Научная статья на тему 'Об инвестиционной политике в энергетике Северо-Запада'

Об инвестиционной политике в энергетике Северо-Запада Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Безуглова М. А., Елохин В. Р., Елохин И. В.

Быстро меняющиеся и неоднозначно воспринимаемые обществом нынешние политико-экономические обстоятельства в России, особое геополитическое положение ее северных регионов, наличие уникальных запасов минеральных, углеводородных, лесных и других ресурсов и чрезвычайная сложность их эффективного освоения объективно побуждает всесторонне обсудить содержательные этапы разработки и реализации энергетической стратегии Северо-Запада России. Необходимо также решить вопрос научной координации усилий большого числа разработчиков региональных энергетических программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об инвестиционной политике в энергетике Северо-Запада»

Об инвестиционной политике в энергетике Северо-Запада

12 3

М.А. Безуглова , В.Р. Елохин , И.В. Елохин

1 Экономический факультет СЗФ МГЭИ, кафедра экономической теории Институт физико-технических проблем энергетики Севера КНЦРАН Финансовый факультет МГТУ, кафедра прикладной математики

Аннотация. Быстро меняющиеся и неоднозначно воспринимаемые обществом нынешние политико-экономические обстоятельства в России, особое геополитическое положение ее северных регионов, наличие уникальных запасов минеральных, углеводородных, лесных и других ресурсов и чрезвычайная сложность их эффективного освоения объективно побуждает всесторонне обсудить содержательные этапы разработки и реализации энергетической стратегии Северо-Запада России. Необходимо также решить вопрос научной координации усилий большого числа разработчиков региональных энергетических программ.

Abstract. The paper analyses the stages of development and realization of the power strategy of the Russian Northwest. It is necessary also to solve the problem of the scientific coordination of numerous regional power programmes.

1. Введение

Работа Института физико-технических проблем энергетики Севера КНЦ РАН (ИФТПЭС) и других родственных ему организаций в течение 1991-1997 гг. определила необходимость формирования с последующей реализацией таких важнейших инвестиционных проектов: 1) освоение новых нефтегазовых ресурсов Тимано-Печорской провинции; 2) освоение месторождений углеводородного сырья, расположенных на шельфе Баренцева, Печорского и Карского морей с обеспечением в последующем добычи на Штокмановском месторождении природного газа; 3) сооружение новых крупных источников базисной мощности, в частности, Интинской ГРЭС, Череповецкой ГРЭС, Кольской АЭС-2 и др.; 4) строительство средних и малых парогазовых ТЭЦ в Архангельске, Вологде, Мурманске, Северодвинске, Сыктывкаре и др.; 5) освоение нетрадиционных возобновляемых источников энергии; 6) газификация Вологодской, Мурманской, Архангельской областей, Республики Карелия.

Очевидно, что каждый из перечисленных проектов требует значительных денежных средств, которых у государства сегодня нет и в обозримой перспективе не предвидится. Кроме того, здесь важно отметить, что за 90-е годы из-за неплатежей резко, примерно в 3 раза (в сопоставимых ценах), сократились инвестиции в топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Решению этой проблемы должен способствовать Северо-Западный инвестиционный центр, в котором должны быть сконцентрированы наиболее значимые энергетические проекты. Идея создания такого центра сформировалась на заседании Комитета по энергетике Ассоциации экономического взаимодействия территорий Северо-Запада (Псков, июнь 1997 г.). Для этого Центр должен привлекать российских и зарубежных инвесторов, работать с крупными банками и финансовыми группами. Уже в самом начале формирования Центра необходимо приступить к изучению и экспертизе первых инвестиционных проектов, представленных регионами, к разработке соответствующих бизнес-планов. Подобный Центр в 1997 г. создавался в рамках межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение", объединившей 19 краев, областей и республик Сибири. В этом Центре в течение 1997 г. предполагалось сконцентрировать пакет инвестиционных проектов на общую сумму в 6-6,5 трлн рублей (в ценах 1997 г.).

Ниже вопросы инвестиций будут рассматриваться на примере предполагаемого сооружения линии электропередачи 330 кВ со вставкой постоянного тока от Кольской энергосистемы до энергосистем стран Скандинавии (точнее, до Финляндии).

2. Инвестиционная энергетическая компания

Представляется, что основой Инвестиционного Центра может стать открытое акционерное общество (ОАО) "Инвестиционная энергетическая компания" (ИЭК), созданное в начале 1998 г. В составе его учредителей - предприятия, институты, коммерческие организации и др. из Москвы, Санкт-Петербурга, Мурманска, Апатитов, Оленегорска, Полярных Зорь. Важно, что учредителем в ИЭК входит Администрация Мурманской области.

Предметы деятельности ИЭК: 1) мобилизация и аккумулирование финансовых средств для сооружения ЛЭП от Кольской энергосистемы до энергосистем НОРДЕЛ (в НОРДЕЛ входят такие страны, как Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания, а также Исландия), и, в перспективе, для строительства Кольской АЭС-2, а также для сооружения и реконструкции тех или иных энергетических объектов; 2) подбор и привлечение потенциальных инвесторов и кредиторов, организация инвестиционных конкурсов; 3) финансирование и кредитование предприятий, обеспечивающих строительство и реконструкцию энергетических объектов оборудованием, материалами, выполняющих связанные со строительством научно-исследовательские проекты и ведущих образовательную деятельность по подготовке и переподготовке кадров; 4) участие в разработке и применении финансово-экономических схем, в частности, схем вексельного обращения, стимулирующих строительство и реконструкцию энергетических объектов; 5) участие в формировании энергетической политики Мурманской области, способствующей рациональному развитию топливно-энергетического комплекса области; 6) организация оперативного взаимодействия акционеров ИЭК по вопросам финансирования, кредитования и взаиморасчетов; 7) квалифицированное консультирование акционеров ИЭК по операциям на фондовом рынке России; 8) участие в капитале иных юридических лиц, инвестирование капитала ИЭК в прибыльные и малорисковые проекты; 9) организация и эксплуатация информационных систем и средств телекоммуникаций; 10) проведение экспертизы по вопросам экономической, инвестиционной, финансовой и управленческой деятельности.

Принципы деятельности ИЭК: 1) максимальная диверсификация источников и форм привлечения средств, предложений услуг и распределения активов; 2) принятие инвестиционных решений с целью достижения максимальной выгоды для всех акционеров ИЭК; 3) формирование собственной устойчивой сети клиентов и партнеров; 4) участие во всех стадиях приватизации и акционирования предприятий; 5) работа на вторичным рынке ценных бумаг; 6) агрессивная инновационная деятельность, постоянное внедрение новых фондовых инструментов; 7) тщательный учет инфляционных факторов и ценовых диспропорций российского рынка, хеджирование рисков.

Источники капитала ИЭК: 1) собственный капитал за счет вкладов учредителей и открытого размещения дополнительных выпусков акций ИЭК среди крупных инвесторов - юридических лиц; 2) траст-фонды (частные пенсионные и премиальные фонды предприятий, общие траст-фонды частных лиц), передаваемые учредителями в управление ИЭК; 3) выпуск краткосрочных и среднесрочных облигаций ИЭК с корректируемой процентной ставкой, правом конвертации в обыкновенные акции, кумулятивные и т.п.; 4) привлечение кредитов крупных западных банков под конкретные проекты, связанные со строительством и реконструкцией энергетических объектов.

Однако не следует надеяться, что создание ИЭК сразу привлечет инвестиции. Как известно, большинство предприятий в условиях современного "российского рынка" не являются инвестиционно привлекательными: примерно половина из них убыточны, а остальные, за небольшим исключением, находятся в неустойчивом финансовом состоянии. С другой стороны, условия, которые выдвигают инвесторы, часто невыгодны предприятиям. Поэтому инвестиции практически отсутствуют, а финансовая поддержка государства или местных властей при углубляющемся дефиците бюджетных средств зачастую нереальна. Что же касается проблем инвестирования в энергетику территорий Северо-Запада, то здесь действует (помимо перечисленных выше) ряд усугубляющих факторов: 1) удорожающие факторы производства, вызывающие повышенные инвестиционные затраты в связи с экстремальными природно-климатическими условиями; 2) на большей части Северо-Запада (Республики Карелия и Коми, Мурманская, Архангельская и ряд других областей) преобладают капиталоемкие производства, основанные на добыче и первичной переработке природных ресурсов

Сыграл свою роль и разрыв хозяйственных связей после распада СССР. Известно, что стратегия развития экономики каждого отдельно взятого региона Северо-Запада, в том числе и инвестиционная политика, в течение десятилетий централизованного планового управления была всецело подчинена общегосударственным интересам и направлена на развитие преимущественно природоэксплуатирующих отраслей. Она реализовывалась главным образом через отраслевые министерства и ведомства. Полномочия и реальные возможности влияния на процесс формирования инвестиционной политики у регионов и предприятий были минимальны.

Сегодня должна быть разработана достаточно прозрачная инвестиционная политика для каждого участника "инвестиционного поля". По-видимому, в этих условиях наиболее привлекательным становится формирование инвестиционного портфеля, позволяющего оперативно перераспределять средства между различными финансовыми инструментами. Очевидно, что все перечисленные трудности с привлечением инвестиций вынуждают ИЭК изыскивать денежные средства без заемных средств на основе эффективного управления своими активами. При этом может быть получена дополнительная

прибыль посредством мобилизации накопленных и грамотно используемых на фондовом рынке активов, умелого сочетания различных методов управления ими с целью повышения конкурентоспособности предприятия. По действующему законодательству, как правило, не допускается передача в управление непосредственно денежных средств, поэтому необходим перевод свободных активов в ценные бумаги. "Золотое правило" инвестора - приобретение нескольких видов ценных бумаг различных эмитентов (диверсификация портфеля), что позволяет повысить доходность, надежность и ликвидность этих бумаг. Управление портфелем чаще всего доверяется профессионалам фондового рынка, для чего заключаются специальные договоры.

Простейшим методом портфельного инвестирования является использование пакета акций в качестве залога для получения кредитных ресурсов. Это дает возможность решить проблемы финансирования прироста оборотных средств, выплаты зарплаты и т.д.

Разновидностью кредитования под залог являются сделки типа "репо". Их преимущество заключается в том, что они снижают риск операции для участников, повышают уверенность предприятия в удержании своих акций, а банка - в получении своих доходов. Суть сделки состоит в том, что банк покупает акции с обязательством их последующей обратной продажи ИЭК. При этом ИЭК фактически получает кредит, используя ценные бумаги, которые не приносят доход, "мертвым грузом" лежит на балансе. ИЭК по-прежнему остается собственником ценных бумаг, а банк временно получает возможность управлять их пакетом, получая дополнительный доход.

Для ИЭК возможен и такой вариант инвестирования, как трастовый, т. е. речь идет о доверительном управлении пакетом акций, находящихся на балансе ИЭК, тем или иным надежным банком.

Оформляя договор трастового управления, руководство ИЭК получает источник дополнительного дохода. Банк также получает доход от переданных в доверительное управление ценных бумаг, профессионально и грамотно проводя операции с ними на фондовом рынке.

Наиболее распространенный вариант доверительных операций с ценными бумагами состоит в том, что некое акционерное общество (пусть это будет ИЭК) полностью передает портфель ценных бумаг дилеру (например, Центральному банку РФ) для совершения операций, позволяющих получить доход на колебаниях курсовой стоимости. Часть этого дохода является вознаграждением дилера, что фиксируется в договоре, определяющем права и обязанности сторон.

Возможна другая схема, которая гарантирует инвестору получение фиксированного уровня доходности, заранее оговоренного. Доходы, полученные сверх этого уровня, делятся между сторонами в определенной пропорции. Этот вариант рекомендуется инвесторам, не желающим рисковать.

Вкладывая свободные денежные средства в ценные бумаги, ИЭК может испытать потребность в оборотных средствах. Для этой цели можно получать кредит в банке под залог ценных бумаг.

Как известно, в последние годы за продукцию того или иного предприятия расплачиваются векселями. Работая с их различными видами, ИЭК будет иметь возможность подбирать те из них, которые нужны определенному контрагенту. В результате можно так сформировать денежные потоки, что доход от продажи будет равен доходу от реализации векселей, что уже не облагается НДС.

Из сказанного выше видно, что размещение временно свободных денежных средств в ценных бумагах, формирование и управление инвестиционными портфелями, организация схем вексельного обращения дают возможность ИЭКу решать широкий круг задач с максимально возможной эффективностью.

3. Об экспорте электроэнергии

Значительное внимание в энергетической стратегии региона должно уделяться развитию строительства с ускоренным сооружением системообразующих связей между Кольской и Карельской электроэнергетическими системами Баренцрегиона и распределительных линий, обеспечивающих повышение надежности электроснабжения. В последнее время повышено внимание на передачу избытков мощности Кольской энергосистемы в энергосистемы стран Скандинавии.

Экспорт вырабатываемой российскими АЭС электроэнергии в страны дальнего зарубежья является перспективным путем получения средств, необходимых для реализации мероприятий по повышению безопасности действующих атомных блоков, продления их проектного ресурса, а также для инвестиций в строительство новых современных энергоблоков АЭС. Относительно низкая стоимость, высокое качество вырабатываемой электроэнергии и надежность энергоснабжения, а также наличие в настоящее время резервных мощностей в приграничных регионах делают возможным организовать в сжатые сроки продажу электроэнергии в зарубежные страны при относительно небольших затратах на сооружение дополнительных участков ЛЭП и преобразовательных подстанций. Решение этой задачи

дает не только надежные источники поступления валютных средств энергетикам и правительству России, но и открывает фронт работ для энергостроителей, которые в силу известных причин остались в настоящее время практически без работы.

Одним из возможных вариантов организации экспорта российской электроэнергии является экспорт электроэнергии, вырабатываемой Кольской АЭС и другими электростанциями энергосистем АО "Колэнерго".

Для решения этого вопроса необходимы соответствующие соглашения между правительствами России, Швеции, Финляндии. Предварительные проработки указанной проблемы уже проведены при участии администрации Мурманской области, ИФТПЭС, АО "Колэнерго", КАЭС и др.

В рамках работы АО "Севзапэнергосетьпроект" рассматривались две схемы выдачи мощности в энергосистему "НОРДЕЛ".

По первой схеме для обеспечения требуемого качества электроэнергии в южной части энергосистемы производится разделение электрических сетей Колэнерго (через вставку постоянного тока ВПТ мощностью до 500 МВт). По второй схеме сооружается ЛЭП до энергосистемы "НОРДЕЛ" непосредственно от КАЭС. При этом для осуществления экспорта электроэнергии требуется сооружение ряда электросетевых объектов.

Как известно, в течение последних 5 лет сохраняется устойчивый резерв неиспользованных мощностей КАЭС и энергосистемы АО "Колэнерго", что происходит из-за общего спада производства, снижения бытового электропотребления в Мурманской области и уменьшения перетока в Карелию. Максимальная выработка электроэнергии КАЭС была достигнута в 1987 г. и составляла 12,8 млрд кВт-ч. Выработка электроэнергии в последние два года составила в 1996 г. - 3,893 млрд кВт-ч; в 1997 г. - 8,773 млрд кВт-ч.

По оценкам института АО "Севзапэнергосетьпроект" (СЗЭСП) передаваемая на экспорт электроэнергия может составлять в 2001-2005 гг. - 2,8 млрд кВт-ч (400 МВт), 2006-2015 гг. - 4,0 млрд кВт-ч (600 МВт), при этом: сроки сооружения ЛЭП от момента выдачи задания на проектирование составляет 2,5-3 года; удельные затраты на строительство ЛЭП составляют 230 долларов/кВт; удельные затраты на сооружение ВПТ составляют 150 долларов/кВт; общие капвложения оцениваются в 220-240 млн долларов США.

При этом до 2004 г., а при условии продления проектного срока службы первых энергоблоков КАЭС на 10 лет - и до 2014 г., экспорт может покрываться электроэнергией, вырабатываемой одним блоком станции (440 МВт). В дальнейшем при выводе из эксплуатации энергоблоков экспорт электроэнергии будет покрываться замещающими мощностями.

Относительно возможности и целесообразности сооружения ЛЭП до энергосистем НОРДЕЛ группой сотрудников ОАО "Инвестиционная энергетическая компания" (Московское представительство) была выполнена работа, результаты которой несколько отличаются от расчетов СЗЭСП. В этой работе предварительная оценка возможной прибыли от экспорта электроэнергии выполнена исходя из фактической себестоимости поставляемой электроэнергии. В период пробной эксплуатации (пусковой этап) и на первом этапе поставка электроэнергии учитывается от гидроэлектростанций. Исходя из этого, удельная расчетная величина прибыли для этого периода принята 2 цента за кВт-ч. Для последующего периода удельная расчетная величина прибыли принимается 1,5 цента за кВт-ч.

В табл. 1 показаны ориентировочные объемы экспорта электроэнергии и мощности из Кольской энергосистемы, а также приведена оценка расчетных величин прибыли от экспорта электроэнергии, при условии сооружения электросетевых объектов в указанные выше сроки.

В табл. 2 приведена оценка суммарных затрат на сооружение электросетевых объектов и суммарной прибыли за начальный период экспорта электроэнергии.

Предварительная оценка эффективности капиталовложений в сооружение электросетевых объектов для экспорта электроэнергии из Кольской энергосистемы в сети энергосистемы Финляндии показывает, что при принятых исходных условиях (табл. 3) срок окупаемости составляет 5,4 года. Кредиты возвращаются в 2002 г.

Снижение сроков окупаемости возможно за счет более рационального распределения кредитов. Выплаты кредитов и процентов по кредитам начинаются с момента поставок электроэнергии.

Усиление связи ЭЭС "Карелэнерго" и ЭЭС "Ленэнерго" может быть обеспечено путем сооружения ЛЭП-330 кВ.

Таблица 1. Оценка объемов экспорта электроэнергии и расчетных величин прибыли

Условный этап Расчетный период Объем экспорта электроэнергии Расчетная прибыль

Макс мощн. (МВт) Число часов в год Эл. энергия за год (млрд кВт-ч) Удельная прибыль ($/кВт-ч) Прибыль за год (млн $)

Пусковой III - IV кв. 1999 г. 100 2000 0,200 0,020 4,000

I этап 2000 - 2001 г. 200 5000 1,000 0,020 20,000

II этап 2002 г. и далее 550 6600 3,630 0,015 54,450

Таблица 2. Суммарные затраты на сооружение электросетевых объектов и суммарная прибыль

Статья Затраты и прибыль по годам (млн $)

1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Затраты - 40,0 52,0 24,0 13,0 - - - -

Нараст. итог - 40,0 92,0 116,0 129,0 - - - -

Прибыль - - 4,00 20,00 20,00 48,75 48,75 48,75 48,75

Нараст. итог - - 4,00 24,00 44,00 98,45 152,9 208,3 261,8

Таблица 3. Кредиты

Название Дата Сумма (млн US$) Срок Ставка, %

Кредит 1 01.01.1998 40 36 мес. 12,00

Кредит 2 01.07.1999 52 36 мес. 12,00

Кредит 3 01.07.2000 24 24 мес. 12,00

Кредит 4 01.07.2001 13 12 мес. 12,00

Таблица 4. Интегральные показатели

Ставка кредита 12,00 % 12,00 %

Ставка дисконтирования 10,00 % 12,00 %

Период окупаемости 64 мес. 65 мес.

Индекс прибыльности 1,34 1,33

Чистый приведенный доход 182,7 млн. US$ 151,1 млн. US$

Внутренняя норма рентабельности 49,39 % 49,39 %

Таблица 5 Кэш-фло (млн $ US)

Строка 2012 год 2013 год

Поступления от продаж Прямые производственные издержки Затраты на сдельную заработную плату Суммарные прямые издержки Суммарные постоянные издержки 159,0 54 54 163,7 81,0 81,0

Другие выплаты Налоги Кэш-фло от операционной деятельности 46,5 58,5 45,2 37,6

Кэш-фло от инвестиционной деятельности

Кэш-фло от финансовой деятельности Баланс наличности на начало периода 411,2 469,7

Баланс наличности на конец периода_467,7_507,3_

4. Организация осуществления инвестиционного проекта

На сегодня очевидно, что без поддержки как Запада, так и отечественных "олигархов" успешно решить упомянутые выше узловые проблемы невозможно. Именно поэтому в регионе так должна быть построена финансово-экономическая, инвестиционная и законодательная политика, чтобы при соответствующей гарантии государства (администраций субъектов Федерации) открывались в необходимом объеме кредитные линии. Очевидно, что это может произойти в более эффективном режиме, если регион имеет "приемлемую" инвестиционную привлекательность и прорабатываются и осуществляются необходимые меры по ее повышению.

Весь спектр параметров при анализе инвестиционного климата можно представить в виде таких составляющих, как инвестиционный потенциал и инвестиционный риск.

Инвестиционный потенциал региона характеризует его объективные возможности, и учитывает насыщенность территории факторами производств (природными ресурсами, рабочей силой, инфраструктурой), основные макроэкономические показатели, покупательную способность населения и пр.

Инвестиционный риск характеризует условия деятельности инвестора, вероятность потери инвестиций и дохода от них. Риск является качественной характеристикой инвестиционного рынка и зависит от политической, экономической, социальной, экологической и криминальной ситуации на нем.

Относительно вклада Карелии и Мурманской области в экономический потенциал России ситуация такова:

• Республика Карелия: территория - 1,01 %; численность населения - 0,53 % (на 01.01.97); валовой региональный продукт - 0,67 % (за 1996 г.); объем промышленного производства - 0,52 % (за 1996 г.); валовая продукция сельского хозяйства - 0,36 % (за 1995 г.); инвестиции в основной капитал - 0,32 % (по сумме за 1996 г.); прямые иностранные инвестиции - 0,34 % (по сумме за 1993-1996 гг.);

• Мурманская область: территория - 0,85 %; численность населения - 0,7 % (на 01.01.97); валовой региональный продукт - 0,92 % (за 1995 г.); объем промышленного производства - 1,06 % (за 1996 г.); валовая продукция сельского хозяйства - 2,12 % (за 1995 г.); инвестиции в основной капитал - 0,44 % (по сумме за 1996 г.); прямые иностранные инвестиции - 0,09 % (по сумме за 1993-1996 гг.).

Места, занимаемые Республикой Карелия и Мурманской областью среди 89 субъектов Российской Федерации, следующие:

• Республика Карелия: территория - 21; население - 66 (на 01.01.97 г.); валовой региональный продукт -46 (за 1995 г.); объем промышленного производства - 50 (за 1996 г.); валовая продукция сельского хозяйства - 67 (на 01.01.97 г.); инвестиции в основной капитал - 60 (за 1996 г.); прямые иностранные инвестиции - 39 (по сумме за 1993-1996 гг.); валовой региональный продукт на душу населения - 19.

• Мурманская область: территория - 28; население - 54 (на 01.01.97 г.); валовой региональный продукт -35 (за 1995 г.); объем промышленного производства - 31 (за 1996 г.); валовая продукция сельского хозяйства - 13 (на 01.01.97 г.); инвестиции в основной капитал - 34 (за 1996 г.); прямые иностранные инвестиции - 38 (по сумме за 1993-1996 гг.); валовой региональный продукт на душу населения - 16.

Рейтинг по инвестиционному потенциалу рассматриваемых регионов выглядит следующим образом (по составляющим): в 1996 году:

- ресурсно-сырьевой: Республика Карелия - 30, Мурманская область - 8;

- топливно-сырьевой: Республика Карелия - 89, Мурманская область - 15;

- производственный: Республика Карелия - 58, Мурманская область - 41;

- потребительский: Республика Карелия - 61, Мурманская область - 48;

- инфраструктурный: Республика Карелия - 46, Мурманская область - 56;

- интеллектуальный: Республика Карелия - 18, Мурманская область - 5;

- институциональный: Республика Карелия - 52, Мурманская область - 35;

- инновационный: Республика Карелия - 89, Мурманская область - 89;

- интегральный рейтинг потенциала: Республика Карелия - 52, Мурманская область - 36. в 1997 году:

- ресурсно-сырьевой: Республика Карелия - 30, Мурманская область - 8;

- производственный: Республика Карелия - 58. Мурманская область - 44;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- потребительский: Республика Карелия - 54, Мурманская область - 33;

- инфраструктурный: Республика Карелия - 26, Мурманская область - 41;

- интеллектуальный: Республика Карелия - 52, Мурманская область - 13,5;

- институциональный: Республика Карелия - 30, Мурманская область - 43:

- инновационный: Республика Карелия - 62, Мурманская область - 51,5;

- интегральный рейтинг потенциала: Республика Карелия - 51, Мурманская область - 36.

Что касается рейтинга рассматриваемых регионов Северо-Запада по инвестиционному риску, он таков (по составляющим):

в 1996 году:

- экономический: Республика Карелия - 35, Мурманская область - 26;

- политический: Республика Карелия - 16, Мурманская область - 11;

- социальный: Республика Карелия - 52, Мурманская область - 53;

- экологический: Республика Карелия - 61, Мурманская область - 76;

- криминальный: Республика Карелия - 54, Мурманская область - 5;

- интегральный рейтинг риска: Республика Карелия - 40, Мурманская область - 20.

в 1997 году:

- экономический: Республика Карелия - 21, Мурманская область - 26;

- политический: Республика Карелия - 15, Мурманская область - 23;

- социальный: Республика Карелия - 52, Мурманская область - 53:

- экологический: Республика Карелия - 61, Мурманская область - 76;

- криминальный: Республика Карелия - 54, Мурманская область - 5;

- интегральный рейтинг риска: Республика Карелия - 31, Мурманская область - 24.

Таким образом, видно, что в 1996-1997 гг. Мурманская область оставалась регионом с незначительным инвестиционным риском, несмотря на переход с 20 на 24 место рейтинга.

Резюмируя ситуацию относительно инвестиционной привлекательности рассматриваемых регионов, можно отметить, что в среднем, т.е. без большого риска и с достаточной надежностью, как отечественному, так и иностранному инвестору имеет смысл здесь предпринимать долгосрочный бизнес.

В настоящее время осуществлены конкретные организационные мероприятия по привлечению иностранных инвесторов в Мурманскую область. В частности, ведутся на различных уровнях (областном, в Минтопэнерго РФ, РАО "ЕЭС России" и т.д.) переговоры с крупнейшим французским объединением "GROUPE GTM", активы которого составляют 749 264 650 французских франков. "GROUPE GTM" работает с такими известными банками, как Bangue Nationale de Paris, Societe Generale, Natexis Bangue, Credit du Nord. Подписан ряд протоколов директорами входящих в "GROUPE GTM" компаний "Enterpose" и "GTMH" и руководителями области и ИЭК о совместной реализации конкретных инвестиционных проектов.

Имеют интерес к проекту сооружения ЛЭП до энергосистем НОРДЕЛ ряд других ответственных зарубежных компаний в Финляндии, Германии. По ряду вопросов заключены эксклюзивные соглашения.

Безусловно, что для эффективной реализации поставленной задачи должна быть создана соответствующая организационная структура (конечно, при наличии необходимых полномочий и компетенции). Именно такая структура, названная Международной рабочей группой по реализации проекта экспорта электроэнергии в энергосистемы НОРДЕЛ создана. В нее входят ответственные представители РАО "ЕЭС России", АО "Колэнерго", PVO GROUP (Финляндия), GROUPE GTM, ИЭК и др.

Представляется важным перечислить перечень работ по подготовке проекта экспорта электроэнергии из Кольской энергосистемы в НОРДЕЛ. При этом для дальнейшего успешного продвижения проекта необходимо решить следующие срочные, среднесрочные и долгосрочные задачи:

Срочные задачи: а) уточнить участников проекта и определить их функции; б) согласовать функциональную схему взаимодействия; в) подготовить условия финансового взаимодействия участников проекта; г) на основании протоколов встреч в г. Москве и Париже сформировать координационную группу из представителей ИЭК, РАО ЕЭС, ЦДУ ЕЭС России, Колэнерго, GTMH, PVO; д) согласовать состав и содержание ТЭО "ВПТ и ВЛ 400 кВ Княжегубская-Пирттикоски" и бизнес-плана.

Среднесрочные задачи: а) разработать ТЭО развития проекта, для окончательного решения о взаимодействии участников проекта, обосновании цены продажи электроэнергии, затрат, объемов продажи и заключения контракта купли-продажи электроэнергии; б) разработать бизнес-план для привлечения финансовых средств в развития проекта.

Долгосрочные задачи: а) обеспечить реализацию проекта и развитие бизнеса по экспорту электроэнергии; б) подготовлено обращение Администрации Мурманской области на участие рабочей группы проекта представителей РАО ЕЭС, ЦДУ ЕЭС России, Министерства топлива и энергетики

России, ИЭК, РУО-вгоир, вТМИ, концерна "Росэнергоатом"; в) подготовлено предложение по составу ТЭО и бизнес-плана проекта.

5. Заключение

Вопрос о возможности инвестирования на Кольском полуострове многоаспектен. В нынешний переходный период существует много факторов, препятствующих осуществлению инвестиций. Однако потенциал Кольского региона, перспективность российского рынка вполне в состоянии перевесить недостатки инвестиционного климата.

Перспектива использования имеющегося потенциала во многом зависит от усилий региональных органов власти и управления, направленных на привлечение капитала, от верного выбора и последовательности проведения собственной инвестиционной политики.

В качестве важнейших элементов такой политики следует выделить:

- использование всех средств в пределах полномочий региональных органов для улучшения инвестиционного климата, а также стимулирования инвестиций по приоритетным направлениям;

- аккумулирование финансовых средств для реализации региональных инвестиционных программ путем создания специальных фондов (траст-фондов), привлечения средств населения и субъектов рынка через выпуск облигаций областного займа и т.п.;

- оказание поддержки развитию институтов рыночной инфраструктуры инвестиционной сферы в регионе (инвестиционных и ипотечных банков, специализированных консультационных, информационных, страховых фирм и др.); организация переподготовки и обучения кадров для соответствующих видов деятельности;

- создание благоприятных условий для частных, включая иностранных, инвесторов в смысле установления четких правовых процедур (унифицированных с международными стандартами), обеспечение доступности необходимой информации для потенциальных инвесторов.

Литература

Доничев О.А. Инвестиционный рынок региона: проблемы формирования и развития. Гуманитарные

науки, № 1-2, с.22-28, 1996. Когут А.Е. Высокоэффективные инвестиции - основа подъема национальной экономики. Гуманитарные

науки, № 1-2, с.7-10, 1996. Королев В. На что могут рассчитывать иностранные инвесторы? Инвестиции, № 1, с.74-77, 1994. Лузин Г.П., Дидык В.В., Бритвина С.В. Инвестиционная деятельность на Кольском полуострове:

проблемы, возможности, перспективы. Препринт. Апатиты, КНЦРАН, 1997. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России. Консалтинговое агентство "Эксперт-РА".

Эксперт, № 47, с.28-47, 1996. Структурная политика на Севере России в переходный период к рыночным отношениям (Кольский регион). Под ред. Г. П. Лузина. Апатиты, КНЦ РАН, 268с., 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.