Научная статья на тему 'Об интегрированных курсах с использованием информационных технологий'

Об интегрированных курсах с использованием информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кухарева Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об интегрированных курсах с использованием информационных технологий»

ОБ ИНТЕГРИРОВАННЫХ КУРСАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Е.А. Кухарева

Филиал Ульяновского государственного университета, г. Димитровград, Россия

Образование на каждой его ступени -среднее общее, среднее профессиональное, высшее профессиональное - в современном мире немыслимо без использования информационных технологий (далее - ИТ). Под ними будем понимать компьютерные технологии как информационные технологии с применением вычислительной техники. Они используются при всех формах организации и на любых этапах занятий. Несомненно, это хорошо, с одной стороны, но есть и отрицательные моменты процесса внедрения ИТ в учебный процесс. Связано это, прежде всего, с их чрезмерным использованием без определения цели на такое использование - так сказать, по принципу «чем больше, тем лучше». Особенно подобное развитие событий наблюдается в рамках высшей школы. Здесь ИТ могут использоваться:

1. Как самоцель (отдельная

самостоятельная дисциплина

«Информационные технологии» или в рамках дисциплины «Информатика»). В этом случае студенты изучают основы ИТ, решая какие-то общие задачи, чтобы познакомиться с алгоритмами, способами, особенностями обработки, хранения и передачи информации.

2. На лекционных занятиях лектором в

качестве иллюстративного и

демонстрационного материала.

3. На практических и семинарских

занятиях преподавателем в качестве обучающего (например, электронные

учебники) и контролирующего (например, тестирование) материала.

4. В рамках любых дисциплин как средство решения задач.

Области применения ИТ расположены согласно частоте их использования в учебном процессе (в порядке убывания). Рассмотрим их подробнее.

Изучению ИТ в рамках целой или отдельного раздела дисциплины в каждом вузе уделяется большое внимание. В качестве положительных моментов можно

выделить знакомство и освоение учащимися основ использования компьютера в информационных процессах. Отрицательным является тот факт, что студенты решают абстрактные задачи, порой далекие от задач, встречаемых в реальной практике.

Типичная ситуация во втором случае -использование ИТ на лекциях - чрезмерная иллюстрация (там, где она нецелесообразна), что отвлекает от сути темы обсуждения.

ИТ для обучения и контроля студентов используются довольно редко, поскольку на преподавателя ложится еще и задача разработки такого программного обеспечения. Поэтому данное направление является актуальным, требующим дальнейшей разработки. При этом надо учитывать положительные стороны классического преподавания и использовать ИТ, где это уместно и полезно.

Самым редким случаем использования ИТ в учебном процессе вуза является последний вариант. Использование ИТ как инструмента для решения всевозможных практических задач - это то направление, которое позволит решить множество проблем высшего профессионального образования, в частности:

- сформировать умение студентов решать практические задачи (с которыми они могут столкнуться в профессиональной деятельности), обладая соответствующими знаниями (обычно знания и умения идут порознь);

- показать студентам взаимосвязь наук;

- уменьшить проблему «пропасти»

между вузовским образованием и будущей профессиональной деятельностью

специалистов.

Для организации подобного слияния дисциплин можно использовать интеграцию. Причем под интеграцией следует понимать не только синтез знаний как единство содержательной стороны обучения, но и единство процессуального компонента [2]. Одной из интегрируемых дисциплин следует рассматривать ИТ, которые здесь

используются в большей степени как средство решения задач.

В качестве примера такого слияния можно рассмотреть интегрированный курс «Экономико-математические методы»,

включающий в себя раздел математики, решающий задачи математического моделирования экономических процессов средствами исследования операций, и ИТ обработки числовой информации (разумно рассмотреть электронные таблицы). Подобный курс организован для студентов экономических специальностей филиала Ульяновского государственного

университета в г. Димитровграде. Он рассчитан на четыре семестра второго и третьего курсов: нечетные семестры

посвящены изучению теоретического (в том числе классических методов решения) материала,

а четные - решению задач с использованием ИТ. В качестве пути интеграции для данного курса выбраны преемственные связи как совокупность внутрипредметных и межпредметных связей [1].

Как показал педагогический

эксперимент, оценивающий эффективность интегрированного курса, у студентов, изучивших данный курс (по сравнению со студентами, не изучившими курс), в большей степени сформированы:

1. Навыки управления информацией.

2. Способность применять знания на практике,

3. Приемы мышления (анализ, синтез, конкретизация, абстрагирование и т. д.).

4. Исследовательские навыки.

5. Способность к решению проблем, к принятию решений и т. д.

Для курса «Экономико-математические методы» был также проведен количественный анализ преемственных связей (по алгоритму Форда [1]). В процессе анализа рассматривалось два курса: без использования межпредметных связей (только разделы дисциплины

«Математика») и с использованием межпредметных связей (с использованием содержания, методов и средств дисциплин «Математика» и «Информационные технологии»). Анализ показал

преимущество второго варианта курса по отношению к первому.

Таким образом, интеграция дисциплин, одна из которых - ИТ, позволяет:

- формировать наиболее важные качества специалистов соответствующего направления;

- усилить преемственные связи, что влечет за собой реализацию принципа научности;

- сделать курс наиболее интересным,

приближенным к будущей

профессиональной деятельности студентов.

Литература

1. Байдак В.А. Теория и методика обучения

математике: наука, учебная дисциплина:

монография. Омск, 2008.

2. Берулава М.Н. Интеграция содержания образования. М., 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.