Научная статья на тему 'Об исследовании эффективности регулятивной функции права'

Об исследовании эффективности регулятивной функции права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
485
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГУЛЯТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ПРАВА / ИССЛЕДОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / REGULATIVE FUNCTION OF LAW / RESEARCH / SOCIAL SELF-REALIZATION OF PERSONALITY / EFFICACY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ковтун Злата Леонидовна

Статья посвящена анализу эффективности регулятивной функции права. Исследование эффективности регулятивной функции права необходимо проводить в контексте возможностей социальной самореализации личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the research of efficacy of regulative function of law

This article is devoted to research of efficacy of regulative function of law. It is necessary to study regulative function of law in aspect of opportunities of social self-realization of personality.

Текст научной работы на тему «Об исследовании эффективности регулятивной функции права»

Ковтун Злата Леонидовна

преподаватель кафедры теории и истории государства и права Кубанского государственного университета _(тел.: +79186511313)

Об исследовании эффективности регулятивной функции права

Статья посвящена анализу эффективности регулятивной функции права. Исследование эффективности регулятивной функции права необходимо проводить в контексте возможностей социальной самореализации личности.

Ключевые слова: регулятивная функция права, исследование, социальная самореализация личности, эффективность.

Z.L. Kovtun, Teacher of a Chair of Theory and History of State and Law of the Kuban State University; tel.: +79186511313.

About the research of efficacy of regulative function of law

This article is devoted to research of efficacy of regulative function of law. It is necessary to study regulative function of law in aspect of opportunities of social self-realization of personality.

Key words: regulative function of law, research, social self-realization of personality, efficacy.

Усложнение социальных взаимосвязей, возрастание их динамизма, повышение социальной активности и мобильности предъявляют все более высокие требования к урегулированности общественной жизни. При этом важное значение имеет как надлежащий выбор методов и способов правового регулирования, так и надлежащее определение меры урегулированности социальных процессов, соотношения правовых и иных социальных регуляторов, регулирования и саморегулирования. Все это определяет актуальность исследования регулятивного воздействия права в современных условиях, регулятивной функции права и ее новейших трансформаций. Особую актуальность такое исследование приобретает в связи с процессами глобализации, модернизации и распространения массовой культуры.

Кардинальные изменения в социальном регулировании в последние десятилетия предопределяют необходимость по-новому взглянуть и на проблемы регулятивного воздействия права. Господствовавший долгое время в отечественной науке «социологизированный» взгляд на человека, как представляется, вызывал и некоторую односторонность в понимании основ правового воздействия на личность, а значит, и основ эффективности правовых предписаний, эффективности регулятивного воздействия. В то же время аксиологические, психологические, ментальные аспекты действия регулятивной функции права незаслуженно оставлялись без внимания.

В советской науке указывалось, что эффективность правового регулирования зависит, в первую очередь, от характера действующих в обществе экономических законов и их проявления в сознательной деятельности людей, от степени познания объективных закономерностей и возможности их использования в конкретных исторических условиях, от своевременности приведения права в соответствие с новыми потребностями экономического и политического развития, от реальности государственного обеспечения того, что установлено в качестве закона [1, с. 138]. Настало время более многоаспектно рассмотреть проблемы регулятивного воздействия права и его эффективности. В этом плане следует согласиться с Г.Д. Гриценко в том, что стремление отстоять подлинно научные правовые знания предполагает широкое использование методологического плюрализма как магистрального направления развития методологии права [2, с. 46].

По справедливому замечанию А.И. Брызгалова, в центре всех правовых исследований должен быть поставлен человек со своим свободным социально-творческим потенциалом. Именно идея социального, свободного творчества человека должна найти правовое осмысление в рамках теоретического правосознания [3, с. 21-22]. Считаем, что именно самореализация личности, ее творческого потенциала должна рассматриваться как главный критерий эффективности регулятивной

35

функции права, эффективности всего правового воздействия.

Чтобы определить, каково содержание современного социального регулирования, важно знать те цели, оценки, ценности, которые человек кладет в основу своего поведения и взаимоотношений с людьми. А это, в свою очередь, делает необходимым исследование состояния духовной культуры конкретного общества в конкретный исторический период, из которой черпаются эти ценности, оценки, идеи [2, с. 26].

По мнению И.Л. Честнова, поскольку право является моментом, стороной общества, то оно должно изучаться именно как социальное явление, т.е. с точки зрения того, что свойственно всем социальным феноменам. Другими словами, при анализе права нельзя ограничиваться лишь «юридическим методом», выработанным аналитическим правоведением, который состоит в догматической по своей сути квалификации юридически значимых ситуаций (соотнесение ее признаков с признаками нормы права, воспринимаемой в качестве бесспорной аксиомы - догмы). Необходим анализ действия права - его восприятия в правосознании и реализации в правопорядке [4, с. 18-19]. Очевидно, что это относится и к исследованию регулятивного воздействия права.

Необходимо осмысление феномена правового регулирования не только с утилитарных «государственнических» позиций, но и с точки зрения философского анализа смысла, назначения права. В литературе по философии права совершенно справедливо указывается на то, что «без четкого уяснения онтологической природы права, смысла и содержания понятия правовой реальности, знания основных форм бытия права невозможно понять феномен права в целом» [5, с. 211].

В советской юридической науке при изучении эффективности норм права акцент делался на соответствие правовых предписаний объективным закономерностям социальной жизни, прежде всего экономической. Однако уже тогда ряд авторов отмечали ограниченность данного подхода. Так, М.Д. Шаргородский указывал, что «изучение объективных закономерностей социальной жизни - это не только самая сложная, но и трудно познаваемая и признаваемая часть науки» [6, с. 97]. В настоящее время становится объективно необходимым, даже неизбежным исследование права и его функций с философских, антропологических, социологических, культурологических, политологических, компаративистских методологических позиций.

В дальнейшей научной разработке нуждается проблема факторов эффективности регулятивного воздействия права. Нормативные свойства, как подчеркивает С.С. Алексеев, позволяют праву создавать единую, непрерывно действующую систему типовых масштабов поведения людей. Подобная система обеспечивает цельный, устойчивый, максимально экономный, целесообразный и эффективный порядок в общественных отношениях. Цельный, ибо нормативно-правовое регулирование обеспечивает воздействие на общественные отношения из единого центра - государства. Устойчивый, ибо юридические нормы действуют постоянно, непрерывно, вплоть до их отмены или изменения. Максимально экономный, целесообразный и эффективный, ибо избавляет государственные органы от необходимости индивидуального регулирования в тех случаях, когда оно касается типических, повторяющихся отношений [7, с. 15-16]. Полагаем, что цельность и устойчивость, экономность и целесообразность можно рассматривать как факторы эффективности регулирующего воздействия права.

Лишь выявив реальные причины, вызвавшие к жизни соответствующее законодательство, можно решить, в какой мере его регулятивное действие, функционирование отвечает объективной потребности, помогает претворению объективной возможности в действительность. Социальные потребности и интересы предопределяют цель правотворчества и правового регулирования в той мере, в какой осознаются условия удовлетворения данных потребностей и обеспечения интересов и сами эти потребности, интересы. Степень такого осознания может быть различной, следовательно, цель не всегда и не во всех случаях способна выразить экономическую и политическую детерминацию права. Вместе с тем, сама цель законодателя в конечном счете детерминирована; ее необходимо объяснять, исходя из жизненных общественных интересов [1, с. 137-138].

Не менее важно для характеристики эффективности регулятивного действия правовых норм выяснить соответствие между требованием нормы и правосознанием тех, к кому она обращена; между нормой и моральными устоями, традициями, обычаями, фактически действующими в данной микросреде, в семье, трудовом коллективе, определенной социальной группе.

Другое направление исследований эффективности регулятивного воздействия права - анализ соотношения и взаимодействия собственно правового регулирования с другими видами социального регулирования. В литературе

36

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2014 • № 4 (50)

справедливо отмечалось, что всестороннее уяснение взаимодействия правового регулирования с другими видами социального регулирования, особенно с политическим и моральным, выявление роли и значения правосознания и других форм общественного сознания в этом взаимодействии позволяют понять взаимосвязи

различных видов общественного регулирования, выработать более эффективные меры регулирования общественных отношений.

Итак, исследование регулятивного воздействия права требует новых подходов, связанных с изучением его психологических, ценностных, этнических компонентов.

1. Явич Л. С. Право и общественные отношения. М., 1971.

2. Гэиценко Г.Д. Право как социокультурное явление: состояние проблемы и перспективы разрешения. Ставрополь, 2002.

3. Брызгалов А. И. О некоторых теоретико-методологических проблемах юридической науки на современном этапе // Государство и право. 2004. № 4.

4. Честнов И.Л. Теоретико-методологические основания взаимоотношения общества и права // Право и общество: от конфликта к консенсусу. СПб., 2004.

5. Философия права: учеб. /под ред. О. Г. Да-нильяна. М., 2005.

6. Шаргородский М.Д. Право и объективные законы общественной жизни (к дискуссии об объективном и субъективном праве) // Правоведение. 1972. № 5.

7. Алексеев С.С. Социальная ценность социалистического права как регулятора общественных отношений // Сов. государство и право. 1968. № 3.

1. Yavich L.S. Law and social relations. Moscow, 1971.

2. Gritsenko G.D. Law as a sociocultural phenomenon: status and prospects for resolving the problem. Stavropol, 2002.

3. Bryzgalov A.I. About some theoretical and methodological problems of jurisprudence at the present stage // State and law. 2004. № 4.

4. Chestnov I.L. Theoretical and metodological bases of relationship of society and law // Law and society: from the conflict to consensus. St. Petersburg, 2004.

5. Philosophy of law: textbook / ed. by O.G. Danilyan. Moscow, 2005.

6. Shargorodsky M.D. Law and objective laws of public life (to discussion about the objective and subjective law) // Jurisprudence. 1972. № 5.

7. Alekseev S.S. Social value of the socialist law as regulator of the social relations // Soviet state and law. 1968. № 3.

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.