Научная статья на тему 'Об использовании мультимедийных учебных пособий в специальных курсах высших музыкальных учебных заведений'

Об использовании мультимедийных учебных пособий в специальных курсах высших музыкальных учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИА / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ HTML / ТЕХНОЛОГИЯ AUTORUN / ПОЛИФОНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морева Е.А.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с интерактивными методами обучения в творческих вузах, а именно о создании и использовании мультимедийных пособий в теоретических курсах. Для примера анализируется созданный автором статьи мультимедийный вариант учебного пособия по полифонии, автором которого является доктор искусствоведения И. Б. Пясковский (1946-2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об использовании мультимедийных учебных пособий в специальных курсах высших музыкальных учебных заведений»

УДК: 378.978

Морева Е. А.

канд. искусствоведения, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского» в г. Ялте

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ В СПЕЦИАЛЬНЫХ КУРСАХ ВЫСШИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

В статье рассматриваются вопросы, связанные с интерактивными методами обучения в творческих вузах, а именно о создании и использовании мультимедийных пособий в теоретических курсах. Для примера анализируется созданный автором статьи мультимедийный вариант учебного пособия по полифонии, автором которого является доктор искусствоведения И. Б. Пясковский (1946-2012).

Ключевые слова: мультимедиа, интерактивные методы обучения, технология HTML, технология autorun, полифония.

На современном этапе модернизация учебного процесса демонстрирует широкие возможности в работе с информацией. Оборудование аудиторий компьютерами, MBS-конференциями, интерактивными досками сегодня для вузов и других учебных заведений неотъемлемыми элементами в организации учебного процесса в целом. В связи с этим цифровые технологии приобретают повседневной значение, включаясь в учебный процесс. С помощью собственных сайтов, онлайновых конференций, презентаций, эффективность учебного процесса поднимается на новый уровень с точки зрения информативности. Деятельность в сети существует также в форме электронных (мультимедийных) энциклопедий, антологий, учебников, словарей и т.д. Вместе с тем, это может иметь и локальные формы в виде CD, DVD дисков, flesh-носителей, воспользоваться которыми можно без труда, в связи с доступностью материала, а также с помощью копировальных устройств (конечно, если речь не идет об их коммерческом распространении, и если это не противоречит законодательству об авторских правах).

Учебно-образовательные проекты различных электронных форматов сегодня перестали быть роскошью, стали требованием времени, так как поколение современных учеников и студентов — это поколение Интернета. Психологический аспект восприятия молодых людей заключается в желании и привычке получать и использовать информацию быстро и беспрепятственно, электронные форматы адаптированы их потребностям, соответствующих задачам в быстром поиске информации. Важную роль играет наглядность, и в этой связи мультимедийные учебные проекты удовлетворяют требованиям современного учебного процесса.

Музыковедение сегодня также является частью единого образовательно-информационного пространства. Вышеперечисленные формы существования теоретической и исторической музыковедческой мысли вполне могут быть адаптированы к специфике данной области знания. Главным объектом является звук, музыкальное произведение, поэтому основной акцент подобных мультимедийных проектов ставится на звуковом материале. Эта идея может показаться противоречивой, так как мультимедиа широко использует наглядность видео и графики. Однако, учитывая возможности мультимедиа и концепции проектов, звуковой материал остается центральным, все остальное должно подчиняться и работать на основную задачу. Безусловно, все встроенные в мультимедиа объекты могут быть самодостаточными, все же целостность концепции мультимедиа, который основан на музыкальном материале, обеспечивается качеством, количеством звуковых объектов, а также их сбалансированностью с другими объектами мультимедиа.

Мультимедиа — это информационный цифровой документ, использует различные типы электронных информационных объектов: графики, текста, аудио, видео. Полиинформацийнисть мультимедиа, с одной стороны, предоставляет богатый выбор форм информационных объектов, но с другой — существуют ограничения, как в выборе форм, так и в их количестве. Должны соблюдать пропорции, это зависит от концепции мультимедиа. В связи с этим определены критерии качества данных электронных документов:

1. Мультимедийный проект должен быть максимально полезным, полностью соответствовать целевой аудитории.

2. Должен иметь удобную навигацию с соответствующими всплывающими комментариями.

3. Дизайн определяет общую привлекательность электронного продукта и соответственно — спрос на него, он должен быть оптимальным, то есть не перегруженным лишними деталями, но и не может быть слишком простой, чтобы не потерять наглядную привлекательность.

4. Проект не может быть громоздким, пользователь должен иметь возможность без дополнительных препятствий работать с нужной для себя информации.

Создание мультимедиа требует от автора умения работать в различных редакторах, так как построении объектов предшествует их предварительная обработка. Например, фрагмент музыкального произведения звучит 2 минуты, независимо от того, завершается он кадансом или нет, он должен быть обработан, это придает встроенному в мультимедиа звука законченную форму.

Если фрагмент звучит изнутри построения, следует вывести микшером громкость с нулевого до нужного уровня. Нередко приходится реставрировать старые фонограммы с виниловых носителей, что является фактической звукорежиссерской работой. То же касается графических и видеоредаторов.

Учебные мультимедиа чрезвычайно актуальны в связи с сегодняшней ситуацией, которая ограничивает доступ к печатным учебным изданиям музыковедческого профиля, решением этой проблемы могут стать мультимедийные учебники и учебные пособия.

Основным предметом размышлений — комментарии к мультимедийному учебника полифонии И. Б. Пясковский, доктора искусствоведения. Учебник был выпущен тиражом 250 экземпляров, что явно недостаточно для обеспечения полноценного учебного процесса в консерваториях и музыкальных училищах. Поэтому возникла идея создания мультимедийного варианта данного учебного пособия. Это теоретическая работа, где рассматриваются важнейшие композиционные принципы полифонического письма от Средневековья до наших дней. В пособии также рассматриваются различные полифонические техники от монодии до сверхмногоголосия, типы ладовой, тематической и фактурной организации, простой и сложный контрапункты, известные типы имитационных форм в двух- и многоголосии. Отдельно рассмотрены основы барочной полифонии и широкий круг Баховских фуг, хроматический контрапункт в постромантической и современной музыке. Новшеством учебного пособия является введение информационно-поисковой системы и базы данных теоретического курса полифонии.

Значительная часть мультимедийного учебного пособия Полифонии 90%) выполнена средствами гипертекстовой разметки HTML (hyper text markup language), однако, подобные проекты могут иметь различные технологические решения: с помощью языков программирования, анимации (Macromedia Flash или Macromedia Director и др.).

Основой технологии HTML являются теги — команды, с помощью которых объекты встраиваются и управляются в Web-документе. Преимущество HTML заключается в том, что Web-документ выполняется с помощью бесплатного стандартного редактора «Блокнот», в котором пишется Html-код, программа-браузер позволяет просматривать коды любых Web-документов.

www.tavr.science

Учебник полифонии написан на украинском языке, его мультимедийный вариант выполнен в украинском и русском варианте, содержание дано после титров, выполненных в стандартном видеоредакторе Windows Movie Maker. Фрагмент титров:

Переход по главам осуществляется с помощью ссылок редактора аШогип. Система навигации внутри или между разделами выполнена с помощью гиперссылок и имеет наглядную навигацию со всплывающими комментариями. Пример навигации между страницами:

Размер текстового шрифта оптимизирован под размер графических объектов, встроенных в web-страницы. В основном, это нотные примеры и схемы, и в связи с тем, что нужно было оставить оптимальную видимость, шрифт довольно крупный, но это не является препятствием и повышает читабельность текста непосредственно с экрана.

Поисковая система и базы данных теоретического курса полифонии также выполнены с помощью фреймовой структуры, удобны в работе:

T>j\3jl <1>ЯЛЖХ 'О/Я Ф агфяфжяя л'роапюто •коэпппря'лул'куну<у œxBOTojLocci

'назад до роздшу Просте двоголосся у строгому стилi

Досконал1 консонанси

Недосконал1 консонанси

Дисонанси

рух голос1в метроритм

використання : . паралельний (приймають участь лише недосконал1 консонансами) . прямий . протилежний . посередний . на Bcix долях (част1ше на акцентних)

не бажано: .тривалий паралельний рух

Web-документ содержит 126 отдельных web-страниц, 119 рисунков, включая фоновый, 272 нотных примеров в виде рисунков, 1 видеофайл, 68 отрывков музыкальных произведений (озвученные нотные примеры). Загрузка звуковых файлов в мультимедийный учебник полифонии выполнена с помощью тега <embed>, который отвечает за интеграцию медиапроигрывателя. Пример тега <embed> с параметрами: <embed src = audio / BACH h moll II tom.mp3» height = 25 width = 200 controls = smallconsole autostart = false align = right>, где отражены ссылки на звуковой файл отрывка из прелюдии си минор II тома ХТК И. С. Баха, ширина и высота встроенной панели проигрывателя, ее неполный вид, метод проигрывания по нажатию кнопки «play» и отображения в правой стороне страницы. На примере предыдущего рисунка можно увидеть, как программа-браузер отображает встроенный звуковой проигрыватель. Таким образом, студенты могут прослушать примеры музыкальных произведений, указанных в разделах учебника полифонии.

Основной задачей и трудностью в создании мультимедийного варианта учебника полифонии был поиск музыкального материала. Специфика предмета ориентирована на музыку готической, ренессансной, барочной полифонии, некоторые музыкальные примеры представляют собой редкие аудиозаписи (например, мессы Палестрины Veni sponsa Cristi, O magnum Masterium, месса Дюфаи L'hоmmе arme и др.). Эта задача была решена практически полностью.

Русского (или другого) варианта в печатном виде не существует, однако, по просьбе коллег Московской консерватории, появился его российский мультимедийный вариант, и студенты музыкальных вузов России также смогут им пользоваться. Издан учебник в электронном виде на одном CD-диске. Использованная технология autorun (в редакторе AutoPlay Media Studio Projects), HTML-страницы, которые составляют основную часть учебника, размещенные как элементы в общем контексте, который дополняют заголовки, переходы, содержание. Так выглядит фрагмент проекта учебника полифонии в редакторе AutoPlay Media Studio Projects. Редактор имеет удобный интерфейс с возможностью программирования:

Соде-рлщние_^Пн\<

ШрШШ'йШдШтия полифонии

-. /-« This object does not show a preview at design time.

Исторически сформированные типы звукрвыхсистем ^адовая организация Тематическая организация фактурные типы полифонического склада ¡Полифония строгого стиля Простое двухголосье в строгом стиле

Сложный контрапункт в двухголосый. (Вертикально-подвижной контрапункт Торизонталъно-подвищюй контрапункт (Вдвойне-подвищюй контрапункт Обращение (ракдход

(Ритмично-масштабный контрапункт LИмитация в полифоническом двухголосны iПолифоническое многоголосие Полифония 'БарокКР (Разновидности форм Ъахрвской фуги

В создании мультимедийных учебных пособий, а также других проектов важно выбрать оптимальный метод, который отвечал бы задачам, поставленными разработчиком. В среде программистов, которые занимаются мультимедийными проектами, доминируют преимущества простых способов решения подобных задач, особенно если речь идет о web-дизайн, где нужно учитывать скорость передачи информации.

Учебник полифонии рассчитан не только на узкий круг студентов музыкальных вузов, несмотря на специфику и сложность предмета и изложения, визуальный и аудиоматериал делает проект привлекательным, и даже для непрофессионалов может представлять определенный интерес и ценность.

С начала 2008 года все желающие могут свободно пользоваться мультимедийным учебником полифонии, который размещен на сайтах notes.tarakanov.net в разделе «Учебные пособия» (Нотная библиотека Бориса Тараканова), intoclassics.net (Погружение в классику). Учебное мультимедийное пособие по полифонии было скачано пользователями около 10000 раз, что подтверждает актуальность данного подхода в обучении.

Литература

1. Гордеева И. В. Мультимедиа технология [текст]: учебное пособие / И. В. Годеева. — Новосибирск: СГГА, 2010. — 158 с.

2. Пясковский И. Б. Полифония [текст]: учебное пособие / И. Б. Пясковский. — К: ГМЦУУКиИ, 2003. — 241 с.

3. Чемпен Н, Чемпен Дж. Цифровые технологии мультимедиа [текст] / Н. Чемпен, Дж. Чемпен. — М: Вильямс, 2006. — 624 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.