УДК 336.746.1(470+410.188.11)
Исторические науки
Галяутдинов Ярослав Рашитович, студент 4 курса, социально гуманитарного факультета, Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал), Тюменский государственный университет, г. Ишим Синегубов Станислав Николаевич, научный руководитель, доктор истор. наук, профессор, Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал), Тюменский государственный университет, г. Ишим
ОБ ИНОСТРАННОЙ ЧЕКАНКЕ МОНЕТ ПЕРИОДА ПРАВЛЕНИЯ
НИКОЛАЯ II
Аннотация: В статье рассматривается история зарубежной чеканки монет Российской империи в период правления Николая II.
Ключевые слова: монеты, чеканка, Российская империя, Николай II.
Annotation: The article examines the history of foreign coinage of the Russian Empire during the reign of Nicholas II.
Keywords: coins, coinage, Russian Empire, Nicholas II.
Чеканка Российских монет на заграничных дворах хорошо известна кругу лиц, увлекающихся нумизматикой, однако среди историков она не получила широкой известности. Косвенно эта тема была освещена в работах одного из основоположников отечественной нумизматики В. В. Узденикова [5; 6]. Данные труды стали одними из первых в отечественной литературе, где содержалась информация о тиражах монет и дворах, осуществляющих их чеканку. Информация о проведении денежной реформы С. Ю. Витте была взята из статьи Л. Д. Муравьевой [4], а для рассмотрения и оценки экономического состояния Российской империи в годы Первой мировой войны была использована информация из научных трудов С. Г. Беляева и А. В. Бугрова [1;
2]. Вместе с тем, стоит отметить что данные исследования не ставили целью изучение самого процесса монетной чеканки, а ограничивались преимущественно рассмотрением экономических вопросов.
Потребность создания стабильного денежного обращения в России назрела давно. Уже к концу XIX столетия все развитые страны перешли на золото-валютное обращение. Россия, несмотря на предпринятую в 30-40 годы XIX века реформу Канкрина построить эффективную экономическую систему не смогла. Причиной тому стали военные конфликты второй половины XIX века, потребовавшие больших финансовых затрат. Для их уменьшения правительство принялось печатать большое количество бумажных ассигнаций, не обеспеченных металлом. Данное обстоятельство хоть и позволило уменьшить военные расходы, но вместе с тем, привело к обесцениванию национальной валюты и как следствие, к возрастанию государственного долга [5, с. 347].
После вступления на престол в 1894 году Николай II осуществил ряд масштабных реформ, направленных на развитие промышленности и банковского дела. Первые годы его правления отмечены бурным экономическим развитием России и ростом ее мирового влияния. Проведенная в этот период экономическая реформа носит имя Сергея Юльевича Витте, хотя сказать, что это целиком его заслуга, будет несправедливо. Первым в этом направлении начал работу министр финансов М.Ю. Рейтерн ещё в конце 70 -х годов XIX века. Дальше дело продолжил министр Н.Х. Бунге, а следом - И.А. Вышеградский. Все они держали курс на переход к золоту, как основному расчётному средству. Вышеградский значительно преуспел в восполнении бреши в бюджете: ему удалось создать золотой запас в 645 млн. рублей. Но и этого было недостаточно. Довести идею до логического завершения смог лишь С.Ю. Витте, опираясь на опыт европейских стран. По его замыслу, реформа была должна решить следующие задачи:
Укрепить бумажный рубль металлическим;
Перевести Российскую экономику на золотой стандарт;
Увеличить объём золотых монет в обращении;
Успешное проведение реформы ознаменовало вступление России в эру золотого монометаллизма, когда курс бумажных, золотых и серебряных денег стал единым. Это обстоятельство позволило Российскому рублю занять устойчивое место на мировых финансовых рынках, и создать в Российской империи одну из самых устойчивых экономических систем [4, с. 85].
Для закрепления результатов реформы в 1899 году были установлены чрезвычайно высокие основания для выпуска в обращение кредитных билетов, обеспечиваемых золотом. Только выпуск первых 300 млн. руб. бумажных денежных знаков мог быть произведен без обеспечения его золотом, а всякое дальнейшее увеличение их количества допускалось не иначе, как с обеспечением его золотом в соотношении 1 к 1. Это правило не нарушалось вплоть до начала Первой мировой войны [1, с. 236].
Поскольку кредитные билеты могли свободно обмениваться на золото без каких-либо ограничений, то возникла необходимость в чеканке огромного количества золотой монеты. Данная задача потребовала задействования всех мощностей Санкт-Петербургского монетного двора, и потому было принято решение о частичном переносе выпуска серебряной монеты на иностранные монетные дворы. Так, в 1896 году на Парижском монетном дворе было отчеканено 12 миллионов рублевых монет, а также большое количество 50-копеечных монет. Их отличительной особенностью стало изображение на гурте знака звездочки (*) [6, с. 124].
Рис. 10 Рубль 1896 года Парижского монетного двора (на гурте монеты стоит знак монетного
двора - *)
В следующем, 1897 году Парижский монетный двор чеканил только монеты 50-копеечного достоинства, в то время как чеканка рублей была перенесена на частный монетный двор города Брюсселя (Бельгия). Для того, чтобы отличить монеты, выпущенные Брюсселе, на их гурт было помещено изображение двух звездочек (**).
Рис. 11 Рубль 1897 года Брюссельского монетного двора (на гурте монеты стоит знак
монетного двора - **)
1898 год стал для Брюссельского монетного двора последним, в котором он чеканил русскую монету. В течение всего 1898 года Брюссельский монетный двор отчеканил 14 миллионов монет рублевого достоинства. В то время как Парижский монетный двор изготовил и поставил около 5 миллионов монет того же номинала. В общей сложности, если посчитать общее количество серебряных банковых монет, выпущенных с 1896 по 1898 год всеми тремя монетными дворами (Брюссельским, Парижским и Санкт-Петербургским), то получится сумма свыше 140 миллионов рублей. Это число значительно превышает количество серебряных монет, отчеканенных в России за предыдущие полвека [5, с. 349].
В 1899 году монетный двор Парижа продолжил чеканку 50 копеечных монет, в общей сложности, за весь год их было изготовлено 10 млн. штук. Больше к чеканке Российских монет Парижский монетный двор не приступал.
С серебряными монетами мы разобрались, а как же обстояли дела с медной монетой? Как уже было ранее сказано, проведение денежной реформы потребовало от Санкт-Петербургского монетного двора резкого увеличения объемов чеканки золотой монеты, в ущерб чеканке монет более низкого достоинства. В связи с этим, в период 1896-1898 годов весь заказ на чеканку медной монеты передается на Бирмингемский монетный двор в Великобритании. Каждый год он поставлял России свыше 110 миллионов медных монет [6, с. 126].
Лишь в 1899 году удалось наладить чеканку медных монет в России, на Санкт-Петербургском заводе Розенкранца, и в связи с этим необходимость чеканить медную монету за границей отпала.
Рис. 12 Медная монета 1897 года, номиналом 3 копейки, отчеканенная на Бирмингемском
монетном дворе
Рис. 13 Здание Бирмингемского монетного двора, Великобритания. Здесь в 1896-1898 годах чеканили всю медную Российскую монету. Фото с сайта: http://livepcwiki.ru/wiki/Birmingham_Mint
Реформа С. Ю. Витте позволила сформировать эффективную финансовую систему, просуществовавшую в общей сложности семнадцать лет. Но вступление Российской империи в Первую мировую войну свело на нет все её достижения. Уже в первые дни войны, высочайшим указом от 23 июля 1914 г. и
законом от 27 июля был отменен размен кредитных билетов на золото. Данные шаги стали предвестником грядущих экономических проблем Российской империи. Согласно сведениям Государственного банка, уже к началу 1915 года из обращения полностью исчезла золотая монета, а к осени того же года стала наблюдаться нехватка и серебряной банковой монеты [7, с. 105-106]. А в некоторых городах, таких как Варшава, Люблин и Рига из обращения пропали даже медные монеты, что привело к возникновению «монетного голода» [2, с. 77]. Данный феномен во многом связан с отступлением Русской армии, в ходе которого местные жители стремились запастись серебряной и медной монетой, выглядящей в их глазах более надежным способом вложения средств, чем обесценивающиеся государственные кредитные билеты.
Для устранения дефицита мелких разменных монет правительство даже начало выпуск специальных денежных суррогатов, называемых разменными марками, это были почтовые марки, приуроченные к 300-летию дома Романовых, отличавшиеся от обычных марок специальным обозначением на оборотной стороне.
V '•'¿У-^-чГЧГЧ бШ
шя -W % Вю мМИ
коп. 1 коп. ИмЪетъ хождеженарав нЪ съ м'Ьднэй монетой. коп. 2 коп. ИиЪетъ хождеже нарав-Ht съ мМной монетой. НОЕ 3 КОП. ИмЪетъ хождеже нарав-нЪ съ мЪдиой монетой.
Рис. 14 Разменные марки номиналом 1, 2, 3 копейки. На оборотной стороне марок размещена надпись: "Имеет хождение наравне с медной монетой"
Попытка устранить нехватку разменной монеты путем увеличения
объемов чеканки мелких серебряных монет желаемых результатов не дала. Одной из причин этому стала высокая нагрузка на Петроградский монетный двор, с которой тот не справлялся. В этих условиях Российское правительство разместило заказ на изготовление серебряной монеты в Японии, на монетном дворе города Осака. Согласно договоренности, Япония должна была поставить России свыше 96 миллионов монет 15-копеечного достоинства и порядка 70 миллионов 10-копеечных монет [6, с. 148]. Столь большие объемы заказа были вызваны бытовавшим в правительственных кругах мнения, что массовая выдача серебряных и медных монет из банковских касс побудит население выпустить в обращение припрятанные им денежные средства. Монеты, отчеканенные на Осакском монетном дворе по основным параметрам, весу, пробе и внешнему оформлению соответствовали тем, что чеканили на монетном дворе Петрограда. Отличительной чертой, позволяющей безошибочно отличить монеты Петроградского монетного двора от монет, выпущенных в Японии, является отсутствие на последних, инициалов минцмейсте, которые на отечественных монетах того периода стояли под лапами орла.
Рис. 15 Монеты номиналом 10 и 15 копеек, выпущенные на монетном дворе города Осака в
Японии (инициалы минцмейстера отсутствуют)
Согласно докладу Н. Р. Зейме, подготовленному в январе 1917 года, отчеканенные на монетных дворах серебряные и медные монеты массово высылались в Сибирь, Среднюю Азию и Закавказье, а также в четыре европейских отделения государственного банка, расположенных в Екатеринодаре, Армавире, Ейске и Астрахани. Однако удовлетворить экономические потребности эта мера не смогла, к тому же нередки были случаи, когда появившиеся в обращении партии монет оседали у спекулянтов. Зейме писал: «выпуск серебряной монеты хотя бы только в некоторых районах дает полную возможность всем желающим получить её в любом количестве для спекулятивных целей и значительно отдаляет время восстановления повсеместного выпуска серебра, так как уменьшает запасы такового в банке, не уменьшая количества марок в обращении» [3, с. 13]. Февральская революция 1917 года еще сильнее усугубила экономическое положение страны и
спровоцировала новый рост инфляции, в результате которого уже к осени 1917 года рубль по своей покупательской способности приравнивался к 6-7 довоенным копейкам. Неэффективная политика Временного правительства в области экономики стала одной из причин Октябрьской революции и привела к окончательному распаду Российской империи.
Таким образом, можно выделить два основных периода заграничной чеканки монет в период правления императора Николая II. Первый период охватывает даты с 1896 по 1899 гг. Чеканка медных и серебряных монет в этот период времени проводилась в рамках реформы Витте и имела своей целью насыщение денежного обращения медной и серебряной банковой монетой. Осуществление монетной чеканки на иностранных монетных дворах позволяло высвободить производственные мощности монетного двора Санкт-Петербурга и использовать их для чеканки золотых монет: империалов и полуимпериалов.
Второй период заграничной чеканки приходится на 1916 год. Чеканка монет в этот период имела целью минимизировать последствия экономического кризиса, и насытить обращение разменной монетой, в которой тогда ощущался сильный дефицит. Выбор Японии, как страны-производителя был продиктован чисто практическими соображениями, ввиду невозможности разместить данный заказ на европейских монетных дворах в военное время. При этом стоит отметить, что лишь небольшое количество монет, выпущенных в Японии попали обращение, виной тому послужила Февральская революция 1917 года, в результате которой большая часть выполненного тиража так и осталась невостребованной.
В дальнейшем чеканка отечественных монет за рубежом была продолжена. Уже в первой половине 1920-х годов, Советское правительство, создавая устойчивую экономическую систему, также столкнулось с проблемой насыщения денежного обращения медной и серебряной монетой. Для этой цели часть заказа на чеканку медных пятаков и серебряных полтинников была размещена на уже известном нам Бирмингемском монетном дворе, но это уже совсем другая история.
Библиографический список:
1. Беляев, С. Г. П. Л. Барк и финансовая политика России 1914-1917 гг.: моногр. / С. Г. Барк. - Санкт-Петербург: Изд-во СПб. ун-та, 2002. - 620 с.
2. Бугров, А. В. Деньги великой войны: Российский опыт (1915-1917) // Деньги и кредит. 2017. - №7. - С. 74-80.
3. РГИА. Ф. 587. Оп 33. Д. 447.
4. Муравьева, Л. Д. Денежная реформа С. Ю. Витте (1895-1897 гг.) // Денежные реформы в России: История и современность. сб. ст. - Москва: Древлехранилище, 2004. - С. 79-86.
5. Уздеников, В. В. Монеты России. 1700-1917 / В. В. Уздеников.-Москва: финансы и статистика, 1986. - 504 с.
6. Уздеников В. В. Объем чеканки российских монет на отечественных и зарубежных монетных дворах. 1700-1917: справ. / В. В. Уздеников. -Москва: Малая медведица, - 1995. - 168 с.
7. Хозяйственная жизнь и экономическое положение населения России за первые девять месяцев войны (июль 1914 г. - апрель 1915 г.). -Петроград: тип. Ред. период. изд. М-ва фин., 1916. -110 с.