Научная статья на тему 'Об интеграции концепций контроллинга и управления знаниями в системе менеджмента корпорации'

Об интеграции концепций контроллинга и управления знаниями в системе менеджмента корпорации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
653
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / INTELLECTUAL CAPITAL / КОНТРОЛЛИНГ / CONTROLLING / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ / KNOWLEDGE MANAGEMENT SYSTEM / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА / КОРПОРАЦИЯ ЗНАНИЙ / KNOWLEDGE CORPORATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермоленко Владимир Валентинович, Ермоленко Дарья Владимировна, Савченко Андрей Павлович

Анализируются содержание и структура интеллектуального капитала, рассматривается интегрированная система менеджмента корпорации, включающая подсистемы управления знаниями и контроллинга. Приведено описание технологии работы со знаниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ермоленко Владимир Валентинович, Ермоленко Дарья Владимировна, Савченко Андрей Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyses the content and structure of the intellectual capital, considers integrated system of corporate management, that includes subsystems of knowledge management and controlling. The article presents the work with knowledge technology.

Текст научной работы на тему «Об интеграции концепций контроллинга и управления знаниями в системе менеджмента корпорации»

�я корпорацией.

Одним из основных элементов интеллектуального капитала являются корпоративные знания. Этот компонент включает навыки и знания отдельных сотрудников, данные о прошлых проектах компании, инфо-коммуникационную и социальную среду компании и др. Функции формирования, поддержания и воспроизводства корпоративных знаний выполняет подсистема управления знани-

ями компании. Подсистема управления корпоративными знаниями должна стать важнейшей частью общей системы менеджмента инновационной компании.

Уже сегодня специалисты в области управления знаниями отмечают распространяющуюся практику введения в инновационных корпорациях должности директора по знаниям как специалиста по структурированию знаний компании посредством информационных технологий, который способен извлечь знания из экспертов и формализовать их в виде базы знаний, доступной к использованию сотрудниками компании. Современная теория управления в свете повышения роли интеллектуального капитала формулирует ряд актуальных проблем, связанных с новым качеством конкурентоспособности (определение активов знаний, изучение методов создания прироста стоимости знания, оценка полезности знаний). Поэтому концепция управления знаниями, обретая черты цельной и всеохватывающей теории, может служить фундаментальной основой для рассмотрения проблематики формирования другого по уровню и качеству менеджмента и в целом бизнеса за счет всестороннего ИО ПУР. Ряд моделей системы управления организации предложены О.С. Виханским, Э.М. Коротковым и Р.А. Фатхутдиновым. Однако эти модели не отвечают следующим требованиям: технологичности, способности осуществлять управление процессом функционирования (простого воспроизводства) и управление процессом развития (расширенного воспроизводства).

Основными подсистемами интегрированной системы управления корпорации являются: целевая; развития; функциональная; связи со смежными системами (управленческого учета, мотивации, корпоративной системы качества и экологии); обеспечивающая; управляющая и контроллинга (рис. 2).

Функциональное пересечение

Сравнивая основные функции подсистем контроллинга и управления знаниями нельзя не заметить, что они во многом совпадают. Основная задача контроллинга - информационно-аналитическая поддержка процесса принятия решений,

вструктуру интеллектуального капитала входят какминимум три основных элемента -человеческий капитал, структурный капитал и клиентский капитал

§

н-

I

I

I

О

>-4

О

| |

= V Е !-

С и

1) Я

- к

и

и Щ

С

ч5

ВХОД

правовая

информации {мониторинга

методическая

7. Уггра влнющая подснсти ■ а

Стратегического менеджмента Вилами лея-гель-ности Разраоот П репкнав КоММу. ннка-ини Психология-социология управления

У

мотиваими

у Группы целей

и 1 1

5 2

н ъ

А

Г, N

4. Функциональная подсистема

Органнза инснная структура Функино нальная сгр™-тура Функции стр,-содержа-тсльныс Фуншнн процесса управ-ленвя

11

й

Подсистемы контроллинга

Стр. Б Метод, Анализ Контроль Упр. учет ИТ-

опер, К обесп пл. под систем а

ВЫХОД

персонала

технология

продукта

рынка

Рис. 2. Модель интегрированной системы управления корпорации

в частности путем разработки методов и инструментов учета и контроля основных показателей деятельности компании. В то же время главная задача системы управления знаниями - структуризация, воспроизводство и тиражирование знаний в компании. Если выделить из всей совокупности знаний только знания управленческие, т.е. сведения о том, как управлять и принимать решения, то полученное подмножество и будет представлять собой информационно-аналитическую основу для принятия управленческих решений. Таким образом, функции контроллинга и управления знаниями в области менеджмента тесно пересекаются.

Взгляды многих специалистов сходятся на том, что повышение научной и аналитической составляющей менеджмента связано, прежде всего, с освоением технологии контроллинга и усилением его функции, связанной с управлением и развитием управленческого интеллектуального капитала как совокупности знаний о процессах принятия и реализации управленческих решений в корпорации.

В частности, в работах С.В. Рубцова указывается, что одна из задач контроллинга - использование научного инструментария менеджмента, базирующегося, как правило, на достижениях в области искусственного интеллекта, для повышения эффективности управления организацией. Отмечая, что современные информационные системы становятся инструментами производства и обмена знаниями об управлении производством, Рубцов делает вывод, что будущие средства поддержки принятия решений распространят концепцию контроллинга на область управления знаниями.

Контроллинг выполняет в организации информационную, учетно-контрольную, аналитическую, комментирующую или сервисную функции и функцию планирования и является сложным синтетическим понятием. Объём реализуемых задач контроллинга в корпорации зависит от её специфических особенностей. Бесспорным является вывод о необходимости включения контроллинга в систему менеджмента корпорации. Информационно-аналитическое сопровождение

функции контроллинга и управления знаниями в области менеджмента тесно пересекаются

управление

накоплением

и воспроизводством _интеллектуального капитала -важнейшая задача

современного

стратегического

менеджмента

ч

нт ч

Г Г

повышает качество управленческих решении, что в свою очередь ведет к росту результативности, эффективности и конкурентоспособности менеджмента и корпорации в целом.

Качество управления

Известно, что на корпоративном уровне управления большинство проблем имеют неструктурированный и слабоструктурированный характер. Решение таких проблем происходит с привлечением не только известных количественных методов, но и качественных методов системного анализа, а также интуиции и опыта. Практика деятельности топ-менеджеров корпоративных структур свидетельствует, что качество управленческих решений остается невысоким. Причинами того являются большой поток информации, с которым трудно справляться менеджеру, использование примитивных линейных моделей предметных областей с малым количеством факторов, оптимизационный подход к поиску решения, орый слабо согласуется с необходимостью построения многофакторных моделей реального управленческого процесса. Существенное повы-ие требований к качеству управления, в частности к качеству стратегических инновационных решений, обостряет проблему создания системы поддержки принятия решений организации. Основой интеллектуальной системы, способной помочь человеку в принятии сложных решений на любом уровне управления в корпоративных холдинговых организациях, могут быть накопленные и доступные коллективные знания в системах, которые можно квалифицировать как «интеллектуальные усилители» каждого пользователя.

Существует ряд подходов, в рамках которых прилагаются усилия по разрешению указанной проблемы: переориентация с поддержки процесса принятия решения на процесс формирования решения с одновременным обучением лиц, принимающих решения; разработка моделей представления знаний с большими выразительными возможностями и способностью переформатирования знаний с переходом к другим моделям для формирования решения специфических

креатш

I 6

ивная экономика, 2010, № 11

□Г

управленческих неструктурированных задач; разработка моделей извлечения знаний с обучением на примерах в процессе функционирования системы.

Выводы

Итак, управление накоплением и воспроизводством интеллектуального капитала - важнейшая задача современного стратегического менеджмента. Одним из инструментов менеджмента управленческих знаний служит подсистема контроллинга организации. Расширение доступа к знаниям, участие персонала в выборе и реализации управленческих решений меняет природу отношений между менеджерами, собственниками и персоналом. Исчезают иерархичность, статичность, однонаправленность, узкая специализация. Только знания и компетентность персонала лежат в основе развития, управления развитием и обеспечивают качество решений. Обоснованные решения принимаются оперативно и с меньшими издержками.

Литература

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М., 1998.

2. Гаврилова Т.А. Извлечение знаний: серия статей // Enterprise Partner. 2001. №№ 8, 10, 11, 21.

3. Иншаков О.В. «Ядро развития» в контексте новой теории факторов производства // Экономическая наука современной России. -2003. - №1.

4. Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия. - M., 2008.

5. Клейнер Г.Б. Реакция предприятий на внешние изменения: ответ системно интеграционной теории. // Стратегическое планирование и развитие предприятий. Пленарные доклады V всероссийского симпозиума, Москва, 13-14 апреля 2004 г. / Под ред. Г.Б. Клейнера. - М., 2005.

6. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. - М., 2004.

7. Макаров В.Л., Клейнер Г.Б. Микроэкономика знаний. - М., 2007.

8. Мильнер Б.З., Румянцева З.П., Смирнова В.Г., Блинникова А.В. Управление знаниями в корпорациях: Учебное пособие. - М.: 2006.

9. Нейрокомпьютеры и интеллектуальные роботы / Н.М. Амосов, Т.Н. Байдык, А.Д. Гальцев, А.М. Касаткин,

Л.М. Касаткина, Э.М. Куссуль, Д.А. Рачковский; под ред. Н.М. Амосова. - Киев, 1994.

10. Нейсбит Д. Мегатренды / Пер. с англ. М.Б. Левина. - М., 2003.

11. Приобретение знаний / Под ред. С. Осуги, Ю. Саэки. - М., 1990.

12. Просвирина И.И. Интеллектуальный капитал: новый взгляд на материальные активы // Финансовый менеджмент. - 2004. - №4.

13. Рубцов С.В. Целевое управление корпорациями. Управление изменениями. - М.? 2001.

14. Фалько С.Г. и др. Контроллинг: Учебник. - М., 2006.

15. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. - М., 2002.

16. Эдвинссон Л. Корпоративная долгота. Навигация в экономике, основанной на знаниях. - М., 2003.

Vladimir V. Yermolenko

Cand. of Techn. Sci., Associate Professor, Head of Chair

Darya V. Yermolenko

Cand. of Econ. Sci, Associate Professor

Andrey P. Savchenko

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Cand. of Phys.-Math. Sci., Professor

Chair of General, Strategic, Informational Management and Business Processes, Kuban State University

About integration of controlling and knowledge management conceptions in the corporations' management systems

_Abstract

The article analyses the content and structure of the intellectual capital, considers integrated system of corporate management, that includes subsystems of knowledge management and controlling. The article presents the work with knowledge technology.

Keywords: intellectual capital, controlling, knowledge management system, management system, knowledge corporation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.