Научная статья на тему 'Об интерпретации значений сложных слов, образованных по модели n+n'

Об интерпретации значений сложных слов, образованных по модели n+n Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
200
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шепелева Дарья Александровна

This article discusses one of the ways of interpretation of meanings of N+N compounds. The meaning of categorically motivated compounds can be interpreted by reconstruction of propositional structure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On interpretation of meamngs of N+N compounds

This article discusses one of the ways of interpretation of meanings of N+N compounds. The meaning of categorically motivated compounds can be interpreted by reconstruction of propositional structure.

Текст научной работы на тему «Об интерпретации значений сложных слов, образованных по модели n+n»

ОБ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЗНАЧЕНИИ СЛОЖНЫХ СЛОВ, ОБРАЗОВАННЫХ ПО МОДЕЛИ N+N

Д.А. Шепелева

Shepeleva D.A. On interpretation of meanings of N+N compounds. This article discusses one of the ways of interpretation of meanings of N+N compounds. The meaning of categorically motivated compounds can be interpreted by reconstruction of propositional structure.

Словосложение является одним из древних и самых продуктивных способов образования производных слов, а именно, сложных слов. Вслед за Е.С. Кубряковой, под сложным словом или композитом мы понимаем «языковое выражение из нескольких полнозначных слов или основ, которое должно представлять собой целостную единицу номинации, в которую нельзя вклинить другие полнозначные единицы и которая моделируется для выражения определенного словообразовательного значения определенным формальным способом» [1].

Образование сложных слов осуществляется, в подавляющем большинстве случаев, по словообразовательным моделям, исторически сложившимся в данном языке. Вслед за З.А. Харитончик, словообразовательная модель понимается нами как «схема, образец, аналог, все то, что фиксирует правило построения производных слов, правило, которое учитывает тип производящих основ и словообразовательных средств и формируемую в результате их взаимодействия обобщенную семантику однотипных слов» [2].

Продуктивность многих словообразовательных моделей зависит от лексико-стилистического слоя, в котором употребляются слова, построенные по этим моделям. Однако в системе английского словообразования имеется ряд моделей, которые с большей или меньшей степенью продуктивности находят применение во всех лексико-стилистических слоях. Одной из таких моделей в английском языке является модель N+N.

Для интерпретации значения сложных слов, образованных по модели N+N, используются различные способы, один из которых мы рассмотрим в данной статье.

Некоторые когнитологи приходят к выводу, что у словообразовательных моделей есть аналоги в системе репрезентации знаний

[3, 4], суть которых заключается в том, что они являются когнитивными репрезентациями знаний о языке. Так, Р. Лэнекер называет данные аналоги схематическими шаблонами или стандартными образцами (constructional schema) [5] и полагает, что они представляют собой весьма упрощенные варианты того, что ими репрезентируется. Их роль в создании новых выражений не более чем роль проекта в постройке здания. Однако шаблон является той структурой, которую говорящий может использовать для создания новых слов. С помощью шаблона мы можем определить степень соответствия нового слова именно данному шаблону. В дальнейшем новое слово вступает с шаблоном в те же отношения, что и другие слова, соответствующие данному шаблону [5, с. 97-99]. Таким образом, схематический шаблон является тем способом, который может использоваться при интерпретации группы слов, обладающих одним словообразовательным значением. Такой схематический шаблон может приобретать форму пропозициональной структуры.

В настоящее время пропозициональные структуры считаются основными форматами передачи знаний и важными единицами оперативного плана в сознании человека [4, с. 394]. Вслед за Ю.Г. Панкрацем, под пропозициональной структурой мы будем понимать «своеобразную ментальную структуру, отражение некоторой ситуации и типов отношений в ней, обобщаемых и организуемых в нашем сознании» [6]. Пропозиция существует на уровне концептуальной организации человеческого сознания, т. к. она объединяет ряд концептов в единую концептуальную структуру. Она строится как «конструкт, связывающий концепты» [7].

Исследователи в области когнитивной лингвистики считают, что виды отношений, существующие между концептами большин-

ства пропозиций, можно рассматривать как падежные отношения. Падежи выступают как категории определенной универсальной системы координат, в которой исчислены семантические роли одних величин, а именно именных групп, относительно других, то есть атомарных предикатов [4].

Вслед за Е.М. Поздняковой, первый тип участников ситуации мы будем называть актором (ACTOR). ACTOR рассматривается как «гиперроль по отношению ко всем падежным ролям» [3, с. 90]. ACTOR может быть как одушевленным, так и неодушевленным, но «в целом он обозначает более высокую степень активности той предметной сущности, которая соотносится с первым аргументом в пропозициональном отношении по сравнению с той, которая соотносится со вторым аргументом» [3, с. 90]. Для обозначения второго участника ситуации также можно ввести гиперроль - OBJ [3, с. 91]. Данная гиперроль может включать как одушевленный пациенс, так и неодушевленный объект воздействия. ACTOR производит ОПЕРАЦИЮ (OPER), а пациенс или объект испытывает воздействие агенса в виде ОПЕРАЦИИ (BE OPER).

При анализе категориально-мотивированных сложных слов, образованных по модели N+N, восстановление имплицитного атомарного предиката является одним из основных шагов в определении тех структур знания, которые стоят за ними. Известно, что предикат нельзя восстановить произвольно. Предикат необходимо рассматривать как функцию, которая задается двумя аргументами, а именно концептуальным характером компонентов, входящих в сложное слово, образованное по модели N+N.

Имплицитный атомарный предикат может быть восстановлен с помощью операции семантического вывода или инференции. Под инференцией, вслед за Е.С. Кубряковой, мы понимаем «мыслительный процесс, в результате осуществления которого человек способен выйти за пределы буквального / дословного значения единиц, разглядеть за рассматриваемой им языковой формой больше содержания, чем передается ее отдельными частями» [4, с. 411].

Имплицитные атомарные предикаты характеризуются разной степенью предсказуемости. Так, в сложнопроизводных словах с

отглагольным компонентом, образованных по модели N+N, восстановление атомарного предиката не требуется, т. к. «предикат наследуется от предшествующего акта деривации» [3, с. 106].

Рассмотрим следующие примеры: wine-seller, party-giver, tennis-player, dress-maker, cigarette-smoker, story-teller, woodcutter, home-buyer, money-lender. Для того чтобы выйти на пропозициональный уровень исследования, первоначально необходимо определить словообразовательные значения для каждой группы сложных слов. Так, словообразовательным значением данной группы сложных существительных является: one who does something. Пропозициональная структура, таким образом, может быть представлена в виде: ACTOR - OPER - OBJ.

В других случаях для восстановления пропозициональной структуры категориально-мотивированных сложных слов, образованных по модели N+N, необходимо выявить атомарный предикат.

Например, рассмотрим следующие группы сложных слов: Frenchman, Englishman, Chinaman, countryman, cavewoman, farmpeople. Словообразовательным значением для данной группы сложных существительных будет являться: one who lives

somewhere. Выявив атомарный предикат LIVE, можно восстановить пропозициональную структуру данной группы сложных слов: ACTOR - LIVE - PLACE.

Обратимся еще к одной группе сложных существительных: dinner-knife, dinner-table, dinner-jacket, nightdress, night shirt, night-socks, night-sound, night-birds. Словообразовательное значение данной группы сложных слов следующее: something used / worn / heard during some time. Пропозициональная структура может быть представлена в виде: OBJ -BE OPER - TIME.

Помимо подчинительных сложных существительных, рассмотренных выше, можно выявить также и сочинительные или ко-пулятивные категориально-мотивированные сложные слова. Например: brother-student, brother-author, writer-director. Словообразовательным значением данных сложных существительных является: one who is someone and someone. Выявив предикат-связку BE, мы можем восстановить пропозициональную структуру: ACTOR1 - BE - ACTOR2.

В группе сложных слов, образованных по модели N+N, Л. Боэр выделяет подгруппу Gerund + N [8]. В доказательство данной точки зрения она приводит два аргумента. Во-первых, в отличие от других сложных слов, содержащих отглагольный компонент, отглагольный компонент данных сложных существительных имеет окончание -ing. Во-вторых, семантические отношения между компонентами сложного слова больше походят на отношения между компонентами сложных слов, образованных по модели N+N, чем по модели Verb+N. Поэтому, вслед за Л. Боэр, мы полагаем, что данные сложные существительные составляют особую подгруппу сложных слов, образованных по модели N+N, и являются весьма продуктивными.

Обратимся к примеру: dressing-table,

wedding-cake, reading-glasses, bathing-suit, sleeping-suit, writing-paper, writing-bureau. Для данной группы сложных существительных также необходимо восстановить атомарный предикат. Словообразовательным значением данных сложных слов является: something used for some purpose. На основе данного словообразовательного значения можно легко восстановить пропозициональную структуру: OBJ - USED FOR - GOAL.

В заключение можно сказать, что сложные слова, образованные по модели N+N, в рамках когнитивно-дискурсивного подхода рассматриваются как особый способ языкового закрепления концептуальных объединений, проявляющихся в актах познания и

оценки окружающего мира человеком. Их изучение предполагает восстановление пропозициональных структур, т. к. значение категориально-мотивированных сложных слов может быть интерпретировано с помощью данной процедуры.

1. Кубрякова Е.С. // Теоретические основы словосложения и вопросы создания сложных лексических единиц: межвуз. сб. науч. тр. Пятигорск, 1988. С. 6.

2. Харитончик З.А. Проблемы словообразования в современном английском языке. Мн., 1983. С. 19.

3. Позднякова Е.М. Категория имени деятеля и пути ее синхронного развития в когнитивном и номинативном аспекте (на материале английского языка): дис. ... д-ра филол. наук. М., 1999.

4. Кубрякова Е.С. Язык и знание. На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М., 2004.

5. Langacker R.W. Concept, Image, and Symbol: The Cognitive Basis of Grammar. Berlin; N. Y.,

1991. P. 17.

6. Панкрац Ю.Г. // Язык и структуры представления знаний: сб. науч.-аналит. обзоров. М.,

1992. С. 84.

7. Манерко Л.А. // Когнитивная парадигма: тез. докл. междунар. конф. Пятигорск, 2000. С. 109.

8. Bauer L. English word-formation. Cambridge, 1983.

Поступила в редакцию 25.06.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.