Научная статья на тему 'Об информационных моделях дорог в технической политике Госкомпании «Автодор»'

Об информационных моделях дорог в технической политике Госкомпании «Автодор» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
511
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BIM / ИМД / ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ / ГИС / ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ "АВТОДОР" / НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА / ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / BIM / BUILDING INFORMATION MODELLING / INFORMATION MODELLING / ROAD INFORMATION MODELLING / GIS / GEOGRAPHIC INFORMATION SYSTEM / GIS FOR ROAD AND HIGHWAY MANAGEMENT / STATE COMPANY RUSSIAN HIGHWAYS / TECHNICAL REGULATIONS / ROADS / HIGHWAYS / ROAD INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попов Владимир Аркадьевич, Бойков Владимир Николаевич

В статье рассматриваются элементы технической политики государственной компании «Российские автомобильные дороги», направленные на совершенствования управления автомобильными дорогами в течение всего жизненного цикла с помощью современных технологий информационного моделирования. Рассматриваются промежуточные итоги выполняемой в настоящее время по заказу ГК «Автодор» научно-исследовательской работы «Разработка рекомендаций по использованию инновационных технологий информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла автомобильных дорог».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About information models of roads in technological policy of Russian Highways State Company

The article discusses the elements of a technological policy of State Company Russian Highways, which are directed to perfection of road management within the whole life cycle due to modern information modeling technologies. It also considers intermediate results of the research effort "Designing of recommendations for applying innovative information modeling technologies at all stages of road life cycle", which is now implemented by the request of "Russian Highways" State Company.

Текст научной работы на тему «Об информационных моделях дорог в технической политике Госкомпании «Автодор»»

Об информационных моделях, дорог в технической политике Госкомпании «Автодор»

Попов В. А., к.т.н., заместитель ген. директора ООО «Автодор-Инжиниринг» (г. Москва)

Бойков В. Н., д.т.н., профессор МАДГТУ (МАДИ) (г. Москва)

В статье рассматриваются элементы технической политики государственной компании «Российские автомобильные дороги», направленные на совершенствования управления автомобильными дорогами в течение всего жизненного цикла с помощью современных технологий информационного моделирования. Рассматриваются промежуточные итоги выполняемой в настоящее время по заказу ГК «Автодор» научно-исследовательской работы «Разработка рекомендаций по использованию инновационных технологий информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла автомобильных дорог».

САПР и ГИС

Государственная компания «Российские автомобильные дороги» осуществляет инвестиционную деятельность на принципах государственно-частного партнёрства с горизонтом финансового планирования в 25-30 лет, предусматривающих принятие Государственной компанией долгосрочных финансовых обязательств на данный период.

Государственно-частное партнёрство (ГЧП) — объединение финансовых, технологических, организационно-управленческих, кадровых и иных ресурсов государства и бизнеса при создании и эксплуатации объектов государственной или муниципальной собственности, а также оказании общественно-значимых услуг, традиционно закрепленных за компетенцией государства.

Использование схемы ГЧП позволяет повысить эффективность использования бюджетных средств, обеспечить более эффективное выполнение проекта, а также реализовать большее количество проектов в течение определённого срока. По мере использования схемы ГЧП повышается качество предоставляемых услуг, часть рисков передаётся частному сектору, а в результате конкуренции достигается более грамотное использование ресурсов. ГЧП становится важным элементом эффективной модели государственного управления, в которой государство выполняет скорее регулирующие функции, нежели функции предоставления услуг.

Виды контрактов:

• концессионное соглашение с прямым сбором платы;

• контракт жизненного цикла;

• операторский контракт;

• концессионное соглашение с эксплуатационным платежом;

• долгосрочное инвестиционное соглашение.

Рост уровня автомобилизации населения РФ актуализирует задачу ускоренного развития сети автомобильных дорог в ближайшей перспективе. Повышение эффективности этого процесса возможно за счёт множества факторов, не последним из которых является рациональное применение вычислительной техники (ВТ) и информационных технологий (ИТ) при проектировании дорог и управлении дорожным хозяйством.

Одним из ключевых направлений в сфере ИТ, способной качественно изменить ситуацию во всей цепочке жизненного цикла автомобильных дорог, становится развитие и внедрение парадигмы (концепции, технологии) BIM (Building Information Modeling) — информационного моделирования зданий и сооружений. Суть этой концепции заключается в том, что в процессе проектирования создаётся не совокупность чертежей и описаний (текстовых, табличных) будущего объекта строительства (реконструкции, ремонта), а его информационная модель, которая выступает в качестве общего ресурса знаний и получения информации об объекте, обеспечивая принятие оптимальных решений на всех этапах его жизненного цикла.

Госкомпания «Автодор», обоснованно стремящаяся стать инновационным лидером в сфере дорожного хозяйства РФ, накопила значительный опыт во внедрении современных технологий в практику проектирования, строительства и эксплуатации транспортной инфраструктуры (автоматизированное проектирование и ГИС-поддержка строительства и эксплуатации, системы спутниковой навигации и лазерное сканирование при изысканиях и диагностике, ИТС и автоматизированное управление дорожно-строительной техникой). Эти технологии по своей сути являются неотъемлемыми компонентами BIM, однако их применение носит фрагментарный и зачастую лишь пилотный характер. Повсеместное их внедрение должно сопровождаться соответствующими организационными, нормативно-техническими и технологическими процессами, а также обучением персонала. В настоящее время ООО «Автодор-Инжиниринг» по заказу Госкомпании «Автодор» выполняет НИР «Разработка рекомендаций по использованию инновационных технологий информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла автомобильных дорог».

Цель работы — повышение качества проектной документации и сокращение сроков строительства (реконструкции, ремонта) дорог, а также совершенствование системы управления состоянием сети автомобильных дорог и повышение эффективности

капитальных вложений на всех стадиях жизненного цикла дорог посредством внедрения в инженерные и управленческие процессы парадигмы «Информационное моделирование».

В процессе работы изучался зарубежный и отечественный опыт применения информационного моделирования в гражданском строительстве и дорожном хозяйстве, были систематизированы лучшие практики.

Остановимся на некоторых из них, а именно: Великобритания, США и Скандинавские страны.

Великобритания, очевидно, одна из первых выступила с инициативой регулирования BIM на государственном уровне. В 2011 году кабинет министров Великобритании представил «Правительственную стратегию строительства», в которую записано требование повсеместного использования BIM к 2016 году, включая государственные и частные проекты. В этой же стратегии отмечается, что на текущий момент ощущается нехватка совместимых систем, стандартов и протоколов, что снижает эффект взаимодействия всех участников по поддержке жизненного цикла объектов строительства.

Базовыми документами, регулирующими процесс информационного моделирования, являются:

■ BS 1192:2007 (British Standard) — нормирует требования к CAD;

■ PAS 1192-2:2013 [1] — нормирует стадию BIM.

PAS 1192-2:2013 содержит график [2], который демонстрирует уровни развития проектирования от CAD к BIM (Level 0, Level 1, Level 2, Level 3). Нулевой уровень представляет собой использование IT для вычерчивания графики, текстов и таблиц. Уровень 1 обозначает работу с 2D-моделями и переход к 3D-моделям. Уровень 2 характеризует собственно стадию BIM, которая и реализована в данный момент в Великобритании. Уровень 3 обозначает интегрированный BIM, когда работа осуществляется с 4D-и 5D-моделями (четвертое и пятое измерения означают время и ресурсы соответственно).

С начала 2000-х годов стандарт трёхмерного представления проектов, ориентированного на информационное моделирование зданий, под общим названием National

САПР и ГИС автомобильных дорог | №2(3), 2014 | 9

САПР и ГИС

Рис. 2. Организационная среда Госкомпании «Автодор»

3D-4D-BIM Program был инициирован Администрацией общих служб США (GSA), что, очевидно, стало стартом процесса государственного регулирования этого процесса.

В США расположены штаб-квартиры двух мировых лидеров в сфере BIM. Это — Autodesk и Bentley. Флагманским программным продуктом Autodesk является Revit, а Bentley широко известен технологией информационного моделирования линейно-протяженных объектов — OpenRoads. Они обеспечивает работу и интеграцию следующих этапов проектирования: данные инженерно-геодезических изысканий, построение и обработка ЦММ, проектирование площадок и генпланов, моделирование коридора, динамические поперечные сечения, типовые пересечения автомобильных дорог, визуализация проектного решения.

Технология OpenRoads предоставляет общий рабочий процесс, структуру данных и средства моделирования, необходимые организациям гражданского строительства для соответствия современным требованиям к информационному моделированию и ускоренной реализации проектов. В том числе поддерживаются строгие требования, изложенные в американском акте Moving Ahead for Progress in the 21st Century (MAP-21) и британском

стандарте BS 1192, определяющие методику управления производством, распространением и качеством строительной информации.

Скандинавские страны (Норвегия, Финляндия, Нидерланды, Дания, Швеция) являются одними из мировых лидеров в сфере внедрения BIM в проектную практику строительной отрасли.

Ряд проектов автомобильных дорог, например в Норвегии, был реализован в концепции BIM-технологии. Особый интерес представляет Объединённый проект по шоссе E6 / линии железной дороги Dovre, выполненный транснациональной компанией COWI. Проектирование было выполнено на основе Руководства 138 (HB138) — норвежского национального стандарта по BIM [3].

Отечественный опыт. BIM-технология и связанная с ней парадигма информационного моделирования объектов капитального строительства в РФ уже обсуждаются на уровне законодательной и исполнительной власти. Власть, следуя положительному примеру зарубежного опыта, готова рассматривать BIM как фактор существенного повышения эффективности в сфере градостроительной деятельности. Форма, содержание и прогнозируемые результаты этих, уже состоявшихся, обсуждений изложены ниже.

5 февраля 2014 года состоялось заседание Консультативного совета по рациональному и безопасному недропользованию в ТЭК при председателе Комитета Государственной Думы Российской Федерации по энергетике. Тема заседания — «Разработка национального плана мероприятий по внедрению инновационных технологий информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства». На заседание, помимо организаций, связанных с энергетическим комплексом страны, были также приглашены представители автодорожной (ГК «Автодор») и железнодорожной (ОАО «РЖД») отраслей.

Доклады были высокого профессионального уровня, и смысл их сводился к тому, что необходимо на государственном уровне решать вопрос всестороннего внедрения BIM-технологии для всех объектов капитального строительства (ОКС), проектирование которых регламентировано Градостроительным кодексом.

Однако развернувшаяся дискуссия показала, что не всё так однозначно в этом вопросе. Сам термин BIM (Building Information Modeling — информационное моделирование зданий) несёт в себе узкий смысл. Создаётся впечатление, что как сам термин, так и вся BIM-технология применимы лишь для отдельных зданий. А что касается линейно-протяжённых объектов, таких как дороги (автомобильные и железные), то их специфика проектирования существенно отличается от проектирования площадных ОКС, и здесь простой перенос правил информационного моделирования зданий на дороги вряд ли уместен. Такую точку зрения консолидировано и доказательно аргументировали представители ГК «Автодор» и ОАО «РЖД». Организаторы заседания согласились, что термин BIM трактуется узко, и специалистами подыскивается более удачное и расширенное его толкование. А может быть, существующее толкование является правильным, и BIM-технология на сегодня разработана лишь для проектирования отдельных зданий? Трудно представить, что правила информационного моделирования могут быть едиными для отдельного здания и транспортной магистрали, жилого микрорайона и завода с его уникаль-

10 | САПР и ГИС автомобильных дорог | №2(3), 2014

САПР и ГИС

Рис. 3. Информационно-технологическая среда Госкомпании «Автодор»

ной инженерной и технологической инфраструктурой.

Ровно через месяц (4 марта) состоялось заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России. На заседании рассматривались вопросы инновационного развитии в сфере строительства. Было принято, в том числе, и решение по обсуждаемой нами теме — BIM:

«12. Минстрою России (М.А. Меню), Росстандарту (Г.И. Элькину) совместно с Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации и институтами развития разработать и утвердить план поэтапного внедрения технологий информационного моделирования в области промышленного и гражданского строительства, включающий предоставление возможности проведения экспертизы проектной документации, подготовленной с использованием таких технологий».

Это решение, безусловно, переводит наши размышления в сферу практических действий. Другое дело — надо осознавать, что путь будет тернист и долог.

На сегодня создана Рабочая группа, которая подготовила план поэтапного внедрения технологий информационного моделирования в области промышленного и гражданского строительства. Реализация этого плана призвана:

■ повысить конкурентоспособность российского строительного комплекса, улучшить качество изысканий, проектирования, строительства и эксплуатации объектов, снизить себестоимость их строительства и эксплуатации, снизить риски возникновения чрезвычайных ситуаций;

■ обеспечить к 2017 году переход на обязательное использование технологий информационного моделирования при проектировании, строительстве и эксплуатации особо опасных и уникальных объектов, а также объектов массового пребывания людей;

■ обеспечить к 2020 году переход на обязательное использование технологий информационного при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов различного назначения, создание которых финансируется из

бюджетов различных уровней, в том числе за счёт средств акционерных компаний, имеющих долю государственной собственности в уставном капитале.

В октябре текущего года ожидается принятие этого плана Правительством РФ. Положительное решение этого вопроса будет означать — не на словах, а на деле — старт государственного регулирования в сфере технологий информационного моделирования ОКС и, в том числе, автомобильных дорог.

Нами, в рамках НИР, выполнен анализ организационной и информационно-технологической среды Государственной компании «Автодор» с позиции её готовности к поэтапному внедрению технологии информационного моделирования автомобильных дорог.

Особенностью организационной среды Госкомпании «Автодор» является то, что наряду с классическими договорами подряда (проектирование, строительство, эксплуатация), она широко использует формы организационного взаимодействия (рис. 2), основанного на долгосрочных контрактах жизненного цикла (КЖЦ). И здесь преимущества технологии информационного моделирования дорог (ИМД) должны стать наиболее очевидными, поскольку КЖЦ и ИМД совпадают по временным параметрам существования (20-30 лет) и, следовательно, должны развиваться синхронно.

Что касается информационно-технологической среды, то в Госкомпании она, несмотря на высокий уровень информатизации всех видов деятельности, всё ещё находится в стадии формирования и структурирования. На рис. 3 приведена гипотетическая схема фрагмента этой среды, где определены роль и место ИМД среди других, уже развернутых баз данных и компьютерных программ.

На основе данных анализа и обобщения зарубежного и отечественного опыта, а также организационной и технологической среды самой Госкомпании, в рамках 1-го этапа НИР сформулированы предложения (предварительные) по внесению изменений в руководящие и организационные документы Государственной компании «Автодор», связанные с предстоящим поэтапным внедрением технологий информационного моделирования автомобильных дорог. S

Литература:

1. PAS 1192-2:2013. Specification for information management for the capital/delivery phase of construction projects using building information modelling. 2013. 68 p.

2. Скворцов А.В. Нормативно-техническое обеспечение BIM автомобильных дорог // САПР и ГИС автомобильных дорог. 2014. №2(3). С. 22-32.

3. HB 138 MODELLGRUNNLAG. Krav til grunnlagsdata, odeler, utsettings- og innmalingsdata Horingsutkast. 2010. 98 p.

САПР и ГИС автомобильных дорог | №2(3), 2014 | 11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.