Научная статья на тему 'ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МАТЕМАТИКИ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ'

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МАТЕМАТИКИ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

25
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дифференциального исчисления / экологии / межпредметные связи / общеобразовательный ресурс / моделирования / differential calculus / ecology / interdisciplinary connections / educational resource / modeling

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Х Э. Менгнаров

Целью тезиса является разработка методики преподавания математики общеобразовательной школы так чтобы наиболее эффективно организовать межпредметные связи между математикой, физикой, химией и элементами экологии на основании математики и элементов компьютерного моделирования экологических процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of the thesis is to develop a methodology for teaching mathematics in a secondary school so as to most effectively organize interdisciplinary connections between mathematics, physics, chemistry and elements of ecology on the basis of mathematics and elements of computer modeling of environmental processes.

Текст научной работы на тему «ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МАТЕМАТИКИ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ»

Zamonaviy ta'limda matematika, fizika va raqamli texnologiyalarning dolzarb muammolari va yutuqlari

Toshkent viloyati Chirchiq davlat pedagogika instituti

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МАТЕМАТИКИ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Х. Э. Менгнаров

Чирчикский педагогический институт Тошкентского областа

АННОТАЦИЯ

Целью тезиса является разработка методики преподавания математики общеобразовательной школы так чтобы наиболее эффективно организовать межпредметные связи между математикой, физикой, химией и элементами экологии на основании математики и элементов компьютерного моделирования экологических процессов.

Ключевые слова: дифференциального исчисления, экологии, межпредметные связи, общеобразовательный ресурс, моделирования.

ANNOTATION

The purpose of the thesis is to develop a methodology for teaching mathematics in a secondary school so as to most effectively organize interdisciplinary connections between mathematics, physics, chemistry and elements of ecology on the basis of mathematics and elements of computer modeling of environmental processes.

Keywords: differential calculus, ecology, interdisciplinary connections, educational resource, modeling.

Признано, что математика обладает педагогическим ресурсом. Еще в начале прошлого века в момент становления методической нашей совместной школы считалось, что воспитание мышления учащихся - основная функция математики. Это хорошо видно в стремлении ввести в традиционное образование элементы дифференциального исчисления. В настоящее время разработка различных методических приемов преподавания математики общеобразовательной школы имеет несколько направлений: во-первых, так чтобы наиболее эффективно организовать межпредметные связи между математикой, физикой, химией, информатикой и элементами экологии (общеобразовательный ресурс и межпредметные связи), во-вторых, использование на основании математики и элементов компьютерного моделирования поисковые возможности в системе образования, в-третьих,

Zamonaviy ta'limda matematika, fizika va raqamli texnologiyalarning dolzarb muammolari va yutuqlari

Toshkent viloyati Chirchiq davlat pedagogika instituti

формирование навыков исследования и постановки задач текущей образовательной деятельности.

В этом выступлении мы покажем что на задачах экологического содержания можно интегрировать образовательные процессы. Для этого необходимо решить главную методологическую задачу, а именно - определить основание терминологического комплекса средней общеобразовательной школы. Наши исследования показали, что основные понятия из которых развиваются понятия многих смежных дисциплин в школьных программах имеют жесткие или достаточно определенные связи с атомарными понятиями математики. Поэтому основной методический ресурс раскрытии этих связей и использование логических приемов математики в представлении знаний в физике, химии, биологии.

Наиболее плодотворными в достижении цели методического совершенствования является система математических задач с экологическим содержанием. С их помощью мы достигаем многих целей:

1. Задачи экологического содержания с начала этого тысячелетия входят в круг тем на межпредметные связи. Однако, атомарные и минимальный словарь экологии, необходимый для формулировки математических задач позволяет установить многоуровневые связи между учебными дисциплинами общеобразовательной школы.

2. Методика обучения математики, как в общеобразовательной школе, так и в высшей школе на задачах экологического содержания реализует принцип подведения учащегося к осознанию условия задачи с последующей формализации и поиска метода решения - примат задачи перед сознанием.

3. Методика преподавания поиска решения задач экологического содержания, должна учитывать характер описываемых в задачах процессов обусловливаемых непрерывным или дискретным состоянием переменных величин.

4. Система задач экологического содержания позволяет естественным образом привлекать современные пакеты прикладных программ и тем самым ввести пропедевтику математического моделирования и элементов высшей математики в практику общеобразовательных школ.

Если вспомнить высказывания выдающихся ученых, то стоит напомнить высказывание П.Ф. Каптерева «образованному человеку необходимо владеть двумя языками - родным и языком математики. На первом необходимо

Zamonaviy ta'limda matematika, fizika va raqamli texnologiyalarning dolzarb muammolari va yutuqlari

Toshkent viloyati Chirchiq davlat pedagogika instituti

представлять чувства и общаться достойно с людьми, а на втором говорить с Природой».

REFERENCES

1. Жаров В.К., Таратухина Ю.В. Педагогический конструктивизм в кросс-культурной среде. М.: «Янус-К», 2015. - 276 с.

2. Менгнаров Х.Э.Укувчиларда экологик онгни фанлараро шакллантириш.Тошкент. Фан .2009

3. Жаббаров Н.М., Жаров В.К., Менгнаров Х.Э. Учебный глоссарий. Учебное пособие для школьников общеобразовательных школ и не только. Ташкент. « Innovatsiya-Ziyo »- 2021г.

4. Жаров В.К. Марданов А.П. Менгнаров Х.Э. "Экология математического образования: проблемы история педагогика" Москва 2020 Гуманитарные чтения РГГУ: Специальный выпуск 2020 года. Международный научный кругли стол: «Математические модели гуманитарных, естесттвеннонаучных процессов: проблемы, решения, перспективы».

5. Менгнаров Х.Э. Математическое образование в школе как способ унификации современной школьной терминологии. Международный научный кругли стол: «Математические модели гуманитарных, естесттвеннонаучных процессов: проблемы, решения, перспективы».15апреля. 2021 года, Москва. 2021 Гуманитарные чтения РГГУ.

6. Марданов А.П. Х.Э.Менгнаров. РАЗВИТИЕ ИДЕЙ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В ВЫСШЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ И ПЕРЕХОДНОЙ ШКОЛЕ. Международный научныйкруглистол:5 май 2021года Г.Махачкаъла.

7. Менгнаров Х.Э. Maktabda matematik ta'lim zamonaviy maktab atamashunosligini fanlararo birlashtirishusuli sifatida. ТДТУ "Глобаллашув даврида математика ва амалий математиканинг долзарб масалалари" мавзусидаги республика илмий анжумани Материаллари туплами. 2021 йил 12 июнь "Узбекистон-Япония ёшлар инновация маркази"

8. А.Ж. Сейтов, Ф.Х. Абдумавлонова. Решение геометрических задач с помощью математического пакета MAPLE. Academic research in educational sciences, 2021. T.2 №6 Pp.933-941.

9. S.Kh.Khasanova A.J.Seytov, A.J. Khurramov, S.N.Azimkulov, M.R.Sherbaev, A.A.Kudaybergenovю. Optimal control of pumping station operation modes by

Zamonaviv ta'limda matematika, fizika va raqamli texnologiyalarning dolzarb muammolari va vutuqlari

Toshkent viloyati Chirchiq davlat pedagogika instituti

cascades of the Karshi main canal. International Journal of Advanced Research in Science, Engineering and Technology, 2021. Tom 8. №4. Pp. 17177-17185.

10. А. Ж. Сейтов А. Р. Кутлимурадов Р. Н. Тураев Э. М. Махкамов Б. Р. Хонимкулов. Оптимальные управления водных ресурсов крупных магистральных каналов с каскадом насосных станций ирригационных систем. academic research in educational sciences volume 2 | ISSUE 2 | 2021 ISSN: 21811385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 DOI: 10.24411/21811385-2021- 00193. Стр. 265- 273.

11. А.В. Кабулов, А.Ж. Сейтов, А.А. Кудайбергенов. Критерий управления задач оперативного управления водными ресурсами объектов водохозяйственных систем. ILIM ham JAMIYET. Стр. 6-8

12. АЖ Сейтов, БР Ханимкулов, М Гаипов, О Хамидуллаева, НК Мурадов. Численные алгоритмы решения задач оптимального academic research in educational sciences volume 2 | ISSUE 8 | 2021 ISSN: 2181-1385 Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89 DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-153-160 Academic Research, Uzbekistan 159 www.ares.uz Управления объектами каршинского магистрального канала. Academic research in educational sciences. T. 2 № 3 pp. 1145- 1145.

13. А.Ж. Сейтов, Б.Р. Ханимкулов, М.А. Гаипов, М.Р. Юсупов. Зарафшон дарёси окимининг хрсил булишига атмосфера ёгинлари ва хдво хдроратининг таъсири. Academic research in educational sciences. T.2 №5. Стр. 156-162.

14. A.A. Kudaybergenov A.J. Seytov, A.R. Kutlimuradov, R.N. Turaev, N.K. Muradov. Mathematical model of optimal control of the supply canal to the first pumping station of the cascade of the Karshi main canal. International Journal of Advanced Research in Science, Engineering and Technology. T. 8 № 3 pp. 1679016797.

15. A.J.Seytov, A.J. Khurramov, S.N.Azimkulov, M.R.Sherbaev, A.A.Kudaybergenov. S.Kh.Khasanova. International Journal of Advanced Research in Science, Engineering and Technology. T. 8 №2 ISSN: 2350-0328. Pp. 1717717185.

16. Рахимов Ш.Х., Сейтов А.Ж. Теоретико-множественная модель насосной станции, оснащенная осевыми поворотно-лопастными насосными агрегатами. Материалы республиканской научной онлайн конференции молодых ученых

Zamonaviy ta'limda matematika, fizika va raqamli texnologiyalarning dolzarb muammolari va yutuqlari

Toshkent viloyati Chirchiq davlat pedagogika instituti

«современные проблемы математики и прикладной математики» посвященной 100 летию академика С.Х.Сираждинова (21 мая 2020 г.) Стр. 78-82.

17. Сейтов А. Ж., Кудайбергенов А. А., Хонимкулов Б. Р. Моделирования двумерного неустановившегося движения воды на открытых руслах на основе проекционного метода. сборник докладов Республиканской научнотехнической конференции «Инновационные идеи в разработке информационно-коммуникационных технологий и программных обеспечений» 15-16 мая 2020 года. САМАРКАНД. Стр. 60-63.

18. Рахимов Ш. Х., Сейтов А. Ж., Кудайбергенов А. А. Критерии управления задач оперативного управления водными ресурсами объектов водохозяйственных систем. Abstracts of IX International Scientific and Practical Conference Kharkiv, Ukraine 2-4 August 2020. Стр. 125-131.

19. Mekhriban Salaeva, Kakhramon Eshkaraev, Aybek Seytov. Solving mathematical problems in unusual ways with excellent limits. European Scientific Conference. Пенза, 17 мая 2020 года рр. 254-257.

20. А.Сейтов. Оптимальные методы управления водных ресурсов в крупных магистральных каналах ирригационных систем. AGRO ILM - O„ZBEKISTON QISHLOQ VA SUV XOJALIGI. Махсус сон. 2020. Ташкент. Стр. 84-86.

21. Ш.Х. Рахимов, А.Ж. Сейтов, А.А. Кудайбергенов. Оптимальное управление распределением воды в магистральных каналах ирригационных систем. ILIM ham JAMIYET. SCIENCE and SOCIETY Scientific-methodical journal Series: Natural-technical sciences. Social and economic sciences. Philological scienes. pp. 8- 10.

22. А.В.Кабулов, А.Ж.Сейтов, А.А.Кудайбергенов, Критерий управления задач оперативного управления водными ресурсами объектов водохозяйственных систем. ILIM ham JAMIYET. science and society Scientific-methodical journal Series: Natural-technical sciences. Social and economic sciences. Philological scienes №2 2020. Pp.6-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.