Научная статья на тему 'Об идеологии ранних земледельцев древнего Востока (опыт реконструкции на материалах Чатал-Хююка)'

Об идеологии ранних земледельцев древнего Востока (опыт реконструкции на материалах Чатал-Хююка) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
429
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article is spoken about philosophy of the early farmers of Ancient East.

Текст научной работы на тему «Об идеологии ранних земледельцев древнего Востока (опыт реконструкции на материалах Чатал-Хююка)»

ИСТОРИЯ

Вестник Омского университета, 2003. №3. С. 71-74. © Омский государственный университет

УДК 394:931

ОБ ИДЕОЛОГИИ РАННИХ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЕВ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА (ОПЫТ РЕКОНСТРУКЦИИ НА МАТЕРИАЛАХ

ЧАТАЛ-ХЮЮКА)

П.А. Степаненко

Омский государственный аграрный университет, кафедра истории 644008, Омск, Институтская пл., 2

Получена 18 .марта 2003 г.

In the article is spoken about philosophy of the early farmers of Ancient East.

Мифологическое мировоззрение, вызывавшее интерес учёных ещё в XIX в., остаётся предметом научных исследований по сей день. Особенный интерес представляет эпоха «неолитической революции», т. е. перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Это была эпоха резкой трансформации самого сознания, когда с утверждением нового хозяйственного уклада рождалось новое отношение человека к миру. Одни из первых очагов производящего хозяйства возникли в регионе Передней Азии.

В решении проблем древнего мировоззрения большое значение имеют материалы раскопок Дж. Меллартом двух малоазийских памятников

- Хаджилара и Чатал-Хююка. Они дали богатые, исключительно яркие и информативные материалы, которые заставили нас по-новому оценить уровень развития людей эпохи неолита и позволили сделать ряд интересных выводов, в том числе относительно духовной культуры древнейших земледельцев. Наряду с Дж. Меллартом исследованием древних земледельческих культур Передней Азии занимались и занимаются такие учёные, как Г. Чайлд, Л. Вулли, Ж. Ковен, Б. Л. Гофф, Дж. Отс, в нашей стране - И. О. Бадер, Р. М. Мунчаев, Е. А. Антонова, В. М. Массон и др. Глубокие и всесторонние исследования в области духовной культуры ранних земледельцев Востока принадлежат Е. В. Антоновой.

Чатал-Хююк представляет большой интерес в связи с проблемой индоевропейской прародины, которая до сих пор остаётся дискуссионной. Это

- сложная, многоплановая проблема, лежащая на стыке многих областей научного знания, прежде всего лингвистики и археологии. Такие известные исследователи, как Т. В. Гамкрелидзе и В. В. Иванов, авторы фундаментальной работы «Ин-

доевропейский язык и индоевропейцы», а также В. А. Сафронов, считают прародиной индоевропейцев Малую Азию, а Чатал-Хююк - праиндоев-ропейской культурой [1]. Нами предпринята попытка использовать в качестве основы для реконструкции верований неолитических земледельцев Чатал-Хююка индоевропейскую мифологию. Заметим, что возможность реконструкции религии Чатал-Хююка на основе теории, называющей эту культуру праиндоевропейской, является, в свою очередь, доказательством истинности самой теории. Критерием истинности реконструкции мы предлагаем считать её внутреннюю целостность. Практически невозможно объяснение обрядовой роли всех предметов, связанных с культом, даже когда культовая принадлежность находки очевидна, полное восстановление всех ритуалов. Но возможна общая интерпретация наиболее важных находок, и, соответственно, приблизительная реконструкция мифоритуала. И если отдельные допущения и истолкования складываются в систему, реконструкция должна быть признана верной. Известная особенность архаического мировоззрения - циклическое восприятие времени, когда любое значимое событие признаётся только за повторение того, что случилось во время оно. Отсюда - единство мифоритуала, привлечение сюжета космогонического мифа для объяснения ряда явлений.

Чатал-Хююк - поселение, характерное прямоугольной планировкой домов, построенных из сырцового кирпича. Они схожи внешним и внутренним видом, но всё же среди этих построек выделяют святилища, которые отличаются большим богатством внутреннего убранства [2]. Мы рассмотрим здесь наиболее часто встречающиеся элементы декора домов и святилищ. Прежде все-

го отметим, что часто в их украшении использовалась охра. Опорными конструкциями и одновременно важными элементами декора служили красные столбы, красными были стенные панели, а в жилищах - пол и стены понизу. Стены также могли покрываться геометрическими узорами. Для святилищ характерны лепные глиняные рельефы. Это, прежде всего, изображения женщин в позе рожениц; изображения женской груди, бычьих и, реже, бараньих голов. Нередко женщины на рельефах рожают быков. Распространённая деталь декора святилищ - ниши, окрашенные в красный цвет. Бычья голова часто даётся как возникающая из стены над такой нишей. Также устойчива связь бычьей головы и изображения женской груди, бычьей головы и столба. Часто букрании помещались на столбах [3].

Известный исследователь индоевропейского ритуала Ю.А. Шилов представляет как некую его универсалию брасман - магический предмет, являющийся средством и символом вознесения на небеса и служащий для поддержания миропорядка. Брасманами служили удлинённые, прежде всего колющие, предметы [4]. Нам представляется, что красный столб в ритуале Чатал-Хююка играл подобную роль. Это - символ рождения бога-быка, которое понималось, как вознесение. Охра в архаических культурах - цвет рождения и смерти. С тем же мифоритуалом связаны выкрашенные охрой ниши. Ниши - символ лона богини; помещение над ними букраний опять-таки символизировало рождение/вознесение в небо её сына. Богиня соотносилась с землёй. В декоре обычных домов божественное чрево символизировалось полом и нижней частью стен помещения, окрашенных охрой. В модели мира, какой являлся дом, эти элементы представляли нижний, загробный мир, который отождествлялся с чревом богини. Хтоническая символика особенно ясно видна в одном случае, когда ниши были связаны с полостями под ними [5].

Выше уже говорилось об общности сюжетов различных мифов. Мы должны предположить не только космогонический характер мифа о рождении бога-быка, но и использование этого сюжета впоследствии для объяснения различных явлений. Стержень земледельческой мифологии - миф об умирающем и воскресающем боге. Логично будет предположить, что бог в облике быка, которого почитали жители древнего Чатал-Хююка, представлялся таковым. Доказательством могут служить находки в святилищах семян культурных растений [6]. Обряд, символизирующий воскресение бога, должен был обеспечить всходы посевов и урожай. Кроме того, о связи плодородия земли с женским половым началом свидетельствует помещение в зернохра-

нилища женских статуэток [7].

Рассмотрим погребальный обряд Чатал-Хююка [8]. Захоронения, как правило, совершались под примыкающими к стенам платформами, служившими жителям Чатал-Хююка в качестве предметов мебели для сиденья и сна. Эту практику нужно рассматривать в связи с обычаем устанавливать с боков платформ и по краям их различных размеров столбы, увенчанные букраниями. Столбы были брасманами, умершие же уподоблялись богу-быку и ориентировались на перерождение. Ю.А. Шилов отмечает, что обычаи раскраски голов и черепов мёртвых красным, а также помещения на подставки красного цвета особо присущи, вероятно, индоевропейцам. Он также считает, что голова в ритуале ариев могла играть роль брасмана [9]. В Чатал-Хююке практиковалась раскраска охрой как черепа, так и полностью тела умершего. В святилище VIII.21 обнаружены четыре черепа, отделённые от костяков. Два - под букраниями на стенах (причём один из них лежал в корзине), два - по углам софы, под росписью, изображающей грифов. Перед погребением тела умерших выставлялись на открытом месте с тем, чтобы птицами были уничтожены мягкие ткани. Софа в ритуале связана со столбом-брасманом; помещение черепа под букранией - уподобление умершего воскресающему богу. Корзина - символ чрева богини-матери. Букрания на столбе несёт ту же символику, что и помещение черепа на красную подставку или окрашивание головы покойного красным, символику возрождения, ибо все умершие уподоблялись богу-быку. На одной из росписей Дж. Мел-ларт усматривает изображение здания, где умершие выставлялись с целью очищения грифами их костей. Обращает на себя внимание тот факт, что по углам здания опять-таки стоят столбы. Наиболее часто встречаются захоронения в позе эмбриона с западной ориентировкой. Первое, очевидно, связано с символикой перерождения, второе, возможно, представляет собой символическое направление душ умерших в сторону загробного мира. Одновременно это ориентировка на центр помещения. Она свидетельствует о важности космологических представлений о центре мира (святилище - модель мира).

Коснёмся обряда пожирания тел грифами. Статуэтка изображает грифа рядом со старой женщиной: видимо, они представлялись птицами богини. Подобный погребальный обряд известен и в иных традициях, он весьма архаичен. Оборотной его стороной является собирание костей умерших и помещение их в специальные хранилища в надежде на возрождение. К. Г. Юнг считает пожирание тел птицами одним из символов посмертного возвращения в материн-

Об идеологии ранних земледельцев древнего Востока.

73

скую утробу [10]. Современные исследователи также связывают этот обряд с представлениями о богине-матери. Первобытным сознанием, с его грубо-натуралистическими представлениями и отсутствием построений абстрактных, с его синкретизмом, возрождение мыслилось возможным только после возвращения сына в материнскую утробу путём поедания матерью тела сына. Отсюда позднейший мотив омоложения через купание в кипящем, т. е. где варится еда, котле [11]. Синкретизм первобытного сознания, где не различались субъект и объект, допускает отождествление самой богини с «её» птицей. Таким образом, у древних жителей Чатал-Хююка бытовали представления о перерождении душ через возвращение их после смерти во чрево богини-матери. Заметим: в индоевропейской мифологии выделен мотив человека как происходящего из земли [12]. Ритуал Чатал-Хююка предполагал обеспечение возрождения душ умерших.

Он же должен был способствовать размножению животных. В ямках рядом со святилищами находили наборы, включающие статуэтки животных со следами уколов, наконечники дротиков и шары для пращи [13]. Уколы символизировали убийство животного, душа которого также должна была вернуться в утробу богини и затем переродиться (наконечники дротиков здесь - брасма-ны). Наконец, исходя из того, что изображения богини помещались в святилищах в основном на западных стенах, а букрании - на восточных [14], можно предположить, что в рамках мифа о циклическом возвращении в утробу богини и возрождении из неё осмысливался путь Солнца. Надо полагать, что в святилищах нашла отражение календарная символика, однако решить этот вопрос на имеющихся материалах не представляется возможным.

Рискнём предположить родство мужского божества Чатал-Хююка с арийским Брахмой. Рождение Брахмы из золотого яйца есть космогония, так же, как и рождение бога-быка. Брахма - красного цвета (охра - один из наиболее значимых обрядовых символов в Чатал-Хююке), с бородой (как и божество из Малой Азии). Генеалогически этот образ происходит из абстрактного понятия, которому, возможно, предшествовало вполне конкретное - обозначение ритуального сооружения с универсальным значением (некий аналог мирового древа). Именно в этом значении слово «brahman» имеет отчётливые индоевропейские параллели [15]. Это сооружение в Чатал-Хююке - красный столб.

Дж. Мелларт также утверждает, что бог-мужчина являлся супругом богини. Действительно, подобный мотив весьма распространён в связи с мифами о богине-матери, в том чис-

ле его можно найти в индоевропейских мифах. Мы позволим себе здесь выдвинуть гипотезу, что миф о священном браке, существовавший в Чатал-Хююке, есть древнейшая форма основного индоевропейского мифа. В основном индоевропейском мифе идёт чёткое противопоставление местонахождения противников (громовержца и змея) по вертикали: громовержец находится наверху, часто - на небе; его противник - внизу, у воды. Рождение богиней (связанной с землёй) сына также предстаёт как его вознесение в небо. Дракон связан с хаосом, то же можно сказать и о богине-матери, чей облик, как известно, имеет не только светлые, но и тёмные стороны. Громовержец поражает чудище неким «ударным» оружием (топор, молот, стрелы...), и, например, в арийской традиции это оружие (ваджра) всё ещё воспринимается как фаллический символ [16]. После этого громовержец освобождает скот и воды. Начинается дождь. Скот в этом мифе символизирует души умерших. Противник громовержца - это хозяин загробного мира, который представляется как пастбище. (Ср. с богиней-матерью, во чреве которой находится загробный мир). Наконец, священное животное громовержца в индоевропейской традиции - бык - является воплощением мужского божества в Чатал-Хююке.

Мы должны признать существование у образа бога-мужчины двух ипостасей - юноши и взрослого мужчины, сына и супруга богини; у образа же богини - трёх: супруги, матери, и старухи. Последняя отражает тёмную сторону образа богини, связь её с хаосом, ночью и смертью. Поэтому спутником старухи был гриф. Очевидно, в силу синкретизма мифологического сознания сюжеты священного брака и рождения бога сливались, последнее воспринималось как результат первого. Это подтверждает сюжет основного индоевропейского мифа: освобождение скота (рождение человека, наступление весны, восход Солнца; в самом широком смысле - рождение мира из хаоса) происходит после победы громовержца над драконом (священного брака). Наличие двух сюжетов, связанных с богом-быком Чатал-Хююка, заставляет вспомнить о существующем в индоевропейской традиции представлении о двух верховных божествах. Вот какими чертами наделены эти два образа [17]. Первый образ: а) верховное божество; б) божество ясного неба и солнца; в) божество, сопоставимое с функцией жречества; г) божество-покровитель плодородия. Второй образ: а) верховное божество; б) божество -грозовой, небесной скалы и молнии; в) божество, сопоставимое с воинской функцией; г) божество -покровитель хозяйственной деятельности и плодородия.

Очевидно, с течением времени праиндоевро- [18] Антонова Е.В. Антропоморфная скульптура... пейский образ бога-быка, вступающего в священ- С. 110.

ный брак со своей матерью-землёй, разделился на два отдельных образа верховных божеств. В арийской традиции им соответствуют Брахма и Индра.

Е.В. Антонова пишет, что космогония древних земледельцев объединяла два момента: 1) мир со-творён благодаря разделению по вертикали; 2) его возникновение связано со всепорождающей землёй, способность которой к рождению подобна способности женщины. Первый момент хотя и связан со вторым, но относительно самостоятелен и более абстрактен, он в большей степени, чем второй, увязывался с представлениями о мужском начале [18]. Выводы, сделанные нами на материалах Чатал-Хююка, полностью подтверждают эту картину. Здесь «первый момент» был воплощён в мифе о мужском божестве, возносящемся на небо.

[1] Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Тбилиси, 1984. Т. 2; Сафронов В.А. Индоевропейские прародины. Горький, 1989.

[2] Антонова Е.В. Обряды и верования первобытных земледельцев Востока. М., 1990. С. 187.

[3] Антонова Е.В. Антропоморфная скульптура древних земледельцев Передней и Средней Азии. М., 1977. С. 282; Антонова Е.В. Обряды и верования первобытных земледельцев Востока; Мел-ларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока / Пер. с англ. М., 1982.

[4] Шилов Ю.А. Прародина ариев. Киев, 1995. С. 344.

[5] Антонова Е.В. Антропоморфная скульптура... С. 80.

[6] Антонова Е.В. Обряды и верования... С. 192.

[7] Там же. С. 132.

[8] Там же. С. 59-66.

[9] Шилов Ю.А. Прародина ариев. С. 129, 145.

[10] Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы / Пер. с англ. СПб., 1994. С. 240.

[11] Акимова Л.И., Кифишин А.Г. Аполлон и сирены (о ритуальной специфике Дельф) // Жертвоприношение. М., 2000. С. 202.

[12] Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.В. Указ. соч. С. 821.

[13] Антонова Е.В. Обряды и верования... С. 192.

[14] Антонова Е.В. Антропоморфная скульптура... С. 81.

[15] Топоров В.Н. Брахма // Мифы народов мира. М., 1997. Т. 1.

[16] Топоров В.Н. Ваджра // Мифы народов мира. М., 1997. Т. 1.

[17] Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.В. Указ. соч. С. 794.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.