Научная статья на тему 'Об идентификации понятия «Группа компаний» и их место в интегрированных структурах'

Об идентификации понятия «Группа компаний» и их место в интегрированных структурах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
427
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННАЯ СТРУКТУРА / ГРУППА КОМПАНИЙ / БИЗНЕС-СИСТЕМА / БИЗНЕС-ЕДИНИЦА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / УРОВЕНЬ УПРАВЛЕНИЯ / INTEGRATED STRUCTURE / GROUP OF COMPANIES / BUSINESS-SYSTEM / BUSINESS UNIT / ECONOMIC EFFICACY / LEVEL OF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Житлухина О.Г., Михалёва О.Л.

В статье показаны отличия интегрированных экономических структур управления группами компаний от дейст­вующих интегрированных экономических бизнес-систем. Идентифицировано понятие «группа компаний» и их место в интегрированных экономических структурах, исходя из интерпретаций, представленных в российских экономических источниках и международных стандартах. Выявлена специфика групп компаний в интегрированных экономических структурах по сравнению с группами компаний, имеющих место в консолидированных и ассоциированных обществах. Предложена вертикально-иерархическая структура управления ими, которая направлена на обеспечение выявления внутренних и внешних информационных связей и информационных потоков, необходимых для формирования методиче­ского обеспечения оценки их экономической эффективности, как системы в целом, так и каждого ее уровня

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the identification of the notion «group of companies» and their role in the integrated structures(Russia, Vladivostok)

The article shows the differences between the integrated economic structures in companies management from the existing integrated economic business-systems. Based on interpretations in Russian economic sources and international standards, the authors identify the notion “groups of companies” and their role in the integrated economic structures, as well as the specificities of groups of companies in the integrated economic structures as compared to groups of companies in consolidated or associated structures. The article describes the vertical hierarchical structure of management that helps reveal internal and external informational ties and informational flows, necessary for the methodological justification of evaluation of their economic efficacy, both in general, and on each particular level

Текст научной работы на тему «Об идентификации понятия «Группа компаний» и их место в интегрированных структурах»

ные работы, со слабым подходом к использованию интеллектуального капитала. Тем не менее, у них есть вектор для развития своего интеллектуального потенциала. У данных предприятий наиболее развит структурный капитал, который отвечает за способности компании соответствовать требованиям, предъявляемым со стороны рынка. Он представлен в первую очередь товарным знаком (ЗАО «ТрансТелеКом», ЗАО «Гипротранссиг-налсвязь», ПАО «Ленгипротранс», ОАО «Лентелефонстрой» и другие), организационной структурой управления предприятием, техническим и программным обеспечением управления деятельностью компании, разрабатываемыми в организации

стратегиями и методами стандартизации, а также ведением бухгалтерского и управленческого учета.

В заключение стоит отметить, что разработанная и представленная в данной статье классификация предприятий отрасли инфокоммуникаций посредствам объединения двух критериев построения иерархии: классического и «интеллектуального», способна стать основой для дальнейшего исследования и выведения практических рекомендаций по качественной и, главное, стоимостной оценке составляющих интеллектуального капитала предприятий изучаемой отрасли с учетом особенностей каждого её сектора.

Литература

1. Макаров В.В. Телекоммуникации России: состояние, тенденции и пути развития. — Монография — М.:ИРИАС. — 2007. — С. 18-28.

2. Макаров В.В. Обеспечение конкурентоспособности оператора связи путем инновационного развития // Электросвязь. — 2011. — №9. — С. 30-33.

3. Ребекка Саундерс Бизнес путь: Amazon.com. Секреты самого успешного в мире сетевого бизнеса. — СПб: Крылов. — 2003. — С. 54-55.

4. Федоров С.Ф. Сущность и специфические особенности наукоемких отраслей // Креативная экономика. — 2009. — № 12 (36). — c. 50-53. — http://old.creativeconomy.ru/articles/2858/ (дата обращения: 20.12.2015)

5. Как изменились зарплаты программистов в России в 2013 году [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.cnews. ru/news/top/kak_izmenilis_zarplaty_programmistov (дата обращения 24.12.2015).

ОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ ПОНЯТИЯ «ГРУППА КОМПАНИй» И Их МЕсТО

в интегрированных структурах

О.Г. Житлухина,

зав. кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток),

кандидат экономических наук, профессор olga-antares@yandex.ru

О.Л. Михалёва,

старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток)

mihaleva_ol@mail.ru

В статье показаны отличия интегрированных экономических структур управления группами компаний от действующих интегрированных экономических бизнес-систем. Идентифицировано понятие «группа компаний» и их место в интегрированных экономических структурах, исходя из интерпретаций, представленных в российских экономических источниках и международных стандартах. Выявлена специфика групп компаний в интегрированных экономических структурах по сравнению с группами компаний, имеющих место в консолидированных и ассоциированных обществах. Предложена вертикально-иерархическая структура управления ими, которая направлена на обеспечение выявления внутренних и внешних информационных связей и информационных потоков, необходимых для формирования методического обеспечения оценки их экономической эффективности, как системы в целом, так и каждого ее уровня.

Ключевые слова: интегрированная структура, группа компаний, бизнес-система, бизнес-единица, экономическая эффективность, уровень управления

УДК 334.722 ББК 65.050

В современных условиях нестабильности, вызванной глобальным финансово-экономическим кризисом, наблюдается активный процесс формирования интегрированных экономических структур (бизнес-структур). Это объясняется, прежде всего, необходимостью повышения эффективности управления и минимизации рисков их деятельности, обеспечения охраны бизнеса от внешних негативных воздействий и также потребностью в защите конфиденциальности конечных владельцев в области использования управленческой информации. Однако оценка экономической эффективности и финансового состояния интегрированных экономических структур во многом затруднена из-за разобщенности внутренних информационных связей между структурными подразделениями, из-за отсутствия управленческого учета, оперативного сбора экономической информации, формирования управленческой отчетности, взаимоувязанной с финансовой отчетностью, совершенных методик для целей принятия достоверных и своевременных управленческих решений по эффективности их деятельности.

Изучение теоретических источников показывает, что мировая практика в области организации интегрированных экономических субъектов отличается значительным разнообразием. Так, в развитой рыночной экономике в коммерческой области можно выделить три основные группы интегрированных экономических структур. В самостоятельную группу обычно выделяются, так называемые, «договорные интегрированные структуры» (консорциумы, картели, пулы, стратегические альянсы). Кроме того, создаются и успешно функционируют «уставные интегрированные структуры» (концерны, конгломераты, синдикаты) [2]. На практике также имеют место «смешанные интегрированные структуры», организуемые, чаще всего, в форме финансово-промышленных групп [2]. В некоммерческой области действуют, в основном, ассоциации [2].

Как показало изучение экономической литературы и хозяйственно-финансовой практики в России, создание и функционирование интегрированных экономических структур получило недостаточно широкое распространение. К таким

структурам относятся холдинги, транснациональные корпорации, финансово-промышленные группы и совместные предприятия, которые имеют достаточно значительный опыт работы на российском рынке, и некоторые из них (например, совместные предприятия) подлежат регулированию в законодательном порядке [3].

Помимо этого в настоящее время в российской практике хозяйствования достаточно заметно активизировался процесс создания интегрированных экономических структур (бизнес-систем), построенных на основе деятельности, так называемых групп компаний, которые условно можно назвать интегрированными структурами управления группами компаний. Отличительной чертой таких интегрированных экономических структур является их создание без образования юридического лица. Кроме того в настоящее время, порядок регулирования их создания и функционирования практически не нашел должного отражения в нормативно-законодательных актах.

Для определения методических подходов к формированию информационной базы и методического обеспечения оценки экономической эффективности деятельности интегрированных экономических систем, создаваемых на основе функционирования групп компаний, важное значение, по нашему мнению, приобретает необходимость идентификации понятия «группа компаний».

Изучение экономических источников в области формирования интегрированных экономических бизнес-систем, показало, что в российской экономической теории недостаточно четко идентифицировано это понятие. Так, некоторые авторы понятие «группа компаний» ассоциируют с понятием «группа взаимосвязанных организаций» [4, 6, 12], или с понятием «корпоративная группа» [1]. В ряде случаев под группой компаний понимается «интегрированная корпоративная структура» [5]. Некоторые экономисты отождествляют понятие «группа компаний» с другими видами интегрированных структур [4, 10, 11]. Как видно, эти определения дают общую их характеристику, связанную с интеграционным аспектом их структуры, элементом которой они являются. Кроме того, в них не показано место и функциональное их назначение в таких экономических структурах (бизнес-системах), не определены направления их внутренних и внешних связей, обеспечивающих возникновение и продвижение информационных потоков, непосредственно влияющих на методическое обеспечение анализа финансового состояния и эффективности деятельности как структуры в целом, так и внутренних ее элементов. При этом, важно отметить, что группа компаний в таких бизнес-системах, по мнению авторов, является основным их элементом и, соответственно, основным идентификационным признаком, определяющим их содержание (как сложных экономических субъектов), так и их формы.

В ряде случаев в экономических источниках понятие «группа компаний» определяется только в аспекте взаимодействия материнских и дочерних компаний [1, 7], возникающих при создании консолидированных и ассоциированных акционерных компаний. Действительно, в соответствии с теорией консолидации группа компаний образуется в том случае, когда, например, в консолидированной компании отдельные виды деятельности и направления бизнеса не объединяются в единую укрупненную компанию, а ведутся через несколько компаний, каждая из которых остается юридически самостоятельным экономическим субъектом. Это можно, по нашему мнению, рассматривать как идентичный признак, характерный также и для группы компаний, являющийся основой интегрированных структур управления группами компаний, в состав которой входят формально юридически самостоятельные компании.

Объясняется это тем, что, не смотря на юридическую самостоятельность, каждая компания, входящая в консолидированную компанию, не обладает полной экономической независимостью, так как практически все они, как ее дочерние структуры, находятся под контролем материнской компании, владеющей более 50% голосующего потенциала (акций с правом голоса) дочерней компании. Указанный контроль осуществляется путем возложения на материнскую компанию функции формирования консолидированной финансовой отчетности,

основная идея которой заключается в том, что в этой отчетности вся группа (включая и материнскую и дочерние компании) представляется так, как, будто она является единым предприятием. То есть такая совокупность материнской компании и всех ее дочерних структур образуют группу, находящуюся под контролем материнской компании [7, 9].

То же касается группы компаний, как основы интегрированных структур управления группами компаний. В их состав входят формально юридически самостоятельные компании. Однако, такие экономические субъекты (бизнес-единицы) имеют ограниченную самостоятельность, так как реально (фактически) принадлежат на праве собственности одному или нескольким владельцам, а организационно в правовом аспекте являются юридически самостоятельными.

При этом, понятие «группа компаний», имеющее место в теории консолидации акционерных компаний, отличается от понятия «группа компаний», являющегося основным элементом интегрированных структур управления группами компаний. Это отличие состоит в том, что материнская компания, наряду с дочерними компаниями, также является юридически самостоятельной бизнес-единицей (компанией), осуществляющей свою финансово-хозяйственную деятельность, правда, наделенной большей экономической независимостью, чем остальные участники группы. А в интегрированных структурах управления группами компаний финансово-хозяйственную деятельность осуществляют лишь юридически самостоятельные бизнес-единицы (компании), входящие в состав группы компаний. А единый интегрированный центр управления такими компаниями является лишь управленческим звеном, выполняющим полный контроль за их финансовой и операционной политикой, направленной на получение ими прибыли и не осуществляет самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность.

Аналогичная интерпретация понятия «группа компаний» имеет место в международных стандартах, регламентирующих учет инвестиций в ассоциированных и совместных предприятиях. Здесь понятие «группа компаний» возникает при определении понятия «доля группы предприятий». В МСФО под «долей группы» в ассоциированном или совместном предприятии понимается совокупная доля участия материнского предприятия и его дочерних предприятий в этом ассоциированном или совместном предприятии [8]. Понятие «группа» в данном случае, по нашему мнению, носит условный характер, так как финансово-хозяйственные и управленческие, в частности, контрольные связи, здесь носят не существенный характер. В отличие от консолидированных компаний ассоциированные компании, находясь под достаточно значительным влиянием инвестора, не являются ему подконтрольными, так как инвестору в отношении объекта инвестиций должно принадлежать 20 и более процентов прав голоса [8]. Как видно, здесь отдельные виды деятельности и направления бизнеса также не объединяются в единую укрупненную компанию, а ведутся через несколько компаний, каждая из которых остается юридически самостоятельным экономическим субъектом.

Кроме того, следует отметить, что ассоциированная компания также может сама являться частью группы. Это может быть, например, в том случае, когда ассоциированная (совместная) компания имеет дочерние ассоциированные (совместные) компании. В этой ситуации основные финансовые показатели (прибыль/убыток, прочий совокупный доход, чистые активы) таких компаний, методом долевого участия признаются в финансовой отчетности ассоциированного предприятия (включая долю ассоциированного предприятия в этих показателях собственных ассоциированных предприятий) после корректировок, необходимых для соблюдения единой учетной политики [8].

Тогда как группа компаний, являясь основным элементом интегрированных экономических структур управления группами компаний, имеет существенные внутренние информационные связи между юридически самостоятельными компаниями как экономическими субъектами, непосредственно осуществляющими финансово-хозяйственную деятельность и едиными интегрированными центрами их управления.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «группа компаний», применяемое в некоторых экономических и

И

- внутренние структурные подразделения бизнес-единиц (менеджеры отдела

снабжения, производства, продаж и др.) Рис. 1. Интегрированная структура управления группами компаний

1

нормативных источниках, отражающее процессы деятельности и управления консолидированными и ассоциированными компаниями, значительно отличается от понятия «группа компаний», имеющее место в интегрированных экономических структурах управления группами компаний. Однако методы формирования информационной базы для целей управления и контроля могут быть успешно применены в оценке экономической эффективности деятельности и финансового состояния как самих самостоятельных компаний, входящих в группу компаний, так и деятельности самих единых интегрированных центров их управления.

Выше приведенное исследование показывает, что понятийный аппарат в отечественной науке в области интегрированных экономических структур управления группами компаний нуждается в уточнении и соответствующих интерпретациях. От правильной интерпретации сущности понятия «группа компаний», ее функционального назначения и места в интегрированных экономических структурах управления группами компаний зависит порядок формирования информационной базы и методического обеспечения оценки экономической эффективности деятельности и анализа финансового состояния каждого их структурного звена.

Под «группой компаний» интегрированных экономических структур управления группами компаний, по мнению авторов, следует понимать совокупность нескольких самостоятельных, формально юридически независимых друг от друга, экономических субъектов (основных структурных бизнес-единиц), принадлежащих одному (нескольким) владельцу (владельцам) и объединенных единым интегрированным центром управления.

Из этого определения видно, что группа компаний является основополагающей в системе интегрированных структур управления группами компаний, как сложных интегрированных экономических бизнес-систем, имеющих сложную вертикальную иерархическую структуру со специфическими внутренними и внешними связями (рис. 1).

На рис. 1, видно, что сама группа компаний, как основа интегрированных бизнес-систем, также состоит из внутренних иерархических элементов (уровней, звеньев), включающих формально юридически самостоятельные экономические субъекты (торговые, производственные и др. бизнес-единицы), которые, в свою очередь, имеют свои внутренние структурные подразделения, возглавляемые менеджерами (отделы снабжения, производства, продаж и др.).

Как было показано выше, экономические субъекты (бизнес-единицы), входящие в группу компаний, имеют ограниченную самостоятельность из-за того, что их финансовая и операционная политика, а соответственно, получение ими прибыли или экономических выгод находятся под полным контролем единого интегрированного центра управления группой компаний. Такой центр обеспечивает также исключение дублирования информации, возникающей на горизонтальном уровне взаимосвязей между бизнес-единицами.

Предложенная нами интерпретация понятия «группа компаний», как основы интегрированных структур управления группами компаний, позволяет установить не только внутренние, но и внешние ее информационные связи, которые возникают в тех случаях, когда они имеют в своем составе несколько групп компаний (рис. 1). Это предполагает в такой вертикальной иерархии управления создание отдельного звена, (общего координирующего центра), осуществляющего управление группами компаний. И, кроме того, это требует идентификации высшего иерархического уровня интегрированных структур управления группами компаний, в лице их владельцев (собственников).

В соответствии с предложенной вертикальной иерархической структурой управления интегрированными экономическими системами, создаваемыми на основе деятельности групп компаний, появляется возможность выявления внутренних и внешних информационных связей и информационных потоков, необходимых для формирования методического обеспечения оценки экономической эффективности деятельности, как системы в целом, так и каждого ее иерархического уровня.

Литература

1. Бабенко Д.А. Развитие налогообложения консолидированных групп налогоплательщиков в России (на примере компаний топливно-энергетического комплекса): дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10. — М., 2015. — 205 с.

2. Горбатов В.М. Интегрированные структуры бизнеса: сущность понятий и классификация // Економ^а промисловостк — 2006. — С. 33-41.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ. — URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_9027/ (дата обращения 02.02.2016).

4. Ендовицкий Д.А. Анализ кредитоспособности организации и группы компаний: Учебное пособие / Д.А. Ендовицкий, К.В. Бахтин, Д.В. Ковтун; под ред. Д.А. Ендовицкого. — М.: КНОРУС, 2012. — 376 с.

5. Левина Т.А. Проблемы определения понятия интегрированных корпоративных структур // Вестник ТвГ. Серия «Право». — 2013. — Вып. 36. — С. 65-77.

6. Леонтьев С.Ю. Консолидированный учет группы взаимосвязанных организаций: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.12. — Казань, 2011. — 269 с.

7. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность» (принят приказом Минфина России от 28.12.2015 №217н) . — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193739/ (дата обращения 10.02.2016).

8. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 28 «Инвестиции в ассоциированные организации и совместные предприятия» (принят приказом Минфина России от 28.12.2015 №217н). — URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/69461 (дата обращения 10.02.2016).

9. МСФО и консолидация финансовой отчетности в холдинге. — URL: http://hr-portal.ru/artide/msfo-i-konsolidaciya-finansovoy-otchetnosti-v-holdinge (дата обращения 05.02.2016).

10. Настенко Д.А. К вопросу определения понятия «Группа компаний» // Международный бухгалтерский учет. — 2013. — №20. — URL: http://www.fin-izdat.ru/journal/interbuh/list.php?SECTION_ID=3935 (дата обращения 05.02.2016)

11. Осипенко О.В. Российские холдинги. Экспертные проблемы формирования и обеспечения развития. — URL: https://www. lawmix.ru/commlaw/483 (дата обращения 15.02.2016).

12. Солоненко А.А. Единая учетная система группы взаимосвязанных организаций: дисс. ... доктора экон. наук: 08.00.12. — Нижний Новгород, 2014.

организационно-экономические подходы построения системы контроллинга

К.Е. Завьялов,

аспирант кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Санкт-Петербургского государственного экономического университета,

kira-rus74@mail.ru

В статье рассматриваются основные подходы построения системы контроллинга. Автором, выделены наиболее характерные черты каждого подхода, обозначены ключевые концепции, проанализированы функции систем контроллинга, рассматриваемые зарубежными и отечественными специалистами данной проблемы.

Ключевые слова: контроллинг, концепции контроллинга, менеджмент, система контроллинга, управление предприятием

УДК 65.011 ББК 65.05

В условиях постоянно меняющейся внешней конъюнктуры рынка и изменчивости потребительских требований, организации необходимо создание эффективного и современного механизма реагирования на текущие изменения. Таким механизмом может выступать система контроллинга.

В настоящий момент существует множество дефиниций контроллинга, представленных разными концепциями и авторами. Так, например, Н.А. Харитонова и Д.С. Медведева определяют контроллинг как «комплексную систему управления организацией, направленную на координацию взаимодействия систем менеджмента и контроля их эффективности» [1]. Бугаенко Л.В. определяет контроллинг как «не что иное, как услуга, сервис для руководителей, т.е. контроллинг можно рассматривать как товар» [2], авторское определение контроллинга предложено в конце статьи после рассмотрения существующих подходов и функций.

Каждое предприятие стремиться повысить уровень своей конкурентоспособности:

• в условиях меняющихся потребностей на производимую продукцию и услуги;

• возрастающей ролью социальной ответственности перед обществом;

• с развитием процессов глобализации и интеграции в мировом сообществе и т.д.

В этих условиях возникает потребность во внедрении апробированных эффективных технологий. К разряду таких технологий можно отнести внедрение системы контроллинга на предприятии. Проанализировав определения ряда авторов, в том числе В.Б. Ивашкевич, Н.Г. Данилочкина, П. Хорвата, Т.

Райхман, Д. Хан и других мы пришли к выводу, что под системой контроллинга можно понимать совокупность организационно-экономических инструментов, обеспечивающих оперативное и стратегическое управление процессами хозяйственной деятельности предприятия.

Система контроллинга включает в себя такие важные структурные компоненты как планирование, анализ, контроль, управленческий учет, сбор информации, сеть информационных потоков. Она служит связующим элементом между различными структурными подразделениями организации, с применением в управлении информационно-технических новинок. Разработанная и адаптированная система контроллинга может стать ключевым компонентом на пути к достижению стратегических целей работы предприятия.

Перед тем как перейти к анализу основных функций контроллинга, определим существующие организационно-экономические подходы и концепции построения системы контроллинга, наиболее часто встречающиеся в отечественной и зарубежной литературе (см. табл. 1).

В литературе сформировались основные концепции контроллинга, каждая из которых имеет свою ориентацию:

• на систему учета: была наиболее востребована с 19301970 годы. Опорной идеей было то что, опираясь на данные бухгалтерского учета подготавливать управленческую информацию для управляющего персонала. На основе учетных данных строились прогнозы и возможные вариации будущих событий.

• на построение информационной системы: данная концепция стремительно развивалась 70-80-е годы XX века, что было

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.