Научная статья на тему 'ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ЧЕЛОВЕКА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ'

ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ЧЕЛОВЕКА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА / ПОВЕДЕНИЕ В ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ / КУРС ФИЗИКИ / INFORMATION SUPPORT IN EMERGENCY SITUATIONS / SAFETY CULTURE / THE COURSE OF PHYSICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Топольский Николай Григорьевич, Слуев Владимир Иванович, Холостов Александр Львович

В статье представлен подход к формированию информационной поддержки человека в чрезвычайных ситуациях и культуры безопасности с помощью курса физики. Приведены примеры разделов данного курса, которые могут быть использованы для формирования информационной поддержки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Топольский Николай Григорьевич, Слуев Владимир Иванович, Холостов Александр Львович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON INFORMATION SUPPORT FOR HUMAN IN EMERGENCIES

The article presents an approach to the becoming of informational support in human emergencies and safety culture through the course of physics. The examples of sections of the course, which can be used to develop information support, are contained.

Текст научной работы на тему «ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ЧЕЛОВЕКА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ»

2. Брушлинский Н. Н., Соколов С. В., Вагнер П. Человечество и пожары. - М.: ИЦП Маска, 2007.

3. Пожарные риски. Динамика, управление, прогнозирование / Под ред. Н. Н. Брушлинского и Ю. Н. Шебеко. - М.: ВНИИПО, 2007.

4. Брушлинский Н. Н. и др. Пожары в городах и сельской местности России // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. - 2008. - № 2. - С. 31-35.

5. Материалы служебной документации и статистические данные ГУ МЧС РФ по ЧР [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://95.mchs.gov.ru/

6. Пожары и пожарная безопасность в 2006 г.: Статистический сборник / Под общ. ред. Н. П. Копылова. - М.: ВНИИПО, 2007.

Топольский Н. Г., Слуев В. И., Холостов А. Л.

ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ЧЕЛОВЕКА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

В статье предлагается подход к формированию информационной поддержки человека в чрезвычайных ситуациях и культуры безопасности с помощью курса физики. Приведены примеры разделов данного курса, которые могут быть использованы для информационной поддержки.

Ключевые слова: информационная поддержка, поведение в чрезвычайной ситуации, культура безопасности, курс физики.

Topolskiy N., Sluev V., Kholostov A.

ON INFORMATION SUPPORT FOR HUMAN IN EMERGENCIES

The article presents an approach to the becoming of informational support in human emergencies and safety culture through the course of physics. The examples of sections of the course, which can be used to develop information support, are contained.

Keywords: information support in emergency situations, safety culture, the course of physics.

Анализ причин аварий и катастроф показывает, что часто их источниками являются не стихийные процессы или технические устройства, а сами люди, которые пренебрегают мерами безопасности [1-4], поэтому для решения проблем безопасности следует учитывать отношение людей к себе, друг к другу, природе и обществу. Необходимо развивать междисциплинарный подход, основанный на сотрудничестве специалистов различных областей, а также синтезе методов естественных и гуманитарных наук [1, 5, 6].

Как известно, физика является наукой о природе, изучающей общие свойства материального мира. Она моделирует, объясняет и даже нередко предсказывает устройство микро-, макро- и мегамира, формируя у людей, изучающих физику или профессионально занимающихся ею, научную картину мироздания. Законы физики лежат в основе естествознания и определяют пути научно-технического прогресса.

Курс физики охватывает основные законы природы и может стать одной из научных основ формирования культуры безопасности. В последние десятилетия у физики появился ещё ряд функций: прогнозирование, объяснение и предотвращение многих опасностей современного мира, количество которых растёт и, к сожалению, сопутствует развитию цивилизации [1, 3, 5].

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Известны различные факторы, которые способны активно воздействовать на культуру безопасности. По-разному воздействуют на сознание человека, настроение и общественную активность масс агитация и пропаганда. Противопожарная пропаганда формирует научные представления, а противопожарная агитация подсказывает оптимальные формы поведения [7].

Целями противопожарной пропаганды и агитации являются:

- формирование у населения чувства ответственности за сохранение человеческой жизни, материальных и духовных ценностей, окружающей среды от огня, а также грамотного, с точки зрения обеспечения пожарной безопасности, отношения людей к предметам и явлениям окружающего мира;

- информирование населения о пожарах и их последствиях;

- повышение престижа противопожарной службы и формирование позитивного общественного мнения по отношению к ней;

- освещение передового опыта в области предупреждения и тушения пожаров.

Культура безопасности может рассматриваться как один из аспектов

культуры в целом.

В структуру культуры безопасности включаются: 1) научно обоснованные представления по обеспечению безопасности человека на производстве и в быту; 2) мероприятия, связанные с выполнением норм и правил безопасности; 3) социально-экономические отношения, связанные с развитием представлений о безопасности человека в различных ситуациях; 4) формирование уважительного отношения человека к соблюдению норм и правил безопасности; 5) общий уровень образования.

Уровень культуры безопасности определяется социально-экономическим уровнем развития общества, зависит от эффективности функционирования нравственных, политических, правовых, научно-технических, экономических институтов. На её развитие и совершенствование оказывает влияние обобщение жизненного опыта членов общества, полученного в процессе совместной деятельности, а также культура личности.

В свою очередь, уровень культуры безопасности определяет эффективность мер по снижению числа несчастных случаев при пожарах, катастрофах, авариях, а также в обычных условиях жизнедеятельности. Эффективно защитить человека от различных видов опасностей можно только на основе высокой культуры безопасности [2, 3].

Одной из причин незрелости культуры безопасности населения следует считать недостаточно эффективную систему её формирования. Представления

о безопасности у многих складываются почти случайным образом: из впечатлений, сведений из газет, журналов, литературных произведений, кинофильмов, телепередач и т. д. Поэтому для формирования культуры безопасности необходимо многоуровневое и многоплановое воздействие на человека. Всем членам общества должны быть известны научно обоснованные модели поведения в экстремальных ситуациях. Одной из основ формирования культуры безопасности является изучение специальных дисциплин с разным уровнем доступности в зависимости от учебного заведения и категории обучаемых, а также пропаганда знаний в средствах массовой информации, издание научно-популярной и специальной литературы. Уровень культуры безопасности повышают новые дисциплины в средних и высших учебных заведениях «Основы безопасности жизнедеятельности», «Экология» и т. д. [3-5].

Анализ причин несчастных случаев, аварий, пожаров с рекомендациями поведения в них даётся многими средствами массовой информации.

Несмотря на усилия в этом направлении, культура безопасности в России ещё находится не на должном уровне. Для решения этой задачи необходим комплексный и многоуровневый подход. В формировании культуры безопасности в средних и высших учебных заведениях практически не участвуют такие дисциплины, как химия и физика.

Для решения этой проблемы необходимо использовать точные рекомендации (как себя вести) и сведения о взаимосвязанных последствиях, к которым приводят нарушения правил и норм безопасности. При этом необходимо обеспечить переход отношения людей к обеспечению безопасности от примитивного к научному. Формирование культуры безопасности включает предметную и межпредметную основу, в которой особую роль играют естественнонаучные дисциплины. В рамках одного предмета эту задачу в полной мере не выполнить, поэтому необходим комплексный подход.

При формировании информационной поддержки человека в чрезвычайных ситуациях (ЧС) и культуры безопасности необходимо учитывать ряд факторов:

- особенности восприятия (возрастные, социальные и др.);

- уровень образования;

- наличие опыта работы по предупреждению и ликвидации ЧС;

- особенности восприятия знаний (теоретическая направленность, абстракция);

- деятельность и общение в социально-экономической среде.

Культура безопасности и общественное мнение о проблемах безопасности

являются взаимосвязанными. Феномен общественного мнения ещё не изучен в нашей стране достаточно подробно. В последнее время всё больше появляется научных работ, в которых обосновывается необходимость исследования отношения населения к различным видам опасности. Сейчас речь идёт о безопасности как составляющей качества и образе жизни. Всё это привело к появлению нового научного направления «Социология пожарной безопасности», которое изучает закономерности формирования, воспроизводства и проявления отношения личности и социальных общностей к вопросам безопасности [5, 7].

Восприятие человеком опасности часто бывает индивидуальным. Оно зависит от социальной среды, актуальности проблемы и от того, как она отражается средствами массовой информации. Социологи отмечают у многих людей существенную разницу между оценкой опасности и самой опасностью.

Значительно улучшить ситуацию с формированием культуры безопасности на основе междисциплинарного подхода может курс физики, который изучается в средних и высших учебных заведениях, если ему будет придана определённая информационная направленность.

В учебной литературе по физике рассмотрены с разной степенью детализации задачи, имеющие отношение к обеспечению безопасности людей; например, в сборниках задач Б. Б. Буховцева и др., Д. И. Сахарова и др., В. Г. Зубова и В. П. Шальнова, а также Дж. Уокера; в учебных пособиях Л. П. Баканина и др., В. Н. Ланге; в пособии для учителей В. Ф. Шилова; в пособии для учащихся И. М. Низамова и др.

ОБОБЩЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

В КУРСЕ ФИЗИКИ ДЛЯ ВЫСШИХ ТЕХНИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Развитие интереса к познанию в процессе обучения - одна из основных задач подготовки специалистов. Учитывая специфику учебного заведения, можно значительно расширить воспитательные и информационные возможности курса физики. Для этого необходимо на лекциях и семинарах использовать примеры и задачи, в основе которых находятся в модельном виде ситуации, возникающие при предупреждении ЧС и их ликвидации [8].

Например, слушатели Академии ГПС МЧС России при изучении физики с первого семестра получают предварительную информацию о своей будущей профессии. Это их подготавливает к более осознанному изучению специальных дисциплин на старших курсах. Знакомство с оперативно-тактическими задачами обеспечения безопасности позволяет лучше понять свою будущую профессию. Это формирует уважительное отношение к соблюдению норм и правил пожарной, экологической безопасности, а также техники безопасности [5, 9].

Профессионально ориентированные задачи повышают активность и интерес учащихся на занятиях, формируют у них обоснованные оценки различных видов опасностей. В курсе физики при проведении лабораторных занятий использован разносторонний анализ ситуаций, лежащих в основе обеспечения безопасности.

Обобщая рассмотренную специализированную информацию в курсе физики в соответствии с уровнем предварительной профессиональной подготовки обучаемых, можно повысить их уровень культуры безопасности.

С помощью курса физики можно формировать сознание человека в области безопасности и рисков, связанных с природными бедствиями, техногенными авариями и катастрофами. Информация, касающаяся обеспечения безопасности человека, формирует его умение адекватно оценивать риск, а также предопределяет поведение в ЧС [10].

В качестве примера приведём разделы физики, имеющие практическое значение для формирования информационной поддержки человека в ЧС:

- кинематика: оптимизация маршрута движения спасательных формирований и человека; расчёт возможных траекторий осколков после взрыва и оценка риска поражения ими; оптимизация маршрута движения человека; риски, связанные с ударом человека о препятствие при проведении аварийно-спасательных работ;

- статика и гидростатика: разбор завалов при аварийно-спасательных работах; особенности погружения и всплытия человека с глубины; работа водяного насоса и гидравлического мультипликатора; функционирование гидравлической системы торможения автомобиля; особенности спасательных работ на льду; функционирование ряда средств спасения;

- динамика: причины и следствия ДТП; способы проведения аварийного спуск с высоты; применение некоторых средств спасения; эксплуатация ремней безопасности; эксплуатация паромных переправ; разрушение вала при вращении; прочность спасательных средств;

- законы сохранения импульса: разрушение дамбы; особенности спасательных работ зимой; работа огнетушителя; попадание в человека осколков и предметов при взрыве;

- молекулярная физика и тепловые явления: разрушение конструкций при нагреве; взрыв баллона с газом при нагреве; оседание взрывоопасной пыли; охлаждение атомного реактора; работа топливной системы автомобиля; осаждение дыма каплями воды; спасательные работы под водой; снежная лавина; измерение тепловых потоков; токсичные вещества в помещении; утечка газа; тушение горящей нефти в резервуаре; особенности тушения пожара в зимнее время;

- электромагнетизм: пожарная опасность статического электричества; электрический пробой, анализ опасности пожара; тепловое действие электрического тока; особенности эксплуатации нагревательных приборов; пожарная опасность коротких замыканий; работа электрических машин; кабельные линии; опасность поражения электрическим током; шаговое напряжение; атмосферное электричество;

- механические колебания: раскачивание человека на тросе; поисково-спасательные работы в рыхлом снегу; работа сирены; опасные атмосферные явления; раскачивание коленчатого подъёмника и спасательной лестницы.

- оптика: рефрактометр Пульфриха при пожарно-технической экспертизе; дифракция и интерференция при пожарно-технической экспертизе; обнаружение очага пожара; поляризация света при оперативной фотосъёмке; поисково-спасательные работы под водой и в зимнее время; воспламенение предметов при фокусировке солнечного света; аэрофотосъёмка аварий и катастроф.

Таким образом, с помощью курса физики можно формировать сознание человека в области безопасности и риска, связанного с техногенными,

природными бедствиями, авариями и катастрофами, и обеспечивать информационную поддержку человека в ЧС. С другой стороны, изменение отношения человека к себе, познание своих возможностей - это одна из основ противодействия опасностям сегодняшнего и завтрашнего дня.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воробьёв Ю. Л., Малинецкий Г. Г., Махутов Н. А. Теория риска и технологии обеспечения безопасности. Подход с позиций нелинейной динамики. - Ч. 2. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. - Вып. 1. - 1999. - С. 18-41.

2. Воробьёв Ю. Л., Дурнев Р. А., Пучков В. А. Основы формирования культуры безопасности и жизнедеятельности населения. - М.: Деловой экспресс, 2006.

3. Акимов В. А., Лесных В. В., Радаев Н. Н. Риски в природе, техносфере, обществе и экономике. - М.: Деловой экспресс, 2004.

4. Пожарные риски. Динамика, управление, прогнозирование / Под ред. Н. Н. Брушлинского и Ю. Н. Шебеко. - М.: ВНИИПО, 2007.

5. Слуев В. И. Физика и культура безопасности общества. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2002.

6. Семёнов А. С., Устинов В. И., Устинов Е. В. О противопожарной безопасности на уроках химии // Химия в школе. - 1984. - № 5. - С. 49-50.

7. Кафидов В. В. Основы социологии пожарной безопасности: Учеб. пособие. - М., 1993.

8. Основы методики обучения слушателей ВИПТШ МВД СССР / Под ред. М. Д. Безбородько. - М.: ВИПТШ МВД СССР, 1987.

9. Слуев В. И. О воспитательной и информационной роли курса физики МИПБ МВД РФ // Сб. трудов Московского Государственного открытого педагогического университета. -Вып. 40. - 1998. - С. 145-151.

10. Топольский Н. Г., Слуев В. И., Холостов А. Л. Информационное обеспечение поддержки принятия решений по спасению людей в опасных ситуациях техногенного характера // Интернет-журнал «Технологии техносферной безопасности». - 2010. - № 4 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ipb.mos.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.