Научная статья на тему 'Об использовании метода проектов на уроках математики для формирования универсальных учебных действий'

Об использовании метода проектов на уроках математики для формирования универсальных учебных действий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
791
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПРОЕКТ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ПРОДУКТ ПРОЕКТА / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Атаманова Б.Ж.

Для формирования универсальных учебных действий на уроках математики достаточно эффективным является метод проектов, который применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эфективен на уроках, имеющих целью установление межпредметных связей, к которым по праву можно отнести математику. В процессе обучения математике можно успешно формировать все виды универсальных учебных действий, востребованные современной системой образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об использовании метода проектов на уроках математики для формирования универсальных учебных действий»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 51

Атаманова Бакытжан Жанбырбаевна

Магистрантка факультета МИФиТ ОмГПУ, 2 курс г.Омск, Российская Федерация е -mail: Bakytzhan_81@mail. ru

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Аннотация

Для формирования универсальных учебных действий на уроках математики достаточно эффективным является метод проектов, который применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эфективен на уроках, имеющих целью установление межпредметных связей, к которым по праву можно отнести математику. В процессе обучения математике можно успешно формировать все виды универсальных учебных действий, востребованные современной системой образования.

Ключевые слова

Универсальные учебные действия, проект, метод проектов, продукт проекта, познавательные универсальные учебные действия.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин [1, c .151]. В настоящее время в современном образовании отмечается переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли обучающегося в процессе обучения приводит к изменению взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками.

Для формирования универсальных учебных действий на уроках математики, достаточно эффективным, является метод проектов, который применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на уроках, имеющих целью установление межпредметных связей, к которым по праву можно отнести математику. Метод проектов это модель обучения, которая вовлекает ученика в процесс решения сложных проблем. Этот процесс завершается в реальном материале - продукте проекта [2, c.80].

Для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках математики целесообразно использовать средства, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Средства для формирования познавательных универсальных учебных действий

Познавательные универсальные учебные действия Средства

Логические универсальные действия Исследовательские задачи, вывод следствий, доказательство,

классификация.

Общеучебные Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Постановка и решение проблемы Проблемный диалог, проект.

Знаково-символические Моделирование.

Следующие типы заданий, способствуют наибольшей эффективности процесса формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках математики, также широко применяются в проектной деятельности: исследовательские задания, игровые задания, задание на использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни: анализ реальных

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

числовых данных; осуществление практических расчётов по формулам, использование оценки и прикидки при практических расчётах, описание с помощью функций различных реальных зависимостей между величинами и интерпретация их графиков; извлечение информации, представленной в таблицах, на диаграммах, графиках; моделирование реальных ситуаций на языке геометрии, исследование построенных моделей с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры; практическая задача, связанная с нахождением геометрических величин; задание на построение и исследование простейших математических моделей: моделирование реальных ситуаций с использованием статистических и вероятностных методов, решение простейших комбинаторных задач методом перебора, а также с использованием известных формул; вычисление в простейших случаях вероятности событий на основе подсчёта числа исходов. Рассмотрим примеры заданий, выполнение которых способствует формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках математики: сочинить задачу по схеме, математическую сказку; сформулировать математическую закономерность; составить кластер, математический кроссворд, игру, викторину, сборник своих задач; изготовить модель, математическую фигуру, геометрический сад; при работе в группах или парах по предложенным уравнениям, системам уравнений составить текст задачи и предложить их решить другим группам или парам; создать презентацию, сайт, тест on-line по определённой теме, изученной или изучаемой.

Для формирования познавательных универсальных учебных действий при работе над проектом учащимся необходимо: самостоятельно находить, систематизировать и отбирать информацию из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); записывать выводы в виде правил по теме проекта; представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, презентаций с помощью средств информационных технологий; передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; создавать конечные программные продукты по теме проекта.

В качестве примера рассмотрим проект «Движение и его свойства» из курса геометрии

9 класса, при работе над которым происходит развитие универсальных учебных действий учащихся.

Цель проектной деятельности: Практическое применение движений в повседневной жизни.

Аннотация: В проекте рассматриваются вопросы практического применения движений в повседневной жизни.

Межпредметные связи: информатика, биология, информационные технологии.

Тип проекта: творческий.

Основополагающий вопрос: Как движение применяется при покрытии плоскости паркетом?

Проблемные вопросы учебной темы:

- Плоскость можно покрыть без просветов двойных покрытий правильными многоугольниками?

- Плоскость покрывается произвольными многоугольниками (невыпуклыми, звездчатыми, выпуклыми неправильными многоугольниками)?

- Для покрытия плоскости можно использовать комбинации различных многоугольников?

- В качестве элемента покрытия плоскости можно использовать фигуры животных?

Умение выбрать тему проекта согласно своим интересам и способностям; выразить и оценить собственную точку зрения по итогам проектной деятельности; обозначить дальнейшие направления развития проекта - все это способствует формированию личностных универсальных учебных действий.

Продукт данной проектной деятельности - презентация. При защите проекта и презентации учащемуся необходимо отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее фактами. Кроме этого, ему необходимо понимать и принимать точку зрения другого, учащийся должен уметь договариваться с людьми иных позиций, организовывать учебное взаимодействие в группе. Все это способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий.

В ходе выполнения данного задания учащиеся овладевают следующими универсальными учебными действиями:

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№3/2016

ISSN 2410-700Х

- логические (работа по алгоритму, моделирование);

- общеучебные (практическое применение темы «Движение»);

- постановка и решение проблемы (развитие критического мышления, использование индуктивного умозаключения, совершенствование навыков работы в группе, формирование ценностных ориентаций, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного, владение различными формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации);

- использование знаково-символической записи математического понятия.

Таким образом, в процессе обучения геометрии с использованием метода учебного проекта можно успешно формировать универсальные учебные действий, востребованные современной системой образования. Они направлены на достижение главной цели современной системы образования: научить учиться и достигать новых вершин знания для дальнейшего саморазвития. Список использованной литературы:

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: пособие для учителя // под ред. А.Г. Асмолова. -М.: Просвещение, 2008. - [с. 151]

2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. -

М.: АРКТИ, 2010. - [с.80]

© Атаманова Б.Ж., 2016

УДК 538.915; 539.6; 541.2

Баранов Михаил Александрович

д-р. физ.-мат. наук, проф. АлтГТУ г. Барнаул, РФ E-mail: Baranov183@mail.ru

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЗАРЯДОВ В ВИДЕ НЕКОНЦЕНТРИЧНЫХ РАЗМЫТЫХ СФЕР КАК ЭЛЕМЕНТОВ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБОЛОЧЕК

Аннотация

Объяснение и предвидение многих свойств веществ возможно в рамках модели сферически симметричных оболочек атомов. В качестве одного из элементов оболочки рассматривается размытая сфера. Представлена последовательность действий, приводящая к точному аналитическому выражению для энергии кулоновского взаимодействия размытых заряженных сфер. Рассмотрены различные ситуации взаиморасположения сфер.

Ключевые слова

Электронная плотность, кулоновское взаимодействие, интеграл перекрытия, точная аналитика.

Введение

В нашем материальном мире едва ли найдётся хоть одно явление, в котором атомы не играют какой-либо роли. Практически все свойства материалов, лекарств, катализаторов, органических тканей и многих других соединений обусловлены взаимодействием атомов. Почти сразу после открытия в 1911 г. Э. Резерфордом ядра пришло понимание того, что взаимодействия атомов во многом определяются конфигурациями их электронных оболочек. Информация о них и знание законов, по которым реализуются упомянутые взаимодействия, явилось бы эффективным инструментом воздействия на все сферы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.