ) уже не исправить, а вот сделать правки в Википедии - возможно и необходимо.

Так в чем суть открытия З.А,Владмировой? Документы, проливающие свет на вопрос о рождении Е.Пермяка хранятся в ЦГА УР. Причём, это не простая метрическая запись, а целое дело. Заведено оно было после того, как 13 января 1913г. мать Евгения Пермяка (Виссова) - Юлия Лаврентьевна Виссова (Непряхина) обратилась в Вятскую Духовную консисторию со следующим прошением: «прошу исправить неточности фамилии моего сына, который родился в 1902 году 18 октября, крещён 20 октября за №874 священником о. Александром Троицким, причем фамилию моего сына записали неправильно: Евгений Вислов, почему я, убедитель-

Русанов А.М. Об истинной биографии советского писателя Е.Пермяка. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: По следам Ижевско-Воткинского восстания. - 2016. - № 3 (32). - С.197-207-Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

но прошу фамилию подправить: Евгений Виссов. Метрическая правильная выпись мне необходима для сына.» [4]

В ответ на это заявление епархиальное правление назначило следствие, которое был уполномочен проводить воткинский священник Николай Чернышов. По ходу следствия свщ. Чернышовым, кроме самой заявительницы, были допрошены свидетели: ее сестра Ольга Лаврентьевна, как крестная мать и ее племянница Елисавета Иванова Транчук, носившая младенца ко крещению.

К тому времени Евгению исполнилось 10 лет и он, закончив церков-но-приходскую школу прихода Благовещенского собора, готовился поступать в воткинскую прогимназию. До этого он жил под фамилией Ви-слов, которую записал при крещении в метрической книге Благовещенского собора псаломщик Петр Анисимов. Мало того, в метрике первоначально ошибочно была написана, но тут же зачёркнута фамилия Вилов. Причину этой коллизии объяснила на допросе Е. И. Транчук, которая присутствовала при крещении: «Показание при записи в метрику сделал мой покойный муж Ипполит Ипполитович Транчук, он был восприемником младенца, а восприемницей была девица Ольга Лаврентьевна Затылкова. Муж мой хорошо знал фамилию родителей младенца и не мог ошибиться, сказав вместо Виссова - Вислов, но допускаю, что мог произнести фамилию не ясно, что и послужило причиной неправильной записи.» Таким образом, едва родившись, Е.Пермяк уже сменил две фамилии - Вилов-Вислов, а в 10 лет вернулся к фамилии отца - Виссов.

Впрочем, особенностью этого дела стали следующие заявления на допросе.

Так Ю.Л.Виссова, к тому времени уже Непряхина, ко всему прочему отметила: «Сын наш Евгений родился в Воткинском заводе в 1902 года 18 октября крещён в Благовещенском соборе, после вечерни. Восприемниками его были: муж моей племянницы Ипполит Ипполитович Транчук и сестра моя мещанская девица Ольга Лаврентьева Затылкова. В храм для крещения младенца носили племянница моя Елисавета Иванова Транчук проживающая в заводе. Восприемника в настоящее время в живых нет, он умер 25 февраля 1906 года в Воткинском заводе.»

Русанов А.М. Об истинной биографии советского писателя Е.Пермяка. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: По следам Ижевско-Воткинского восстания. - 2016. - № 3 (32). - С.197-207-Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

Также на допросе записано показание Е.И.Транчук: «... единственный сын Евгений. Родился в Октябре месяце, не помню, которого числа в 1902-м году в Воткинском заводе и крещён в Благовещенском соборе. Я носила его ко крещению в Церковь.»

Свидетелем на допросе была и сестра Ю.Л.Непряхиной -О.Л.Затылкова, которая показала: «У сестры моей Юлии от 1-го брака имеется единственный сын Евгений. Он родился в Воткинском заводе 18 Октября и крещён в Благовещенском соборе после вечерни 20 (двадцатого) Октября 1902-го года; одновременно с ним никого не крестили. Я была восприемницей Евгения, восприемником был Ипполит Ипполитович Транчук, он и записывал, т.е. делал показания при записи в метрику.» [4]

Из показаний следствия можно сделать однозначный вывод о том, что и рождён и крещён Е.А.Пермяк (Виссов) был именно в Воткинском заводе.

Вот как описывает Е.Пермяк рождение Маврика - главного героя романа «Горбатый медведь», прототипом которого считал себя: «Он родился в Мильве, в дедушкином доме, в большой комнате, в пять часов утра восемнадцатого октября, и его принимал доктор Овечкин.» Напомним, что Воткинский завод является прототипом заводского посёлка Мильва, выведенного в романе, ну, а вымышленная это фамилия доктора или настоящая - останется загадкой. В остальном фрагмент романа можно считать правдивым.

Таким образом, на проблеме истинного места рождения писателя можно поставить точку. Но остаётся открытым вопрос: почему сам Е.Пермяк тщательно скрывал эту истину?

Доподлинно не известно, что было написано в графе «место рождения» в паспорте Е.Пермяка. Судя по всему - г. Пермь. Как и когда такая запись там появилась - сложно сказать. Вероятно, это случилось не ранее 1923 г., когда Е.Виссов появился в Перми для постоянного места жительства. Поселился он в доме 37 на Коммунистической (бывшей Петропавловской) улице, где, видимо, уже жила семья его матери.

Известно, что с 1910 г. он постоянно жил в Воткинске, однако неясно, когда и куда он отсюда потом уехал. Единственный, кто косвенно от-

Русанов А.М. Об истинной биографии советского писателя Е.Пермяка.

/Иднакар: методы историко-культурной реконструкции:

По следам Ижевско-Воткинского восстания. - 2016. - № 3 (32). - С.197-207-Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

мечает время отъезда Е.Виссова, это краевед И.Добровольский, который пишет, что Евгений обучался в гимназии с 1914 по 1918 гг. Это значит, что будущий писатель не закончил и половины курса заведения. Е.Пермяк и сам пишет в автобиографии: «я, не закончив среднего образования, ступил на трудовой путь в Кулундинских степях по сбору продовольственной развёрстки и позднее продналога». Писатель В.Гура, со слов самого Е.Пермяка, пишет, что на Алтае тот появился в возрасте 17 лет, т.е. в 1919 г. Непонятно, как, когда и почему Е.Виссов попал на алтайскую Кулунду? Впрочем, есть одна зацепка, которая возможно прольёт свет на тайну Е.Пермяка.

Воткинский историк-волонтёр С.Простнев, эксперт в области участия воткинцев в Гражданской войне, пожалуй, первым обратил внимание на архивный документ, где написано следующее:

«ПРИКАЗ №64

Начальника штаба Воткинской Народной армии

25 октября 1918 года г.Воткинск.

Приход денежных сумм

§8

Деньги одна тысяча семнадцать руб. 50 копеек, полученные на нужды армии от:

- распорядителя по устройству спектакля ученика Воткинской мужской гимназии Е.Вассова доход от спектакля 817 руб. 50 коп.

- от Лидии Васильевны Утробиной доход от буфета 200 руб.,

а всего в сумме записать на приход по денежному журналу в графу переходящих сумм.

Устроителям спектакля в пользу Народной армии выразить благодарность.» [5, л. 52]2

Вероятно, фамилия Вассов в цитированном приказе вместо Виссов -это опечатка, т.к. и Вассов и Виссов довольно редкие фамилии. Известно, что Евгений в то время как раз учился в Воткинской мужской гимназии, а

2 „ Документ опубликован также и в издании: Коробейников А.В. Воткинская Народная армия

в 1918 г. Часть 1. Людской состав. Ижевск: Иднакар, 2013 С. 90 (Прим. издателя)

Русанов А.М. Об истинной биографии советского писателя Е.Пермяка.

/Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: По следам Ижевско-Воткинского восстания. - 2016. - № 3 (32). - С.197-207-Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

театр, как оказалось позже, был его серьёзным увлечением. Из этого можно заключить, что спектакль в пользу Народной армии организовывал именно Евгений Виссов которому в то время было почти 16 лет. Сам по себе этот факт еще не говорит и о его симпатии к Белому движению, которое стремительно росло в то время. Хотя отец и отчим Жени были мещанами, а мать из купеческого сословия. Правда к тому времени семейное дело - доходный дом на Воробьевой улице был продан и сами Непряхины (фамилия отчима) снимали жилье.

К сожалению, в ноябре 1918 г. Ижевско-Воткинское восстание потерпело крах, а воткинские повстанцы были вынуждены отступить за Каму на соединение с Белой армией. Оставаться в городе сочувствующим восстанию было чревато расправой, поэтому вместе с тысячами бойцов Народной армии в отступление ушло большое число гражданских. Вполне вероятно, что среди отступленцев был Е.Виссов, а, может быть, и вся семья Непряхиных. Только в апреле 1919 г. Белые, а с ними и бывшие повстанцы вернулись в город, но в июне того же года наступила пора второго отступления. Исход Воткинцев, так же, как и в 1918 был велик. В результате Гражданской войны многие из них оказались в эмиграции, но большинство постепенно возвращалось в родные места. [6] Не обошлось тогда без репрессий и расстрелов. Причём, как видно из документов ЧК, некоторым из расстрелянных вменялось в вину не только вооружённое сопротивление большевизму, но и участие в сборах денег и вещей на нужды Народной армии повстанцев. [7] Поэтому, те из «возвращенцев», кто подальновиднее - имели легенду прикрытия или документы о службе уже в Красной армии. Иные же возвращались не в Воткинский завод, где их хорошо знали и могли уличить в связях с повстанцами, а в близлежащие места, например, в Пермь, где жили по чужим документам или «подправляли» свои установочные данные.

Данных о службе Е.Виссова в Воткинских или иных частях Белой армии пока нет, поэтому нельзя категорично утверждать, что он был именно «отступленцем».

Как было сказано выше, Е.Виссов объявился в Перми в 1923 г. В автобиографии он пишет: «...после демобилизации.» Тут же он поясняет,

Русанов А.М. Об истинной биографии советского писателя Е.Пермяка. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: По следам Ижевско-Воткинского восстания. - 2016. - № 3 (32). - С.197-207-Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

что «ступил на трудовой путь в Кулундинских степях по сбору продовольственной развёрстки и позднее продналога». [2]

Необходимо пояснить, что продразвёрсткой, т.е. закупкой по гос. ценам, а, чаще, изъятием зерна у крестьян занимались т.н. продотряды, входившие в Продармию большевистского государства. Это были вооружённые формирования бойцов тыла, действовавшие по военному образцу. По сути, это были те же красноармейцы, только воевавшие за зерно с гражданским населением в тылу.

Возникает вопрос, когда и при каких обстоятельствах попал в продотряд Е.Виссов и что это за Кулундинские степи на Алтае?

\ Кулундинская степь Кулунда ^ \__

Село Кулунда расположено в 336 км юго-западнее Барнаула. Если посмотреть на север, то в 360 км будет г. Татарск, расположенный на Транссибирской магистрали. Напомним, что именно вдоль этой трассы шли бои между Белыми и 5-й Красной армией. Как известно, отступление Белой армии от р. Вятки началось в конце апреля 1919 г., а к 14 ноября оно докатилось до Омска. Именно там многим стало ясно, что войско А.В.Колчака потерпело крах. Переход колчаковцев на сторону Красных и до того не был редкостью, а после Омска это явление стало хроническим.

Русанов А.М. Об истинной биографии советского писателя Е.Пермяка. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: По следам Ижевско-Воткинского восстания. - 2016. - № 3 (32). - С.197-207-Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

Так, известно, что к концу 1919 г. под Новониколаевском развалилась 1 -я Белая армия, большая часть которой сдалась в плен.

Итак, бои в районе г. Татарск проходили 21 ноября 1919 г. Если предположить, что Е.Виссов действительно тогда находился в рядах Белой армии, то именно в Татарске он мог покинуть ее ряды и, проехав на юг 123 км., оказаться в с. Купино. Именно там он устроился конторщиком на мясопункт. «Начав конторщиком, он оказался не способным к этому труду: и почерк не тот, и не та усидчивость, — «разжаловали» в пастухи». Так пересказал это событие В.Гура в своём критико-биографическом очерке «Е.Пермяк». Также В. Гура со слов самого Е.Пермяка отмечает, что Е.Виссов начал трудиться в Купино в 17 лет, т.е. в 1919 г. Как попал Е.Виссов в с. Купино (Томкой губ) В.Гура не объяснил, но предположение об отступлении его с Белой армией до Татарска и выход из нее 21 ноября 1919 г. - вполне логичная версия.

Если всё это так и было, то становятся понятны мотивы Е.Пермяка скрыть своё место рождения в «белобандитском Воткинске», умалчивать о событиях биографии от 1917 до 1923 гг. и даже поменять фамилию с Виссова на Пермяк. Прояснить детали этого вопроса ещё предстоит историкам.

Библиография и источники

1.Гура В. «Евгений Пермяк. Очерк творчества». М.,: «Детская литература», 1962.

2. Пермяк Е.А. Автобиография. Перм.ГАНИ. Ф.1235. Оп.1. Д.33. Л.2.

3. Боткинские вести. 1992. №175, 20 ноября. С.4.

4. ЦГА УР. Ф.245, оп.1, д. 6042

5. ЦГА УР Ф. Р-548, оп.1, д. 1

6. Коробейников А.В. Воткинское судостроение и Гражданская война. Ижевск: Иднакар, 2012. 190 с.

7. Коробейников А.В. Ижевские повстанцы и «красный террор» (Протоколы ЧК). Ижевск: Иднакар, 2013. 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.