УДК 008.001
Шикина Александра Николаевна
кандидат культурологии Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ОБ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОНЯТИЯ «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ»
В статье представлены разные трактовки понятия «художественный стиль». Ключевые слова: художественный стиль, стилевые уровни, содержание, форма.
Художественный стиль - одна из важнейших категорий искусствоведения (и музыкознания). Стиль формируется в процессе творческой деятельности субъекта, отражая картину мира эпохи и уровень самосознания художника. Две стороны человеческого бытия - созерцательная и деятельностная - позволяют выделить стиль как процесс и как результат, в которых находят свое воплощение субъективность и одновременно разнообразные факторы окружающей действительности. Являясь основанием творческой деятельности, стиль выражает суть, уникальность самого феномена художественного творчества в единстве всех его компонентов: содержания и формы, изображения и выражения, личности и эпохи, дает целостный взгляд на искусство.
Обратимся к этимологии слова «стиль». В словарях отмечается несколько его значений. Греческое слово stylos - столб, колонна, опора, основание. В узком смысле слово «stylos», латинское - «stylus» (стержень, палочка для письма на восковых дощечках) ассоциировалось с почерком. Узнаваемый почерк-стиль послужил прототипом для понятий более высоких уровней - индивидуальности авторского слова, творческой манеры.
Категория «художественный стиль» имеет многовековую историю, восходящую еще к античности. Вопросы стиля были в центре внимания философов, эстетиков. Термин «стиль» не всегда был озвучен в их трудах, но в классической эстетике (в трудах Гегеля, Шиллера, Гёте) рассматривались вопросы содержания и формы, которые составляют сущность стиля.
По отношению к творчеству это понятие трактуется неоднозначно, во все времена существовало множество его интерпретаций. Приведем некоторые примеры.
Как понятие художественный стиль чаще всего использовался применительно к художественной практике конкретным искусствознанием. В ранг эстетической категории художественный стиль был возведен Гегелем. Основы понимания стиля в искусствознании заложил немецкий историк и теоретик искусства И.И. Винкельман (17171768) в классическом труде «История искусства древности» (1764). И.В. Гете (1749-1832) в работе «Простое подражание природе, манера, стиль» рассматривал стиль как высший критерий оценки эстетического (а также исторического) значения
творчества художника, более высокий, чем индивидуальная «манера», «высшую ступень, которую искусство может достичь».
Современное понимание категории художественного стиля отличается от того, как определяли его классики формальной школы (А. Ригль, Г. Вельфлин), которые классифицировали стиль по формальным признакам, с позиций его структурных свойств. Раскрывая проблему эволюции стиля в изобразительном искусстве Нового времени, Г. Вельфлин (1864-1945) понимает стиль как завершенную в устойчивую и неизменную структуру формальных элементов и дифференцирует стили на основании формальных признаков (линейность -живописность, плоскостность - глубинность, закрытая или открытая форма, множественность -единство, ясность - неясность). Названные «пары понятий» автор использует при анализе произведений изобразительного искусства в качестве всеобщих критериев художественной формы [2].
Источник расхождений в понимании термина «стиль» заключается, прежде всего, в его исторически сложившейся многозначности и тесной связи с рядом эстетических проблем. Расхождения в интерпретации понятия стиля (как в его общем, так и в частных значениях) сводятся к трем основным моментам: соотнесение данного понятия с философскими и эстетическими категориями содержания и формы; выяснение сущности взаимоотношений между стилем, художественным методом и направлением, жанром; дифференциация стиля по различным уровням с позиций диалектического взаимодействия категорий общего, особенного и единичного.
Сущность стиля усматривается исключительно в содержании или в форме или в их взаимосвязи. Соответственно трактуется и понятие стилевых признаков. Отсутствие единства в их определении приводит к расхождениям в понимании круга явлений, объединяемого под знаком стиля.
В ряде работ по эстетике, литературоведению, музыкознанию стиль рассматривается как художественная форма.
А.Ф. Лосев (1893-1988) относит стиль к художественной форме, обозначая некоторые виды стиля как стилевые формы. Развертывая систему основных категорий своей эстетики (эйдос, миф, символ, личность, энергия сущности, имя), философ раскрывает этапы становления художествен-
© Шикина А.Н., 2014
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова „¿j- № 2, 2014
235
ного выражения (воплощения смысла, сущности), отождествляя его с формой. Последним звеном этой цепочки, завершающей фазой выражения сущности выступает имя (сущности) - стиль, стилевая структура формы. Но так как «выражение», по Лосеву, есть «форма-смысл» и «неотделимо от сущности и потому есть сама сущность», то и стиль надо понимать как единство содержания и формы [7, с. 152-153; 14; 15].
М.С. Каган пишет: «Стиль диктуется определенным содержанием, но сам он является качеством формы...» [5, с. 158]. Такой же точки зрения придерживается и А.Н. Сохор [13, с. 48].
Специфический характер взаимоотношения содержательного и формального начала в музыкальном искусстве отмечается Л.А. Мазелем: «В понятие стиля входят и содержание и средства музыки, входит содержательная система средств и воплощенное в средствах содержание». [8, с. 18]. В этом определении форма рассматривается не как абстрагированная от содержания «чистая» форма, а как содержательная.
Различно трактуются также соотношения понятий стиля и метода. Д.С. Лихачев (1906-1999) включает в понятие стиля и общее восприятие действительности, свойственное писателю, и художественный метод писателя, обусловленный задачами, которые он себе ставит [6, с. 35].
По мнению Г.Л. Абрамовича, метод только определяет стилевую систему, но не тождествен с нею: «Стилевое своеобразие выражается в системе художественных средств, внутренних закономерных связях и взаимодействиях между ними», а «индивидуальное своеобразие художественного метода проявляется в свойственных ему исходных принципах отбора, изображения и оценки жизненного материала» [1, с. 305].
По отношению к музыкальному искусству такая же точка зрения содержится в работе Е.В. На-зайкинского. Он считает, что метод предполагает отбор отображаемых явлений действительности, а стиль - отбор музыкальных средств и только через их совокупность, трактовку и организацию испытывает влияние метода и всех особенностей деятельности. Стиль - это почерк, то есть отличительные, характерные черты, проявляющиеся в самом тексте произведения, в его организации, в отборе средств музыкального языка. К средствам выражения стиля относятся только музыкальные свойства, зафиксированные в нотах или воссоздаваемые воображением в непосредственной связи с музыкальными представлениями [12, с. 23].
В понятие стиля исследователи включают также детерминанты стиля: условия, факторы, предпосылки, истоки, определяющие стиль. Они разнообразны.
Французский философ и теоретик И. Тэн (18281893) утверждал, что художественное произведе-
ние, стиль и манера определяются средой - культурной, социальной, духовной, «нравственным и умственным состоянием» своего времени, то есть ценностными предпочтениями людей [15, с. 9-11].
Австрийский историк искусства Г. Зедль-майр (1896-1984) также соотносил изменение принципов стиля с переоценкой «ценностей», переменой идеалов, которые, в свою очередь, опосредуются факторами духовного мира. Определял взгляд на всеобщую историю стиля как историю духа, «историю духовного восхождения человечества в его становлении» [4, с. 16, 48, 126 и др.].
В музыкальном искусстве принято деление всего комплекса детерминант на внешние условия и внутренние факторы, которое предлагал в монографии «Теория стиля» А.Н. Соколов, имея в виду литературные стили. К внутренним «стилеобразу-ющим» факторам относят мировоззрение художника, тематику его творчества, жанровый диапазон и жанровые границы, предпочитаемое содержание, творческий метод отображения действительности и т.д.
В музыковедческих исследованиях стиля эти факторы тоже выявлялись. Детерминанты стиля подробно охарактеризованы Е.В. Назайкин-ским [12, с. 34-38]. Сами по себе детерминанты, воздействующие на музыку и обусловливающие ее стилевой облик, еще не входят в стиль как нечто непосредственно принадлежащее музыкальному феномену, все же они объединяются в нечто целое, если только они рассматриваются через обусловленный ими объект - художественный стиль. Именно поэтому большинство определений стиля включает в себя формулу детерминации. Л.А. Мазель пишет о стиле как о системе музыкального мышления, «возникающей на определенной социально-исторической почве и связанной с определенным мировоззрением» [8, с. 18]. В.В. Медушевский выделяет в качестве главной детерминанты стиля «духовное видение мира» [9, с. 15]. М.К. Михайлов говорит об обусловленности стиля «историческим процессом развития музыкально-творческого мышления» [11, с. 15]. В.Н. Сыров предлагает типологическую модель, в которой идейные параметры и психология творчества рассматриваются как важнейшие предпосылки стиля [14, с. 53-70]. Роль исторических и социальных условий рассматривается и во многих других работах. Эти связи и влияния осуществляются не непосредственно, а через многоступенчатую лестницу опосредований.
В спорах по поводу типологии стилей (дифференциация стиля по различным уровням) точки зрения и сами концепции стиля зависят от специфики различных областей художественного творчества. Так, в литературоведении нередко термин стиль соотносится только с творчеством отдельных художников (писателей). Общее же между ними определяется понятием не стиля, а течения или на-
236
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ¿к № 2, 2014
правления. Следующая, еще более высокая ступень обобщения относится литературоведами к художественному методу.
Противоположную позицию занимают теоретики в области архитектуры. В статье «Несколько тезисов к проблеме стиля» Б.Р. Виппер (1888-1967) относит понятие стиля в его полном и законченном виде только к стилю эпохи, стилю определенного исторического периода. Некоторые исследователи (И. Рыжкин) допускают два значения стиля: узкое - стиль индивидуальный, и широкое - стилевое направление, и отвергает понятие стиля эпохи, предлагая заменить его выражением «искусство данного исторического периода».
В музыке стиль интерпретируется как иерархическая система, включающая ряд подсистем (стилевых уровней) - индивидуальный, направления, эпохальный (исторический), национальный [10, с. 183-239]. Общепризнанным в искусстве и литературе является нижний уровень данной иерархии - стиль индивидуальный (творческий почерк, манера), отражающий особенности композиторского письма, означающий наличие в различных произведениях одного композитора определенных повторяющихся черт (стилевых элементов, стилевых признаков). Индивидуальный (композиторский) стиль является центром иерархической системы, испытывая влияние высших уровней -исторического, направления или школы, а также - национального. В свою очередь, он участвует в формировании стилей высших уровней, которые и складываются из авторских стилевых систем на основе их общих признаков.
Под стилем направления подразумевается существование стилевой общности в творчестве ряда композиторов, объединяемых единством музыкально-эстетических принципов (рококо, импрессионизм, экспрессионизм, неоклассицизм и другие направления). Иногда понятие «направление» соотносится с понятием «школа» (франко-фламандская школа хоровой полифонии в ХУ-ХУ1 веках, лейпцигская и веймарская, петербургская и московская школы в XIX веке и т.д.).
Высокая ступень обобщения - стиль эпохи или исторический, это понятие принято преимущественно исследователями в области изобразительных искусств и музыки. В ряде работ оно связано с обширными историческими пластами музыки и музыкальной культуры (в исследованиях Т.Н. Ливановой, С.С. Скребкова, Л.В. Кириллиной и др.).
Теоретик искусства Б.Р. Виппер отмечает несовпадение понятий исторического стиля и стиля эпохи. Понятие исторического стиля уже, чем понятие стиля эпохи [3, с. 5-11]. Эпоха может отличаться как единством стиля, так и стилевым многообразием. Например, XVII век в художественной культуре Запада включает два исторических сти-
ля - барокко и классицизм, которые (как замечает автор) несоединимы, но и нерасторжимы. Это дво-естилье демонстрирует сложный процесс стилео-бразования эпохи.
Из фундаментальных исследований теории музыкального стиля в отечественном музыкознании двадцатого столетия следует отметить труды Б.В. Асафьева, Ю.А. Кремлёва, Т.Н. Ливановой, В.В. Медушевского, М.К. Михайлова, С.С. Скребкова, А.Н. Сохора, В.Н. Холоповой, Б.Л. Яворского. Проблемы стиля затрагиваются в исследованиях Е.Е. Назайкинского, М.Г. Арановского и некоторых работах Г.В. Григорьевой, К.В. Зенкина, Р. А. Насонова и других.
Работы отечественных музыковедов опираются во многом на исследования и наблюдения двух крупных ученых-современников - Б.Л. Яворского (1877-1942) и Б.В. Асафьева (1884-1949), которых объединяет понимание стиля как проявление и выражение музыкального мышления. Яворский подошел к проблеме музыкального мышления, органически связанной со стилем как исторической категорией, рассматривая стиль, прежде всего, как историко-эпохальное явление. В представлении Яворского, категория стиля обнимает все проявления духовной культуры вообще и объединяет, таким образом, различные формы искусства, то есть является категорией универсальной.
Асафьев с понятием стиля связывает понятие интонации, разработка которого занимает центральное место в его трудах. Музыка - искусство интонационное, интонация рождается в творческом мышлении композитора. Не оставив специального исследования по проблеме стиля, эстетик, историк и теоретик музыки затрагивал вопросы стиля в разных работах, в том числе в фундаментальном труде «Музыкальная форма как процесс». В статье «Народные основы стиля русской оперы» исследователь рассматривает стиль «как постоянство музыкально-интонационного почерка эпохи, народа и личного композиторского...».
Попытка всестороннего рассмотрения проблемы стиля в неразрывном единстве с целым кругом других смежных проблем впервые была предпринята М.К. Михайловым (1904-1983). Работы исследователя посвящены рассмотрению ряда вопросов, связанных с понятием стиля в музыкальном искусстве как одном из аспектов общеискусствоведческого понятия «стиль». Автор рассматривает стиль в соотношении с другими категориями эстетики и музыкознания (содержанием, формой, жанром, творческим методом, направлением), а также -с позиций исторического, логического и системного подходов. В работах М.К. Михайлова затронуты вопросы, касающиеся стилевых систем разного уровня - от индивидуальных до групповых.
Подведем некоторые итоги. Стиль - явление сложное и неоднозначное, Как системный объект,
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 2, 2014
237
стиль представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов (стилевых признаков - выразительных средств), образующих единство, целостность. При зависимости от содержания стиль относится к области формы, под которой (например, в музыке) понимается вся совокупность музыкально-выразительных средств (стилевых признаков), включающая элементы музыкального языка, принципы формообразования, композиционные приемы. К числу существенных компонентов стиля относится жанр (имеется в виду специфика различных жанров и их место в стилевой системе). Обе эти категории тесно связаны друг с другом. Стиль находит свое выражение через посредство тех или иных жанров, вне которых он не существует. Аналогично и жанры немыслимы вне их конкретной стилевой реализации. В стиле сочетаются духовная и музыкально-звуковая стороны, целостность мировосприятия связана с системой выразительных средств. Стиль возникает на основе миросозерцания человека как выражение его внутренней духовной сущности.
Библиографический список
1. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. - М.: Просвещение, 1970. - 390 с.
2. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. - СПб.: Мифрил, 1994. - 398 с.
3. Виппер Б.Р. Введение // Ренессанс - Барокко -Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве ХУ-ХУП веков. - М., 1966. - С. 5-11.
4. Зедльмайр Г. Искусство и истина: Теория и метод истории искусства / пер. с нем. Ю.Н. Попова; послесл. В.В. Бибихина. - СПб., 2000. - 272 с.
5. КаганМ.С. Лекции по эстетике. - Л., 1971. -297с.
6. ЛихачевД.С. Поэтика древнерусской литературы». - Л., 1967. - 290 с.
7. Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы // Лосев А.Ф. Форма - Стиль - Выражение / сост. А.А. Годи. - М.: Мысль, 1995.
8. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. - М., 1979. - 534 с.
9. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. - М.: Музыка, 1976. - 254 с.
10. Михайлов М.К. Стиль в музыке. - Л.: Музыка, 1981. - 262 с.
11. Михайлов М.К. О понятии стиля в музыке // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 4. - Л., 1965. - С. 15-26.
12. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке: учеб. пособие. - М.: Владос, 2003. - 248 с.
13. Сохор А.Н. Стиль, метод, направление (к определению понятий) // Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: статьи и исследования. Ч. II. - Л.: Сов. композитор, 1981. - С. 44-57.
14. Сыров В.Н. Типологические аспекты композиторского стиля // Стилевые искания в музыке 70-80 гг. XX века: сб. статей. - Ростов-на-Дону, 1994. - С. 3-70.
15. Тэн И. Философия искусства. - М.: Республика, 1996. - 351 с.
238
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова ¿j- № 2, 2014