Научная статья на тему 'Об использовании межпредметного подхода при преподавании экономических дисциплин'

Об использовании межпредметного подхода при преподавании экономических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / МЕЖПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / INTERDISCIPLINARY APPROACH / ECONOMIC DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Топунова Ирина Романовна, Королёва Нонна Шараповна

В статье обосновывается необходимость использования в педагогической практике межпредметного (метапредметного) подхода при преподавании блока экономических дисциплин. Авторы на конкретных примерах из педагогической практики раскрывают особенности практического применения межпредметного подхода с активным использованием при освоении учебных курсов экономических дисциплин не только базовой учебной и учебно-методической литературы, но и литературных художественных и публицистических источников как отечественных, так и зарубежных авторов. Научная новизна проведенного исследования заключается в структурировании авторской концепции преподавания экономических дисциплин с использованием элементов метапредметности. В результате исследования доказано, что в данном случае не только выполняются требования новых федеральных образовательных стандартов в части повышения качества работы образовательной системы в целом, но и осуществляется активный процесс воспитания обучающихся через метапредметное обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE USE OF AN INTERDISCIPLINARY APPROACH IN TEACHING ECONOMIC DISCIPLINES

The article substantiates the need to use an intersubject (metasubject) approach in teaching a block of economic disciplines in pedagogical practice. The authors use specific examples from pedagogical practice to reveal the features of the practical application of the intersubject approach with the active use of not only basic educational and methodological literature, but also literary artistic and journalistic sources of both domestic and foreign authors in the development of educational courses of economic disciplines. The scientific novelty of the research consists in structuring the author's concept of teaching economic disciplines using elements of metasubject. The study proved that in this case not only the requirements of the new Federal educational standards in raising the quality of education system as a whole, but is an active process of education of students through interdisciplinary training.

Текст научной работы на тему «Об использовании межпредметного подхода при преподавании экономических дисциплин»

Об использовании межпредметного подхода при преподавании экономических дисциплин

Топунова Ирина Романовна,

к.э.н., доцент, кафедра экономической политики и экономических измерений, Государственный университет управления

E-mail: sls12@yandex.ru

Королёва Нонна Шараповна,

к.э.н, доцент, кафедра экономической политики и экономических измерений, Государственный университет управления

E-mail: nonna-koroleva@yandex.ru

В статье обосновывается необходимость использования в педагогической практике межпредметного (метапредметного) подхода при преподавании блока экономических дисциплин. Авторы на конкретных примерах из педагогической практики раскрывают особенности практического применения межпредметного подхода с активным использованием при освоении учебных курсов экономических дисциплин не только базовой учебной и учебно-методической литературы, но и литературных художественных и публицистических источников как отечественных, так и зарубежных авторов. Научная новизна проведенного исследования заключается в структурировании авторской концепции преподавания экономических дисциплин с использованием элементов метапредметности. В результате исследования доказано, что в данном случае не только выполняются требования новых федеральных образовательных стандартов в части повышения качества работы образовательной системы в целом, но и осуществляется активный процесс воспитания обучающихся через метапредметное обучение.

Ключевые слова: междисциплинарный подход, межпредметный подход, экономические дисциплины.

Актуальность темы исследования во многом обусловлена тем, что принятие и последующее внедрение в современную образовательную систему новых образовательных стандартов заставляет кардинально пересмотреть сложившиеся ранее стереотипы преподавания экономических дисциплин. Это, в свою очередь, дает возможность педагогическим работникам по новому выстраивать образовательное пространство в рамках преподаваемых ими учебных дисциплин, относящихся к экономическому блоку (экономика, институциональная экономика, экономическая теория, микроэкономика, макроэкономика, мезоэкономи-ка и др.)

Экономические дисциплины, как и любые другие учебные дисциплины, отличаются индивидуальными особенностями. Соответственно, для их полноценного раскрытия необходимо проведение комплексной работы. Для этого, во-первых, требуется не только активное использование модернизированных программ и курсов учебных экономических дисциплин, но и внедрение новых учебных курсов по экономике, разработанных с обязательным учетом проводимых реформ в образовательных стандартах. Во-вторых, данные мероприятия целесообразно выполнять с привязкой к использованию уже имеющихся достижений в различных областях, в том числе активно использовать художественную литературу, поскольку взаимодействие экономики и литературы оказывает значительное влияние на обе стороны. Такую возможность педагогическим работникам предоставляет практическое использование междисциплинарного подхода при изучении экономических дисциплин,

Как известно, в основе федеральных государственных стандартов последнего поколения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает полноценное воспитание и развитие качеств личности с учетом требований современного информационного общества и имеющихся задач построения демократического гражданского общества. Все это предполагает значительное разнообразие используемых в образовательном процессе организационных форм и, в конечном итоге, способствует росту творческого потенциала и познавательных мотивов обучающихся. Однако, если иметь в виду исключительно простую механическую трансляцию обучающимся основных постулатов базового курса экономической науки при современном уровне требований к качеству проводимых занятий и современных образовательных стандартах - это будет являться однозначно устаревшим подходом к преподаванию.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Выходом из сложившейся ситуации может быть активное использование в образовательной практике элементов позитивного метода, который включает в себя междисциплинарный подход. В частности, при изучении экономических дисциплин допускается параллельное рассмотрение и изучение смежных тем, связанных с литературой и историей. Данная задача может быть успешно реализована в случае внедрения в образовательный процесс новых элементов, а именно: использования в ходе изучения определенных тем и вопросов экономических дисциплин дополнительных источников художественной литературы. Представляется, что такой подход в определенной степени вызван не только существующей объективной необходимостью, но и личным желанием педагогического работника расширить имеющиеся возможности для более эффективного проведения различных видов занятий по курсу экономической теории.

Значительная трудность работы в данном направлении состоит в том, что теоретических и практических пособий по экономической теории на современном книжном рынке представлено очень много: и по отдельности, и в комплекте с базовыми учебниками. Однако в нашем случае на первый план выходит несколько другое -не сколько собственно наличие различных теоретических пособий и их использование в образовательном процессе, столько возможность для обучающегося изучить курс экономической науки в совокупности с использованием уже имеющихся знаний по смежным направлениям. В данном случае можно говорить не только об усвоении учебного материала определенной экономической дисциплины, но и о пополнении культурного багажа обучающегося, что также немаловажно. [1, с. 6-7]

Под культурным багажом обычно понимают общее количество накопленных и усвоенных человеком знаний за жизнь, знание истории, литературы, музыки, поэзии, географические и другие знания, в том числе и экономические. Если подходить к данному вопросу более широко, то культурный багаж в первую очередь определяется способностью индивида нормально взаимодействовать внутри своей родной культуры, некий базовый набор прецедентных текстов (или прецедентных феноменов), которые необходимо знать просто для эффективного общения внутри сообщества. И в этом незаменимую роль могут сыграть литературные и исторические знания и источники. Ценность их использования в процессе изучения курса экономических дисциплин заключается в том, что в большинстве своем обычно рассматривают литературные (преимущественно художественные) источники, авторы которых внесли значительный вклад как в мировую, так и в отечествен-5 ную литературу.

§ Более того, через призму подобного ненавязчивого соприкосновения с художественной лите-° ратурой и соответствующим историческим контек-ав стом возможно не только полноценное усвоение

различных экономических вопросов и повышение экономической грамотности в ходе изучения курса экономической теории, но и развитие общего культурного уровня обучающегося. Ведь не секрет, что часть представителей современного молодого (и не только) поколения мало читает, а кто-то из обучающихся, к сожалению, и вовсе ограничивается только поверхностным прочтением базовых произведений школьной учебной программы по литературе.

Считается, что вопрос о сущности художественного творчества (к которому, несомненно, принадлежит и художественная литература) является основным вопросом науки об искусстве, а, следовательно, находится исключительно в компетенции литературоведения. Соответственно, все остальные вопросы, имеющие отношение к теории литературы, могут решаться в зависимости от решения этого основного вопроса, который является достаточно спорным. Поэтому в данном случае для педагогического работника очень желательно знание основных концепций в истории отечественной и мировой литературно-художественной мысли. Это необходимо не только для того, чтобы, в ходе ознакомления с художественными литературными источниками, безошибочно найти заложенную в них истину (которой, к слову, там может и не быть, особенно если автор определенного произведения не ставил перед собой такую задачу), а в первую очередь для расширения горизонта личных профессиональных компетенций, к которым в современных условиях предъявляются повышенные требования.

Как известно, современные стандарты образования предполагают активное вовлечение обучающегося в образовательный процесс и большую степень самостоятельности в осуществлении учебной деятельности. Это, в свою очередь, дает всем участникам образовательного процесса обширную возможность для овладения всеми необходимыми стратегическими компетенциями. При этом последние рассматриваются нами в качестве необходимой базовой основы самостоятельной работы обучающегося и его умения осознанно оценивать процесс, продукт и результат образовательной деятельности, непосредственным участником которой он является.

Авторы, с учетом многолетней практики преподавания, полагают, что изучение курса любой из блока экономических дисциплин, наряду со смежными экономическими дисциплинами, помимо проведения лекционных и практических занятий, дополнительно предполагает активную самостоятельную работу обучающихся как с соответствующей учебной и научной литературой, так и с первоисточниками, и с периодическими изданиями. Кроме того, в процессе освоения учебной дисциплины, относящейся к экономическому блоку, допускается широкое использование таких элементов обучения, как выполнение индивидуальных творческих заданий и участие в научных дискуссиях, проводимых в рамках дополнитель-

ных образовательных мероприятий российской высшей школы.

Активное внедрение в систему образования Российской Федерации новых образовательных стандартов приводит к пересмотру сложившихся стереотипов преподавания ряда экономических дисциплин. В частности, при изучении соответствующих тем учебного курса, согласно учебным программам дисциплин, допускается параллельное рассмотрение и изучение смежных тем, тесно связанных с литературой и историей. Более того, авторы полагают, что именно через призму подобного соприкосновения с художественной литературой и историческим контекстом возможно не только полноценное усвоение учебного материала по дисциплине, но и развитие общего культурного уровня и кругозора обучающегося. И широкие возможности для этого предоставляет активное использование в образовательном процессе элементов междисциплинарного подхода при подготовке бакалавров.

Вопрос об экономическом содержании художественных литературных источников и их практической ценности не является чем-то новым. Но, даже с учетом данного факта, следует обратить внимание на достаточно интересную классификацию, предполагающую деление существующих литературных источников на три крупных раздела. К первому разделу относят т.н. книги-аллегории, при знакомстве с которыми читателю в большинстве случаев однозначно необходимы специальные экономические знания. Иллюстративным примером могут служить «Путешествия Гулливера», автором которых является английский писатель Д. Свифт. На первый взгляд среднестатиче-ский читатель данной книги совершенно искренне предполагает, что в ходе чтения он всего лишь знакомится с весьма забавными приключениями судового врача Лемюэля Гулливера в разных вымышленных странах, в которые его приводила жажда странствий. Однако на самом деле считается, что фактически данная книга представляет собой аллегорическое повествование о войне за испанское наследство между Англией и Испанией в начале XVIII в. [2, с. 11]

Следующий, второй раздел художественноэко-номических текстов включает литературу, в которой автор стремится напрямую донести свои социальные и экономические взгляды. При этом действие книги может происходить как в реальном, так и в вымышленном мире. Примером может служить известная большинству россиян трилогия советского детского писателя Н. Носова о приключениях Незнайки, первая книга которой увидела свет в далеком 1965 г. [3] Данная книга, даже при всей своей ориентации в первую очередь на детей, среди специалистов фактически считается не только эффективным ликбезом по экономике, но и достоверным кратким курсом политической экономии капитализма, в котором с высокой степенью точности объяснения рассматриваются и анализируются основные экономические постулаты, начиная

от вопросов формирования цены и заканчивая проблематикой конкурентных отношений.

Заключительный, третий раздел книг с экономическим содержанием - собственно художественные произведения, авторы которых отражают различные аспекты экономической жизни общества. Примером подобной литературы являются книги канадского писателя, мастера т.н. «производственного романа» А. Хейли. В частности, его бестселлер «Колеса» досконально показывает изнанку деятельности автомобильных корпораций «Большой детройтской тройки» США во второй половине ХХ в. [4] При сравнительно небольшом объеме в данном произведении затрагиваются различные аспекты, начиная от процесса формирования цены на автомобили и заканчивая примерами практического проявления недобросовестной конкуренции между автопроизводителями в условиях использования асимметричной информации.

Отметим, что, помимо прозы, существует еще и поэзия, которая также затрагивает различные экономические вопросы. Например, у советского поэта В. Маяковского в поэме «Владимир Ильич Ленин» дается достаточно стройная картина исторической ретроспективы капитализма через призму зарождения, развития и деятельности его основных институтов. [5] Другой пример поэтического источника, - стихотворение «Мэри Глостер» у английского поэта, писателя и новеллиста Р. Киплинга, - почти идеальный вариант классической предпринимательской деятельности в условиях конкуренции, причем в данном случае автором произведения затрагиваются самые различные аспекты, начиная от моделирования взаимодействий между экономическими агентами в рамках институциональной системы и заканчивая рассмотрением основных элементов теории контрактов. [6]

Более того, помимо художественной прозы и поэзии не следует забывать и о таком литературном жанре, как экономическая сказка. Разве нельзя не признать, что, к примеру, у П. Бажова в «Горном мастере» по ходу всего повествования не только весьма наглядно показаны формы общественного хозяйства, но и иллюстрируются их отличительные особенности.[7] Причем, помимо знакомства с данным замечательным литературным произведением, отличающимся редким сочетанием сказочной и несказочной прозы, читатель не только получает достоверную информацию о натуральном хозяйстве и товарном производстве, но и имеет возможность дополнительного сравнения особенностей этих форм общественного хозяйства.

К сожалению, в настоящее время жанр экономической сказки не пользуется популярностью, хотя произведения по данной тематике издаются. В частности, примерами современных экономических сказок могут служить сказки в стихах «Фантик» и «На три буквы», автором которых является М. Синельников-Оришак. [8] В первой сказке до-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

статочно оригинально объясняется принцип работы финансовой пирамиды и сущность финансовых пузырей в экономике, а вторая не только поясняет принцип упрощенного расчета показателя валового внутреннего продукта (ВВП) и примеры сделок, не учитываемых при расчетах, но и указывает на недостатки данного показателя, которые действительно имеют место быть.

Таким образом, обучающийся, тесно работая не только с учебными пособиями, но и с художественными литературными текстами, получает отличную возможность полноценного усвоения и закрепления учебного материала по изучаемой теме. Более того, при освоении учебного материала курса экономики обучающемуся можно предложить сначала проанализировать соответствующую теоретическую информацию из учебных пособий и информацию из литературного источника, а затем соотнести полученные выводы с контекстом имеющихся знаний по рассматриваемой в художественном произведении исторической эпохе. В данном случае с высокой долей уверенности можно полагать, что общие выводы, полученные обучающимся по рассматриваемой им теме, будут носить не только теоретизированный характер. Тем самым будет достигнута высокая степень усвоения учебного материала не только в экономическом, но и в других смежных аспектах.

В качестве наглядного примера мы приведем практический вариант использования межпредметного подхода при изучении темы «Внелегаль-ная экономика», рассматриваемой в рамках стандартного курса экономической теории. Ярким примером литературных источников, наглядно иллюстрирующих данную сферу деятельности экономических агентов, является всемирно известный роман М. Пьюзо «Крестный отец». [9] Используя и анализируя соответствующие тексты из данного произведения, в дополнение к основной учебной литературе, обучающийся может дать самостоятельную характеристику внелегальной (теневой) экономики, аргументируя при этом свои выводы конкретными примерами из текста приведенного выше источника. Более того, при углубленном изучении материала темы, используя дополнительную историческую информацию, обучающимся может быть определена и рассчитана цена вне-легальности, которую должны были платить итальянские мафиозные кланы в Америке середины ХХ века в условиях функционирования капиталистической системы. Все это позволяет в полной мере «погрузиться» в изучаемую тему и изучить ее во всех подробностях, что самым положительным образом сказывается на качестве образовательного процесса.

Другой литературный пример, также харак-5 теризующий внелегальную экономику, но уже § в рамках функционирования социалистической экономической системы, - повесть писательско-° го семейного дуэта. лауреата премии МВД, - За-ав харовой Л.В. и Сиренко В.М. под названием «Три

сонета Шекспира». [10] Анализируя текст данной повести и сопоставляя сравнительно недавние исторические даты и факты, обучающийся получает отличную возможность применения теоретических знаний по теме «Внелегальная экономика». В частности, при практической работе с данным источником наглядным образом можно пояснить и аргументировать, как именно в условиях социалистического способа хозяйствования и господства плановой экономики проявлялось функционирование теневой экономики. Таким образом, при использовании в своей учебной работе дополнительных источников (которые может порекомендовать педагогический работник) обучающийся получает возможность не только провести сравнительный анализ того, в каких формах проявлялись нелегальная экономическая активность в СССР, но и определить наиболее вероятные причины данного явления, а также подкрепить свои выводы соответствующими историческими примерами. Все это способствует более глубокому изучению программы учебного курса по изучаемым экономическим дисциплинам.

При практическом использовании межпредметного подхода необходимо учитывать, что обучающиеся могут по-разному трактовать представленные отрывки. Это связано с множеством факторов, среди которых мы в первую очередь выделим имеющийся уровень подготовки обучающегося. Кроме того, необходимо учитывать и индивидуальные особенности обучающегося, и общую картину восприятия мира конкретным индивидом. И в этой связи более чем актуальной становится опубликованная более века назад, в 1910 году, статья организатора и главного идеолога советского образования и воспитания молодёжи Н.К. Крупской, затрагивающая вопросы, не потерявшие своей остроты и в наши дни.

В данной статье, посвященной использованию позитивного метода в преподавании, Н. Крупской было особо отмечено, что «понимание произведений <...> писателей - вещь очень субъективная. Для одних эти произведения - простая словесность, не возбуждающая в них никаких чувств, не оставляющая никакого следа в их душе, для других это - целый мир, полный образов, глубоко действующий на их психику. В понимании одного и того же произведения отдельными людьми существует целая гамма оттенков. Сила впечатления зависит от того, насколько данный художественный образ ассоциируется у читающего с соответствующими пережитыми им самим впечатле-ниями...<...> Ценность художественного произведения зависит от того, какие струны человеческой души оно затрагивает и насколько сильно заставляет оно дрожать их. Только надо, конечно, чтобы струны эти были, чтобы они способны были звенеть». [11, с. 163-164]

Таким образом, Н. Крупская в своей работе отметила весьма существенный момент - при прочтении художественных текстов важен не только сам факт данного действия. Более того, у потен-

циального читателя в идеале изначально должна быть сформирована определенная база, которая способствовала бы максимальному пониманию сути художественных (и не только) произведений. Если такой базы у обучающегося нет, что, к сожалению, в современных условиях бывает достаточно часто, это значительно затрудняет и само восприятие текстов, и дальнейшую работу с ними. [12, с. 22] Соответственно, для преподавателя в случаях, если по конкретным темам учебного курса планируется работа с соответствующими художественными текстами, очень важной становится задача подготовки обучающегося к пониманию произведения. Мы полагаем, что, несмотря на существующие определенные трудности использования в образовательной практике различных литературных источников, данный процесс во многом носит универсальный характер и имеет все предпосылки для дальнейшего использования и совершенствования.

Кроме того, дополнительные задания для обучающихся, связанные с изучением и анализом представленных литературных текстов, могут быть как индивидуальные, так и для работы в командах (или малых группах). Это особенно актуально при практическом использовании в практике образования активных и интерактивных методов работы в учебном процессе. В данном случае педагогический работник получает отличную возможность для расширения существующего личного арсенала методик преподавания, что в конечном итоге позволяет в максимальной степени освоить необходимые компетенции. Более того, у преподавателя исчезает необходимость в использовании простой механической трансляции обучающимся основных постулатов экономической науки, что, при современном уровне требований к качеству проводимых занятий и современных образовательных стандартах является устаревшим подход к преподаванию экономических наук.

При работе с различными текстами не следует задавать четкие критерии выставления оценок и определять их вес в баллах, достаточно будет сделанных выводов и произведенных расчетов. Причин этому две: во-первых, чтобы не было «зашоренности» и ограниченности в действиях у самого педагогического работника, поскольку использование в процессе изучения курса экономической теории литературных источников дает практически неограниченные возможности для работы. Во-вторых, чтобы у самого обучающегося, как у субъекта образовательной деятельности, был бы действительно реальный стимул для дальнейшего саморазвития в ходе образовательного процесса. В условиях отсутствия жестких рамок оценивания все это становится весьма существенным фактором, влияющим и на сам процесс работы, и на полученные обучающимся выводы. [13, с. 192]

Таким образом, мы приходим к выводу, что начальное знакомство и последующая аналитическая работа обучающихся с соответствующими

литературными источниками, параллельно с изучением основного материала по экономическим дисциплинам, в конечном итоге будут способствовать не только полноценному усвоению и закреплению изученного теоретического материала, но и дополнению и расширению кругозора всех участников образовательного процесса. Тем самым в рамках современного образовательного процесса будет дан обратный отклик на важную посылку ключевых образовательных запросов и в полной мере выполнена задача воспитания образованного компетентного гражданина, являющегося не только личностью с развитым экономическим и культурным мышлением, но и личностью, готовой к активной жизни и созидательной хозяйственной деятельности в современных условиях конкурентной экономики.

Литература

1. Экономическая теория (политическая экономия): хрестоматия, практикум. / И.Р. Топуно-ва. - Москва: РУСАЙНС, 2019-364 с.

2. Чиркова Е. От золотого тельца до «Золотого теленка». Что мы знаем о литературе из экономики и об экономике из литературы / Елена Чиркова. Москва: Издательство АСТ: CORPUS,

2018.- 400 с.

3. Носов Н.Н. Все о Незнайке и его друзьях: Повести. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011.800 с.

4. Хейли А. Колеса: Роман / М.: Моск. рабочий, 1985.- 446с.

5. Маяковский В.В. Владимир Ильич Ленин. Поэма. Ил.Е. Кибрика. Оформл. Е. Ганнушкина. -М.: «Дет.лит.», 1977.

6. Киплинг Р. Рассказы, стихи, сказки / Сост., предисл., коммент. Ю.И. Кагарлицкого. - М.: Высш. шк., 1989.

7. Бажов П.П. Малахитовая шкатулка. - М.: Правда, 1980.

8. Синельников-Оришак М.Ю. Экономические анти-сказки / Синельников-Оришак М.Ю. - М.: Издательство ИТРК, 2017.

9. Пьюзо М. Крестный отец: роман / Марио Пью-зо; [предисл., пер. с англ. М. Кан]. - М.: Эксмо, 2015.

10. Захарова Л., Сиренко В. Три сонета Шекспира // «Человек и закон» - 1989.- № 4.

11. Крупская Н.К. Воспоминания / [сост. И. Андреев] / Позитивный метод в преподавании - М.: РИПОЛ классик, 2013.

12. Топунова И.Р. Межпредметный подход в преподавании экономики // «СПО: Современное педагогическое образование».- № 5. -2018.

13. Топунова И. Р., Королева Н.Ш. Межпредметный подход как средство повышения качества образования // Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы управления качеством образования» (1819 декабря 2029 г., Пенза). Сборник статей -

2019.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

m О

от

З

ы о со

ON THE USE OF AN INTERDISCIPLINARY APPROACH IN TEACHING ECONOMIC DISCIPLINES

Topunova I.R., Koroleva N. Sh.

State University of management

The article substantiates the need to use an intersubject (metasu-bject) approach in teaching a block of economic disciplines in pedagogical practice. The authors use specific examples from pedagogical practice to reveal the features of the practical application of the intersubject approach with the active use of not only basic educational and methodological literature, but also literary artistic and journalistic sources of both domestic and foreign authors in the development of educational courses of economic disciplines. The scientific novelty of the research consists in structuring the author's concept of teaching economic disciplines using elements of meta-subject. The study proved that in this case not only the requirements of the new Federal educational standards in raising the quality of education system as a whole, but is an active process of education of students through interdisciplinary training.

Keywords: interdisciplinary approach, interdisciplinary approach, economic disciplines.

References

1. Economic theory (political economy): anthology, the workshop. / I.R. Topunov. - Moscow: RUSYNS, 2019.- 364 p.

2. Chirkova E. From the Golden calf to the "Golden calf". What we know about literature from Economics and Economics from literature / Elena Chirkova. Moscow: AST publishing house: CORPUS, 2018.- 400 p.

3. Nosov N.N. All about Neznaika and his friends: Lead. - SPb.: Azbuka, Azbuka-Atticus, 2011.

4. Hayley A. Wheels: Roman / M.: Mosk. worker, 1985.

5. Mayakovsky V.V. Vladimir Ilyich Lenin. Poem. Il.E. Kibrik. Designed by E. Gannushkina. - M.: "Det. lit.", 1977.

6. Kipling R. Stories, poems, fairy tales / Comp., Preface, comment. Yu.I. Kagarlitsky. - M.: Higher school, 1989.

7. Bazhov P.P. Malachite box. - M.: Pravda, 1980.

8. Sinelnikov-Orishak M. Yu. Economic anti-fairy tales / Sinel-nikov-Orishak M. Yu. - M.: itrk publishing House, 2017.

9. Puzo M. The Godfather: a novel / Mario Puzo; [Preface, translated from English by M. Kan]. - Moscow: Eksmo, 2015.

10. Zakharova L., Sirenko V. Three sonnets of Shakespeare // "Man and law" - 1989. - No. 4.

11. Krupskaya N. K. Memoirs / [comp. I. Andreev] / Positive method in teaching-Moscow: RIPOLL classic, 2013.

12. Topunova I.R. Interdisciplinary approach to teaching Economics" // SPO: Modern pedagogical education". No. 5. 2018.

13. Topunova I. R., Koroleva N. Sh. Intersubject approach as a means of improving the quality of education // Materials of the XII all-Russian scientific and practical conference "Problems of quality management of education" (December 18-19, 2029, Penza). Collection of articles-2019.

o d

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

u

CM O)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.