ОБ ИССЛЕДОВАНИИ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
© Зайкова Е.В.*
Институт экономики, управления и права, г. Казань
В работе рассматривается вопрос формирования и развития мотива-ционной готовности к обучению в школе у детей подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения. Рассмотрены методики тестирования мотивационной готовности детей, основные положения формирования коррекционной программы. Рассмотрены некоторые подходы к оценке общей мотивационной готовности детей к обучению в школе.
Ключевые слова мотивация, мотивационная готовность, психологическая готовность, коррекционная программа, тестирование.
Формирование и развитие готовности детей к обучению в школе в настоящее время становится все актуальнее. Это связано с увеличением числа детей не готовых к школе. По некоторым данным [1] число неготовых к школьному обучению в городских школах составляет 10-50 %, а в сельских -75-90 %. Необходимо отметить, что среди детей не готовых к обучению в школе многие умеют читать, писать и владеют счетом. Тем не менее у таких детей возникают трудности с учебой.
Рассматривая проблему готовности детей к обучению в школе следует отметить, что она традиционно находилась в сфере научных интересов ведущих психологов нашей страны. К ним относятся работы Л.С. Выготского, Л.А. Венгера, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина и др. Предлагая различные структуры психологической готовности детей, авторы включали в нее моти-вационную готовность.
Исследуя вопрос готовности детей к обучению в школе, ряд специалистов отмечал отставание развития мотивационной сферы от интеллектуальной. В связи с этим высокий уровень развития мотивационной готовности можно принять за критерий психологической (общей) готовности к обучению в школе.
Во многих работах отмечалось, что желание учиться является достаточным условием успешной учебы в начальной школе. Желание познать новое компенсирует недостаток знаний, полученных в дошкольных общеобразовательных учреждениях (ДОУ). В настоящее время наблюдается прямо противоположная картина. С принятием ФГОС ДО, основное внимание педагогов в ДОУ сосредоточено именно на формировании требуемого объема знаний у детей. Более того, в ФГОС ДО определены жесткие требования по объ-
* Студент. Научный руководитель: Челнокова Т.А., доцент, доктор педагогических наук.
ему учебной нагрузки. Данное обстоятельство резко снижает возможности педагогов по развитию специфических качеств, не отраженных в ФГОС ДО.
Для решения задач всестороннего развития детей необходима разработка комплексных коррекционных программ, которые должны обладать общесистемными свойствами: комплексностью, гибкостью, непрерывностью. Соблюдение данных принципов позволит значительно повысить их эффективность.
Перечень мероприятий, включаемых в состав коррекционной программы определяется, с одной стороны, требованиями, предъявляемыми к выпускникам ДОУ (будущим первоклассникам), а с другой стороны, достигнутыми результатами. Т.е. у педагога должен быть банк мероприятий, из которого необходимо выбрать те, которые позволят решить стоящие перед ним задачи в условиях существующих ограничений (прежде всего временных). Примерная схема формирования коррекционной программы представлена на рис. 1.
Рис. 1. Схема формирования коррекционной программы
Анализ возможных мероприятий, которые могут быть включены в кор-рекционную программу позволил классифицировать их в три большие группы: проективные мероприятия, игровая деятельность, работа с родителями. Проективные мероприятия, прежде всего, направлены на развитие познавательной, коммуникативной и регуляторной способностей детей, расшире-
ние знаний об окружающем мире [2]. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и т.д. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки - они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами и правилами.
Проективная деятельность обладает свойством гибкости. Подбирая тематику проектов удается решать не только задачу развития мотивационной сферы ребенка, но и других качеств, например, экологического воспитания, коррекции агрессивности детей и т.п.
Игровая деятельность является основным видом деятельности для дошкольников. Для решения задач развития мотивационной готовности в рамках коррекционной программы могут использоваться следующие виды игр:
- игры на развитие познавательных процессов;
- игры на развитие внимания и восприятия;
- игры на развитие воображения и творческого мышления;
- игры на развитие эмоциональной сферы, распознавания настроения окружающих, мотивов их поведения, навыков общения;
- игры на развитие внутренней позиции школьника;
- игры на развитие памяти, внимания, речи, логики;
- игры на развитие мотивационной готовности.
Необходимо отметить, что игровая деятельность, также как и проективная, обладает значительной гибкостью, что значительно расширяет возможности педагога по решению психологических задач воспитания детей.
Одним из направлений коррекционной работы является полноправное участие семьи в воспитательном и образовательном процессах. Основным условием данной работы является плодотворное взаимодействие педагогов и родителей на базе открытого, доброжелательного, тактичного общения, уважения и признания важности интересов работы.
В рамках коррекционной работы предусмотрены следующие формы участия родителей:
- тренинги, беседы и консультации родителей с педагогами и психологом;
- посещение родителями занятий и мероприятий, проводимых в ДОУ;
- анкетирование родителей;
- родительские собрания;
- совместное выполнение с ребенком творческих заданий;
- проведение совместных праздников, экскурсий и т.п.
Общая схема формирования (развития) мотивационной готовности к обучению в школе состоит в поэтапной реализации комплекса мероприятий. На первом этапе осуществляется оценка мотивационной готовности на на-
чало года. По ее результатам формируется и в дальнейшем реализуется кор-рекционная программа. На конечном этапе осуществляется контрольная оценка мотивационной готовности, с учетом которой дается заключение о готовности ребенка к обучению в школе.
Из общей схемы видно, что важным аспектом рассматриваемой проблемы является задача оценки уровня развития у детей мотивационной готовности к обучению в школе. Прежде чем перейти к рассмотрению конкретных методов тестирования следует остановиться на системе критериев сформированности мотивационной готовности. При этом необходимо выделить два качественно различных типа критериев. Первый связан с физиологическим развитием ребенка, второй - с образовательно-воспитательной деятельностью.
Как отмечают многие психологи, мотивы учения у детей возникают в результате появления психологических новообразований в результате кризиса 7 лет. По сути, это объективное условие возникновения мотивационной готовности. Поэтому семилетний возраст ранее был принят за точку отчета обучения в школе. Появление психологических новообразований можно определить только в результате наблюдения за детьми.
Помимо объективных условий для формирования мотивационной готовности существуют субъективные, к которым относятся:
- преобладание учебного мотива над игровым;
- формирование внутренней позиции школьника;
- формирование позитивного отношения к школе.
В современной психологической литературе данные условия принимаются за критерии мотивационной готовности к обучению в школе.
Для диагностики указанных условий (критериев) разработано множество различных методик. Не вдаваясь в обсуждение достоинств и недостатков этих методик следует остановиться только на одном моменте. По мнению Н.И. Гут-киной все существующие методики по оценке мотивационной готовности носят исследовательский характер. Следует согласиться с этим мнением, поскольку эти методики применялись на этапе теоретико-экспериментального исследования рассматриваемого феномена. Тем не менее, часть методик нашла применение в практике деятельности современных ДОУ Следует отметить, что, изучая отдельные стороны мотивационной готовности, исследователи создавали и соответствующие методики. Т.е. они носили односторонний характер. В ходе дальнейших исследований эти методики совершенствовались, модифицировались, но основная проблема так и осталась не разрешенной. Комплексной методики оценки мотивационной готовности создано не было.
В рамках проводимых исследований для оценки мотивационной готовности у детей были использованы следующие:
- методика М.Р. Гинзбурга;
- методика Т.Д. Марцинковской;
- методика «Веселый - грустный».
Данные методики позволяют оценить сформированность мотивацион-ной готовности по всем трем критериям соответственно. На рисунке 2 приведены результаты тестирования по указанным методикам для подготовительной группы детского сада.
Методика М. Р. Методика Т. Д. Методика
Гинзбурга МарцинковсБой "Веселый -
грустный"
Рис. 2. Результаты тестирования по методикам
Из рис. 2 видно, что разница между методиками довольно существенна и достигает ~ 12 %. Такая погрешность недопустима, когда речь идет о детях, особенно в случае определения их готовности к обучению в школе. Приведенный пример, хотя и не вполне является репрезентативным, может служить аргументом для оппонентов, утверждающих, что о мотивационной готовности можно судить по любой из методик, которые зарекомендовали себя на практике. В связи с указанным обстоятельством вопрос создания комплексной методики оценки мотивационной готовности становится актуальным.
В рамках данной работы предложен следующий подход. Ребенок считается мотивационно готовым к обучению в школе только в том случае, если достигнут уровень готовности по всем критериям. Математически это можно записать следующим образом:
G = тт{С[, (, ( },
где О - общий уровень мотивационной готовности;
01, О2, О3 - готовность по частным критериям, описанные выше.
Данная модель задает «жесткий» уровень мотивационной готовности. Т.е. если ребенок признан мотивационно готовым, то этот результат является гарантированным.
С другой стороны, может быть предложена другая модель:
G = тах(, G2, (},
В этом случае ребенок считается мотивационно готовым, если выполнен хотя бы один из критериев. Данную модель можно назвать «мягкой».
Анализируя данные модели можно сказать, что «истина лежит где-то по середине». Для определения этой «золотой» середины возможно использование различных методов, основанных на использовании аддитивной или
мультипликативной сверток, экспертных оценок, методов теории нечетких множеств и т.п. Один из возможных подходов к решению данной задачи предложен, например в [3].
Кроме численных методик можно предложить другой подход, основанный на введении в рассмотрение шкалы оценок мотивационной готовности.
Предлагается ввести следующие уровни:
- высокий (выполняются все три критерия готовности);
- средний (выполнение критерия преобладания познавательной деятельности над игровой обязательно, остальные критерии могут не выполняться);
- низкий (критерий преобладания познавательной деятельности над игровой не выполняется, выполнение других критериев обязательно в любой комбинации);
- очень низкий (ни один из критериев не выполняется).
В табл. 1 приведена предложенная структура уровней мотивационной готовности детей к обучению в школе.
Таблица 1
Уровни мотивационной готовности детей к обучению в школе
Критерии
Критерий 1 Критерий 2 Критерий 3
Высокий + + +
Средний + ± ±
Низкий - ± ±
Очень низкий - - -
В табл. 1 приняты следующие обозначения критерий 1 - преобладание познавательного мотива над игровым (методика М.Р. Гинзбурга), критерий 2 -сформированность внутренней позиции школьника (методика Т.Д. Марцин-ковской), критерий 3 - эмоциональное отношение к школе (методика «Веселый - грустный»). Кроме того, символом «+» обозначены критерии, выполнение которых обязательно для данного уровня, символом «-» критерии, которые выполняться не должны, символом «±» обозначены критерии, выполнение которых для данного уровня готовности не обязательно.
Рассмотренные в настоящей работе подходы не исчерпывают всей полноты решений, а только определяют направления дальнейших исследований. Для решения рассмотренной проблемы, потребуется привлечение различных специалистов. Более того, необходимо осуществить взаимодействие школы и ДОУ для обеспечения полноты информации, необходимой для разработки соответствующей методики.
Список литературы:
1. Нижегородцева Н.В. Психологическая готовность детей к обучению в школе: дис. ... д.п.н.: 19.00.07 / Н.В. Нижегородцева. - М., 2001. - 483 с.
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
3. Зайкова Е.В. Определение мотивационной готовности к обучению в школе с использованием информационных технологий / под ред. д.э.н., проф. И.Е. Бельских // Актуальные вопросы общественных наук: экономики, права, социологии, педагогики и философии - на современном этапе развития: сб. науч. ст. по итогам Всерос. конф., г. Волгоград, 9-10 июня 2014. - Волгоград: Волгоградское научное изд-во, 2014. - 86 с.
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ И ТОПЛИВНЫЕ РЕСУРСЫ» ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПО ПРОФИЛЮ «НЕФТЕХИМИЯ»
© Киекпаев М.А.*, Строганова Е.А.Ф
Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
В работе представлен опыт преподавания дисциплины «Источники энергии и топливные ресурсы» для студентов, обучающихся по профилю «Нефтехимия» на базе кафедры химии Оренбургского государственного университета. Рассмотрены цели и задачи дисциплины, достижения и проблемы в преподавании данной дисциплины.
Ключевые слова студент, знания, умения, навыки, альтернативные источники, ресурсы энергосбережения, возобновляемых источников энергии.
Не секрет, что к настоящему времени в нефте- и газодобывающей отрасли остро обозначилась проблема добычи углеводородного сырья ввиду практически полной исчерпанности легкодоступных нефтяных и газовых месторождений. С каждым годом добывающим компаниям все больше приходится прибегать к технологиям глубокого бурения, либо осваивать новые месторождения, располагающиеся в зонах сурового климата, но обладающие высоким потенциалом. Часто для оценки перспективности нового нефтяного или газового месторождения применяют показатель энергоэффективности EROEI (Energy Return On Energy Invested) [1, 2], который показывает прирост количества извлекаемой энергии при затрате единицы топлива. Согласно [1] с начала XX века EROEI нефти снизился почти на 82 пункта и на данный момент составляет от 11 до 18 в зависимости от месторождения. Поэтому перед добывающими компаниями стоит задача повышения энерго-
* Старший преподаватель кафедры Химии.
* Старший преподаватель кафедры Химии.